https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018-1.29
Шлыкова Ирина Вячеславовна
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МУЗЫКИ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ школы
В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися средних классов общеобразовательной школы. Проанализированы его отличительные особенности на основании содержания федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих осуществление учебного процесса. Выявлены актуальные формы, методы, виды урока, которые позволяют интенсифицировать обучение подростков музыке. Полученные результаты позволили автору в качестве примера разработать методические рекомендации по реализации урока-конкурса, отвечающего современным требованиям. Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2С)18/1/2£Шт1
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 143-146. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net
УДК 372.878 Дата поступления рукописи: 24.03.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.29
В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися средних классов общеобразовательной школы. Проанализированы его отличительные особенности на основании содержания федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих осуществление учебного процесса. Выявлены актуальные формы, методы, виды урока, которые позволяют интенсифицировать обучение подростков музыке. Полученные результаты позволили автору в качестве примера разработать методические рекомендации по реализации урока-конкурса, отвечающего современным требованиям.
Ключевые слова и фразы: общеобразовательная школа; современный урок музыки; урок-конкурс; подростки; методические рекомендации.
Шлыкова Ирина Вячеславовна, к. пед. н.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова irok-shlykova@mail. гы
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МУЗЫКИ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Как известно, организация всего учебного процесса в общеобразовательной школе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), основным требованием которого на сегодняшний момент является развитие личности учащегося. Теперь важен не процесс обучения, а учения, который и заставляет педагога искать новые подходы его организации. Безусловно, как и ранее, основной формой получения учащимися знаний, умений и навыков остается урок, однако его наполнение теперь несколько изменяется. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает иную, в отличие от традиционной системы обучения, классификацию типов, видов, форм урока, а также структуру урока и методов реализации учебного процесса.
Основными требованиями по ФГОС к уроку являются его личностно-ориентированный, индивидуальный характер; приоритет отдается самостоятельной работе учащихся, а не учителя; от педагога требуется осуществление именно практического, деятельностного подхода; направленность каждого урока на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных; смена авторитарного стиля общения между учителем и учащимися на роль учителя-помощника в освоении новых знаний, умений и навыков.
Такие ученые, посвятившие труды современному уроку музыки, как Б. С. Рачина [5], Т. А. Затямина [3], М. В. Кларин [4] и др., основываясь на требованиях ФГОС, придерживаются общего мнения, что конструкцию конкретного школьного урока можно представить тремя его составляющими:
• организационной, включающей в себя понимание внешних элементов урока: его структуры, типа, вида;
• содержательной - комплекса информационного материала урока: источники литературы, музыкальные произведения, репродукции, нотные тексты;
• методической, которая отвечает за постановку цели и задач урока и методы, приемы их достижения.
Для понимания организации современного урока музыки в общеобразовательной школе учителю необходимо обладать знаниями о композиции, элементах, типах и видах урока, применение которых в определенных комбинациях, собственно говоря, и дает возможность назвать урок современным и инновационным.
Предлагаем рассмотреть конкретный пример организации современного урока музыки с учащимися средних классов общеобразовательной школы - урока-конкурса. Урок-конкурс - это один из многих видов урока, которые находятся в распоряжении педагога. Ключевым в нем будет понятие «конкурс», сущность которого поможет педагогу в его организации. Определяем, что «конкурс» представляет собой состязание, соревнование, в результате которого выявляются знания, умения, навыки участников по разработанным критериям и определяются лучшие.
Само состязание в данном случае даст возможность педагогу интереснейшим образом организовать для подростков познавательный процесс. Основной целью урока станет получение учащимися теоретических и практических знаний, умений и навыков в освоении, например, современных стилей, жанров и направлений в музыке, таких как поп-музыка, рок-музыка, хип-хоп, джазовая музыка, жанр кроссовер, знакомство с которыми предполагают некоторые современные программы по уроку музыки.
Изначально необходимо разработать стратегию проведения урока, выбрать конкурс, который станет его основой. Желательно это сделать в совместной работе с учащимися, что поможет реализовывать с начальных этапов характерный для современного урока деятельностный подход в обучении. Таким образом, обсуждаем с учащимися существующие на сегодняшний момент конкурсы, вовлекая их в процесс диалога.
В итоге приходим к выводу, что одним из популярных среди подростков на сегодняшний день является шоу «Голос. Дети». Данный конкурс транслируется на «Первом» телеканале и представляет собой соревнование
детей в вокальных способностях, где изначально прослушивание конкурсантов осуществляется без зрительного контакта жюри с конкурсантом, на основе только их голосовых данных.
Также для нас интересен и тот факт, что телепроект «Голос. Дети» является детской версией популярного взрослого вокального телеконкурса, что представляет собой еще одну серьезную причину для привлечения внимания к нему подростков, которым с точки зрения их психологических особенностей свойственно подражание взрослым.
Урок-конкурс - это возможность для каждого ученика максимально реализовать свои творческие способности, согласно их индивидуальным особенностям и личным предпочтениям, что также представляет в данном случае применение инновационного подхода к учебному процессу.
Проведение урока-конкурса предполагает реализацию требований стандарта в отношении функции учителя музыки. Учитель в данном случае - это партнер или зритель, наставник, то есть в его функции не входит прямая трансляция знаний учащимся, именно в этой разновидности урока происходит учение, а не обучение, как в стандартном уроке. Педагог должен чутко следить и грамотно направлять учебный процесс, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно добывать необходимые им для осуществления цели урока знания. Такое изменение роли учителя располагает детей на творческое общение с педагогом.
Исходя из общей атмосферы урока музыки и роли учителя в учебном процессе, заинтересованность учащихся обыкновенно усиливается, но бывают случаи, когда определенная педагогическая ситуация выходит из-под контроля и урок становится развлекательной программой без образовательной и воспитательной функций. Этого не следует допускать, так как педагог должен оставаться для учащихся авторитетом, исполняющим роль партнера и собеседника.
Основным жанром данного урока станет жанр творческой лаборатории, где учащиеся будут проявлять свои вокальные исполнительские навыки, подкрепленные серьезной теоретической основой. При этом урок необходимо проводить не в традиционной для него классно-урочной форме, когда учащиеся сидят за партами и работают в режиме получения информации, ее переработки, запоминания, усвоения и т.д., а в классе, но с другими материально-техническими условиями.
Для участия в конкурсе учащихся необходимо разделить на команды по их желанию, в которых они самостоятельно распределят между собой роли. Им предлагается свободный выбор быть в качестве певца, ведущего, болельщика или помощника по сцене. Для учащихся, исполняющих роли ведущих, нужно разработать сценарий (с данной функцией самостоятельно ученики пока не справятся, хотя совместное внесение коррективов поможет лучшему запоминанию ими материла), также необходимо подумать над характерным сценическим образом и манерой проведения урока-конкурса.
Болельщики, которые будут находиться в команде исполнителей, - это не просто болельщики - это учащиеся, которые совместно с исполнителями подбирали музыкальный репертуар, искали информацию о стиле данной песни, выявляли стилистические особенности ее исполнения, переводили ее с иностранного языка на русский, анализировали художественный образ, подбирали под него костюм и т.д.
Работники сцены подготавливают ее для каждого номера, меняя декорации, регулируя стойки микрофонов под рост каждого участника, подавая реквизиты, необходимые для номера, - это могут быть учащиеся, которые, помимо функций болельщиков, хотят также выполнять и данные функции.
В дидактическом отношении урок будет представлять собой урок-проверку, урок-обобщение самостоятельно полученных учащимися знаний и навыков в музыкально-исполнительской деятельности. Вид урока -вокальный конкурс - предполагает неотъемлемым атрибутом наличие сцены, это может быть импровизированная сцена в классе, однако наиболее подходящей аудиторией для проведения подобного урока будет служить актовый зал, где уже изначально будет создано конкурсное пространство с настоящей сценой, возможностью учащихся свободно по ней перемещаться. Таким образом, вместо классного пространства, вместо парт и стульев учащиеся получают возможность оказаться в настоящем концертном зале, со сценой, декорациями, удобной мебелью для зрителей.
Если это классная аудитория, то для такого урока она должна быть приближена к концертной площадке воссоздаваемого телепроекта. Стены, окна и потолочные осветительные приборы украшаются гирляндами, символикой конкурса, портретами известных исполнителей, афишами, что позволяет изменить привычную атмосферу урока и максимально адаптировать аудиторию к реальному концертному залу.
Чтобы подготовить сцену для урока-конкурса понадобятся декорации, костюмы, реквизиты, афиши, плакаты и другие необходимые для номеров предметы сценического дизайна. Декорации могут быть использованы как профессиональные, применяемые в театрах, так и изготовленные самостоятельно из доступных школе материалов. Их применение в сценическом выступлении конкурсантов дополнит эмоциональную составляющую номера.
Подбор соответствующего декорациям костюма также предполагает использование как профессионально изготовленной на заказ в ателье одежды, так и переделанной самостоятельно на уроке прикладного творчества самими детьми, например. Соответственно сценическому образу конкурсантами применяются различные реквизиты: шляпы, трости, цилиндры, корсеты, ботфорты и другие принадлежности, не представляющие опасности при их использовании на выступлении.
Неотъемлемой частью конкурса является наличие жюри. Члены жюри могут избираться из педагогов-музыкантов школы, где будет проводиться урок-конкурс. Первое прослушивание конкурсантов членами жюри, так же, как и на телепроекте, должно проводиться вслепую, для этого необходимо иметь в наличии
кресла, которые поворачиваются на своей оси. Желательно, чтобы кресла были большие, красного цвета, как на телепроекте. На обратной стороне кресла для жюри можно разместить электронное табло с именем члена жюри, чтобы у конкурсанта было впечатление, будто он выступает перед реальными звездами большой сцены. Оформлением этой составляющей урока должен заняться педагог для создания последующего эффекта сюрприза для учеников, что привлечет еще больший их интерес к такому уроку.
Для полноценного проведения урока-конкурса необходимо техническое оборудование концертной площадки. Требуется наличие микшерного пульта, акустической системы и радиомикрофонов, которые позволят воспроизводить фонограмму, заменяющую аккомпанемент оркестра. Необходимо использовать высококлассное оборудование и качественные аудиофонограммы на уроке для максимального приближения к условиям реального конкурса и комфортного выступления самих учеников. Для обслуживания звукового оборудования необходимо наличие звукорежиссера.
Когда найдена подходящая аудитория, желательно актовый зал, оборудованный компьютером, проектором, акустической системой, световым оборудованием, микрофонами, и сделано соответствующее оформление всего зала в целом, то его можно считать подходящим для проведения данного урока-конкурса.
Саму подготовку урока-конкурса необходимо начать с выбора репертуара. Так как урок посвящен теме современных стилей, жанров и направлений в музыке, то репертуар должен максимально охватить существующие стили и направления. Таким образом, необходимо провести дополнительный урок, на котором будет дана информация по существующим стилям и направлениям в музыке. Для чистоты эксперимента данный урок можно провести в его традиционной форме, где учитель будет находиться в роли транслятора информации, не будет вести урок в форме диалога и применять различные современные методы проведения урока. Следующий урок необходимо сделать организационным перед уроком-конкурсом и одновременно проверить теоретические знания, полученные учащимися на предыдущем уроке, проведенном в традиционном русле.
После проверки знаний необходимо начать обсуждение подготовки к уроку-конкурсу, выбрать сам конкурс, объяснить его условия, попросить учащихся распределиться по командам, выяснить у учащихся роли, которые они хотят примерить на себя на этом уроке, уточнить, в каком музыкальном стиле хотела бы работать каждая команда, и определить задание:
1) выбрать песню в определенном стиле, жанре или направлении;
2) подготовить информацию о том стиле, в котором будет исполняться песня;
3) назвать отличительные черты этого стиля и как они будут отражаться в песне;
4) подобрать фонограмму для песни;
5) подобрать костюм для сценического образа.
Именно на этом уроке, проводимом отчасти в жанре творческой лаборатории, одним из неотъемлемых элементов станет использование музыкально-пластической деятельности, которая расширит функции урока музыки, даст больше возможностей для раскрепощения и творческого самовыражения детей. Музыкально-пластическая деятельность применяется во всех выступлениях телепроекта «Голос» и также должна быть использована при воссоздании условий телепроекта на уроке-конкурсе. Для подготовки детей к такой деятельности в конкурсном номере можно подключить к совместной работе педагога-хореографа, который разработает и разучит с детьми элементарные сценические движения, таким образом, урок уже будет иметь черты комбинированного урока.
После проведенной работы с детьми по выбору исполняемого произведения на уроке-конкурсе, самостоятельно выученного ими произведения, тщательной проработки драматургии номера, подбора декораций, костюмов, реквизитов, а также разученных сценических движений номер конкурсанта можно считать подготовленным к проведению урока-конкурса.
Для проведения урока-конкурса педагогу необходимо использовать следующие методы:
- на организационном этапе - это методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект); репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления и познавательной активности); методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя (аспект управления учением);
- непосредственно на уроке-конкурсе - методы стимулирования и мотивации ученика: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности;
- методы контроля и самоконтроля в обучении: методы практического контроля и самоконтроля.
Для реализации на уроке основного требования, предъявляемого стандартом к современном уроку, -деятельностного подхода - основной формой общения будет диалог, воплощение которого будет происходить за счет определенных средств, выраженных в следующих способах и приемах активизации:
- бессознательная, непроизвольная активизация: смена деятельности; контраст ощущений (по звуку, свету на сцене во время выступления); необычность; неожиданность; новизна; движение; размещение в пространстве; музыка;
- произвольная, внешняя активизация, стимулирование, реально действующие стимулы: работа в группах; поощрение; дидактические игры (соревнования, ролевые); мозговые штурмы; личность учителя; задачи с достаточной информацией известными средствами, предложенные учителем; дифференцированные задания; юмор; наглядность, технические средства обучения; ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач); интрига; расширение ролевого репертуара учащегося [3];
- произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы: творческие задания; связь с личным опытом учащихся; индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно; поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание»; самоконтроль; самоанализ; рефлексивные вопросы; обращение к личности учащегося; проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности); задания с недостаточной информацией.
Применение всех перечисленных выше средств будет направлено на раскрытие творческого потенциала учащихся через их работу в партнерских отношениях с учителем и одноклассниками, на привлечение его интереса к уроку музыки, расширения его музыкального кругозора, развития его познавательной активности.
При подготовке к такого рода уроку педагог, конечно же, должен исходить, прежде всего, из имеющихся в школе материально-технических условий для его организации. Однако соблюдение всех прописанных в методических рекомендациях положений - это выполнение требования федеральных государственных образовательных документов по введению инновации в систему школьного образования.
Весь процесс организации урока с применением инновационных технологий можно определить как общую творческую деятельность учителя и учеников, соответственно, один и тот же урок, подготовленный разными педагогами по предложенным методическим рекомендациям, будет отличаться друг от друга, так как творческий подход к его организации будет вносить свои коррективы.
Однако основные составляющие по организации современного урока-конкурса будут едины: создание плана-конспекта, разработка общей драматургии, подбор методов, средств воплощения задуманного, применение информационных технологий на уроке.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация урока-конкурса современного урока музыки как инновации в системе школьного образования требует от педагога творческого подхода к учебному процессу, понимания системы организации конкурсной механики, определения цели урока, на основании чего будет определен его тип, вид и жанр, которые в большинстве случаев получаются смешанными. Основной целью такого урока должно стать повышение качественных и продуктивных характеристик познавательной и музыкально-исполнительской деятельности учащихся. Важнейшая роль должна быть отведена на нем эмоциональной атмосфере и активному воздействию на учащихся с помощью специально подобранных методов и средств. Диалог учителя и учащихся должен являться основой взаимодействия между ними. Современный урок-конкурс должен проходить в синтезе эмоционального, художественного и интеллектуального отношения к музыке. В большей степени эффективность такого урока музыки будет зависеть от особенностей самого педагога, его личных интересов и качеств, профессиональных умений и навыков, креативности и педагогического мастерства.
Только соблюдение всех перечисленных выше условий даст возможность реализовать урок-конкурс как пример современного инновационного урока в системе школьного образования.
Список источников
1. Абдулин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования. М.: Музыка, 2006. 336 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыки. М.: Владос, 2002. 336 с.
3. Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. М.: Глобус, 2007. 170 с.
4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
5. Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб.: Композитор, 2007. 544 с.
PECULIARITIES OF ORGANIZING A MODERN LESSON OF MUSIC WITH SECONDARY SCHOOL STUDENTS
Shlykova Irina Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov irok-shlykova@mail. ru
The article considers the foundations of the organization of a modern lesson of music with secondary schools students (adolescents). Its distinctive features are analyzed on the basis of the content of federal state educational standards regulating the implementation of the educational process. The actual forms, methods, types of a lesson, which give an opportunity to intensify teaching music to adolescents, are revealed. The obtained results allowed the author, as an example, to develop methodological recommendations for the implementation of a lesson-contest that meets modern requirements.
Key words and phrases: school providing general education; modern lesson of music; lesson-competition; adolescents; methodological guidelines.