Научная статья на тему 'Особенности организации структуры историко-биографических произведений Ризы Фахретдинова'

Особенности организации структуры историко-биографических произведений Ризы Фахретдинова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
281
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / Р. ФАХРЕТДИНОВ / "АСАР" / ВАФИЯТНАМЕ (НЕКРОЛОГ) / ЖУРНАЛ «ШУРО»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Янбаев И. К.

В башкирской письменной культуре имеются образцы, созданные под влиянием устоявшихся на Востоке традиций составления био-библиографических энциклопедий, указателей, справочников и других изданий. В средние века в восточных литературах сложилось множество структурно-композиционных приемов, канонизированных форм сюжетосложения типа «ящичная композиция», «рамочный сюжет», «сказка в сказке» и т.п. В данной статье объектом исследования стали арабо-мусульманские памятники и серия книг «Асар» Ризы Фахретдинова, принципом организации структуры которых является некролог-вафият.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Янбаев И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации структуры историко-биографических произведений Ризы Фахретдинова»

УДК 821. 512. 141. 09

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РИЗЫ ФАХРЕТДИНОВА

© И. К. Янбаев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 66 43, +7 (347) 273 67 78.

E-mail: brn37@mail.ru

В башкирской письменной культуре имеются образцы, созданные под влиянием устоявшихся на Востоке традиций составления био-библиографических энциклопедий, указателей, справочников и других изданий. В средние века в восточных литературах сложилось множество структурно-композиционных приемов, канонизированных форм сюжетосложения типа «ящичная композиция», «рамочный сюжет», «сказка в сказке» и т.п. В данной статье объектом исследования стали арабо-мусульманские памятники и серия книг «Асар» Ризы Фахрет-динова, принципом организации структуры которых является некролог-вафият.

Ключевые слова: башкирская литература, историко-биографическое произведение, Р. Фахретдинов, «Асар», вафиятнаме (некролог), журнал «Шуро».

В письменной культуре Востока сложилось множество приемов и средств, обеспечивающих единство структуры художественного или научного текста. Еще в древности арабские ученые-филологи начали практиковать составление всевозможных сборников по алфавитному принципу. В качестве примера книг, составленных по указанной системе, можно назвать «Ат-тарих ал-кабир» (в знач. ‘История знаменитых’) и серии «Китаб ал-мавакифи» («Подарочная книга») арабского ученого Макризи (XIV в.), «Кашфел зонун’ан асами ал-китаб ва ал-фанун» («Выяснение известного»), «Аслямел ат-табакат ал-фахул» («Классы выдающихся людей») турецкого ученого Кятиба Челяби (XVII в.), «Маш-хур хатыннар» («Знаменитые женщины») башкирского ученого-энциклопедиста Ризы Фахретдинова. Затем, по словам Р. Фахретдинова, «все культурные и образованные народы» стали перенимать это нововведение [1, с. 7]. Есть энциклопедии и диваны, созданные по системе абджад. Абджад - древнееврейский алфавит, состоящий из слов, лишенных смысла: например, абджад, хауваз, хоттый и т.п. Некоторые слова типа сахоз, зазог и т.д. добавлены арабами [2, с. 724]. К примеру, «Диван аш-ши’ар» («Сборник стихотворений») известного во всем исламском мире Замэхшэри (Х1-Х11 вв.) составлен по системе абджад [3, с. 3]. На востоке поэтические произведения в сборниках располагают по алфавиту рифм. Например, к разряду последних можно отнести многие диваны исламских поэтов, составленных филологом и историографом ас-Сули (XVI в.) [4, с. 43].

Следуя традиции, при составлении энциклопедии «Асар», Ризаитдин Фахретдинов использует по назначению функциональные возможности некролога. Многие биографии открываются с указания даты смерти. И данные о женах и детях часто строятся по такому принципу. Такой порядок не соблюдается в рубрике «Знаменитые люди и великие события», т.к. в этом нет необходимости. В качестве

образца книг, составленных по принципу некролога, можно назвать «Вафият аль-а’ъян» Ибн Халли-кана (XIII в.), «Китаб аль-вафайат» Бирзали (XIII-XIV вв.), «Вафият акябир Исламия» Хасиба (XVIII в.), «Вафият аль-аслаф ва тахиятел-ахлаф» (в знач. ‘Подробное о предшественниках и приветствие потомкам’) Ш. Марджани (XIX в.) и другие произведения. Последний из названных сборников состоит из 6-ти томов и включает 6057 биографий ученых, философов, писателей, религиозных, общественно-политических деятелей мусульманского Востока. Сокращенный вариант данного труда, включающий 196 биографий, под названием «Мун-тахиб ал-вафият» был издан в 1879 году в Казани.

Названия многих подобных книг содержат в себе слово-клише «вафият», что позволяет говорить о существовании на Востоке многовековых традиций составления био-библиографических сборников, основанных на некрологизме. В словарях, справочниках и библиографиях, в частности, в «Книгах на арабском языке, хранящихся в библиотеке Хадивиях» [5] из фонда Национальной библиотеки имени А.-З. Валиди, можно исчерпать богатую информацию о книгах типа «Тарих вафият гуляма ва машаих булдате-л Брусат» (в знач. ‘Некрологи ученых и шейхов селения Брусат’, написана в 1060 году по хиджре) ал-Мавля ... Ибн Мустафа Ибн ’Али; «Тарих вафият ал-кабаир» (в знач. «Некрологи выдающихся людей», написана видимо в 1223 году по хиджре) неизвестного нам автора, где даются жизнеописания известных людей, начиная со времен пророка Мухаммеда до правления ас-Султана Махмуд-хана II. В книге «Хуласят-ул калям» (в знач. ‘Избранные вести’) Дахляна, имя которого было хорошо известно Р. Фахретдинову, также дана информация о жизни и деятельности около 300 исторических личностей. Изложение материала в ней основывается на хронологии, т.е. на последовательности ухода из жизни выдающихся людей. Иначе говоря, структурное единство

1092

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

сборника обеспечивает и в данном случае некро-лог-вафият. Словом, в периодической печати начала XX века можно найти фактический материал «... о сборниках произведений многих поэтов, основанных на их историях кончины из разряда «Таба-кат аш-шу’ара»...» [6, с. 556]. Следует сказать, что Риза Фахретдинов, в одном из своих многичислен-ных выступлений, где упоминается имя выдающегося поэта Габдуллы Тукая, сообщает: «Мы бы написали и об именах здоровых (в знач. ‘живых’. - И. Я.) людей, если возвышение их считалось хорошим занятием. Вместе с тем заметим, что Габдулла-эфенди является самым высокоавторитетным поэтом из числа его современников» [7, с. 704]. Эти строки четко представляют принцип выбора материала и порядок изложения их в био-библиографических энциклопедиях типа «Асар». Особенностью таких сборников, в том числе и «Асар», является то, что в них даются жизнеописания только ушедших из жизни выдающихся людей. В публикациях ученого можно встретить много интересных высказываний, подтверждающих этот факт. Обращаясь к читателям, редактор пишет о том, что для включения в «Шуро» имена «...следует выбирать из числа покойников. Оказалось, в прошлом номере об этом сказано было неясно» [8, с. 1]; в другом обращении повторяет, что «...здравствующих мы много раз сами исключали, биографии живых в «Шуро» не печатаются, если на это нет особых оснований» [9, с. 1]. Эти строки лишний раз подтверждают вышесказанное. Далее в статье приводятся имена тех, о ком будет написано в ближайших номерах журнала. Причину такого избирательного подхода автор, опираясь на слова турецкого ученого, объясняет так: «Величие великих людей становится понятным только после их смерти» [10, с. 435]. Тем самым резюмируется весь жизненный путь, определяется место личности в истории культуры.

Принцип вафият не соблюдается в рубрике «Знаменитые люди и великие события». Информация о времени, обстоятельствах и причинах смерти человека, как и о рождении, могут сообщаться в разных местах. Журнал получает письма, в которых авторы, не согласные с позицией редакции относительно выбора материала, просят опубликовать статьи о знаменитых современниках. Например, в обращении, подписанном «Раб Всевышнего» («Тэцре коло». - И. Я.), автор буквально высказывается так: «...Чем знакомить нас с давным-давно умершими и исчезнувшими кто куда арабами, в разделе «Знаменитые люди» «Шуро» нужно было бы писать об ученых, философах и творцах-изобретателях современной культуры. Молодым душам (в знач. ‘молодым людям, молодежи’. -И. Я.) требуется знакомство с последними» [11, с . 1]. Новое отношение к традиционному, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, усилением просветительского движения и влиянием прогрес-

сивных идей времени на состояние национальной культуры и образования.

Указание даты (времени) и обстоятельства смерти личности в «Асар» для ученого является обязательным атрибутом. Данный акт - одно из требований подобных жанровых форм. Подобная необходимость в соблюдении традиций становится ясной из слов автора. Он, скажем, приводя дополнительные сведения относительно биографии Ах-тяма Ибн Ахмера (№108), отмечает: «После выяснения года смерти, в целях уточнения года смерти, сочли необходимым писать об этом и здесь» [12, с. 326]. В заключительной части «Асар» Риза Фахретдинов обращается к читателям с такими словами: «Третий том будет включать [материал] до сегодняшних дней, начиная с 1291 г.х./1874 года. Если найдутся люди, которые сообщат информацию об ушедших из жизни в эти дни знаменитых ученых и других людях, являвшихся защитниками нации, примем с благодарностью» [13, с. 563]. И в данном высказывании отражается правомерность использования этого принципа. В случае нарушения хронологии, Р. Фахретдиновым объясняются причины этого. Например, примечания даются относительно биографических данных таких людей как Шафи Ибн ’Али... (№160), Бикчентай Ибн Джа-гафар Ибн Муслим (№161), Габд-ал-Вахаб Ибн Габд-ал-Маджит (№162). В конце очерка о Юсуфе Ибн Янсаиде (№334) говорится то, что «по причине невнимательности, вынуждены писать с опозданием». Аналогичные высказывания есть в биографиях шейха Мухамметгаяза Тантауи (№402), Сагита Ибн Хамита (№465) и др.

Таким образом, соблюдение хронологии, последовательности размещения в сборнике материала для ученого очень важно. Поэтому, в духе завещания тем, кто в будущем решится на переиздание «Асар», составитель просит биографии людей разместить на своих местах и, если станет известно время смерти, непременно указать их [14, с. 60]. Такая строгость, требовательность в изложении материала, возможно, имеет прямое отношение к традициям составления хадисов, т.е. сборников изречений пророка Мухаммеда. Это выявляется при проведении сравнительно-типологических параллелей с аналогичными сборниками. Например, И. Фильштинский отмечает, что «Табакат аш-шу’ ара» появились, вне всякого сомнения, под влиянием традиций хадисов. По его мнению, чтобы придать научную окраску любой информации, содержащейся в сборниках, всегда присутствует критические наблюдения тех, у кого перенимаются эти традиции [15, с. 46].

Некролог является не только принципом организации структуры «Асар», т.к. многие биографии состоят лишь из голой информации о времени кончины того или иного человека. Например, сообщения о таких людях как Юсуф Джамалетдин Ибн ал-Хасан (№19), Ахунд-Ходжа Ибн Махим-Ходжа

(№40), Габд-ал-Латиф Ибн Габд-ал-Салям (№51), Мухамметкул Ибн Табай (№54), Мухсин Ибн Са-фар (№56), Арслан Ибн Туйчи (№74) и других нельзя назвать полноценными биографическими очерками.

Традиции составления сборников типа «Асар», в основе принципа хронологии которых лежит некролог, берут начало, видимо, с доисламских культур и обычаев. Например, один из активных авторов «Шуро» Науширван Яушев, говоря о традициях древних антологий (тазкире), пишет следующее: «... обращение за помощью к духам умерших, почитание их - не практика Ислама, а скорее обычай китайцев и калмыков» [10, с. 626]. Возможно, популярность среди арабо-мусульманских народов подобных сборников объясняется желанием реализовать завещания пророка Мухаммеда, который сказал: «Вспоминайте о хороших делах ушедших из жизни людей». Можно говорить и о том, что до начала XX века среди мусульман не было обычаев праздновать дни рождения, хотя шариатом это не запрещалось. По этому поводу интересно обращение в редакцию молодой башкирки Ракии Магазовой. Она задается вопросом такого характера: «Среди русских и других главы семейств ежегодно отмечают дни рождения свои и своих детей... Этот обычай начал распространятся и среди мусульман. Правомерно ли это деяние с точки зрения шариата?» [11, с. 185]. Иначе говоря, по Исламу, уход человека в мир иной расценивается как более значимый факт, нежели рождение его.

Временная земная жизнь - лишь подготовка его к «вечной жизни». И в фольклоре, и художественной литературе человек оценивается исходя из его поступков. Эти факторы, видимо, оказали влияние на формирование своеобразного стиля авторов в изложении материала, избирательного подхода в отражении исторической действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фахретдин Р. Асар. Том 1, часть 1. Казань, 1900. С. 32.

2. Хамзин К. З., Махмутов М.И., Сайфуллин Г.Ш. Арабо-татаро-русский словарь. Казань: Татарское книжное издательство, 1965. 854 с.

3. [Фахретдинов Р.] Замэхшэри // Шуро. 1917. №1.

4. Фильштинский И. М. История арабской литературы. М.: Наука, 1985. 528 с.

5. Фихрист ал-китаб ал-’арабия ал-махфузат би-л-китабханаи ал-Хадивиях ал-Мысрия. Часть IV. Египет, «Османия», 1307 г. х. / 1889-1890 г. (на арабском языке).

6. Са’ди Габд-ар-Рахман. Преподавание нашей литературы в медресах // Шуро. 1910. №18.

7. Фахретдинов Р. Звезды Востока и Запада // Шуро. 1914. №22.

8. [Фахретдинов Р. От редакции] // Шуро. 1913. №11.

9. [Фахретдинов Р.] О знаменитых людях // Шуро. 1913. №18.

10. Фахретдинов Р. Асар. Том 2, часть 14. Оренбург, 1908. 75 с.

11. «Раб Всевышнего». [Письмо в редакцию] // Шуро. 1913. №21.

12. Фахретдинов Р. Асар. Том 1, часть 6. Оренбург, 1903. 75 с.

13. Фахретдинов Р. Асар. Том 2, часть 15. Оренбург, 1908. 71 с.

14. Баишев Ф. Н. Общественно-политические и нравственноэтические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа: Китап, 1996. 176 с.

15. Фильштинский И. М. История арабской литературы. М.: Наука, 1985. 528 с.

16. Яушев Науширван. Не дайте себя обмануть // Шуро, 1915. №20.

17. Магазова Ракия. [Письмо в редакцию] // Шуро, 1914. №6.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.