В. М. ЛЫСКОВ
кандидат экономических наук, доцент
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
_ ___ __ с* _ __ с*
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТЕЛЕЙ СТАРАТЕЛЕЙ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
Золотодобывающая промышленность всегда занимала определенное место в системе горнодобывающих отраслей благодаря своей специфике особого товара и источника формирования золотовалютных резервов государства.
Одно из ведущих мест в золотодобывающей промышленности России занимают артели старателей, на долю которых в настоящее время приходится около 60% общероссийской добычи золота. По мнению ряда экспертов, будущее золотодобычи Российской Федерации связано с развитием негосударственного сектора, в том числе с артелями старателей1.
В золотопромышленном законодательстве регулирование деятельности старательских артелей всегда занимало определенное место. Государство практически всегда управляло деятельностью артелей, при этом учитывались их особенности как формы кооперативного предпринимательства. Следует упомянуть об основных признаках, данных А. П. Макаренко, по наличию которых можно определить, является ли данное предприятие кооперативом или нет2:
1. Кооператив — это, с одной стороны, хозяйствующий субъект, с другой стороны, общественная организация, основанная на кооперативной, частно-групповой совместной собственности своих членов.
2. Материальное участие членов кооператива в образовании средств (фондов) кооператива. Различают три вида участия:
— уплата членских взносов (вступительные, паевые, целевые и т. д.);
— постоянное активное участие в хозяйственных операциях кооператива;
— трудовое участие работников — членов кооператива — в производственных кооперативах.
3. Демократические принципы управления, реализуемые посредством выборности всех руководящих органов и их подотчетности общему собранию членов (представителей), а также действующий на общих собраниях порядок голосования: один член кооператива имеет один голос независимо от количество паев.
4. Материальная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива.
Организационно-правовой основой создания и развития артелей старателей являются Конституция, кооперативное законодательство, законодательные акты, регулирующие деятельность артелей, и уставы артелей.
В конституциях ряда государств наряду с государственной и частной собственностью признается кооперативная собственность и провозглашается тезис о всемерной поддержке кооперативного движения.
Подобное содержалось и в Конституции СССР, где в ст. 10 наряду с государственной собственностью отмечалось и существование кооперативной и колхозной собственности, и вместе они составляли основу экономической системы Советского Союза. При этом кооперативы, профсоюзы и другие общественные организации имели право на участие в управлении государством и в решении политических, экономических, социальных и культурных задач.
В последней Конституции Российской Федерации от 1993 г. в ст. 8 и 9 упоминания о кооперативной собственности нет, что значительно снижает статус кооперативов среди других хозяйствующих организаций.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 107-112 и 116) отражаются нормы, регулирующие хозяйственную деятельность производственных и потребительских
кооперативов. В ранее существовавшем законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» среди организационно-правовых форм хозяйствования кооперативная форма не упоминалась. Поэтому существовавший до 1991 г. огромный пласт кооперативов, в том числе старательских артелей, занятых в добыче драгоценных металлов, алмазов и слюды, выпал из общей системы. В условиях, когда кооперативам не нашлось места в системе организационно-правового регулирования страны, им пришлось приспосабливаться к действующему порядку. Вот почему многие кооперативы и часть артелей старателей прекратили свое существование или вынуждены были изменить организационноправовую форму.
Кооперативное законодательство определяет порядок регистрации, реорганизации, ликвидации кооперативов, в нем также содержатся нормы, регулирующие хозяйственную деятельность кооперативов.
В последние годы существования Советского Союза одним из наиболее значимых законов был закон «О кооперации в СССР» от 28 мая 1988 г., который создал предпосылки для возобновления кооперативного движения в Советском Союзе. Закон возродил такие кооперативные нормы, как многообразие форм кооперативной деятельности, создание союзов, государственное социальное обеспечение кооперативов, образование собственной кооперативной кредитной системы страны, самостоятельное ведение внешнеторговых операций; кроме того, значительно были расширены права кооперативов в ценообразовании, планировании, выборе поставщиков, рынков сбыта, в распределении прибыли, фонда оплаты труда, в формировании штатов, а также кооперативам были предоставлены налоговые льготы. Однако закон не избежал и некоторых норм, которые тормозили образование кооперативов и развитие их деятельности. Несмотря на трудности, менее чем за два года (с января 1988 по июль 1990) численность кооперативов возросла с 14 до 220 тыс., число работающих в них увеличилось со 100 тыс. до 5,2 млн человек, объемы реализации продукции, товаров и услуг возросли более чем
в 200 раз. Объем продукции кооперативного сектора экономики страны достиг более 5% валового внутреннего продукта.
Одним из первых законов, регулирующих деятельность артелей, было Положение о частной золотопромышленности на казенных землях в Сибири от 30 апреля 1838 г.3 В Положении отмечалось, что «работникам, нанятым в числе нескольких человек, поставлено в обязанность явиться на места работ артелями, назначив над собой старосту и помощников к нему, с круговой порукой в отлучке от артели и в повиновении ему. На самих же работах для сохранения порядка и для удобнейшего их производства каждому промышленнику дозволено разделять своих рабочих на новые артели; в каждую такую артель промышленник назначает старосту от себя, а рабочие со своей стороны двух выборных: они составляют артельную расправу, которой предоставлено право умеренного домашнего исправления рабочих, составляющих артель, а именно: она имеет право ленивых, нетрезвых, обличенных в запрещенной игре, порывавшихся к побегу и буйных наказать, по словесному ее приговору (на основании Уложения о наказаниях)». Таким образом, артельное товарищество признается не только как обязательное, но ему придается большое значение и самим законодательством.
В качестве последнего примера учета особенностей деятельности старательских артелей можно привести законодательные акты, действовавшие в конце 1980-х гг. К ним относятся специальное постановление Совмина СССР «Об особенностях применения закона СССР "О кооперации в СССР" в артелях старателей» от 12 июня 1989 г. № 464 и принятые ранее Устав Союза артелей старателей СССР и Примерный Устав артели старателей, состоящей в договорных отношениях с предприятиями Главного управления драгоценных металлов и алмазов при Совете Министров СССР4.
В настоящее время в Российской Федерации в связи с несовершенством законодательных актов, действовавших до 1 января 1995 г., артели старателей приобрели различные организационно-правовые формы. Это открытые или закрытые акционерные
общества, производственные кооперативы (артели) и общества с ограниченной ответственностью, в которых были утрачены базовые нормы и принципы существования артелей старателей. На основных из них остановимся более подробно.
Необходимо подчеркнуть, что существует противоречие в определении организационно-правовой формы артелей старателей. В ряде случаев они представлены как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, тогда как по своей организационной и экономической сущности они являются производственными кооперативами.
Следует отметить основные особенности артелей старателей как производственной формы кооператива:
— самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный гражданами и существующий как общественная организация;
— организация, образованная на основе совместной, частной, групповой собственности только членов кооператива;
— характерен демократический принцип управления, основанный на выборности руководящих органов (правления, ревизионной комиссии), их подотчетности общему собранию членов артели или их уполномоченным делегатам;
— высшим органом управления в артелях является общее собрание членов;
— независимо от размера пая члена артели при принятии решений действует принцип: один человек — один голос, причем один член артели может иметь один пай;
— неограниченная материальная ответственность всех членов артели перед артелью старателей.
Артель старателей подобно товариществам и обществам является коммерческой организацией, основанной на началах членства, т. е. корпорацией. В отличие от хозяйственных товариществ и обществ кооперативы образованы не столько на объединении имущества участников, сколько на их совместном личном участии в деятельности созданной ими организации.
Перечисленные принципы организации совместной хозяйственной деятельности больше соответствуют особенностям рабо-
ты артелей старателей, нежели искусственно навязываемая законодательством универсальная акционерная форма. Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации возродил форму коллективного предпринимательства. Соответственно кодексом открыта возможность для преобразования созданных под давлением законодательства
о приватизации на базе имущества бывших государственных и кооперативных предприятий хозяйственных обществ (в том числе закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью) в соответствующую реальным намерениям и интересам их участников форму производственного кооператива — артель старателей (ст. 112, п. 2 ГК РФ).
Таким образом, артель старателей признается как добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной и дополнительной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации (ст. 107, пп. 1—2 ГК РФ; ст. 1 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
В соответствии с ГК РФ в современном имущественном обороте старательские артели, основывающиеся не только на личном труде их участников, но и на труде наемных работников, неизбежно были бы оттеснены более мощными в экономическом отношении хозяйственными обществами (объединениями капиталов); законодательство, в том числе российское, в ограниченных размерах допускает участие в артелях не только личным трудом, но и исключительно имущественными вкладами («иное участие»).
Подобное участие возможно также и для юридических лиц, применительно к которым вообще нельзя говорить об их «личном трудовом участии» в деятельности артели. Эти отношения, как правило, носят финансовый характер и способствуют укреплению имущественной базы артели, взамен юридические лица получают доход
на вложенный в артель капитал, который не относится к личному трудовому участию в ее деятельности.
Важно, чтобы финансовые участники не преобладали над другими членами кооператива, фактически превратив его в хозяйственное товарищество или в общество, поэтому их число не должно превышать 25% (ст. 7, п. 2 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
В артели может состоять любое количество участников, однако по своей экономико-правовой основе артель не может быть компанией одного лица; в законе предусмотрен обязательный минимум учредителей и участников производственного кооператива — не менее пяти членов (ст. 108, п.
3 ГК РФ; ст. 4 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
Необходимость личного трудового участия в делах кооператива исключает для его участников возможность одновременного членства в двух или нескольких производственных кооперативах, хотя и не предусматривает специального оформления членства.
Единственным учредительным документом для создания артели является устав, в котором кроме общих сведений, необходимых для учредительных документов любого юридического лица, должны быть указаны сведения о размере и порядке внесения паевых взносов членами артели; о характере и порядке участия в ее деятельности; о размере и условиях субсидиарной ответственности ее членов по долгам артели и некоторые другие (ст. 108, пп. 1—2 ГК РФ; ст. 5 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
Структура управления артели старателей определяет характер отношений ее участников, поэтому в качестве высшего органа управления в артели выступает общее собрание, что соответствует принципам кооперативной демократии.
Необходимо отметить, что в отличие от общего собрания акционерного или другого хозяйственного общества общее собрание артели вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам ее деятельности, в том числе входящим в компе-
тенцию ее исполнительных органов (ст. 15, п. 1 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
Вместе с тем общее собрание артели имеет исключительную компетенцию, установленную законом; например, вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы на решение исполнительным органам. К исключительной компетенции собрания относятся: изменение устава артели; образование и прекращение полномочий ревизионной комиссии и других органов управления; прием и исключение членов артели; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов; распределение прибыли и убытков; решения о реорганизации и ликвидации артели (ст. 110, п. 3 ГК РФ; ст. 15, п. 1 закона «О производственных кооперативах (артелях)»). Исключительная компетенция общего собрания может быть расширена только уставом конкретной артели.
В крупных артелях (более 50 человек) могут создаваться наблюдательные советы как постоянно действующие контролирующие органы, следящие за деятельностью исполнительных органов. В этих случаях наблюдательный совет может получить исключительную компетенцию, определенную уставом конкретной артели (ст. 110, п. 1 ГК РФ; ст. 16, п. 1 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
Необходимо отметить, что все эти органы — наблюдательный совет и ревизионная комиссия — призваны установить контроль рядовыми членами артели деятельности ее исполнительных органов. Правление и председатель являются исполнительными же органами артели. В правление входят десять и более членов, при этом председатель одновременно возглавляет правление, что должно быть отражено в уставе артели (ст. 17, п. 2 закона «О производственных кооперативах (артелях)»). Члены правления и председатель артели избираются только из числа ее членов и не могут быть наемными работниками.
Все члены кооператива имеют равное право на участие в управлении его делами, получая всегда только один голос при принятии решений общим собранием, незави-
симо от размера пая и трудового вклада участника артели (ст. 110, п. 4 ГК РФ; ст. 15, п. 2 закона «О производственных кооперативах (артелях)»). Они вправе также получать соответствующую их трудовому или иному вкладу часть прибыли артели и часть остатка имущества, образующегося при ликвидации предприятия после удовлетворения требований его кредиторов.
Также они могут передать свой пай или его часть другим членам артели или иным лицам и свободно выйти из нее, получив свой пай и другие предусмотренные уставом выплаты или выдачи. Пай члена артели, как и доля участника общества или товарищества, представляет собой право требования, распространяющееся на все имущество кооператива, а не только на паевой фонд, поэтому пай определяет, в частности, размер выплат выходящему участнику, ибо последний вправе потребовать передачи ему стоимости части всего имущества, а не только части паевого фонда (ст. 111, п. 1 ГК РФ). Также и оплата пая вновь принимаемым членом предполагает оплату соответствующей части имущества артели, а не только первоначального паевого взноса.
Поскольку отчуждение пая третьим лицам влечет их обязательный прием в артель и личное трудовое участие в ее деятельности, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия всех членов и их правом на преимущественную покупку отчуждаемого пая или его части (ст. 111, п. 3 ГК РФ; ст. 9, п. 4 закона «О производственных кооперативах (артелях)»). В ряде случаев уставом артели разрешено устанавливать запрет на отчуждение пая или его части даже другому члену. Наследники умершего члена могут быть приняты в артель, только если устав прямо предусматривает такую возможность, в ином случае они вправе претендовать лишь на компенсацию его стоимости (ст. 111, п. 4 ГК РФ; ст. 7, п. 3 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
В обязанности члена артели входит внесение как паевого, так и вступительного и иных, в том числе дополнительных, взносов, предусмотренных уставом или решением обще-
го собрания. Члены артели, кроме финансовых участников, обязаны личным трудом участвовать в ее деятельности, соблюдая трудовую и производственную дисциплину. Они могут иметь и иные обязанности, предусмотренные законом или уставом, например неразглашение информации, являющейся коммерческой тайной артели.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на члена артели обязанностей он может быть исключен из кооператива по решению общего собрания (ст. 111, п. 2 ГК РФ; ст. 22, пп. 2—6 закона «О производственных кооперативах (артелях)»). Кроме того, член наблюдательного совета или правления артели может быть исключен, если он одновременно является членом другой, аналогичной по характеру деятельности артели, ибо при этом создается почва для злоупотреблений. Исключенный член сохраняет право на получение своего пая и других выплат и выдач, предусмотренных уставом кооператива для выходящих из него членов.
Основу имущества артели как собственника составляет ее паевой фонд, разделенный на доли ее участников и являющийся минимальной гарантией интересов ее возможных кредиторов. Паевой фонд формируется за счет паевых взносов членов артели в течение первого года деятельности. При этом к моменту регистрации артели каждый участник обязан оплатить не менее 10% паевого взноса, определенного уставом артели.
Закон не содержит специальных требований к размеру паевого фонда артели, в частности из-за наличия дополнительной, хотя и ограниченной, ответственности членов по ее долгам при недостатке у предприятия собственного имущества (ст. 107, п. 2; ст. 116, п. 4 ГК РФ).
Необходимо отметить, что паевой фонд артели может быть увеличен по решению общего собрания либо увеличением размера паев, например за счет части доходов предприятия, либо внесением его членами дополнительных взносов. Он должен быть уменьшен, если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов артели окажется меньше
стоимости ее паевого фонда (ст. 10, п. 4 закона «О производственных кооперативах (артелях)»).
Важно, чтобы об уменьшении паевого фонда были проинформированы кредиторы, которые в данной ситуации вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств.
Новым является, в частности, то, что теперь возможно объявление части имущества артели неделимыми фондами (ст. 109, п. 1 ГК РФ). Такие фонды не делятся на паи участников, и из них не производятся выплаты при выходе из кооператива, раздел этих фондов возможен лишь при ликвидации артели после удовлетворения претензий кредиторов. Они создаются по единогласному решению членов артели, если уставом не предусмотрено иное. Таким образом, члены артели отказываются от возможных требований части имущества. Вместе с тем по закону неделимой может стать лишь часть имущества предприятия, определенная его уставом или специальным решением общего собрания.
В артелях также создаются резервный фонд и другие специальные имущественные фонды. Виды, размеры, порядок образования и использования таких фондов определяются уставом конкретной артели. Это значит, что артели самостоятельно решают вопросы создания и использования специальных фондов, в том числе резервного, т. е. в известной мере исключающего свободное хозяйственное использование соответствующей части имущества.
Еще одно важное обстоятельство сохранения артелей старателей заключалось в том, что члены артели освобождались от уплаты подоходного налога с физических лиц. Этой льготой пользовались старатели на протяжении практически всего периода деятельности начиная с 1920-х гг. Такой порядок существовал до принятия нового Налогового кодекса, однако новое налоговое законодательство устранило эту льготу и сделало труд старателей менее привлекательным.
В связи с этим некоторые артели, по единогласному решению всех своих членов, стали преобразовываться в хозяйственные товарищества или общества. Кроме того, принцип управления и принятия решений «один пай — один голос» приводит к «размыванию» голосов, и члены артели, имеющие значительный размер пая, не могут распоряжаться имуществом в полной мере. Такие особенности организационно-правового регулирования артелей старателей позволяют им существовать и развиваться, оставаясь ведущей силой в золотодобывающей промышленности Российской Федерации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Экономика и жизнь. 1995. № 26.
2 Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения. М., 1999. С. 80.
3 Свод Законов Российской империи. Изд. 1847 г., Т. VII Устава Горного, ст. 2496—2503.
4 Кооперация и аренда: Сб. докл. и материалов. М., 1989. Кн. 2.