Научная статья на тему 'Особенности осуществления налогового учета имущественных налогов организаций в Российской Федерации в 2018 году'

Особенности осуществления налогового учета имущественных налогов организаций в Российской Федерации в 2018 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИИ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ДЕКЛАРАЦИЯ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / PROPERTY TAX / ORGANIZATION / REAL ESTATE / DECLARATION / CADASTRAL VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коблова Г. И., Шапошникова И. В., Золотарева Е. В.

На современном этапе развития налоговой системы России наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Данная тема является очень актуальной в связи с постоянно меняющейся системой налогообложения и ее развития. Особый интерес представляют так называемые имущественные налоги, т.е. налоги, которые непосредственно связаны с имущественными правами организаций и, соответственно, с их интересами в данной области, установленные Конституцией Российской Федерации. В условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы в целом наблюдаются тенденции к сокращению льгот по имущественным налогам, усилению контроля со стороны налоговых органов, на всех уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that at the current stage in the development of the Russian tax system there is a tendency for increasing types of taxes and more detailed regulation of the rights and obligations of the subjects of tax law. The research is highly relevant due to the fact that the system of taxation in Russia is constantly changing and evolving. Particularly important are so-called property taxes, i.e. taxes that are directly related to the property rights of organizations and their interests, established in the Constitution of the Russian Federation. The authors conclude that as a result of ongoing reforms of taxes and the tax system as a whole in Russia there are tendencies to reduce property tax exemptions and to tighten fi scal control at all levels of government.

Текст научной работы на тему «Особенности осуществления налогового учета имущественных налогов организаций в Российской Федерации в 2018 году»

ISSN 1994-5094 ♦-

151 -♦

Galina Ivanovna Koblova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, analysis of economic activity and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Irina Vladimirovna Shaposhnikova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, analysis of economic activity and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Галина Ивановна Коблова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

galal21261@mail.ru

Ирина Владимировна Шапошникова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Yelena Vladimirovna Zolotareva,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, analysis of economic activity and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 657.6

Елена Владимировна Золотарева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2018 году

На современном этапе развития налоговой системы России наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Данная тема является очень актуальной в связи с постоянно меняющейся системой налогообложения и ее развития. Особый интерес представляют так называемые имущественные налоги, т.е. налоги, которые непосредственно связаны с имущественными правами организаций и, соответственно, с их интересами в данной области, установленные Конституцией Российской Федерации. В условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы в целом наблюдаются тенденции к сокращению льгот по имущественным налогам, усилению контроля со стороны налоговых органов, на всех уровнях власти.

Ключевые слова: налог на имущество, организации, недвижимое имущество, декларация, кадастровая стоимость.

SOME ASPECTS OF CONDUCTING CORPORATE PROPERTY TAX ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2018

The article argues that at the current stage in the development of the Russian tax system there is a tendency for increasing types of taxes and more detailed regulation of the rights and obligations of the subjects of tax law. The research is highly relevant due to the fact that the system of taxation in Russia is constantly changing and evolving. Particularly important are so-called property taxes, i.e. taxes that are directly related to the property rights of organizations and their interests, established in the Constitution of the Russian Federation. The authors conclude that as a result of ongoing reforms of taxes and the tax system as a whole in Russia there are tendencies to reduce property tax exemptions and to tighten fiscal control at all levels of government.

Keywords: property tax, organization, real estate, declaration, cadastral value.

Обязанность по уплате налоговых платежей того или иного вида стоит перед каждым предприятием или учреждением в Российской Федерации [1, с. 7].

К наиболее важным имущественным налогам, по нашему мнению, относятся: налог на имущество организаций, который в сфере его относительной новизны приобретает еще большую актуальность. Налог на имущество платят все организации, у которых на балансе есть основные средства. Ставки определяют региональные власти с учетом ограничений в законодательстве [11, с. 85]. Налоговые ставки определяют региональные власти. Однако максимальные ставки определены в Налоговом кодексе РФ. Выше этих ставок региональ-

ные власти установить налог не могут. Ставки устанавливают регионы, причем ставки могут быть разные для разных категорий организаций и имущества. Ставки налога на имущество юридических лиц в 2018 г. закреплены в региональных законах.

В налоге на имущество с 01.01.2018 г. произошло много изменений как для организаций, так и для граждан. Основные правки внесены Законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ. Так, льготы по налогу на имущество теперь устанавливают регионы. То есть в 2018 г. налоговые льготы, указанные в п. 24 и 25 ст. 381 НК РФ, можно будет применять на территории субъекта РФ, только если принят соответствующий региональный закон.

152 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

Правило по льготам на уровне регионов будет действовать и на движимое имущество, которое освобождено от уплаты. То есть по движимому имуществу с 2013 г. придется платить налог в субъектах РФ, которые не закрепили льготы в законах. На данный момент большая часть регионов так и не закрепила решение сохранить льготы. Более того, многие регионы заявили об отказе от льготирования.

Минэкономразвития России предложило отмену налога на движимое имущество с 2018 г. Но с такой позицией ведомства не согласны другие структуры, и пока полная отмена налога на движимое имущество с 2018 г. не предполагается [2, с. 10].

С 1 января 2018 г. применяется новая форма декларации по налогу на имущество организаций, утвержденная приказом ФНС России от 31.03.2017 г. № ММВ-7-21/271, в которой исключены некоторые сведения, такие как коды ОКВЭД, печати и др., и введен новый раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». Здесь же выделены строки для кадастрового номера объектов, кода ОКОФ, остаточной стоимости недвижимости. Следует обратить особое внимание на кадастровые номера в строке с кодом 010 декларации. Если их нет - условные номера (строка 020) указываются по сведениям ЕГРН. Если права на объекты не зарегистрированы, указывают инвентарные номера (строка 030) или коды (строка 040) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ, ОК 013-2014) [9, с. 106].

Кроме того, с 1 января 2018 г. при расчете налога на имущество по недвижимости иностранных организаций и по жилым объектам, которые не входят в состав основных средств, используют кадастровую стоимость. Она должна быть определена на дату регистрации объектов в ЕГРН. Новый порядок касается объектов, кадастровая стоимость которых установлена в течение года [6, с. 96].

Льготы по налогу на имущество организаций в 2018 г. бывают федеральными, установленные ст. 381 Налогового кодекса РФ, и региональными - в законах субъектов Федерации.

Федеральные налоговые льготы можно разделить на два вида:

- полностью освобождают компанию от уплаты налога на имущество (для специализированных протезно-ортопедических предприятий) (п. 13 ст. 381 НК РФ), коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, государственных научных центров;

- позволяют не платить налог по определенным основным средствам (по некоторым видам имущества учреждений уголовно-исполнительной системы, религиозных объединений) [10, с. 128].

С 2018 г. три федеральные льготы можно применять только в том случае, если они предусмотрены региональным законодательством: Если в законах субъектов РФ эти льготы не указаны, использовать их нельзя. Такой порядок установлен ст. 381.1 Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2018 г. решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций,

учитываемого на балансе с 1 января 2013 г. как объект основных средств, принимают не федеральные, а региональные органы власти. Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, субъект РФ может применять федеральную льготу. Если регионального закона нет, налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 г. 1,1%.

С 1 января 2018 г. компании обязаны платить налог на движимое имущество по ставке 1,1%. Поправки в ст. 381.1 Налогового кодекса внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество должны принимать региональные власти по своим правилам. С 2019 г. они могут поднять ставку до 2,2%. Понятие движимого имущества содержится в ст. 130 Гражданского кодекса. К нему относят имущество, которое нельзя классифицировать как недвижимость (автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, за исключением тех, которые отнесены к недвижимым; деньги; акции, векселя; транспортные средства; экспонаты музея; долевые части в бизнесе и т.д.) [4, с. 123]. Платить налог на движимое имущество в 2018 г. обязаны только компании, которые применяют общий режим налогообложения. Компании, которые работают на УСН или ЕНВД, платить налог с движимого имущества не обязаны.

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ ужесточились правила применения льгот по энергообъектам и имуществу на Каспии, определен принцип расчета налога на имущество при изменении кадастровой стоимости для иностранных компаний. Прояснился вопрос в Федеральном законе РФ от 30.09.2017 № 286-ФЗ о том, как рассчитывать налог на имущество иностранных компаний, которые не ведут деятельность в России через постоянные представительства [3, с. 63]. Если кадастровую стоимость объекта установили в середине года, то авансы и налог на имущество нужно рассчитывать от новой стоимости. Дата для расчета налога по-новому - день внесения сведений в ЕГРН, и рассчитывать нужно за текущий налоговый период.

Компании, которые работают на УСН, тоже должны платить налог на имущество. Но только в тех ситуациях, когда компания-«упрощенец» обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость [5, с. 63]. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению [15, с. 138].

НБЫ1994-5094 ♦-

153 -♦

В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов, не попадающих под обложение имущественным налогом:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;

- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);

- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Кроме того, освобождается от налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

• реорганизации или ликвидации юридических лиц;

• передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Более того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ № 640 с 1 января 2017 г.

При расчете налога на имущество необходимо пользоваться следующим алгоритмом:

1) определить объект налогообложения;

2) проверить наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;

3) определить налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Среднегодовая стоимость имущества - сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу);

4) определить ставку налога;

5) рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога следует использовать следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ):

Авансовый платеж = = Налоговая база х Ставка налога / 4;

Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога - Сумма авансовых платежей.

Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ). Что касается остаточной стоимости имущества, она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01.

Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НКРФ.

К таким объектам относятся:

• административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них [7, с. 74];

• нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания [13, с. 62];

• объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ [16, с. 83];

• жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств [14, с. 124].

Кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года, так как в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости. Более того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе.

Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие: до 30 апреля -I квартал; до 30 июля - полугодие; до 30 октября -9 месяцев; до 30 января - год. Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 - Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства (письмо ФНС РФ № 3-3-05/128). Исключение -нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ № 03-02-08/5904). Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении,

154 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

которые приведены в письме ФНС РФ № БС-4-11/18786. Новая форма декларации по налогу на имущество организаций 2018 г. утверждена приказом ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271. Налоговая декларация (форма по КНД 1152026) должна быть представлена по итогам налогового периода, т.е. календарного года, не позднее 30 марта года, идущего за налоговым (п. 3 ст. 386 НК РФ). Как и по иным видам отчетности, в случае совпадения крайнего срока сдачи с праздничным либо выходным днем сдать отчетные документы можно в первый рабочий день после выходного. Сроки сдачи декларации по налогу на имущество организаций в 2018 г. - не позже, чем 30 марта.

Основными формами подачи декларации и расчета по налогу на имущество остаются бумажная и электронная [8, с. 135]. Последняя, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 80, обязательна для: налогоплательщиков со среднесписочной численностью сотрудников за предыдущий календарный год свыше 100 человек; организаций, созданных вновь (в том числе при реорганизации), с числом сотрудников более 100 человек. Бумажный вариант можно занести в ИФНС лично руководителю фирмы или иному ответственному лицу. Потребуется два экземпляра: один сдается, на втором ставится отметка. Это поможет в спорных случаях доказать своевременность подачи документа. По почте документы отправляются ценным письмом, с описью вложения. Опись вложения и квитанция с датой отправки тоже станут страховкой на случай разногласий с инспекцией по дате отправки декларации. Подробно о порядке заполнения декларации по налогу на имущество рассказано в Приложении № 3 и № 6 к Приказу ФНС России № ММВ-7-11/895. Там можно ознакомиться с деталями, нюансами заполнения каждого из листов (разделов) отчетного документа. Если за промежуточные периоды декларацию можно было сдавать как по старой форме, так и по вновь утвержденной форме, то итоговую декларацию по имуществу необходимо предоставлять только по новой форме. Главное отличие новой формы состоит в том, как будет идентифицирована ваша облагаемая недвижимость в разделе 2.1. новой декларации. Этого раздела не было в предыдущей форме, он предназначен для отражения данных об объектах, которые облагаются налогом на основе своей средней стоимости за год. Приведем порядок заполнения раздела 2.1 новой формы декларации по налогу на имущество предприятий, в котором надо заполнять одну из необходимых для идентификации объекта строк: строка 010 - номер объекта по кадастру; строка 020 - если номер объекта по кадастру отсутствует, указывают условный номер; строка 030 - при отсутствии регистрации права на объект указывают инвентарный номер; строка 040 - при отсутствии регистрации права на объект указывают 12-значный код, выбираемый из Общероссийского классификатора основных фондов - ОКОФ (ОК 013-2014). Таким образом, заполнение раздела 2.1. новой формы декларации на имущество согласно пп. 3 п. 6.2 Правил заполнения декларации осуществля-

ется по принципу исключения. И, наконец, следует заметить, что предусмотрены штрафы за несвоевременное представление отчетности: 5% от суммы налога, подлежащего уплате по данной декларации за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб. и не более 30% от суммы по декларации.

1. Анфиногенова Е.И. О соблюдении принципа соответствия доходов и расходов в бухгалтерском учете // Баланс. 2011. № 8. С. 7-8.

2. Ваганова О.Е. Прогнозный анализ денежных потоков // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2003. С. 10-12.

3. Ефремова Н.А. О рисках в деятельности предприятий в современных условиях повышенной неопределенности // Актуальные проблемы управления: теория и практика: мат. VI Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов. 2016. С. 63-67.

4. Зверякина С.А., Ваганова О.Е. Необходимость формирования эффективной системы аналитического обеспечения управления капиталом коммерческой организации // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 123-125.

5. Золотарева Е.В. Учет и анализ дебиторской задолженности на промышленных предприятиях: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006.

6. Коблова Г.И. Организация учета доходов и расходов // Наука и общество. 2012. № 2. С. 96-102.

7. Макарова E.H., Гришин В.В. Роль управленческого учета в системе управления многофилиальной компании // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 74-82.

8. Макарова Е.Н., Минвалиева М.С. Классификация ошибок в учете налога на прибыль // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: мат. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.Г. Жулина. Саратов, 2015. С. 132-135.

9. Никорюкин А.В. Порядок признания в бухгалтерском учете расходов туроператоров и турагентов // Наука и общество. 2012. № 2. С. 106-113.

10. Рудольф А.В., Ваганова О.Е. Анализ и оценка инвестиционного проекта в области девелопмента // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 128-130.

11. Садыкова Т.М., ПредеусЮ.В. Внутренний контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности субъекта бизнеса // Инновационное развитие экономики. 2015. № 1 (25). С. 85-89.

12. СевостьяновИ.А. Особенности порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций в Саратовской области // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016.

13. СинкинМ.А., Ваганова О.Е. Анализ методов оценки добросовестной конкуренции в современных экономических реалиях РФ // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 62-63.

14. Шапошникова И.В. Особенности определения объектов бухгалтерского учета и нормативного регулирования страховой деятельности // Баланс. 2014. С. 124-129.

15. Шапошникова И.В. Проблемы взаимоотношений страховых организаций со страховыми посредниками // Наука и общество. 2012. № 2. С. 133-138.

16. Шапошникова И.В. Роль и значение бюджетирования в страховых организациях // Баланс. 2011. № 8. С. 83-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.