Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОНАРКОТИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНВЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Лариса Витольдовна

На основе историко-культурного анализа рассматриваются культурно-педагогические особенности формирования «пронаркотического культурного поля» в России. Представлен авторский подход к организации профилактической работы со студентами на основе программы студенческого конвента. Описана авторская интегративная методика создания смыслообразующей среды профилактики зависимостей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DOMESTIC CULTURAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS IN THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF ADDICTIONS IN YOUTH

On the basis of historical and cultural analysis discusses cultural and pedagogical peculiarities of formation "ProMarketing cultural field» in Russia. Presents the author's approach to the organization of preventive work with students through the student program of the Convention. The author describes the integrative technique of creating sensemaking environment for the prevention of dependency students

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Экспертная оценка проекта была сформирована в сетевом профессиональном сообществе и заключалась в форме предложений на приобретение моделей коллекции или на изготовление аналогичной продукции сувенирного ассортимента. Обучающемуся удалось найти заказчиков на проект среди руководителей творческих театральных коллективов, что может быть косвенным подтверждением достаточного качества проектной разработки.

Методы исследовательской деятельности по типу проектной информатики вызвали у обучающегося интерес к учебно-познавательному процессу. Практическая реализация предпроектного исследования позволила обучающемуся включиться в процесс дизайнерской инно-ватики: помимо образа моделей и технологии декоративной отделки изделий из сукна были предложны идеи по утилизации концевых остатков текстильных материалов и межлекальных выпадов. Реализация результата предпроектного исследования в образцах моделей одежды продемонстрировала углубление профессиональной компетентности, до этого ограниченной форматом типового дизайн-проекта: обучающийся получил первичный навык работы с малой пластической формой и далее - опыт формирования коммерческой ценности авторской идеи и авторского изделия. Необходимость критической оценки проектного предложения среди профессионалов сообщества обеспечила обучающемуся возможность получения адекватной оценки личного творческого концепта и значительно скорректировала его представления о работе с заказчиком.

Исследовательская деятельность, как форма научной работы, способствует моделированию проектного процесса, в ходе которого наилучшим способом реализуются критерии сформированности профессиональных компетенций дизайнера одежды:

- разрабатывать и воспроизводить в формате общепризнанных представлений о прекрасном новый символ (объект костюмного дизайна), понятный и воспринимаемый многими;

- осуществлять корреляцию вариантов решений проектной задачи по принципам дизайнерской критики;

- предлагать адекватные идеи, обладающие степенью соответствия и практической применимости результата для заданного производственного

цикла, а также степенью диссеминации (распространения, социальной применимости варианта) для заданного целевого сегмента;

- ощущать, сохранять и продвигать традицию организации средового пространства, в котором осуществляется проектно-творческая деятельность. Вовлечение опыта исследования в ресурсах сетевых контентов в имитационный проектный процесс повышает уровень базовых компетенций, обозначенных стандартом образования. Мы наблюдаем веерное развитие навыка, когда через решение единой задачи формируется комплекс компетенций. Подобная практика приемлема для синергетического подхода к организации учебных занятий и, безусловно, эффективна для подготовки специалиста, наилучшим образом соответствующего запросам динамично изменяющегося рынка труда.

Опыт коммуникации, приобретённый в сетевых профессиональных сообществах и успешно реализованный обучающимся на всех этапах проектной деятельности, позволяет сделать вывод о его эффективности в системе профессионального дизайн-образования. Владение практиками сетевого взаимодействия способствует качественному формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.

Список литературы

1. Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуализм. Сборник научных трудов ВНИИТЭ - № 52, 1987. [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2 682

2. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учеб. -М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. 304 с.

3. Налиткина О. В. Компетентность^ подход как основа новой парадигмы образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №94. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-kak-osnova-novoy-paradigmy-obrazovaniya

4. Обухов К.Н. Практики использования сети Интернет студентами Удмуртского госуниверситета [Текст]/ Обухов К.Н. // Вестн. Удм. ун-та. Сер.: Человек и общество. 2009. - Вып. 1. - 138-144 с.

Zanina Larisa V., Dr. PED. Sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-don АННОТАЦИЯ

На основе историко-культурного анализа рассматриваются культурно-педагогические особенности формирования «пронаркотического культурного поля» в России. Представлен авторский подход к организации профилактической работы со студентами на основе программы студенческого конвента. Описана авторская интегратив-ная методика создания смыслообразующей среды профилактики зависимостей студентов.

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Занина Лариса Витольдовна

доктор пед. наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

FEATURES OF DOMESTIC CULTURAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS IN THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF ADDICTIONS IN YOUTH

Ключевые слова: пронаркотическое культурное поле, историко-культурная традиция, превентивная педагогика, студенческий конвент, ингрессия, смыслообразование.

ABSTRACT

On the basis of historical and cultural analysis discusses cultural and pedagogical peculiarities of formation "ProMarketing cultural field» in Russia. Presents the author's approach to the organization of preventive work with students through the student program of the Convention. The author describes the integrative technique of creating sensemaking environment for the prevention of dependency students.

Keywords: prosecutionthe cultural field, historical and cultural tradition, preventive pedagogy, student Convention, ingrassia, meaning.

Рассматривая проблему профилактики зависимостей в молодежной среде, следует подчеркнуть, что данная проблема (являясь междисциплинарной проблемой) включает несколько взаимосвязанных методологических подходов: медицинский, социологический, педагогический, юридический, психологический и философский. Рассматривая философско-культурологический аспект проблемы профилактики зависимостей, следует остановиться на исследованиях, определяющих в качестве смыслового ядра культуры понятие «пронаркотическое культурное поле» (Ловчев В. М.). Сущность данного подхода заключается в том, что культура рассматривается как единство ценностей, ритуалов (обычаев) и символов, каждый из элементов которой является обязательным для полноценного функционирования культуры, в первую очередь рассматривалась вершина культуры, ее ценности, отраженные в произведениях литературы и искусства. Именно они обладают максимальной жизнеспособностью, транслируются в последующие века через систему образования,театрализованные постановки и экранизации, цитирование в произведениях искусства последующих веков (что особенно типично для культуры постмодернизма) [4, с. 5]. Пронаркотическое культурное поле, с одной стороны, рассматривается как логическая абстракция, составляющая проалкогольную (наркотическую) смысловую нагрузку как шедевров, так и произведений массовой культуры, с другой - существует реально, воспроизводится (в частности, выражается в проалкоголь-ном поведении, в следовании алкогольным ритуалам) и имеет тенденцию к расширению и «украшает» себя символами (проалкогольными, пронаркотическими и пр.) [4,с.11].

Пронаркотическое культурное поле складывалось параллельно со становлением культуры, и этот процесс имеет свои исторические особенности. В классической (греко-римской) древности и в Средневековье целостное пронаркотическое культурное поле отсутствовало. Окончательное оформление пронаркотического культурного поля заключается в том, что проалкогольная традиция распространила свое влияние на все сферы духовной культуры: литературу, живопись, скульптуру и др. Этот период приходится на последние десятилетия эпохи Возрождения (XVI век) и пронаркотическое культурное поле сыграло активную роль в культуре Европы в XVII и продолжает ее играть в начале XXI вв. путем пронаркотической реинтерпретации шедевров мировой культуры (публикация классических текстов, экранизация шедевров мировой литературы, структурирование учебного процесса и т.п.), которые воспринимаются со значительной пронаркотической добавкой. Технические достижения конца XX - начала XXI вв.: Интернет, массовое распространение техники, воспроизводящей кинопродукцию и др. - суще-

ственно расширили возможности по наращиванию пронаркотического культурного поля, способствуя распространению пронаркотической традиция вширь: старые легальные наркотики (алкоголь, табак) приобретают новые культурные формы влияния (специализированные театры и музыкальные группы, музеи).

Следует отметить, что в России аналогичные явления проявились значительно позже - в первую половину XIX. Два крупных культурных переворота (Крещение Руси и Реформы Петра Великого) означали, в том числе, взаимодействие с иноземными моделями винопотребления (конец Х века) и с развитыми традициями табакокурения и потребления крепких алкогольных изделий (конец XVII - начало XVIII вв.). При этом в указанные периоды про-наркотические элементы в европейской духовной культуре играли значительно бОльшую роль, чем в российской, не смотря на то, что давление отражалось как в форсированном внедрении в российскую ментальность новых пронаркотических идей и образов, так и в актах государственной власти, способствующих росту пронаркотических практик (легализация курения в 1697 году). Вместе с тем следует подчеркнуть, что начиная со второй половины 1890-х годов, на Руси трезвенное движение становится массовым. Крестьяне принимали решение не употреблять вина, нарушители подвергались денежным штрафам и телесным наказаниям. В ряде губерний начался массовый погром питейных заведений. В 1912 году прошел Московского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, организованный православным духовенством, одним из решений которого стало установление в стране трезвенного праздника - 23 августа. Опыт Русской Православной Церкви по профилактике и противодействию пьянства в начале XX века лег в основу одного из направлений ее социального служения сегодня [1].

На рубеже XX-XXI веков пронаркотическое культурное поле в России усиливается в связи с появлением множества видов психоактивных веществ (далее ПАВ). При этом употребление наркотиков теряет маргинальный характер и перестает быть атрибутом определенных субкультур, становясь распространенной социальной практикой. Общество от наивного любопытства переходит к более взвешенному «пробованию», «экспериментированию» с ПАВ. Однако формирование эффективных профилактических стратегий проходит с трудностями. Это объясняется недостатком теоретически строго обоснованных моделей противодействия наркотизации, отсутствием достаточного количества апробированных профилактических техник, неточным определением объекта воздействия и т.д. Кардинальная проблема распространения ПАВ в России состоит в несоответствии характера нашей профилактики такому глубинному социальному явлению,

как массовое стремление людей модулировать свое психофизиологическое состояние. Перенесенные же на российскую почву, в большинстве своем без серьезной предварительной адаптации, западные технологии борьбы с наркоманией оказываются малоэффективными при их использовании в нашей стране. Тяжесть алкогольной и наркотической ситуации в России требует построения новых теоретических конструктов для изучения причин наркотизации и создания новой концептуальной модели, позволяющей по-новому осмыслить механизмы распространения ПАВ. В этой связи важнейшая научно-практическая задача - определение ресурса для формирования новой базы профилактических программ.[5] При этом одной из важнейших задач является создание профилактических программ, содержательное наполнение которых формируется сочетанием приоритетного учета российской специфики потребления ПАВ, особенности нормативно-правового сопровождения профилактической деятельности и одновременным использованием достижений профилактических зарубежных программ профилактики зависимостей. Становимся подробнее на особенностях российской системы первичной профилактики зависимостей в молодежной среде.

Учитывая особенность российской системы образования, которая основывается на достижения российской педагогической наук, едва ли не единственной в мире включающей в качестве самостоятельного предмета исследования процесс воспитания, следует рассматривать феномен ингрессии прогрессивных отечественных педагогических изысканий, гуманистических традиций в современную мировую культуру. Иными словами, российская система развивающаяся система, учитывающая мировые тенденции, но сохраняющее собственную идентичность. К сожалению, в период проведения в России нынешней реформы образования часто наблюдается некритичное отношение управленческих структур к зарубежному опыту в ущерб отечественному, слепое копирование западного образовательного формата, ведущее к девальвации отечественных педагогических и общественных традиций, размыванию ментальных особенностей образования. Изучая зарубежный опыт, необходимо популяризировать достижения отечественной педагогики на мировом уровне [7].

Следует остановиться на уровни профилактической деятельности, которая, в зависимости от уровня проблемы и контингента, с которым проводится профилактическая работа, делится на первичную, вторичную и третичную [2]. При этом, первичная профилактика зависимости от ПАВ имеет целью предупредить начало употребления ПАВ лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой; ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи и стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть зависимость. Мы полагаем, что именно этот тип профилактики - первичная - и является, прежде всего, предметом изучения превентивной педагогики. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ является избирательной, ориентирована либо на лиц, пробовавших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в ее начальной стадии. Третичная профилактика заключается в лечении людей (настоящих наркоманов, алкоголиков и пр.), уже в полной мере употребляющих ПАВ и уже полностью зависимых от

них. Её цель заключается в прекращении употребления наркотиков и предупреждение дальнейших ухудшений в организме человека. Последние годы специалисты в области профилактики также употребляют термины: «профилактика», «снижение вреда» и «реабилитация», которые соответствуют трем рассматриваемым в работе формам профилактической работы.

Анализ практики профилактики отклонений позволяет сделать вывод о том, что поиском путей решения этой проблемы занимаются отечественные психологи, юристы, социологи, медики. Однако, учитывая особенности отечественной педагогической науки, возможен вывод о том, что именно педагогический аспект предупреждения возникновения зависимостей в поведении индивида является определяющим, что подтверждается возникновение и развитием в теории и практике профилактики зависимостей нового направления - «превентивная педагогика».

Рассмотрим научные определения сущности превентивной педагогики: (от лат. рrеventus - предупредительный) - педагогика, которая изучает причины формирования и развития отклонений в поведении человека и методы их предупреждения, преодоления, исправления; наука, изучающая пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи; (от англ. preventive - принуждение) педагогика, исследующая вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами; профессиональная социально-педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения (предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких-либо негативных качеств, привычек; превентивная педагогика изучает пути и способы предупреждения социальных отклонений среди молодежи и пр.

Поскольку приведенные определения находятся между полюсами: предупреждении — принуждение, для уточнения сущности данной отрасли педагогической науки обратимся к рассмотрению места превентивной педагогики с системе педагогики: Гонеев А.Д. и др. определяют превентивную педагогику как новое научное направление в общей педагогике; И.П.Подласый указывает на связь превентивной и коррекционной педагогики которая относится к специальной педагогике, изучающей проблемы воспитания аномальных, т. е. с различными недостатками детей; превентивная педагогика как принудительное воспитание, перевоспитание правонарушителей, вместе с семейной и профилактической педагогикой является отраслью социальной педагогики; превентивная педагогика — отрасль педагогики, изучающая частные вопросы воспитания и обучения. Актуальным является рассмотрение превентивной педагогики на границе наук, а ее наивысшее значение заключается в том, что она выступает их координационным центром в формировании условий становления личности, иммунно устойчивой к возникновению зависимости.

Объектом превентивной педагогики выступает совокупность существующих явлений маргинального характера, распространенных среди молодежи. Предметом превентивной педагогики является:

1) причины, условия и факторы социальных отклонений среди несовершеннолетних, молодежи,

2) сущность и закономерности социальных отклонений, 3) пути, способы предупреждения и преодоления отклонений в поведении. Задача превентивной педагогики:

1) научное изучение детерминант, условий и факторов, способствующих той или иной степени отклонением в поведении,

2) научный анализ природы асоциального поведения, ее тенденций и закономерностей;

3) исследование социально-психологических механизмов деформации личности на разных этапах развития,

4) разработка комплексной системы мер, форм и методов ранней профилактики отклонений в поведении и их предупреждению;

5) научное прогнозирование социальных отклонений, создания научно обоснованных прогностических моделей типовой личности правонарушителя, объектов и субъектов профилактики, помогает управлять ее процессом.

Методы исследования, используемые превентивной педагогикой: - педагогические (изучение педагогической документации, создание педагогических ситуаций) -социологические (тестирование, наблюдение) - криминологические (криминальная статистика) - математические (моделирование, математическое обработки статистических данных) - медицинские (методы диагностики).

Превентивная педагогика имеет тесные связи в отраслями педагогической науки: с историей педагогики проявляется в рассмотрении этапов становления и развития проблемы предупреждения отклонений в нравственном развитии несовершеннолетних: с дошкольной педагогикой в выявлении отклонений в раннем возрасте индивида и закономерности этого процесса; с воспитательно-трудовой педагогикой заключается в совместном разработке педагогических мероприятий ресоциализации и реадаптации, а также в исследовании закономерностей морального развития; с дефектологией — в исследовании этимологии мотивов, особенностей проявления и меры предупреждения отклонений в поведении среди детей и подростков с явно выраженными отклонениями; с педагогикой высшей школы — в разработке проблемы морально-правового воспитания студенческой молодежи, профилактики алкоголизма, наркомании, проституции.

Кроме того, превентивная педагогика связана с рядом наук: с психологией - в использовании данных общей, возрастной, социальной психологии, а также изучение этапов и механизмов антиобщественной деформации личности молодого человека, при определении взглядов, ценностей, мотивов поведения; с философией - в исследовании природы и сущности социальных отклонений, связь с другими явлениями общества, выяснения детерминант, закономерностей, тенденций развития; с социологией - в использовании информационных данных, тенденций в развитии обществ; с медициной проявляется на знании медицинских основ наркомании, алкоголизма, сексологии, сексопатологии.

Фактически превентивная педагогика призвана создавать альтернативу пронаркотическому культурному полю. Мы полагаем, что методологически данный подход основывается на концепции Позитивного большинства, которая основана на анализе существующих практик пер-

вичной профилактики аддиктивного поведения и направлена на выявление и развитие общих для ребенка и общества интересов, а не на запугивание или насильственное внедрение ценностей общества, через отрицание ценностей ребенка (О.В.Зыков О.В. и др.) [6]. Понятие «большинство» - это не количественный, а качественный показатель степени влияния «значимых других», ценности которых молодой человек готов услышать и принять, это «значимые другие» которые могут помочь молодому человеку реализовать его главную задачу - предъявить себя миру, занять достойное место в этом мире [6].

Эта концепция была углублена и доработана с учетом особенностей студенческой молодежи и получила воплощение на основе интегративной методике создания смыслообразующей среды профилактики зависимостей среди студентов, разработанной коллективом ученых Южного федерального университета под руководством автора [3]. Методика прошла апробацию в 2014 и 2015 гг. на базе практик ЮФУ «Лиманчик» (п. Абрау-Дюрсо Краснодарского края) в рамках программы Студенческого конвента «*зависимость#ЮФУ.пеЪ>, в основе которого определена идея временного сообщество студентов и преподавателей. Функционирование такого сообщества моделируется на основе нового подхода к профилактике наркозависимости - опыта проживания ситуаций смысло-творчеств, обеспечивающего становление личности иммунной к зависимости.

Программы студенческого конвента *зависи-мость#юфу.net Программа включает четыре модуля: «Ломаем старые стереотипы и формируем новые», «Познаем себя и других», «Учимся взаимодействовать», «Поддерживаем других, помогаем другим». В рамках программы студенческого конвента студенты становятся участниками целой серии обучающих семинаров, семинаров-практикумов, тренингов коммуникации, формирующих опыт позитивного мироощущения вне зависимости и др.. Для достижения высокого уровня смыслообразующей мотивации студентов в моделируемой информационно-корректиру-юще-развивающей образовательной среде необходимо было создать психолого-педагогические условия, обеспечивающих актуализацию, развитие (а в отдельных случаях - коррекцию) у студентов механизмов рефлексии и саморазвития, на основе использования рефлексивных, ценностно-ориентированных коммуникативных, технологий, направленных на решение основной цели: формирование критериально-нормативных личностных ценностных ориентаций студентов, заключающихся в приоритете ценностей саморазвития, самопознания, самореализации в жизни, обеспечивающих становление личности, иммунной к зависимостям.

Литература

1. Васильева В.А. Пьянство как социальная девиация и участие русской православной церкви в его профилактике: социально-религиозный аспект. Авто-реф......канд.философ. н. - Москва-2012. - 24 с.

2. Занина Л.В. Педагогические аспекты профилактики зависимостей среди учащихся и молодежи / Материалы V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня». 30-31 марта 2015 г. Т.2 - North Cyrleston, USA. - с. 30-38

3. Интегративная методика создания смыслообраую-щей среды профилактики зависимостей студентов: учебно-метод. пособие /Л.В.Занина и др. - М.: Кредо, 2014 - 36 с.

4. Ловчев В.М. Проалкогольные и антиалкогольные традиции в европейской культуре: становление и современные социокультурные практики: автореферат дис.... докт. историч. Н. - Казань, 2013. - 48 с.

5. Моисеева В.В. Религиозность как социальный ресурс профилактики наркотизации в молодежной

среде: автореф.....канд. социол. Н. - Москва -2009.

- с. 14

6. Профилактика патологических форм зависимого поведения в трех томах. Под общей редакцией О.В. Зыкова. Том I. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика). - М: РБФ НАН, 2010. - 342 с.

7. Ульянова И.В. Ингрессия прогрессивных отечественных педагогических традиций в современную культуру. http://www.national-science.ru/ files/ Arhiv/12-13.09.2014/p1.pdf#page=73

УЧЕБНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Казакова Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, Институт филологии, культурологи и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Г. Екатеринбург

TRAINING COURSE "CULTURE OF TOLERANCE" THE VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES BACHELOR

Svetlana Kazakova, Ph.D., Associate Professor, Institute of Philology, Cultural Studies and Intercultural Communication VPO "Ural State Pedagogical University", Ekaterinburg АННОТАЦИЯ

В статье представлена авторская программа курса «Культура толерантности» для студентов-бакалавров педагогических вузов. Раскрываются цель, задачи, планируемые разультаты и содержание курса; представлена форма отчетности, позволяющая выявить степень освоения дисциплины. ABSTRACT

The paper considers the program of the course "Culture of Tolerance" for undergraduate students of pedagogical universities. Disclosed purpose, objectives, planned produce nitrates and course content; Reporting Form is presented, which allows to identify the degree of development of the discipline.

Ключевые слова: курс, профессиональная подготовки, образование, поликультурное образование, межэтническая толерантность, студенты-бакалавры.

Ключевые слова: course, training, education, multicultural education, inter-ethnic tolerance, undergraduate students.

Процессы глобализации, охватившие весь мир, изменили принципы и формы отношений между государствами. Новые условия развития мирового сообщества требуют повышения уровня полиэтничности и поликон-фессиональности населения во всех регионах мира.

Одним из самых сложных в этническом отношении мировых регионов, по мнению ученых, является Россия, где традиционно проживают 150 народов и народностей [2]. Актуальными вопросами для современной России становятся вопросы, связанные с национальным самосознанием, статусом родного языка, взаимоотношением между народами, имеющие различные культурные традиции и вероисповедания и проживающие на одной территории, национальной стабильностью в обществе.

Исследователи считают, что «поликультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения» [1, с.3]. Все это подчеркивает актуальность и значимость поликультурного образования, целью которого является формирование «нового человека», способного жить и творить в поликультурной среде.

В современных условиях актуализируется проблема подготовки педагогических кадров, способных

успешно работать в поликультурном образовательном пространстве. Исходя из этого, для студентов-бакалавров 3-го курса Уральского государственного педагогического университета был разработан учебный курс «Культура толерантности».

Цель данного курса - обеспечить профессиональную готовность студентов-бакалавров к деятельности в поликультурной среде.

В задачи курса входит:

1. показать толерантность как ключевую проблему современного мира;

2. познакомить с теоретическими основами (основными философскими и религиозными учениями и психологическими концепциями) толерантности;

3. сформировать представление о сущности толерантности в поликультурной образовательной среде;

4. формировать установку на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении;

5. познакомить с методологической основой поликультурного образовании;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.