Научная статья на тему 'Особенности организации связей с общественностью в контексте виртуальной реальности'

Особенности организации связей с общественностью в контексте виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
370
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВИРТУАЛ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛИСТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / VIRTUAL REALITY (VR) / VIRTUAL / VIRTUALISTICS / VIRTUAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдина Алла Владимировна

В статье анализируются специфические особенности отдельных аспектов виртуальной реальности и их учет в деятельности специалиста по связям с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of some aspects of virtual reality and their consideration in activity of an expert on public relations are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности организации связей с общественностью в контексте виртуальной реальности»

Алла ЮДИНА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В статье анализируются специфические особенности отдельных аспектов виртуальной реальности и их учет в деятельности специалиста по связям с общественностью.

Specific features of some aspects of virtual reality and their consideration in activity of an expert on public relations are analyzed in the article,

Ключевые слова:

виртуап, виртуальная реальность, виртуапистика, виртуальная психология; virtual, virtual reality (VR), virtualistics, virtual psychology,

В основе всего настоящего, не призрачного, лежит подлинная мечта. Потому что только такая мечта дает мотивацию достаточной силы. Именно в этом смысле мечта является настоящей реальностью.

Я говорю все это, имея в виду продвижение и пиар1.

В. Колесник

ЮДИНА

Алла

Владимировна —

преподаватель

кафедры связей с

общественностью

Северо-Западной

иоадемии

государственной

ллужбы1

cwalla@mail.ru

В соответствии с мифологическим посылом массового сознания, термин «виртуальная реальность» впервые был введен в 1989 г. Жароном Ланье2, создателем фирмы, с начала 1980-х гг. выпускающей бытовые компьютеры, функциональной особенностью которых являлась возможность формирования виртуальных миров. Киберпанковый жанр фантастической литературы под виртуальной реальностью понимает особый способ общения человека с киберпространством как некоторой моделью сетевого мира.

По определению авторов Словаря иностранных слов3, слово «виртуальный» (лат. уМиаИВ) означает возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.

Более чем за 20 лет до введения в информационный обмен термина «виртуальная реальность» Майрон Крюгер в конце 1960-х гг. вводит понятие «искусственной реальности». А еще ранее, в 1964 г., Станислав Лем в своей книге «Сумма технологий» употребляет дефиницию «фантомология». «Фантомология» С. Лема предназначена для описания задач и цивилизованного ответа на вопрос: «Как создать действительность, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной действительности, но подчинялась бы другим законам?»4

Вообще понятие «виртуал» появилось в IV в. в философских воззрениях византийской школы. К примеру, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви Василий Великий в своей книге

1 Колесник В. Продвижение: призраки и реальность // http://kolesnik.ru/2006/ reality)

2 В английской языковой интерпретации — Джарон Ланьер.

3 Словарь иностранных слов / отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. — М., 2003, с. 137. Понятие «виртуальный» широко используется в физике элементарных частиц, при исследовании т.н. «виртуальной температуры», при моделировании виртуальной памяти. Непосредственно под виртуальной действительностью понимается окружающий мир, созданный с помощью специальных компьютерных средств (аудиовизуальный шлем, мультимедиа), обеспечивающий полную имитацию зрительных образов, «живого» звука, объема сконструированных объектов и т.п.

4 Виртуальная реальность // http://ru.wikipedia.org/wiki/virtual_reality

«Беседы на шестоднев» замечал: «Некая реальность может породить другую реальность, законы существования»1.

При организации РЯ-события важным моментом является понимание и учет виртуального при апеллировании к психологии личности. В соответствии с выводом А. Носова, сразу же после своего рождения человек не идентифицирует себя отдельно от окружающего его мира. Впоследствии первой виртуальной реальностью для младенца, а далее — для человека примерно до трех лет является реальность его тела, которая становится реальностью его психики. До семи лет человек постигает виртуальную реальность своего сознания, а в подростковый, пубертатный период (от 13 до 17 лет) своей жизни осознает виртуальную реальность своей личности. К 21 году человек сталкивается с необходимостью освоения виртуальной реальности своей воли. Впоследствии, по А. Носову, индивидуальное психическое развитие человека в значительной степени обусловлено системой координат жизненных обстоятельств каждого человека в отдельности2.

По этой причине специалисту по связям с общественностью крайне важно учитывать палитру ментальных особенностей личности (мифологических установок, национальных особенностей, стереотипов поведения и т.п.).

Вторым, не менее значимым моментом при организации связей с общественностью является учет фактора глубокой идентичности и неповторимости каждого человека в отдельности, поскольку «...генезис конкретного человека по разным причинам может завершиться на любом уровне, вплоть до реальности телесности. Это означает, что разные люди живут в разных виртуальных реальностях, имеют разный состав виртуальных психических реальностей, имеют разные представления о себе и мире, разные ценности жизни и т.д.»3. Виртуальная психология оперирует понятиями «консуетал», «гратуал», «ин-гратуал» и «виртуал».

Консуетал (лат. еотие(а1 — нормальный, обычный) — «это нормальное, естественное нерефлексируемое состояние чело-

1 Цит. по: Розенсон И.А. Основы теории дизайна - СПб., 2006, с. 153.

2 Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. — М., 1997, с. 192.

3 Там же, с. 168.

века, такое же нормальное, как и ощущение давления атмосферного столба»4. Консуетал представляет собой обычный ряд событий, которые переживаются человеком привычным для него образом: например, сон, который человек видит сам и переживает его с позиции своего видения и ощущения. При этом следует заметить, что консуетал — не всегда спокойное или уравновешенное состояние, а консуетальным может быть в т.ч. и глубокое психическое переживание. «Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни, а все, что не выходит за эти рамки, является консуетальным, даже если переживания ввергли человека в обморок»5. Привычная реальность, в формате которой происходит обычный, ранее устоявшийся ряд событий, и которые человек переживает привычным образом, именуется константной реальностью.

Гратуал (лат.gratus—привлекательный) — это «ощущение пребывания в виртуальной реальности более низкого уровня, чем константная реальность»6. По версии Большого эзотерического справочника под гратуалом понимается «психологическое переживание виртуальной реальности», которое характеризует восемь признаков: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изме-ненность статуса реальности, личности, сознания и воли. Примерами гратуалов являются чувство влюбленности или моменты открываемой красоты какой-либо вещи: дерева, цветка, камня, слова и т.п. Переживание гратуала, с психической точки зрения, есть передача своей воли на более высокий иерархический уровень, т.е. фактически ангелу. Отдавая свою волю ангелу, человек приобретает его свободу сознания»7.

Ингратуал (лат. ingrates — непривлекательный) — состояние, противоположное состоянию гратуала. С психологической точки зрения ингратуал характеризуется как состояние человека, пребывающего на более низком иерархическом уровне (по отношению к уровню константной реаль-

4 Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // http://www.virtualistika.ru/vip7_k_s.html

5 Там же.

6 См. Носов Н.А. Виртуальная психология. — М., 200, с. 418.

7 Степанов А.М. Большой эзотерический справочник // http://www.ezoezo.ru/gradual-1375.html

38

ВЛАСТЬ

2 01 0' 12

ности. — А.Ю.). Для состояния инграту-ала характерны мрачные переживания, а само состояние тождественно состоянию депрессии.

Виртуал (англ. virtual, от лат. virtus — доблесть, необычное качество) — в виртуальной психологии под данным термином понимается измененное состояние сознания. Состояние «гратуал» и «ингратуал» являются двумя ипостасями состояния «вирту-ал». Специфическими свойствами виртуа-ла являются порожденность, актуальность, автономность и интерактивность.

Сорожденность как свойство виртуа-ла означает, что виртуальная реальность порождена за счет активности некоторой другой реальности, являющейся внешней по отношению к виртуальной.

Актуальность как свойство виртуала означает, что виртуальная реальность существует «здесь и сейчас» и только тогда, когда активна реальность порождающая.

Автономность как свойство виртуала означает, что виртуальная реальность имеет свои временные и пространственные пределы, а также «живет» по своим специфическим законам существования. «Для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего»1.

Интерактивность как свойство виртуала означает, что виртуальная реальность взаимодействует со всеми иными реальностями, в т.ч. и с порождающей.

Категория виртуальности позволяет человеку по-новому «окинуть взором» свои прежние представления об окружающей картине мира «реального».

С появлением Интернета в понятие «виртуал» стали заключать некоторую «фиктивную личность», или выдающего себя за другого человека пользователя Интернета. Неологизм «виртуал» применяется и в том случае, когда учетная запись блога или веб-форума не может быть ассоциирована с реальной личностью. Вместе с тем понятие «виртуальное» не всегда должно быть отождествлено с именем фиктивным. Вообще термин «виртуальный» заключает в себя общение в пределах дистанции возможной досягаемости и посредством коммуникации между источником данных и приемником информации. Но случается и такое, когда

некоторые сведения о фиктивной личности доходят до интернет-пользователя через электронные СМИ или специальные сайты. Данное обстоятельство отождествляет «виртуал» и автора, выходящего в интернет-пространство под псевдонимом и играющего определенную роль.

Сам факт размещения в Интернете (на форуме, в электронных энциклопедиях, ЖЖ и др.) провокационных сообщений (флеймов) с целью создания конфликтной ситуации или оскорбления кого-либо именуется троллингом2.

При формировании виртуала в чисто технических целях наряду с термином «виртуал» применяется термин «сокпап-пет» (англ. sock puppet — кукла из чулка или носка, надеваемая на руку и вступающая в диалог от своего имени со зрителями или самим кукловодом). Виртуал-сокпаппет применяется в тех случаях, когда создатель виртуала:

— желает анонимности своего высказывания или своей личности;

— формирует иллюзию солидарности своих контактеров с генерирующей позицией самого виртуала;

— искусственным образом увеличивает число голосов в формате интернет-опроса или интернет-голосования за предлагаемый вариант ответа или кандидатуру;

— способствует формированию своего положительного имиджа;

— рекламирует в интернет-сообществе определенный товар, услугу или политического деятеля и др.

Подводя некоторый итог вышесказанному, следует отметить несомненную значимость технологий формирования виртуала (в форматах сетевом и внесетевом. — А.Ю.) при организации связей с общественностью. Достижение конечной цели любого PR-мероприятия основывается на учете психологического стремления отдельной личности и групп общественности к реализации своей фантазии, грезы и мечты.

Изменяя облик существующей действительности, отраженной в сознании, фантазия, как синоним и продукт воображения, производит транспозицию или перестановку элементов реальности и способствует поиску новой точки зрения на ранее известные факты действительности.

-------------- 2 От англ. trolling — блеснение, ловля рыбы на

1 Лившиц В. Виртуальная психология // http:// блесну. Лицо, которое занимается троллингом, www.psychology-online.net/articles/doc-916.html именуется троллем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.