ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (на примере регионального вуза)
УДК 37
Марина Петровна Борисова
Директор филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Георгиевске Тел.: 8(928) 3511445 E-mail: [email protected] Татьяна Александровна Дворникова Заместитель директора по учебной работе филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Геор-гиевске
Тел.: 8(928) 3093433 E-mail: t [email protected] Владимир Милорьевич Ким
Заместитель директора филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Георгиевске Тел.: 8 (909) 440-03-46 E-mail: [email protected]
Данная статья представляет собой авторский подход к формированию базовой модели и принципов реализации регионального образования в новых образовательных условиях с учетом особенностей конкретного региона - Ставропольский край. В основу представляемого подхода лег анализ сложившихся социально-экономических особенностей регионов Российской Федерации, который выявил некоторые проблемы, относимые как к образованию в целом, так и к региональным образовательным системам.
Кпючевые слова: качество образования, компетентностный подход, региональная образовательная система.
Marina Petrovna Borisova
The director of branch of the Russian state
humanitarian university in Georgievsk
Ph.: 8(928) 3511445
E-mail: [email protected]
Tat'yana Aleksandrovna Dvornikova
The deputy director on study of branch of the
Russian state humanitarian university in
Georgievsk
Ph.: 8(928) 3093433
E-mail: t [email protected]
Vladimir Milorevich Kim
The deputy director of branch of the Russian
state humanitarian university in Georgievsk
Ph.: 8 (909) 440-03-46
E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MANAGEMENT QUALITY OF FORMATION IN THE REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS (On an example of regional high school)
The Given article represents the author's approach to formation of base model and principles of realization of the regional education in new educational conditions considering features of concrete region -Stavropol Territory.
In a basis of the represented approach the analysis of the developed social and economic features of regions of the Russian Federation which has revealed some problems carried both to formation as a whole, and to regional educational systems has laid down.
Keywords: quality of formation, competence approach, regional educational system.
1. Введение
Общемировая тенденция движения к новому качеству образования проявляется, прежде всего, через нарастание комплексного, системного, междисциплинарного и интегрального характера требований к уровню подготовленности выпускников учебных заведений (всех уровней и типов) для вытолнения как профессиональных, так и социальнык ролей в разнообразный и широких контекстах.
Ключевые тенденции в развитии современной государственной образовательной политики в Российской Федерации включают прежде всего ориентацию на возрастание роли и ответственности региональных образовательных систем (РОС) субъектов Российской Федерации в решении проблем модернизации образования и совершенствования его качества в составе общероссийской образовательной системы в целях усиления влияния РОС на ускоренное инновационное социальное и экономическое развитие своих регионов.
В настоящее время особенностями региональной образовательной политики стали:
• быстро меняющиеся требования рынка труда (его неравномерная насыщенность, дефицит одних специалистов при избытке других, неустойчивый спрос на выпускников вузов и т.д.);
• ликвидация государственного регулирования рынка труда и планового распределения выпускников.
• усиление конкуренции между вузами в рамках региональной образовательной системы;
• низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения и т.д.
Реформирование российского образования, а также европейская модель образования в ходе ратификации Болонских соглашений, декларируют компетент-ностный подход, применение которого в региональных образовательных системах (далее - РОС) позволит:
• создать единое образовательное пространство (на уровне региона);
• сформировать единое понимание результатов образования для образовательных учреждений, работодателей, выпускников, государства и других сообществ;
• обеспечить прозрачную систему результативности образования на всех уровнях образования и типах образовательных учреждений;
• применять связные подсистемы в рамках образовательного процесса при реализации компетентностного подхода и т.д.
Трансформация системы образования, таким образом, особенно с реализацией компетентностного подхода в регионах, требует своего развития, потенциал которого способен и готов к переходу в единое образовательное пространство.
Исходя из сложности и недостаточной изученности данной проблематики, статья предполагает осветить два основных тематических блока:
• во-первых, общие подходы к развитию региональных образовательных систем в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций (региональный уровень);
• во-вторых, основные характеристики проблем, требующих системного решения на уровне регионального вуза (институциональный уровень). Рассмотрим данные уровни подробнее.
2. Региональная образовательная система как система качества
В последние десятилетия в мире в области качества образования проявились новые тенденции, связанные с изменением понимания качества образования, что связано с изменением в системе рыночных отношений с позиций его соответствия требованиям потребителя; комплексным рассмотрением таких проблем, как оценка качества образования, управление качеством образования и обеспечение качества образования; проведением широкомасштабных мониторинговых исследований проблем качества образования на национальном и международ-
ном уровнях, которые ложатся в основу принятия управленческих решений, в частности в регионах.
В региональной системе образования под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [6].
Сложившиеся региональные образовательные системы показывают, что, с одной стороны, они могут способствовать формированию спроса на перспективные образовательные услуги в регионе, с другой - обеспечить адекватное качественное предложение образовательных услуг, что является одним из условий совершенствования региональных образовательных систем и фактором их инновационных преобразований.
В этой связи следует рассматривать возможность разработки и формирования внутри РОС региональных систем управления качеством образования в условиях взаимодействия и сотрудничества между образовательными учреждениями региона. Прежде всего, это может быть основная инвариантная модель, наиболее эффективная как для всех РОС, так и для конкретной региональной образовательной системы.
Предлагаемая модель может быть основана на участии общественных организаций, которые могут носить характер саморегулирующихся организаций управления качеством образования в регионах (СОУКОР). Такие организации могут работать на ассоциативной основе в форме консалтинговых центров, состоящих из экспертов по направлениям и уровням образования, что можно закрепить на региональном законодательном уровне, расширяя их возможности и совершенствуя систему образования в регионах.
Также представляется возможным агрегация в региональные ассоциации учреждений (РАУ) по уровням образования для решения общих задач выживания в условиях реорганизации образования и выхода на международный рынок образовательных услуг.
Анализ проблем модернизации регионального профессионального образования позволил определить основные тенденции развития:
1. Главное значение в региональной образовательной системе имеет каче-
ство, доступность и эффективность.
2. В большинстве регионов России твердо закрепился феномен «перевернутой пирамиды» в подготовке специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием (72/170/620 учащихся соответственно на 10.000 населения). Данная тенденция порождает противоречие между объёмами подготовки НПО, СПО, ВПО и требованиями региональных рынков труда.
3. Управление качеством высшего профессионального образования, как интегральной характеристикой, определяющейся уровнем сформированнос-ти профессиональной компетенции и социо-профессиональной адаптации выпускника.
4. Регионализация образования, которая проявляется в создании программ развития регионального образования, построенных на технологиях использования ресурсов, программно-целевой модели, построении принципиально новой, эффективной критериальной системы управления профобразованием на региональном уровне. Действующие программы часто противоречат основам модернизации российского образования и потому малоэффективны. Большинство программ, по сути, программами не являются, а представляют собой сумму «мероприятий», в которых отсутствует педагогический, экономический, кадровый анализ образовательного учреждения на начало реализации программы, не показано, каким оно должно быть на финише реализации программы развития. Важно, что в подавляющем большинстве программ нет показателей, критериев ее реализации. Поэтому через несколько лет будет не понятно, реализована программа или нет, как она связана с региональной программой модер-
низации профобразования.
5. Введение подушевого норматива финансирования - оптимальных финансовых средств, приходящихся на одного студента и гарантирующих качественную реализацию образовательного стандарта. Оценка ресурсов с позиции нормативов даёт возможность сделать ряд предварительных выводов, важных для оценки эффективности образовательного процесса, эффективности системы ВПО региона.
6. Внедрение в учебный процесс модульно-компетентностных технологий - системы организации учебного процесса, целью которого является формирование компетенции обучаемого, а содержание образования структурировано в виде модулей. Компетенции формируются только при условии достижения обучающимся определённого критического уровня знаний, умений, навыков, профессионального развития. Это влияет на эффективность применяемых модульно-компетентно-стных технологий.
7. Внедрение в практику управления вузом ресурсной модели управления, основанной на оценке образовательных, кадровых, экономических, информационных ресурсов с помощью соответствующих критериев.
В современных условиях экономического кризиса в региональном образовании на первый план вышли такие проблемы, как:
- создание условий для подготовки и переподготовки взрослого незанятого населения на базе учреждений высшего профессионального образования;
- гарантированное трудоустройство выпускников по полученной профессии (специальности);
- повышение качества профессионального образования в регионе без значительных материальных затрат на
Рис. 1 Модель региональной системы управления качеством образования
№6, 2010
переоснащение материально-технической базы региональных образовательных систем.
Таким образом, данный подход позволяет зафиксировать авторскую модель региональной системы управления качеством образования, которая может иметь следующий вид (рис. 1).
где представленная аббревиатура имеет следующее значение:
МО РФ - Министерство образования и науки РФ;
МО - муниципальные образовательные; ПО - послевузовское, повышение квалификации
СОУКОР - саморегулирующая организация менеджмента качества образования в регионе;
РАУНПО - региональные ассоциации учреждений начального профессионального образования;
РАУСПО - региональные ассоциации учреждений среднего профессионального образования;
РАУМО - региональные ассоциации учреждений муниципальных образований;
РАУВПО и ПО - региональные ассоциации учреждений высшего профессионального образования и послевузовского образования;
РАУДО - региональные ассоциации учреждений дополнительного образования (повышение квалификации, переквалификация и т.д.).
Представленный рисунок отражает первичные подходы по созданию модели управления системой качества образования в регионе как базовой структуры, что по сути представляет собой целенаправленную управленческую деятельность по планированию, организации, мотивации и мониторингу всей совокупности целей развития образовательных учреждений региона.
Предлагаемая модель региональной системы управления качеством образования, таким образом, предполагает авторское теоретическое видение основных черт такой модели и дает общее представление о ее некоторых приоритетных основаниях для инновационной ориентации региональных образовательных систем на новое качество образования.
3. Развитие системы управления качеством образования на институциональном уровне
Наметившаяся тенденция децентрализации, регионализации образования может сопровождаться современными и адекватными методами, технология-
ми, инструментами оценки и контроля, мониторинга качества не только всей РОС, но и конкретного образовательного учреждения, в частности, регионального вуза. Сюда же следует отнести инновационную составляющую, связанную с развитием различных творческих учебных и духовно-ценностных программ обучения и воспитания.
В данных условиях реализация ком-петентностного подхода возможна при сопряжении программ обучения, что дает более широкий спектр возможностей взаимосвязывания образовательных ресурсов, а именно - формирование знаний, умений владений в более широком применении на основе сопряжения программ.
Сопряженность программ представляет собой взаимосвязанность, ско-ординированность программ и учебных планов по родственным направлениям подготовки (специальностям) разных уровней. Сопряжённые программы в вузе по подготовке выпускников как будущих специалистов возможны преимущественно для тех направлений подготовки (специальностям), по которым виды деятельности и их содержание наиболее близки к видам деятельности соответствующих специальностей, а подготовка к их выполнению на более высоком уровне не требует кардинального пересмотра запаса теоретических сведений. Компетентностная сопряженность предполагает взаимодополняемость на каждом уровне образования, предлагаемого к аккредитации (на примере регионального вуза - филиала РГГУ в г. Георгиевске Ставропольского края).
Выделяя компетенции по классификации ФГОС ВО - общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК), можно представить их взаимодополняемость в виде наращения компетентности будущего специалиста (рис. 2).
По представленной модели можно
сделать ряд предварительны« выводов для педагогического обоснования ее дальнейшего развития и реализации:
- преемственность в рамках образовательного процесса, как уровневая, так и внутри его;
- межобразовательная непрерывность развития компетентности обучающихся;
- интегральный характер и аккумулятивный педагогический эффект.
Для обеспечения функционирования вышеуказанных базовых принципов реализации сопряженного компе-тентностного подхода необходима разработка и реализация образовательного процесса - формирование сопряженных и ориентированных основных образовательных программ (ООП) по следующим уровням:
НПО->СПО— ВПО; НПО->СПО: СПО-ь ВПО;
пно7спо: впо.
Таким образом, будет соблюдаться компетентностная преемственность при переходе от начального профессионального образования к среднему (специальному), затем к высшему, послевузовскому и т.д. по другой возможной цепочке.
В рамках компетентностного подхода к реализации образовательных процессов становится возможным межпрофессиональная компетентностная сопряженность. Фрагмент сопряженных профессиональных программ начального, среднего и высшего профессионального образования (на примере филиала РГГУ в г. Георгиевске) приведен в таблице 1.
Данный подход позволяет обучающимся выстаивать свою реальную и будущую компетентность в зависимости от вариаций программ, предлагаемых учебным заведением (или по личному пожеланию обучающихся (студентов).
Рис. 2. Модель компетентностной сопряженности в региональном вузе
Таблица 1. Перечень сопряженных профессиональных программ начального, среднего и высшего профессионального образования филиала РГГУ в г. Георгиевске
Специальности начального профессионального образования Специальности среднего профессионального образования Направления подготовки бакалавриата высшего профессионального образования
030900.01 Секретарь суда 03 0912 Право и организация социального обеспечения 030900 Юриспруденция
034700.03 Делопроизводитель 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение 034700 Документо ведение и архивоведение
072500.01 Исполнитель художес тве нно -оформительских работ 072501 Дизайн (по отраслям) 072500 Дизайн
080114.01 Бухгалтер 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 080100 Экономика
080203.01 Оператор диспетчерской (производственно- диспетчерской) службы 080201 Менеджмент (по отраслям) 080200 Менеджмент
100401 Туризм 100400 Туризм
100114.01 Официант, бармен 100114 Организация обслуживания в общественном питании 100100 Сервис
101101.01 Администратор 101101 Гостиничный сервис 101100 Гостиничное дело
Следовательно, с позиции сопряженного построения образовательного процесса можно выделить два подхода к организации компетентностно связанного обучения и получения дополнительных компетенций в рамках одного образовательного учреждения:
- междисциплинарный (межмодульный) компетентностный подход, формируемый образовательным учреждением;
- компетентностная сопряженность, формируемая запросами обучающих-
ся.
Типология компетентно стной сопряженности представлена на рис. 3.
4. Заключение
Авторский подход, таким образом, к организации системы управления качеством региональной образовательной системы (НПО-СПО-ВПО) представляется явным конкурентным преимуществом в рамках единого ресурсного обеспечения субъектов РОС.
Разработка и применение моделей сопряжения по всем компонентам фор-
мирует элементы системы качества менеджмента и повышает конкурентоспособность образовательного учреждения, что напрямую связано с улучшением качества предоставления образовательных услуг в регионе.
Приведенные возможности сопряжения в компетентностном контексте являются базовыми и первоочередными для реализации на региональном уровне, возможности же самого подхода много шире.
Таким образом, весь цикл работ по
Пример междпрофессиональной компетентностный сопряженности
Компетенции 1 2 3 N М
ПК (экономист)
ПК (менеджер)
ПК (юрист)
Пример межкомплексной сопряженности
МДК 1 2 3 4
МДК (экономист)
МДК (менеджер)
МДК (юрист)
Пример межмодульной сопряженности
Модули 1 2 3 4
ПК (экономист)
ПК (менеджер)
ПК (юрист)
№6, 2010
6
созданию и внедрению системы обеспечения качества как в РОС в целом, так и в вузе можно разбить на три последовательных этапа.
Этап 1
Организация разработки системы качества:
- разработка сопряженных между собой мероприятий (программ) по созданию системы качества;
- организация изучения стандартов ИСО для разработки и последующего функционирования системы качества как в РОС, так и в вузе;
- анализ существующей системы обеспечения качества образования (выявление несоответствий, проблем, разнообразных методов их решения на разных уровнях РОС).
Этап 2
Создание и введение в действие документации системы качества:
- введение в действие документации;
- ознакомление сотрудников, студентов и других субъектов образовательного процесса, а также всех заинтересованных сторон РОС и вуза.
Этап 3
Подготовка системы качества к сертификации.
Таким образом, наличие системы качества как в РОС, так и в рамках регионального вуза, означает для всех заинтересованных сторон, в частности, для работодателей, гарантированное качество выпускников РГГУ, что будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза в целом и повышению престижа выпускников на региональном рынке труда.
Литература
1. Азаров А.И., Азарова Р.Н. Учет потребностей заинтересованных сторон как социокультурная норма проектирования образовательного процесса в вузе.
- М.: Федеральный институт по образованию РФ, Инновационный фонд подготовки кадров, ГТУ «Московский институт стали и сплавов», 2007. - 10 с.
2. Григорьев С.И. Особенности управления качеством социального образования в современной сельской школе.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
3. Гузаиров М.Б. Рационализация управления системой непрерывного образования на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества (на примере Республики Башкортостан. Автореф. Дисс.: Воро-
Рис. 3. Типология компетентиостной сопряженности
неж: 1998. - 32 с.
4. Зимняя, И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) (Текст) // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XV Всероссийской научно-методической конференции / И.А. Зимняя. - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Кн. 2, 2005. - С. 10-19.
5. Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография / Е.Ю. Игнатьева: Нов ГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 280 с. (Серия «Монография»; Вып. 9).
6. Панасюк В.П., Шапоренкова Г. А., Головичер Г.В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения: учебно-методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007
7. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Изд. 5-е, стереотип. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 95 с.
8. Субетто А.И. Система управления качеством в вузе (модель) / Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Изд. 2-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 25 с.
References
1. Azarov A.I., Azarova R. N. The account of requirements of interested parties as a sociocultural norm of educational process designing in high school. - М: Federal institute of the Russian Federation
by training, Innovative fund of a professional training, STU «the Moscow institute of a steel and alloys», 2007. - 10 p.
2. Grigoriev S.I.Feature of quality management of social formation at modern rural school. - M: the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2008.
3. Gusairov M.B Ratsionalization of management in the of continuous education system on the basis of optimization of regional standards and quality monitoring (on the Republic Bashkortostan AB DISS: Voronezh: 1998. - 32 p.
4. Zimnaja I.A. Socially vocational competence as complete result of vocational training (idealized model) (Text)//Actual problems of quality of education and approaches of their decision in a context of the European and world tendencies: materials of XV All-Russia scientifically-methodical conference / I.A.Zimnaja. - M, Ufa: the Research center of problems of quality of preparation of experts. Book. 2, 2005. - p. 10-19.
5. Ignatyev E.U. Management of knowledge in quality management of educational process at the higher school: the monog-raphy / E.U. Ignatyev: NeSU after Yaro-slav the Wise - Veliky Novgorod 2008. -280 p. (A Series "Monography"; Edit/. 9).
6. Panasyuk VP., Shaporenkova G. A., Golovicher GV Regional system for assessing the quality of education: experience in design and application: a teaching aid. -M.: Research Center for Problems of quality training, 2007
7. Selezneva N.A. Quality of higher education as object of system research. Edit.. 5, a stereotype. - M: the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2005. - 95 p.
8. Subetto A.I. Control system quality in high school (model) / Under Scient/edd. N.A.Seleznevaj and A.I. Subetto. Ed. 2. M: the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2003. - 25 p.