СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД FRESH VIEW
Вестник Челябинского государственного университета.
2018. № 12 (422). Экономические науки. Вып. 63. С. 153—156.
УДК 331.1 DOI 10.24411/1994-2796-2018-11218
ББК 65.291.218
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Д. С. Руденко
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Люди, которые работают на общий успех предприятия, должны ощущать себя комфортно, а компаниям необходимо обеспечивать свой рабочий актив, внедряя новые технологии. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке, необходимо совершенствоваться постоянно. Благодаря информационным технологиям возникает больше возможностей для развития персонала и компании в целом. Целью данной статьи является изучение факторов, которые оказывают влияние на среду организации в условиях цифровизации. Рассмотрены понятия «цифровая экономка» и «организационная культура».
Ключевые слова: цифровая экономика, организационная культура, персонал, информационные технологии.
Буквально несколько десятков лет назад мы и не могли представить, что будем жить в век цифровых технологий. На сегодняшний день они присутствуют во всех сферах нашей жизни. Уже каждый человек знает, что такое умный дом, голография, 3D-печать, криптовалюта, виртуальная реальность, а также искусственный интеллект, который стремительно внедряется в нашу жизнь. Широко используется умная техника, облегчая наши домашние дела, полная или частичная компьютеризация на предприятиях, магазинах и даже в медицинских учреждениях. Цифровая экономика проникла во все структуры, не обошла стороной и такую важную сферу, как экономика.
На данный момент в мире не существует единого понятия «цифровая экономика». Впервые термин был введен в 1995 г. математиком-программистом из Массачусетского университета, США, Николасом Негропонте [1]. Если рассматривать Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы», то по данному термину содержится официальное государственное определение:
Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов про-
изводства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг1.
На протяжении всего существования общество не стояло на месте, а постоянно развивалось. Мы живем в век 4-й технологической революции, в обществе потребления. Большинство развитых стран уже перешли на четвертую ступень развития, которая, в свою очередь, характеризуется появлением в экономике сферы услуг, информационных технологий и упрощением нашей жизни во всех ее планах. Однако в России еще только внедряются и применяются различные технологии. Благодаря развитию информационных технологий мы можем обходится без посредников. Письма заменились мессенджерами, которые в считанные секунды передают информацию множеству людей, перевод денежных средств на другой конец света заменился нажатием пары кнопок, а многие профессии заменяются роботами.
Главными преимуществами «цифровой экономики» являются:
— увеличение производительности труда;
— быстрый выход товаров и услуг на мировой рынок;
— глобальная автоматизация и стандартизация всех хозяйственных процессов: производственных, медицинских, образовательных, социальных;
— упрощение политической жизни.
1 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
Но также не стоит забывать и про риски и проблемы, которые возникают в цифровой экономике:
— нарушение частной жизни, наблюдение за гражданами;
— незащищенность баз данных;
— усиление конкуренции во всех сферах экономики;
— рост безработицы;
— «цифровое рабство»;
— «цифровой разрыв» (в образовании, в уровне благосостояния людей, находящихся в разных странах).
Нельзя не допускать тот факт, что предприятия также находятся под влиянием цифровой экономики [5]. Соглашаясь с вышеуказанными доводами, можно сделать вывод, что в условиях всеобщего товарного хозяйства усматриваются преимущества и риски, которые влияют как благоприятно, так и негативно на окружающий мир.
В современной литературе понятие организационной культуры представлено различными версиями своего содержания. Имеются узкие и широкие толкования того, что представляет собой культура организации.
Впервые понятие «организационная культура» было введено в конце 1970-х гг. Если исходить из определения У. Оучи, придерживаются следующего определения: «Организационная культура — символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях, убеждениях» [Цит. по: 3]. Г. Хофстед дает следующее определение данному понятию: «Организационная культура — коллективное программирование мыслей, которое отличает одну организацию от другой» [Цит. по: 6]. Б. Ф. Усманов дает следующее определение: «Организационная культура корпорации представляет собой традиции и манеру поведения, в которых воплощаются основные ценности организации, кадрового его состава» [Цит. по: 7]. Базируясь на различных определениях авторов, можно сделать вывод, что организационная культура — это комплекс игровых и культовых образцов поведения персонала, обеспечивающих эффективное функционирование организации.
Организационная культура базируется на ценностях, убеждениях, формы которых едины для все сотрудников, а также играет важную роль в выживании и эффективной деятельности всей организации. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, организациям следует постоянно совершенствоваться и не стоять на месте. В век цифровизации важно профессионально владеть информационными технологиями и применять их на практике. Классические теории предлагают создавать организационную культуру
начиная с миссии и цели организации, опираясь на личность руководителя компании, его верования и традиции (К. Ким, Р. Куинн [8]). Но мало кто учитывает факторы внешней среды, которые достаточно сильно влияют на создание организационной культуры.
Информационные факторы, которые влияют на организационную культуру, используются через различные мессенджеры и социальные сети. Обмен данными происходит в считанные секунды, и персонал получает важную информацию, даже находясь в другом городе. Большинство организаций используют такие мессенджеры, как WhatsApp, ^Ьег и другие, которые приспособлены не только для личного общения, но и для упрощения рабочего процесса. Наиболее популярным мессенджером среди российских пользователей является WhatsApp. На рис. 1 показаны популярные мессенджеры в России на 2017 г. [9].
Уже на сегодняшний день технологические факторы внесли изменения в организационную культуру. Во многих крупных фирмах трудятся роботы в сфере подбора персонала, производственных, управленческих и др. Они замещают монотонную работу персонала, используя искусственный интеллект. Например, в сфере подбора персонала на российском рынке в 2016 г. был создан робот-рекрутер Вера, который проводит интервью с 1500 кандидатами за 9 ч, тем самым освобождая менеджера по подбору персонала от рутины, чтобы можно было уделять больше времени работе по оценке персонала и проведению большего количества тренингов. Прогноз внедрения промышленных роботов в мире растет с каждым годом. Различные страны готовы развивать роботизацию в промышленном секторе и вкладывают огромные инвестиции в это дело. На рис. 2 показан удельный вес по закупке промышленных роботов в мире. Китай в этом списке является лидером и закупает 51 % промышленных роботов, Южная Корея — 15 %, Япония — 14 %, а США — 12 %, и завершает список по закупке промышленных роботов Германия — 8 % [9].
С внедрением цифровых технологии мы претерпеваем изменения, которые наблюдаются изо дня в день. Так, к 2030 году 57 профессий будут не востребованы на рынке труда в различных сферах. Но также отмечаются и положительные моменты, взамен ушедшим профессиям возникнут новые 186 профессий, которые будут требовать нового уровня знаний1.
Таким образом, цифровая экономика внедряется во все сферы нашей жизни, не обойдя сторо-
1 http://atlas100.ru/
Особенности организационной культуры в условиях развития цифровой экономики
155
45% 40%
3534 30% 25% 20% 15% 10% 534 0%
41«
13%
6%
WhatApp
Viher
Зкуре
Telegram Faze book Messenger
Рис. 1. Популярные мессенджеры в России в 2017 г.
Германия ВК
Япония 14%
Южная Корея 15%
Рис. 2. Закупка промышленных роботов в мире
ной и промышленную деяте л1^ность. Пременение технологическихи информационныхфакторов, с одной стороны, влш-етблагопрютнопа деятельность фирмы. Ипомощьюмессевджеиывускоря-ется обмянинфотмощгей, дбстанционпое обоение помогает совершеиятво в хтьсямяьтояннх,Ыесом-рыва от гщиюводятит, и ороатилалиомтаялулбтури подстраиваетсопсщэри измеряния.мо,м дяугой стороны, рябопизарио, утрощающцл монотат-
ы*ые процяяыы в работе,ок^ывает отрицательное винянревни смегурынымгфо фесяиямпршкодят ння пяраонал.Таккскмножентво вяешяилфавтор овпостояннмвлияют накинмаы организации, тоорганизационнуы иьлвттж следует по сноянномегашьи яоыяршянервовияь. Отяюда сеедуеосделатьвывод, что вяк инфкриацикеных ре^шологий только набиртяк тямпртита и влияееш накужжзнь аыиадвтмдаям вяиеожьшяи болишс.
Список литературы
1. Акперов, И. Г. Информационные технологии в менеджменте : учебник / И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. — М. : Инфра-М, 2013. — 400 с.
2. Алексейчук, Н. Е. Экономическая теория / Н. Е. Алексейчук, В. Н. Ковнир. — М. : Юрайт, 2012.
3. Теория организации. Организация производства : интегрир. учеб. пособие для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, А. М. Голиков [и др.] ; под ред. А. П. Агаркова. — М. : Дашков и К, 2015. — 272 с.
4. Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н. Н. Могутнова // Социол. исследования. — 2009. — № 4. — С. 123—136.
5. Маркс, К. Соч. Т. 4: Принципы коммунизма / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955. — 615 с.
6. Веснин, В. Р. Теория организации : учебник / В. Р. Веснин. — М. : Проспект, 2016. — 272 с.
7. Стеклова,О.Е.Организационнаякультура:учеб.пособие / О. Е.Стеклова. — Ульяновск:УлГТУ, 2012. — 127 с.
8. Ким,К.Диагностика иизменениеорганизационнойкультуры/К.Ким,Р. Куинн. — СПб.:Питер, 2012.
9. IFR International Federation of robotics [Электронный ресурс]. — URL: http://robotrends.ru (дата обращения 24.08.2018).
Сведения об авторах
Руденко Дарья Сергеевна — магистрантка Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. eds@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2018. No. 12 (422). Economic Sciences. Iss. 63. Fp. 153—156.
EXTERNAL FACTORS INFLUENCING THE CHANGE OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE SPHERE OF DIGITAL ECONOMY
D.S. Rudenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. eds@csu. ru
People who work for the overall success of an enterprise should feel comfortable, and companies need to provide their working assets by introducing new technologies. In order to be competitive in the market it is necessary to improve constantly. Thanks to information technology, there are more opportunities for staff and the company as a whole. The purpose of this article is to study the factors that influence the organization's environment in the conditions of digitalization. The article discusses the concepts of digital housekeeper and organizational culture.
Keywords: digital economy, organizational culture, personnel, information technology.
References
1. Akperov I.G. Informatsionnye tekhnologii v menedzhmente [Information technology in management]. Moscow, Infra-M Publ., 2013. 400 p. (In Russ.).
2. Alekseychuk N.Ye., Kovnir V.N. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Moscow, Yurayt Publ., 2012. (In Russ.).
3. Agarkov A.P., Golov R.S., Golikov A.M. [et al.]. Teoriya organizatsii. Organizatsiya proizvodstva [Organization Theory. Organization of production]. Moscow, Dashkov and Co. Publ., 2015. 272 pp. (In Russ.).
4. Mogutnova N.N. Korporativnaya kul'tura: ponyatiye, podkhody [Corporate culture: concept, approaches]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 2009, no. 4, pp. 123—136. (In Russ.).
5. Marks K. Sochineniya. T. 4: Printsipy kommunizma [Works. Vol. 4: Principles of Communism]. Moscow, State Publ. House of Political Literature, 1955. — 615 p. (In Russ.).
6. Vesnin V.R. Teoriya organizatsii [Organization theory]. Moscow, Prospectus Publ., 2016. 272 p. (In Russ.).
7. Steklova O.Ye. Organizatsionnaya kul'tura [Organizational culture]. Ulyanovsk, 2012. 127 p. (In Russ.).
8. Kim K., Quinn R. Diagnostika i izmeneniye organizatsionnoy kul'tury [Diagnosis and change of organizational culture]. St. Petersburg, 2012. (In Russ.).
9. IFR International Federation of robotics. Available at: http://robotrends.ru, accessed 24.08.2018. (In Russ.).