РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
1.1. НАУЧНАЯ ШКОЛА «НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»
УДК 378
Рогожникова Раиса Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия, pedagog@pspu.ru
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»
Raisa A. Rogozhnikova
PhD, Professor Department of Pedagogy
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, pedagog@pspu.ru
MAIN AREAS OF EXPERIMENTAL PERFORMANCE SCIENTIFIC SCHOOL «MORAL ASPECTS IN THE FORMATION OF PERSONAL EDUCATION»
Аннотация. В статье представлена деятельность диссертантов научной школы по специальностям 13.00.01 - «Общая педагогика», «История педагогики и образования» и 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования». Руководитель научного направления -доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ПГГПУ Рогожникова Раиса Анатольевна.
Ключевые слова: научная школа; научное направление; диссертант; дисциплина; дисциплинированность; конфликт; конфликтологическая культура; интегративное личностное образование; экологическое воспитание; гуманное отношение к человеку; социальная активность; здоровый образ жизни; нравственный аспект.
Abstract. The article presents the research of postgraduates of the scientific school in specialities 13.00.01 - «General Pedagogics», «The History of Pedagogics and Education» and 13.00.08 - «Theory and Methods of Professional Education». The head of the scientific school is Doctor of Pedagogical Science, the Professor of
© Рогожникова Р.А., 2014
Pedagogics Department of the Perm State Humanitarian Pedagogical University R.A. Rogozhnikova.
Key words: scientific school; postgraduate; discipline; self-discipline; conflict; co-operative conflict resolution culture; integral personal formation; ecological education; humane attitude to a person; social activity; healthy lifestyle; moral aspects.
Научное сообщество нуждается в постоянных контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а следовательно, в формировании научных школ. Научные школы - это социальный феномен, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности. Одним из многочисленных определений термина «научная школа» является следующее: это направление в науке, объединившее интересы группы исследователей. Иначе говоря, существует такая система: «научное направление - научная школа».
Категория «личность» хотя и относится к числу базовых психологических понятий, но изучается всеми общественными науками, в том числе педагогикой. Существует много различных теорий воспитания и развития личности, и в каждой из них проблема рассматривается по-своему. Проведение теоретических исследований в данной научной области имеет свою историю. Наш концептуальный подход в толковании личностных образований как интегративных рассматривает их в структурном единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые являются основными компонентами отношения. Уровень сознания определяется во многом тем, в какой мере личность обдумывает свои действия и поступки, как согласуются личные интересы с общественными. Эмоциональный компонент отношения обусловлен тем, что эмоции снабжают мотив необходимой энергией для осуществления деятельности. Волевой компонент проявляется в поступках, которые являются человеческими этическими условиями жизни «другого» человека.
Высокие идеи служения людям могут быть реализованы только в том случае, если личность научится видеть рядом человека, ценить и уважать его, стремиться к тому, чтобы такое уважение было общей нормой. Формирование нравственной ориентации на человека лежит в основе ценностного отношения к человеку, которое особенно важно сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит доброты, сочувствия, элементарного внимания к человеку.
Основными проблемами исследовательской деятельности нашей научной школы являются тесно связанные между собой проблема дисциплины и дисциплинированности личности и проблема конфликта. Эти проблемы актуальны как для общества в целом, так и для образовательных учреждений. Проблема дисциплины приобретает особую актуальность в связи с формированием самоценной личности, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации. На современном этапе с расширением прав и свобод
человека, в условиях эволюции современных философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, разработка данной проблемы требует нового подхода. В нашем исследовании проблема воспитания дисциплинированности личности рассматривается с позиции этического трактования этого качества как результата ценностного отношения к человеку. Основные идеи проблемы дисциплины отражены в авторских монографиях [6; 7; 8; 9].
Так как конфликт является фактором общественного и индивидуального развития, важно сформировать личность, которая, несмотря на острую социально-психологическую напряженность во всех сферах жизни, была бы ориентирована в конфликтных ситуациях на их конструктивное разрешение, на сотрудничество. Решение данных проблем должно осуществляться на основе нравственного отношения к человеку. Так, в монографии Г.Е. Григорьевой и Р.А. Рогожниковой «Конфликт в подростковом коллективе» [2] рассматриваются особенности межличностных и групповых конфликтов в коллективе подростков. Выделены уровни конфликтности подростков, представлена модель воспитательного процесса, направленного на формирование у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты в ученическом коллективе средней общеобразовательной школы. Подробно описана экспериментальная работа, проведенная с целью апробации модели. Педагогический процесс, который формирует нравственное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность, что повышает уровень, как дисциплинированности личности, так и уровень ее конфликтологической культуры.
В этом научном русле защищена кандидатская диссертация Дзараевой Натальи Анатольевны на тему «Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности». Под дисциплинированностью понимается интегративное качество личности, определяющее нравственное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения. Конфликтность личности - это интегративное качество, отражающее нравственное отношение человека к людям в условиях конфликта, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия. Ценность данного исследования заключается в том, что определено с этической точки зрения понятие «конфликтность», разработаны критериальные показатели измерения уровня конфликтности студентов-медиков, позволяющие определить содержание уровней данного качества личности и выявить динамику ее развития. Разработанная автором модель процесса воспитания дисциплинированности как фактора формирования конфликтной компетентности студента медицинского вуза
и выявленные условия эффективного функционирования модели позволили установить зависимость между процессом воспитания дисциплинированности у студентов-медиков и процессом формирования их конфликтности как нравственных качеств, а также определить зависимость между уровнями дисциплинированности и конфликтности студентов. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «Педагогика», «Конфликтология», «Педагогическая деонтология» в организации образовательного процесса в медицинских и педагогических вузах. Диссертационное исследование легло в основу монографии Р.А. Рогожниковой, Н.А. Дзараевой и В.О. Гридиной «Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача» [10].
Несмотря на значительный интерес ученых и полученные результаты, по-прежнему не решена в достаточной степени проблема воспитания дисциплинированности у курсантов военных вузов.
Диссертация Пунина Артема Владимировича на тему «Воспитание дисциплинированности как нравственного качества личности у курсантов военных вузов» отражает основополагающие идеи проблемы дисциплины. Соединяя в себе нравственную свободу и социальную ответственность личности, дисциплина в демократическом обществе отражает его гуманистическую направленность на человека как высшую ценность; благодаря воспитанию дисциплинированность становится новообразованием личности курсанта; в своем развитии она проходит несколько этапов - от элементарного соблюдения норм до дисциплины как естественной свободы личности, принявшей необходимое как личностно ценное; психологическим механизмом формирования дисциплинированности и готовности к ее воспитанию является нравственная ориентация командира и курсанта на интересы «другого человека». Дисциплинированность как проявление нравственного отношения к человеку есть ядро формирующейся дисциплины. Понятия «дисциплина» и «дисциплинированность» тесно связаны. С точки зрения внешней, социально-такое отношение выступает как «дисциплина», с точки зрения субъективной, внутренней, индивидуальной это явление предстает как «дисциплинированность». И дисциплина, и дисциплинированность выступают прежде всего как нравственные образования, ибо объектом является человек.
Копысов Евгений Александрович, работая над диссертационным исследованием на тему «Подготовка курсантов военных вузов к воспитанию у личного состава дисциплинированности как ценностного отношения к человеку», своим участием в конференциях разных уровней, а также публикациями в научных журналах внес определенный вклад в развитие проблемы дисциплины. Исследование способствует повышению уровня готовности будущих офицеров к воспитанию у подчиненных данного интегративного нравственного качества личности.
Проблема дисциплины разрабатывается и в других аспектах. Демина Ольга Валерьевна защитила диссертацию на тему «Воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов
военных вузов» [3]. В диссертации анализируются трудности работы в данном направлении, которые определили актуальность настоящего исследования на государственном, социально-педагогическом, теоретико-методологическом и методико-технологическом уровнях. На основе системного, аксиологического и деятельностного подходов была разработана и реализована система воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности с учетом социального заказа общества, требований силовых структур, закрепленных в нормативных документах, программах, стандартах. Система включает функциональный, содержательный, технологический блоки и характеризуется целостностью, устойчивостью, гибкостью, а также взаимосвязанностью ценностно-ориентировочного, операционно-регламентирующего и оценочно-корректирующего компонентов, которые интегрируются в каждом блоке системы. Выявлены специфические принципы и педагогические условия реализации системы. Диссертанткой разработаны научно-методические рекомендации по воспитанию у курсантов военных вузов дисциплинированности как профессионально значимой ценности.
В условиях современной социальной ситуации, породившей острую социально-психологическую напряженность, закономерно, что проблема предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов актуальна для школы. Многие педагоги далеко не всегда владеют необходимыми умениями для их разрешения и не могут сформировать эти умения у школьников. Лишь незначительное число учащихся получают помощь школьного психолога или учителя в случае возникновения коллизий со сверстниками. Это обусловлено тем, что формирование у школьников умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты остается проблемой, недостаточно разработанной в педагогической теории и практике воспитания. В связи с этим кандидатская диссертация на тему «Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе», которую защитила Григорьева Галина Евгеньевна, внесла существенный научный вклад в решение проблемы [1]. Объектом исследования выступал процесс воспитания подростков в классном коллективе, предметом - воспитательный процесс, ориентированный на формирование у подростков умений предупреждать и конструктивно разрешать межличностные и групповые конфликты в классном коллективе средней общеобразовательной школы. Исходя из задач исследования, автор разработала классификацию конфликтов, возникающих в образовательном процессе; раскрыла особенности подростковых конфликтов; определила понятие «конфликтность»; выделила уровни конфликтности подростков; определила закономерности и принципы организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в подростковом коллективе; разработала модель воспитательного процесса по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе учащихся подросткового возраста и определила условия функционирования модели; провела экспериментальное исследование
эффективности созданной модели. Также было выявлено влияние самостоятельности личности подростка на формирование у него умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.
Проблема предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов актуальна и для армии. Завершенное диссертационное исследование Давыдова Дениса Александровича на тему «Предупреждение и разрешение конфликтов в коллективе курсантов военного вуза» выявило сущностные характеристики конфликтов, особенности конфликтного взаимодействия курсантов военных вузов. Была создана классификация конфликтов, возникающих у будущих офицеров. Исследование показало, что курсанты, как правило, не стремятся к конструктивному разрешению существующих между ними противоречий. Их отношения в конфликте сопряжены с агрессивностью, низкой толерантностью, эмоциональной неуравновешенностью. Конкуренция носит деструктивный характер. Нередко возникают напряженные ситуации между командиром и подчиненным, которые также не разрешаются конструктивно и тем самым усугубляют психологический климат в коллективе. Как у курсантов, так и у некоторых офицеров искажены представления о межличностном общении в армии, конфликте и конфликтности. Курсанты не способны прогнозировать поведенческие реакции, динамику развития конфликтов, возможные пути их предупреждения. Разработанная Д.А. Давыдовым модель воспитательного процесса, направленного на формирование у будущих офицеров умений предупреждать и разрешать конфликты, выявленные условия ее реализации обеспечили позитивную динамику в данном процессе.
Распад федеративных государств, возрастание числа самостоятельных субъектов Федерации обострили проблему межнациональных отношений в регионах России. Эта проблема отразились и на многонациональных коллективах курсантов военных вузов. Курсанты не всегда способны предупреждать конфликты в сфере межнациональных отношений. Зачастую избираются деструктивные способы урегулирования разногласий, проявляется неуважение к курсантам других национальностей, оскорбляются национальные чувства. Военный вуз должен дать необходимые знания о национальной культуре, истории, традициях. Эти знания, безусловно, будут способствовать формированию умений предупреждать межнациональные конфликты. С учетом значимости проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования Васильева Александра Александровича - «Предупреждение межнациональных конфликтов в коллективе курсантов военных вузов». Автором разработаны теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в военных вузах, ориентированного на формирование у курсантов умений предупреждать межнациональные конфликты. Соответствующая модель воспитательного процесса учитывает этапы формирования данных умений, уровни конфликтологической культуры личности в межнациональном общении, которые формируются на том или
ином этапе воспитания. Определены методологические подходы и принципы организации воспитательного процесса и выявлены условия функционирования модели. Предполагается разработка спецкурса, ориентированного на ознакомление с культурой, историей, обычаями, традициями различных наций, что будет способствовать установлению взаимосвязи военнослужащих разных национальностей.
Сегодня малоизученным остается вопрос о конфликтологической культуре как интегративном личностном образовании и способах ее воспитания с целью гармонизации межличностных отношений. Почекаева Ирина Сергеевна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников» [5]. В силу своих особенностей ранний юношеский возраст является благоприятным для воспитания более высокого уровня данного интегративного личностного образования. Учитывая отсутствие научно обоснованных разработок по воспитанию конфликтологической культуры, в исследовании была поставлена цель: разработать и теоретически обосновать технологию процесса воспитания конфликтологической культуры как интегративного личностного образования старшеклассника. В связи с целью исследования было уточнено содержание понятия «конфликтологическая культура»; определены структурные компоненты данного образования; разработаны критерии и показатели для выделения уровней сформированности конфликтологической культуры старшеклассников; создана диагностическая программа для определения ее уровней; разработана, экспериментально проверена и определена эффективность предложенной автором технологии. Данная технология включает в себя: этапы процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников (демонстрационный, ритуальный, стереотипный, осознанный выбор, самоактуализация); содержание процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников; методы и формы воспитания; уровни конфликтологической культуры школьников («элементарный», «формальный», «конформный», «уровень соблюдения нейтралитета», «достаточный», «оптимальный»).
Конфликтологическая культура приобретает особую значимость в воспитательной работе офицера с личным составом. В военных вузах есть все условия для подготовки курсантов к воспитанию у военнослужащих данного интегративного личностного образования, ведущими специфическими характеристиками которого являются: наличие научных знаний о сущности конфликтологической культуры; способность осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте; проявление данного личностного образования в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов с целью гармонизации межличностных отношений. Эта идея легла в основу диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры», которая была защищена
Стрельцовым Романом Вячеславовичем [11]. На основе исследования была создана рабочая учебная программа дисциплины «Конфликтологическая культура», которая была внедрена в качестве программы дисциплины по выбору для использования в учебном процессе с курсантами военного вуза в Пермском военном институте ВВ МВД России и Новосибирском военном институте ВВ МВД России. Положения и результаты диссертационного исследования внедрены в научную и практическую деятельность Московского научно-внедренческого центра Международного исследовательского института.
Проблема конфликтов изучается и в системе «врач - пациент». Анализирует причины развития конфликтных ситуаций в стоматологической практике Старкова Анна Валерьевна. В ходе исследования проанализированы судебно-медицинские экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел в отношении врачей-стоматологов за период с 2008 по 2012 г. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: рост правового сознания населения ведет к увеличению количества предъявляемых исков к врачам-стоматологам; в основном претензии пациентов основаны на неудовлетворенности проведенным стоматологическим лечением; нравственная индифферентность, присущая немалой части врачей-стоматологов, недооценка ими моральных аспектов в практике врачевания является распространенной причиной возникновения конфликтов в системе «врач - пациент». В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании системы подготовки врачей-стоматологов в вузах страны, в частности, в необходимости освоения конфликтологических компетенций, способствующих конструктивному разрешению конфликтных ситуаций на досудебном уровне.
Часто аспиранты имеют свои научные интересы, и не считаться с этим нельзя. Они также работают в русле нашей концепции. Шистерова Елена Алексеевна [12] защитила кандидатскую диссертацию на тему «Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитанию у младших школьников основ здорового образа жизни». Цель исследования состояла в разработке теоретических и технологических основ организации педагогического процесса, обеспечивающего эффективную подготовку студентов педагогического колледжа к данному направлению воспитательной деятельности с учащимися начальной школы. Было изучено состояние проблемы формирования готовности будущего учителя к воспитанию у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни; определена сущность готовности педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ; разработаны технологические основы совершенствования подготовки будущих учителей начальной школы с учетом уровней сформированности основ здорового образа жизни у учащихся начального звена. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание спецкурса «Теория и методика воспитания ЗОЖ у младших школьников» и лабораторного практикума,
усилено валеологическое содержание базовых учебных дисциплин и педагогической практики. Материалы исследования находят применение в педагогическом процессе других профессиональных средних педагогических образовательных учреждений г. Перми, научно-исследовательской деятельности, в системе повышения квалификации учителей. Содержание монографии Е.А. Шистеровой и Р.А. Рогожниковой «Теория и методика педагогической валеологии» ориентировано на государственные стандарты высшего педагогического образования. Книга включает систему знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества, об охране здоровья, о самоценности детства как особого периода развития личности [13].
Во многих российских и международных документах предусматривается создание системы непрерывного экологического образования. Моральная ответственность за сохранение биосферы подразумевает внедрение системы экологического образования в процессе обучения. В представленной к защите кандидатской диссертации Трегубовой Ольги Геннадьевны на тему «Становление экологической культуры младших подростков в условиях непрерывного экологического образования» убедительно обоснована актуальность исследования, выявлены противоречия, основанные на анализе научной литературы и изучении современного состояния работы по воспитанию у младших подростков экологической культуры. Определив этапы воспитания экологической культуры у школьников и выяснив возможности учебных дисциплин естественнонаучного и гуманитарного профилей в развитии экологической культуры подростков, диссертантка выявила педагогические условия, необходимые для формирования данного личностного образования. Опытно-экспериментальным путем была доказана эффективность разработанной автором системы воспитания экологической культуры младших подростков в условиях непрерывного экологического образования за счет преемственности этапов ее реализации с соответствующими уровню развития данного интегративного образования подростка содержанием, методами и формами.
Как уже было отмечено, одним из основных современных направлений развития системы высшего образования является гуманистическая направленность образования. В этих условиях проблема воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку приобретает особую актуальность. Несмотря на соответствующие декларации, повседневная врачебная практика содержит в себе многочисленные примеры бездушного отношения к больному человеку. Настоятельная необходимость в решении проблемы воспитания у будущего врача гуманного отношения к человеку, в частности к больному, который как никто другой нуждается во внимательном, щадящем отношении, явилась основой диссертационного исследования Лямовой Оксаны Олеговны. Диссертация принята к защите. О.О. Лямова выявила сущность, структуру и содержание понятия «гуманное отношение
к человеку», уточнила возможности учебных дисциплин в развитии у студентов-медиков данного нравственного отношения. Определены критерии и показатели сформированности интегративного личностного образования, разработана модель процесса воспитания гуманного отношения к человеку у будущих врачей и выявлены условия ее эффективной реализации. Разработанная автором модель внедрена в учебно-воспитательный процесс Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера, Ижевской государственной медицинской академии, Башкирского государственного медицинского университета.
Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности. Тютина Гулъсина Гелусовна исследует проблему воспитания социальной активности младших подростков во внеурочной деятельности. Проблема чрезвычайно актуальна, ибо данный процесс способствует формированию у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач, а также личностному саморазвитию. Диссертантка, опираясь на собственный педагогический опыт, обосновывает роль информационно-коммуникационных технологий, которые существенно расширяют возможности воспитательной среды.
Деятельность научной школы нашла отражение в публикациях. Издано 9 монографий, более 30 учебно-методических пособий, опубликовано около 70 статей в изданиях ВАК и в изданиях, входящих в международную систему научного цитирования SCOPUS. Молодые исследователи принимают активное участие в международных, российских и региональных научно-практических конференциях.
Приветствуя научное самоопределение, мы проектируем исследовательскую деятельность каждого члена нашего сообщества как важную часть общего.
Список литературы
1. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2003. - 23 с.
2. Григорьева Г.Е., Рогожникова Р.А. Конфликт в подростковом коллективе: моногр. - Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004. - 186 с.
3. Демина О.В. Воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2014. - 22 с.
4. Дзараева Н.А. Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Пермь, 2003. - 25 с.
5. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2010. -20 с.
6. Рогожникова Р.А. Дисциплина и гуманизм в педагогическом процессе: моногр. - Пермь: Книга, 1997. - 258 с.
7. Рогожникова Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм: моногр. - Пермь. Книга, 1994. - 119 с.
8. Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника: моногр. - Пермь. Книга, 1996. - 154 с.
9. Рогожникова Р.А. Путь к самодисциплине: моногр. - Пермь: Книга, 1999. - 137 с.
10. Рогожникова Р.А., Дзараева Н.А., Гридина В.О. Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача: моногр. - М.: Медицинская книга: Изд-во ИТМА, 2005. - 320 с.
11. Стрельцов Р.В. Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2013. - 22 с.
12. Шистерова Е.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитанию у младших школьников основ здорового образа жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2002. - 23 с.
13. Шистерова Е.А., Рогожникова Р.А. Теория и методика педагогической валеологии: моногр. - Пермь: АНО «Координационный центр непрерывного гуманитарного образования», 2002. - 198 с.