ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ THEORY, METHODOLOGY AND HISTORY OF SOCIOLOGY
5.4.2
5.4.1
Теория, методология и история социологии Theory, Methodology and History of Sociology
Экономическая социология (социологические науки)
Economic Sociology
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-133-142 УДК: 338.242.2 ГРНТИ: 04.15
EDN: RYESJX
Особенности отечественных и зарубежных критериев и показателей оценки эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях (на примере дискурса международных форумов и высказываний первых лиц государств)
П.Ш. Шихгафизова ©, Е.И. Боричевскаяb ©, П.Д. Коленкина: ©
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются показатели и индикаторы, определяющие эффективность социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях, в рамках НИР «Социальные механизмы формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях». Вначале работы рассматриваются принципы, правила и инструменты построения доверительных отношений в экономике на примере дискурса международных форумов и высказываний первых лиц государств. Вместе с тем, отмечается, что во внутренней политике первые лица государств рекомендуют управленцам применять цифровые технологии для построения доверия, например, во время избирательного процесса. Анализируются критерии и показатели доверия в экономических отношениях, что стимулирует экономическое развитие социума, улучшает взаимодействие участников рынка и способствует общему благополучию общества. Как показывают различные исследования, на сегодняшний день можно выделить следующие общие критерии доверия в отечественной и зарубежной практике: надежность индивида, организации, государства; развитие индивида и организации; отсутствие обмана; доброжелательность; понимание и уважение чувств партнеров; выполнение обещаний для дальнейшего сотрудничества. Выводы. На основе проведенного исследования выявлены критерии и показатели, определяющие особенности формирования доверия в экономических отношениях. Авторы делают вывод, что в условиях нестабильного и нелинейно развивающегося общества необходим универсальный способ оценки эффективности механизмов формирования доверия. В качестве такого способа может быть предложена универсальная технология,
которая реализуется на институциональном и персоналистском уровнях и предполагает учет критериев и показателей, формирующихся на пересечении информационно-рефлексивных, ценностно-нормативных, коммуникационно-интерпретационных и деятельностных механизмов в одном социальном поле.
Ключевые слова: доверие, экономические отношения, показатели и критерии, социальный механизм, международные организации, эффективность
Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, по государственному заданию Финуниверситета в 2024 г.
/-N
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Шихгафизов П.Ш., Боричевская Е.И., Коленкина П.Д. Особенности отечественных и зарубежных критериев и показателей оценки эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях (на примере дискурса международных форумов и высказываний первых лиц государств) // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 5. С. 133-142. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-133-142. EDN: RYESJX
V_У
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-133-142
Features of Domestic and Foreign Criteria
and Indicators for Evaluating the Effectiveness
of Social Mechanisms for Building Trust
in Economic Relations
(Using the Example of the Discourse
of International Forums and Statements
by Top Officials of States)
P.Sh. Shikhgafizov3 ©, E.I. Borichevskayab ©, P.D. Kolenkinac ©
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the study. The article discusses indicators and indicators that determine the effectiveness of social mechanisms for building trust in economic relations, within the framework of research "Social mechanisms for building trust in transforming economic relations". At the beginning of the work, the principles, rules and tools for building trust relations in the economy are considered on the example of the discourse of international forums and statements by top officials of states. At the same time, it is noted that in domestic politics, top officials of states recommend managers to use digital technologies to build trust, for example, during the electoral process. The criteria and indicators of trust in economic relations are analyzed, which stimulates the economic development of society, improves the interaction of market participants and contributes to the general well-being of society. As various studies show, today the following general criteria of trust can be distinguished in domestic and foreign practice: reliability of an individual, organization, state; the development of the individual and the organization; the absence of deception; goodwill; understanding and respect for the feelings of partners; fulfillment of promises for further cooperation. Conclusions. Based on the conducted research, the criteria and indicators that determine the features of trust formation in economic relations have been identified. The authors conclude that in an unstable and nonlinearly expanding society, a universal way to assess the effectiveness of trust-building mechanisms is necessary. As such a method, a universal technology can be proposed, which is implemented at the institutional and personalistic levels and involves considering criteria and indicators formed at the intersection of information-reflective, value-normative, communication-interpretative and activity mechanisms in one social field.
Key words: trust, economic relations, indicators and criteria, social mechanism, international organizations, efficiency
ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Шихгафизов П.Ш., Боричевская Е.И., Коленкина П.Д. -
Acknowledgments. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds, according to the state assignment of the Financial University in 2024.
FOR CITATION: Shikhgafizov P.Sh., Borichevskaya E.I., Kolenkina P.D. Features of Domestic and Foreign Criteria and Indicators for Evaluating the Effectiveness of Social Mechanisms for Building Trust in Economic Relations (Using the Example of the Discourse of International Forums and Statements by Top Officials of States). Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 5. Pp. 133-142. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-133-142. EDN: RYESJX
-J
ВВЕДЕНИЕ
Эксперты на международных экономических форумах на протяжении многих лет признают решающую роль доверия в достижении экономической стабильности и роста. В своих выступлениях они не только затрагивают проблему важности доверия в экономике, но и в том числе описывают принципы, правила и инструменты построения доверительных отношений в экономической среде.
Для выявления подобных рекомендаций был проведен дискурсивный контент-анализ материалов, содержащих высказывания экспертов международных экономических форумов, а также высказываний глав государств. Изучались материалы, представленные с 2020 по 2024 г. Целью анализа было описание дискурса предлагаемых правил (принципов) и способов преодоления кризиса доверия в экономике согласно высказываниям политических деятелей, а также экспертов международных форумов.
В результате были проанализированы материалы ряда международных форумов (Гайдаровский форум, «Россия зовет!», Мюнхенская конференция по безопасности, Петербургский международный экономический форум, Неделя российского бизнеса, Astana Club, Восточный экономический форум, Всемирный экономический форум, Международный муниципальный форум БРИКС+, Боаоский азиатский форум), а также высказывания первых лиц государств (Владимир Путин (Российская Федерация), Жаир Мессиас Болсонару (Бразилия), Дональд Трамп (США), Джо Бай-ден (США), Си Цзиньпин (Китай), Серджо Маттарелла (Италия), Тосимицу Мотэги (Япония), Андрее Мануэль Лопес Обрадор (Мексика), Есимаса Хаяси (Япония), Альберто Фернандес (Аргентина), Скотт Моррисон (Австралия), Пенни Вонг (Австралия), Салман ибн Аб-дул-Азиз Аль Сауд (Саудовская Аравия), Йене Стол-тенберг (генеральный секретарь НАТО), Жюли Пейетт (Канада), Джастин Трюдо (Канада), Мэри Саймон (Канада), Ангела Меркель (Германия), Олаф Шольц (Германия), Эмманюэль Макрон (Франция), Дмитрий Иванович Кулеба (Украина), Александр Вучич (Сербия), Дмитрий Сергеевич Песков (Российская Федерация), Нарендра Моди (Индия), Драупади Мурму (Индия), Субраманьям Джайшанкар (Индия), Мун Чжэ Ин (Южная Корея), Юн Сок Ёль (Южная Корея), Борис Джонсон (Великобритания), Лиз Трасс (Великобритания), Риши Сунак (Великобритания), Дмитрий Медведев (Российская Федерация), Джоко Видодо (Индонезия), Реджеп Тайип Эрдоган (Турция), Папа Римский-Франциск (Ватикан)).
Всего было выделено две основные категории анализа:
1) правила и принципы выстраивания доверительных отношений в экономике (политике и иных сферах);
2) инструменты выстраивания доверительных отношений в экономике (политике и иных сферах).
ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ ВЫСТРАИВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ (ПОЛИТИКЕ И ИНЫХ СФЕРАХ) (НА ПРИМЕРЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПЕРВЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВА)
Среди основных принципов (правил) установления системы доверия в международных отношениях, которые выделяли первые лица государств, следует назвать принцип ориентации на совместные, коллективные усилия по решению общих проблем (об этом в том числе говорил Нарендра Моди (Индия) на собрании «Большой двадцатки»1), принцип ориентации на диалог и обоюдную выгоду (так говорил об отношениях России с другими странами Владимир Путин (Россия)2), а также принцип приоритетного следования национальным интересам (о таких приоритетах в международной политике заявлял и Александр Вучич (Сербия)3). Также в ходе анализа были выявлены и иные принципы (правила):
• верховенства закона и надгосударственных институтов;
• недопущения политизации и развешивания ярлыков при решении мировых проблем (например, пандемии);
• возможности идти на уступки и налаживать нормальные отношения даже с неудобными партнерами;
• отказа от показушных саммитов и встреч;
• «доверяй, но проверяй», подготовка к наихудшему исходу событий;
• честности и открытости, плюрализм мнений и представительности.
Представители руководства стран также иногда обращали внимание и на инструменты, с помощью которых возможно укреплять доверие между субъектами экономических (и не только) отношений. Так, в области международных отношений был выделен
1 Премьер Индии на саммите G20 призвал преодолеть дефицит доверия ме^ду странами // ТАСС. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/18691557 (дата обращения: 23.05.2024).
2 Путин назвал отношения с ближайшими соседями наиболее важными для России // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/20392881 (дата обращения: 22.05.2024).
3 Вучич заявил, что будет принимать решения в интересах Сербии Ц NEWS.ru. URL: https://news.ru/europe/vuchich-zayavil-chto-budet-prinimat-resheniya-v-interesah-serbii/ (дата обращения: 22.05.2024).
такой инструмент как межправительственные консультации (так о них говорил Олаф Шольц (Германия) про установление экономических отношений с Китаем4), а в сфере внутренней политики - внедрение цифровых технологий во взаимодействие с населением (например, об этом говорил Владимир Путин (Россия) по отношению к росту доверия населения к выборам за счет внедрения избирательными комиссиями цифровых технологий5).
На международных форумах эксперты в различных областях общественной выделяли ряд принципов и правил выстраивания экономических (политических и иных) отношений. Среди них можно отметить три главных принципа, обозначаемых экспертами: принцип выстраивания доверительных отношений в период преобразований (например, такой принцип отмечал Алексей Кудрин, Член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, говоря о реформах во внутренней политике)6, принцип выстраивания диалога, сохранения дружеских отношений (об этом говорил Нурсултан Абишевич Назарбаев, бывший Президент Казахстана, отмечая важность этого принципа для противодействия общемировым угрозам)7, принцип приоритетной ценности человеческой жизни и прав человека (например, об этом как о предпосылке прогресса человечества говорил Си Цзиньпин, Председатель Китайской Народной Республики)8.
Также экспертами на международных форумах были выделены и другие важные принципы (правила):
• работы не для начальства, а для граждан;
• поддержания в коллективе лояльности и энтузиазма;
• объединения, несмотря на культурные различия;
• сотрудничества;
• координации совместных действий для поддержания общей безопасности;
• взаимодействия, несмотря на различия в интересах;
• свободного определения пути развития государства;
• развития конкурентных преимуществ, научного и технологического потенциала;
• защиты интересов бизнеса;
• поддержки развивающих стран; принцип взаимоуважения;
• регионализации, создания собственной зоны влияния;
4 Шольц: Германия не будет снижать свои экономические отношения с Китаем // EurAsia Daily. URL: https://eadaily. com/ru/news/2023/06/21/germaniya-ne-budet-snizhat-svoi-ekonomicheskie-otnosheniya-s-kitaem-sholc (дата обращения: 21.05.2024).
5 Путин назвал причины роста доверия к выборам и избирательной системе России // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231115/ vybory-1909639959.html (дата обращения: 22.05.2024).
6 Главные выводы Гайдаровского форума // Эксперт Урал. URL: https://expert-ural.com/articles/glavnie-vivodi-gaydarovskogo-foruma-2.html (дата обращения: 24.05.2024).
7 Astana Club: от диалоговой площадки до экспертно-полити-ческого форума // zakon.kz. URL: https://www.zakon.kz/stati/ 5091416-astana-club-ot-dialogovoy-ploshchadki.html (дата обращения: 25.05.2024).
8 Полный текст речи председателя КНР Си Цзиньпина на церемо-
нии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского фо-
рума 2022 года // RUSSIAN.NEWS.CN. URL: https://russian.news.
cn/20220421/b9636a7570754147aca06d32eld3a991/c.html (дата
обращения: 27.05.2024).
• формирования открытой мировой экономики в соответствии с тенденциями экономической глобализации;
• сохранения суверенитета; принцип многосторонности.
Среди многочисленных высказываний на международных форумах можно также выделить несколько инструментов по выстраиванию доверительных отношений в различных сферах общественной жизни, выдвигаемых их участниками. Эксперты выделяли данные инструменты как в области внутренней политики, так и в области внешних политических отношений. Основными инструментами по выстраиванию доверительных отношений в области внутренней политики являются: политические инструменты защиты частных лиц и инвесторов от произвола чиновников и банка (данный инструмент отмечал Юрий Данилов, ведущий научный сотрудник РАНХиГС)9, новые цифровые платформы для обеспечения быстрой и качественной связи органов власти с гражданами (о таких платформах и их важности говорил Алексей Шапошников, Председатель Московской городской думы)10, формализованные инструменты и площадки взаимодействия бизнеса и государства (о них говорил Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей)11.
Кроме того, экспертами был выделен ряд других инструментов в области внутренней политики:
• привлечение учителей и врачей в качестве исполнителей нацпроектов;
• создание экспертизы для контроля социальных медиа; уменьшение регуляторного давления на бизнес;
• использование искусственного интеллекта в системе государственного управления.
ИНСТРУМЕНТЫ ВЫСТРАИВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Среди предложенных на международных экономических форумах инструментов повышения доверия в сфере международных отношений можно также выделить три главных инструмента: проведение форумов для обеспечения диалога между странами (о данном инструменте как о двигателе мировой экономики говорил президент РФ Владимир Владимирович Путин)12, использование новых технологий для улучшения военного потенциала страны с целью сдерживания любого противника и сохранения мира (например, о них говорил бывший премьер-министр Великобритании Борис
9 Иларионова Т.С. О России, мире и вызовах нового десятилетия // Государственная служба. 2020. № 1 (123). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-rossii-mire-i-vyzovah-novogo-desyatiletiya (дата обращения: 29.05.2024).
10 Там же.
11 Недели российского бизнеса завершились съездом РСПП с участием Президента РФ Владимира Путина // Недели российского бизнеса. URL: https://nrb-rspp.ru/news/item/1003-nedeli-rossiyskogo-biznesa-zavershilis-s-ezdom-rspp-s-uchastiem-prezidenta-rf-vladimira-putina.html (дата обращения: 23.05.2024).
12 О форуме // Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). URL: https://forumspb.com/about/71ang-ru (дата обращения: 22.05.2024).
Шихгафизов П.Ш., Боричевская Е.И., Коленкина П.Д. -
Джонсон)13, создание системы постоянных консультаций на равных условиях для всех государств (такой инструмент отмечал председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин)14.
Экспертами на международных форумах был также выведен ряд других инструментов, способствующих установлению доверительных отношений в международной сфере:
• различные форматы взаимодействия групп стран, объединенных общими интересами;
• договоры, позволяющие достичь сотрудничества и обеспечения всеобщей безопасности, и медицинская помощь другим государствам.
В итоге, на основе проведенного анализа высказываний экспертов на международных экономических форумах, а также высказываний первых лиц государств, был выведен ряд рекомендаций для отдельных субъектов экономических отношений.
Первые лица государств, в основном, акцентировали внимание на создании атмосферы доверия на международном уровне, поэтому их рекомендации и относились больше к лицам, принимающим ключевые решения на мировой арене. К такого рода рекомендациям можно отнести:
• необходимость проведения международной экономической политики на основе принципов сотрудничества, честности и открытости, верховенства закона, недопущения политизации при решении мировых проблем и ориентации на их общее решение;
• использование межправительственных консультаций для выработки общей траектории развития экономических отношений.
Во внутренней политике первые лица государств рекомендуют управленцам применять цифровые технологии для построения доверия, например, во время избирательного процесса.
Экспертами в различных областях общественной жизни, принявшими участие в международных форумах, также был дан ряд рекомендаций, большая часть из них была адресована главам правительств, однако присутствовали рекомендации и для государственных служащих и представителей бизнеса.
Главам правительств при осуществлении внутренней политики научные и государственные деятели рекомендовали:
• обучить политиков использовать данные социальных наук, чтобы внедрять решения острых проблем на основе прошлых событий;
• внедрить политические инструменты для защиты частных лиц и инвесторов, которые могли бы их защитить от произвола чиновника и банка;
• формировать доверительные отношения с бизнесом, объясняя компаниям как лучше себя вести, чтобы избежать получения штрафов.
Представители бизнеса порекомендовали главам правительства при осуществлении внутренней поли-
13 Джонсон заявил о готовности союзников США делить бремя решения главных мировых проблем // ТАСС. URL: https://tass. ra/mezhdunarodnaya-panorama/10747113 (дата обращения: 21.05.2024).
14 Мир завис в неопределенности, но Азия ему поможет // Sputnik. URL: https://ru.sputnik.kg/20210425/china-kosyrev-mnenie-mir-1052259371.html (цата обращения: 28.05.2024).
тики отдать принятие решений системам искусственного интеллекта во избежание коррупции.
В сфере внешней политики главам правительства был дан ряд рекомендаций от деятелей культуры и политики:
• стремление к диалогу и кооперации при решении возникающих проблем в сфере международных отношений;
• необходимость исключения из программы восстановления сокращения расходов на развивающиеся страны, увеличение количества инвестиций;
• использование межправительственных консультаций на равных условиях для поддержание всемирного доверия и обеспечение всеобщей безопасности;
• повышение интенсивности работы с дружественными странами, особенно по направлению развития технологий.
Российским государственным служащим иностранные государственные и общественные деятели рекомендовали: изменить направленность своей деятельности - работать «не для начальства», а для граждан.
Представителям российского бизнеса зарубежные коллеги дали рекомендацию для повышения эффективности работы организаций, выраженную в необходимости уделять особое внимание поддержанию лояльности и энтузиазма в коллективе, предоставляя сотрудникам возможность обучаться и развиваться, а также ощущать свою ответственность.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Продолжая измерять принципы, правила и инструменты построения доверительных отношений в экономике нами были проанализированы критерии и показатели доверия в экономических отношениях. В условиях функционирования социальных институтов оценка эффективности социально-экономических механизмов формирования доверия в экономических отношениях является важным аспектом исследований в отечественной и зарубежной практике. Такой вид доверия стимулирует экономическое развитие социума, улучшает взаимодействие участников рынка и способствует общему благополучию общества [2].
Так, анализ теоретических отечественных подходов к исследованию доверия позволил выделить пять критериев эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях: источник доверия, основа доверия, условия (контекст) доверия, последствия доверия и планы в части дальнейшего доверия.
Источник доверия показывает особенности формирования доверия между индивидами или организациями (то есть как формируется доверие (откуда)). Основа доверия, в свою очередь, определяет ценности, нормы и ожидания от данного процесса. Условия или контекст доверия рассматриваются как факторы, создающие благоприятную среду для развития определенных доверительных отношений в различных проявлениях. Последствия доверия изучаются как результаты соблюдения (положительные аспекты) или нарушения (отрицательные последствия) доверия в экономических
отношениях. Планы с позиции дальнейшего доверия представляют собой стратегии и механизмы, направленные на поддержание и укрепление доверия в будущем.
Таким образом, данные критерии включают в себя ряд показателей и индикаторов для измерения, в част-
ности система показателей и индикаторов эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях, которая характеризует критерии на основе отечественного опыта, представлена в табл. 1 [1].
Таблица 1
Система показателей и индикаторов эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях (с точки зрения отечественного опыта) [A system ofindicators and indicators ofthe effectiveness of social mechanisms for building trust in economic relations (from the point ofview ofdomestic experience)]
Критерии [Criteria] Показатели оценки эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях [Indicators for evaluating the effectiveness of social mechanisms for building trust in economic relations] Индикаторы [Indicators]
Источник доверия [A source of trust] Особенности формирования доверия между индивидами или организациями [Features of the formation of trust between individuals or organizations] • Для успешного формирования доверия важно предотвратить конфликты. Открытое (в том числе доброжелательное) общение устанавливает взаимопонимание и служит основой для долгосрочных доверительных отношений [То successfully build trust, it is important to prevent conflicts. Open (including friendly) communication establishes mutual understanding and serves as the basis for long-term trusting relationships] • Способность соблюдать свои обязательства и быть надежным человеком также служит одним из источников доверия. Если индивид или организация не выполняют обещания, это оказывает сильное влияние на отрицательный уровень доверия [The ability to honor one's obligations and be a reliable person also serves as one of the sources of trust. If an individual or an organization does not fulfill promises, this has a strong impact on the negative level of trust] • Доверие зачастую формируется на основе взаимной пользы или же выгоды. Взаимная выгода от сотрудничества влияет на способность доверять друг другу [Trust is often formed on the basis of mutual benefit or benefit. The mutual benefit of cooperation affects the ability to trust each other] • Компетентность и профессиональные навыки играют ключевую роль в формировании доверия. Если индивид или организация обладают высоким уровнем знаний и опыта в своей области, это повышает уровень доверия [Competence and professional skills play a key role in building trust. If an individual or organization has a high level ofknowl-edge and experience in their field, this increases the level of trust] • Доверие зачастую формируется на эмоциональном уровне. Эмпатия, взаимопонимание и поддержка укрепляют связь между людьми и формируют долгосрочное доверие [Trust is often formed on an emotional level. Empathy, mutual understanding and support strengthen the bond between people and form long-term trust]
Основа доверия [The basis of trust] Ценности, нормы и ожидания отданного процесса [Values, norms and expectations from this process] • Нормы взаимного уважения способствуют укреплению доверия. Понимание и уважение чувств партнеров является основой для долгосрочных и взаимовыгодных отношений [Norms of mutual respect contribute to building trust. Understanding and respectingthe feelings of partners is the basis for a long-term and mutually beneficial relationship] • Ценности справедливости, этики и социальной ответственности играют важную роль в положительном уровне доверия. Индивиды ожидают, что их партнеры будут действовать справедливо и этично, что способствует укреплению взаимопонимания [The values of fairness, ethics and social responsibility play an important role in a positive level of trust. Individuals expect their partners to act fairly and ethically, which helps to strengthen mutual understanding]
Шихгафизов П.Ш., Боричевская Е.И., Коленкина П.Д.
Окончание табл. 1
Критерии [Criteria] Показатели оценки эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях [Indicators for evaluating the effectiveness of social mechanisms for building trust in economic relations] Индикаторы [Indicators]
Условия (контекст) доверия [Conditions (context) of trust] Факторы, создающие благоприятную среду для развития определенных доверительных отношений в различных проявлениях [Factors that create a favorable environment for the development of certain trusting relationships in various manifestations] • Условия доверия рассматриваются с точки зрения, когда одна сторона проявляет веру в надежность, честность и компетентность другой стороны. Как правило, это основано на прошлом опыте, репутации, чувствах безопасности и уважения [The conditions of trust are considered from the point of view when one party shows faith in the reliability, honesty and competence of the other party. This is usually based on past experience, reputation, feelings of security and respect] • Для создания и поддержания «положительного» доверия соблюдаются принципы и четко выполняются договоренности (не нарушается конфиденциальность и исполняются обязательства) [In order to create and maintain "positive" trust, principles are respected and agreements are clearly fulfilled (confidentiality is not violated and obligations are fulfilled)]
Последствия доверия [The consequences of trust] Результаты соблюдения (положительные аспекты) или нарушения (отрицательные последствия) доверия в экономических отношениях. [The results of compliance (positive aspects) or violations (negative consequences) of trust in economic relations] • Положительные последствия доверия включают в себя укрепление отношений, повышение эффективности сотрудничества, улучшение коммуникации, безопасность, что способствует росту самооценки и самоуважения [The positive effects of trust include strengthening relationships, increasing the effectiveness of cooperation, improving communication, and security, which contributes to the growth of self-esteem and self-esteem] • Ложь, обман, предательство или неспособность выполнить обещания - относятся к негативным последствиям доверия [Lying, deception, betrayal, or failure to keep promises are among the negative consequences of trust]
Планы в части дальнейшего доверия [Plans for further trust] Стратегии и механизмы, направленные на поддержание и укрепление доверия в будущем [Strategies and mechanisms aimed at maintaining and building trust in the future] • Выполнять обещания для дальнейшего сотрудничества в плане доверия [Fulfill promises for further cooperation in terms of trust] • Решать конфликты конструктивно [Resolve conflicts constructively] • Инвестировать время и усилия в улучшение взаимоотношений и создание прочной основы для доверия [Invest time and effort in improving relationships and building a solid foundation for trust]
Эти критерии отражают процессы формирования доверия в экономике, а также конкретизируют факторы, влияющие на него, и служат для разработки рекомендаций по улучшению доверительных отношений между участниками рыночных взаимодействий. Важно учитывать не только отечественные разработки в отношении критериев формирования доверия в экономической сфере для повышения эффективности социальных механизмов и повышения уровня доверия в обществе, но и зарубежные [7].
ЗАРУБЕЖНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
В части зарубежной практики стоит выделить следующие критерии в контексте формирования доверия в экономической сфере: стабильность экономики и правовой системы; наличие прозрачных и эффективных институтов, законов; социальная ответственность бизнеса и государства; уровень образования и куль-
туры индивида или организации [3]. Стоит отметить, что обозначенные критерии кардинально отличаются от отечественного подхода, однако, с точки зрения их содержания, отличия не такие значительные.
Согласно зарубежным исследованиям, доверие в экономической сфере формируется на основе нескольких ключевых факторов. Одним из них является стабильность экономики (положительная динамика) и правовой системы (отсутствие деструктива). Наличие прозрачных и эффективных институтов, законов, и правил игры развивает (в том числе устанавливает) доверие между участниками экономических отношений. Социальная ответственность бизнеса и государства также оказывает влияние на формирование доверия [6].
Уровень образования и культуры населения, а также свобода слова и средств массовой информации являются еще один фактором развития доверительных отношений [4]. Коррупция, неэффективное управление и недостаточная прозрачность деятельности органов власти подрывают доверие к экономике и бизнесу в целом.
Таблица 2
Система показателей и индикаторов эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях (с точки зрения зарубежного опыта) [A system ofindicators and indicators ofthe effectiveness of social mechanisms for building trust in economic relations (from the point ofview offoreign experience)]
Критерии [Criteria] Показатели оценки эффективности социальных механизмов формирования доверия в экономических отношениях [Indicators for evaluating the effectiveness of social mechanisms for building trust in economic relations] Индикаторы [Indicators]
Стабильность экономики и правовой системы [Stability of the economy and the legal system] Стабильность, надежность экономических отношений в стране [Stability and reliability of economic relations in the country] • В условиях положительного функционирования экономики (стабильно, без резких колебаний и кризисов) создается доверие у бизнес-сообщества и инвесторов. Стабильная экономика способствует развитию бизнеса, улучшению благосостояния населения и поддерживает «положи-тельный»уровень доверия в обществе [In conditions of positive functioning of the economy (stable, without sudden fluctuations and crises), trust is created among the business community and investors. A stable economy promotes business development, improves the well-being of the population and maintains a "positive" level of trust in society] • Наличие эффективных законов, обеспечивающих защиту прав собственности и свободу предпринимательской деятельности,способствует установлению доверительных отношений между индивидами и организациями [The existence of effective laws ensuring the protection of property rights and freedom of entrepreneurial activity contributes to the establishment of trusting relationships between individuals and organizations]
Наличие прозрачных и эффективных институтов, законов [The existence of transparent and effective institutions and laws] Прозрачные институты обеспечивают предсказуемость и уверенность в соблюдении доверительных отношений [Transparent institutions ensure predictability and confidence in the observance of trusting relationships] Такая прозрачность в различных институтах говорит о том, что решения и процессы принятия решений открыты для общественного контроля и понимания, что способствует установлению доверия участников рынка, так как прозрачные институты обеспечивают предсказуемость и уверенность в соблюдении правил игры [Such transparency in various institutions suggests that decisions and decision-making processes are open to public control and understanding, which helps to establish the trust of market participants, since transparent institutions provide predictability and confidence in compliance with the rules of the game]
Социальная ответственность бизнеса и государства; уровень образования и культуры индивида или организации [Social responsibility ofbusi-ness and the state; the level of education and culture of an individual or organization] Развитие бизнеса и его положение в обществе [Business development and its position in society] Участие в программах устойчивого развития, защита окружающей среды, соблюдение прав работников и обязательства перед обществом в целом помогают укрепить доверие к экономическим агентам [Participation in sustainable development programs, environmental protection, respect for workers' rights and obligations to society as a whole help to strengthen trust in economic agents]
Критерии в сфере зарубежных экономических отношений в части доверия включают в себя следующую систему показателей и индикаторов (табл. 2).
Таким образом, формирование доверия в экономической сфере зарубежной исследовательской традиции связывается с комплексом факторов, включающих стабильность институтов, социальную ответственность, уровень образования и культуры населения, а также борьбу с коррупцией и неэффективностью государственных органов [5].
ВЫВОДЫ
Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта в формировании доверия представляет собой актуальную задачу для понимания ключевых моментов, влияющих на развитие отношений между людьми, организациями и государствами. Как было рассмотрено выше, отечественный опыт формирования доверия зачастую связан с изучением культурных и социальных особенностей общества. Доверие в этом
Шихгафизов П.Ш., Боричевская Е.И., Коленкина П.Д. -
случае формируется исходя из традиционных ценностей, современных образов и представлений и под воздействием общественных вызовов.
Зарубежный опыт представляет конкретные практики и методики, которые могут быть адаптированы и внедрены на государственном уровне (например, наличие прозрачных и эффективных институтов, законов). Многие страны активно развивают инструменты для повышения доверия: механизмы социальной поддержки и гражданского контроля, прозрачности в управлении.
Стоит выделить следующие общие критерии доверия в отечественной и зарубежной практике:
• надежность индивида, организации, государства;
• развитие индивида и организации;
• отсутствие обмана;
• доброжелательность;
• понимание и уважение чувств партнеров;
• выполнение обещаний для дальнейшего сотрудничества.
Анализ реализации критериев и показателей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (в России) представлен в табл. 3. Данный анализ включает в себя вышерассмотренные отечественные и зарубежные критерии.
Таблица 3
Реализация критериев и показателей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (в России) [Implementation of criteria and indicators in the short, medium and long term (in Russia)]
Критерии [Criteria] Краткосрочная перспектива [Short-term perspective] Среднесрочная перспектива [Medium-term perspective] Долгосрочная перспектива [Long-term Perspective]
Источник доверия [A source of trust] +
Основа доверия [The basis of trust] +
Условия (контекст) доверия [Conditions (context) of trust] +
Последствия доверия [The consequences of trust] +
Планы в части дальнейшего доверия [Plans for further trust] +
Стабильность экономики и правовой системы [Stability of the economy and the legal system] +
Наличие прозрачных и эффективных институтов, законов [The existence of transparent and effective institutions and laws] +
Социальная ответственность бизнеса и государства [Social responsibility ofbusiness and government] +
Уровень образования и культуры индивида или организации [The level of education and culture of an individual or organization] +
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях нестабильного и нелинейно разувающегося общества необходим универсальный способ оценки эффективности механизмов формирования доверия. В качестве такого способа может быть предложена универсальная технология, которая реализуется на институциональном и персоналистском уровнях и предполагает учет критериев и показателей, формирующихся на пересечении информационно-рефлексивных, ценностно-нормативных, коммуникационно-интерпретационных и деятельностных механизмов в одном социальном поле. Такое пересечение обеспечивает конструирование интегративного механизма формирования доверия в экономических отношениях - репутационного капитала.
Международные организации (на примере Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка) разрабатывают индивидуальные методики и показатели оценки эффективности15. Исходя из разнообразия культур и экономических
15 Transforming our world: The 2030 agenda for sustainable development. United Nations. URL: https://sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 29.05.2024).
систем в разных странах, критерии и показатели оценки эффективности социальных механизмов формирования доверия различаются, но, безусловно, все они направлены на поддержание стабильности и развитие экономики через укрепление доверия в обществе.
В связи с чем мы проанализировали то, как в различных документах международных организаций и объединений раскрывается важность построения доверительных отношений в экономике, а также какие принципы и инструменты для этого предлагаются.
Одним из главных соответствующих документов является Стратегия устойчивого развития на период до 2030 г., принятая ООН. В данном документе напрямую указывается важная роль доверия в реализации самой Стратегии, а также международного сотрудничества в принципе. Для построения международных отношений, способствующих реализации устойчивого мирового развития, в документе провозглашаются следующие принципы: уважение прав человека, верховенство права, принцип равенства, справедливости и недискриминации.
Еще одним важным межгосударственным документом, который подчеркивает важность доверия в реализации общих целей в экономической среде, является
Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 г.16 В частности, именно в ней утверждается необходимость восстановления доверия к «многосторонности». Для построения доверительных отношений между участниками БРИКС были выработаны следующие принципы:
• уважение суверенитетов стран-участниц,
16 Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/636aa 3edbc0dcc2356ebb6f8d594ccb0Z1148133.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ненашева А.В. Доверие к СМИ в современной России: дис.... канд. полит, наук. СПб., 2018. 334 с.
2. ХусаиноваА.И. Институциональные основы формирования доверия к деньгам: дис.... канд. экон. наук. Уфа, 2021.191 с.
3. firu Challa Amdissa et al. Public engagement for improving the relationship between the people and the parliament. Public Administration in Ethiopia: Case Studies and Lessons for Sustainable Development. Bacha Kebede Debela et al. (eds.). Leuven UniversityPress, 2020. Pp. 113-138.
4. Granovetter M. Trust in the economy. Society and Economy: Framework and Principles. Harvard University Press, 2017. Pp. 56-90.
5. Parigi P., CookK. Trust and relationships in the sharing economy// Contexts. 2015. Vol. 14. No. 1. Pp. 18-19.
6. Drutman L. et al. In the wake of its COVID-19 failure, how do we restore trust in government? In: Democracy Beyond COVID-19: The politics of crisis policymaking. New America, 2020. Pp. 24-27.
7. Thomas M.A. Time for a counter-Al strategy// Strategic Studies Quarterly. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 3-8.
• приверженность принципам международного права,
• учет национальных интересов, открытость информации,
• важность плюрализма и многополярности,
• приверженность устойчивому развитию,
• ориентация на сотрудничество.
В рамках сотрудничества, и соответственно реализации Стратегии, предполагается использовать следующие инструменты: обмен информацией и опытом, налаживание сотрудничества между отдельными агентами экономического процесса, проведение совместных исследований и мероприятий.
REFERENCES
1. Nenasheva A.V. Trust in the media in modern Russia. Dis. ... Cand. Sci. (Polit.). St. Petersburg, 2018. 334 p.
2. Khusainova A.I. Institutional foundations of the formation oftrust in money. Dis.... Cand. Sci. (Econ.). Ufa, 2021.191 p.
3. firu Challa Amdissa et al. Public engagement for improving the relationship between the people and the parliament. Public Administration in Ethiopia: Case Studies and Lessons for Sustainable Development. Bacha Kebede Debela et al. (eds.). Leuven UniversityPress, 2020. Pp. 113-138.
4. Granovetter M. Trust in the economy. Society and Economy: Framework and Principles. Harvard University Press, 2017. Pp. 56-90.
5. Parigi P., CookK. Trust and relationships in the sharing economy. Contexts. 2015. Vol. 14. No. 1. Pp. 18-19.
6. Drutman L. et al. In the wake of its COVID-19 failure, how do we restore trust in government? In: Democracy Beyond COV-ID-19: The politics of crisis policymaking. New America, 2020. Pp. 24-27.
7. Thomas M.A. Time for a counter-AI strategy. Strategic Studies Quarterly. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 3-8.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 95,04%
Рецензент: Кибакин М.В., доцент, кафедра права; Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел России
Статья поступила в редакцию 18.09.2024, принята к публикации 14.10.2024 The article was received on 18.09.2024, accepted for publication 14.10.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шихгафизов Пирмагомед Шихмагомедович, кандидат социологических наук, доцент; ведущий научный сотрудник, Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; заместитель заведующего, кафедра социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-9154-8877; РИНЦ Author ID: 541239; E-mail: [email protected]
Боричевская Елизавета Игоревна, младший научный сотрудник, Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; ассистент, кафедра социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-7116-4035; РИНЦ Author ID: 1073377; E-mail: [email protected]
Коленкина Полина Дмитриевна, стажер-исследователь, Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 1178668; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Pirmagomed Sh. Shikhgaflzov, Cand. Sci. (Sociol.), Associate Professor; leader researcher, Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering; deputy Head, Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-9154-8877; RSCI Author ID: 541239; E-mail: [email protected]
Elizaveta I. Borichevskaya, junior researcher, Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering; assistant, Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-7116-4035; RSCI Author ID: 1073377; E-mail: [email protected]
Polina D. Kolenkina, intern researcher, Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 1178668; E-mail: [email protected]