https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018-3.6
Неволина Ирина Яковлевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОГРУЖЕНИЯ И СГУЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ В ФОРМЕ "МУЗЫКАЛЬНОГО РИНГА"
В данной публикации раскрыты сущность, концепция, принципы и методологические подходы авторской музыкально-педагогической "Технологии эмоционального погружения и сгущения информации", применяемой в реализации программ по музыке в общеобразовательной школе. В статье приведена подробная разработка одного из итоговых уроков музыки 1-й четверти 5-го класса в форме "Музыкального ринга" с пошаговым алгоритмом его проведения и практической демонстрацией использования технологии на уроке. Алгоритм разработки может быть использован учителями музыки на других итоговых уроках в 5-х классах при наполнении формы новым материалом. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИв/З/б.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 26-33. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net
УДК 37 Дата поступления рукописи: 02.09.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.6
В данной публикации раскрыты сущность, концепция, принципы и методологические подходы авторской музыкально-педагогической «Технологии эмоционального погружения и сгущения информации», применяемой в реализации программ по музыке в общеобразовательной школе. В статье приведена подробная разработка одного из итоговых уроков музыки 1-й четверти 5-го класса в форме «Музыкального ринга» с пошаговым алгоритмом его проведения и практической демонстрацией использования технологии на уроке. Алгоритм разработки может быть использован учителями музыки на других итоговых уроках в 5-х классах при наполнении формы новым материалом.
Ключевые слова и фразы: технология; урок музыки; эмоциональное погружение и сгущение информации; музыка; искусство; творчество; культура.
Неволина Ирина Яковлевна, к. пед. н., доцент
Лицей № 4, г. Славянск-на-Кубани school4@slav.kubannet.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОГРУЖЕНИЯ И СГУЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ В ФОРМЕ «МУЗЫКАЛЬНОГО РИНГА»
Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности. Искусство в силу своей природы способно помочь детям построить целостную картину мира, научить принимать ответственные духовно-нравственные решения в спектре жизненных ситуаций.
Эти обстоятельства определяют возрастающую роль гуманитарного художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода: от педагогики знаний, умений и навыков - к педагогике развития. Цель создания музыкально-педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения информации - преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки - урок Искусства» - этот тезис музыкальной педагогики отражает и личное видение, понимание уроков музыки в современной школе [11].
Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в школе, можно выделить ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:
- противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени занятий музыкой (один час в неделю);
- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой - повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям;
- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;
- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5-х, 6-х уроках учебного расписания);
- нестабильность эмоционального фона, вызванная социальной ситуацией в обществе и возрастными психофизическими изменениями, особенно в подростковый период [6].
Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в обучении музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.
Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, программ, новых учебно-методических комплексов.
Авторские программы, разработанные под научным руководством Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, а также В. В. Алеева, являются продолжением педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств [11].
Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств всех видов искусств идейно-нравственному содержанию. Однако практика показывает, что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос «чему учить?». Не менее важным является вопрос «как учить?». Для решения этого вопроса технологичной должна быть как сама программа, так и процесс организации деятельности на уроке музыки.
Ответы на эти вопросы легли в основу разработки педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения информации, направленной на развитие личностного, духовно-нравственного и творческого потенциала учащихся через воздействие на их эмоциональную сферу.
Духовность - понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт сознательного устремления человека к идеалу, совершенству. Духовность, по утверждению К. Д. Ушинского в научных
трудах по педагогической антропологии, складывается в процессе любой (в том числе творческой) деятельности, общения, познания [5]. Ю. А. Самарин определил, что творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [10]. Таким образом, под духовно--нравственным и творческим потенциалом личности понимается совокупность внутренних возможностей личности, направленных на формирование собственной эстетической культуры, развитие художественно-образного мышления и созидательной активности [1].
Основную идею авторской технологии можно выразить перефразированными словами Песталоцци: Каждый УЗНАЕТ лишь то, что ПРОЧУВСТВУЕТ, ПОЙМЕТ И САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ [7]. Данная технология направлена на формирование личности ученика как эмоционально открытого активного субъекта художественной культуры. Такой ориентир на эмоционально-деятельностное освоение содержания музыкального образования соответствует принципам личностного обучения и развитию диалоговых форм художественно-педагогического общения.
В чем заключается новый подход к обучению музыке в данной технологии в сравнении с традиционным? В педагогической концепции Д. Б. Кабалевского целью обучения является формирование понятийного мышления учащихся, а следовательно, применяются исключительно традиционные методы обучения [3], что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария. При этом возникающий дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к разрыву чувственного восприятия музыкального материала, увлечение анализом произведений обусловливает проблемы утраты интереса и желания в обучении музыке. Эмоционально-деятельностный подход в реализации технологии эмоционального погружения и сгущения информации предусматривает гармоничное распределение работы обоих полушарий головного мозга, снижает психоэмоциональную перегрузку учащихся за счет активного включения их в продуктивно-творческую деятельность.
Технология эмоционального погружения и сгущения информации увеличивает долю компонента «продуктивно-творческое действие» на уроке музыки, и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: «Слышу - Чувствую - Мыслю - Действую». При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается гарантированная ситуация успешности за счет реального эмоционального проживания учащимися себя в искусстве [2].
Методологической основой технологии эмоционального погружения и сгущения информации является выделение музыкальной деятельности как условия и средства, позволяющей организовать взаимодействие «Учитель - Искусство - Учащийся», где звено «Искусство - Учащийся» является определяющим.
Основанием для разработки данной технологии послужили: теория деятельности, созданная отечественными психологами С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, идеи гуманитарной педагогики Б. М. Неменского, теоретическая концепция формирования и развития художественно-образного мышления С. Л. Долгушина, -которые раскрывают основы психологии творчества.
Так, в своей работе по созданию теории деятельности С. Л. Рубинштейн отмечал, что «именно деятельность является условием развития человека, а искусство - та деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла в действительности» [9, с. 349]. Д. Б. Кабалевский считал, что «искусство является предметной сферой, в которой происходит то, что определяет процесс качественных положительных изменений в ребенке» [3, с. 17].
Экспериментальный опыт научно-исследовательской лаборатории креативного развития под руководством ученого-искусствоведа С. Л. Долгушина и Л. В. Воробьевой подтверждает значимость эмоционально-деятельностного подхода на уроках музыки [2]. После знакомства с практическими исследованиями коллектива педагогов-психологов Городского дворца детского (юношеского) творчества г. Омска под научным руководством кандидата психологических наук Омского государственного университета Н. В. Грушко в области изучения психокоррекции творчеством произошло четкое осознание, что именно созидательная эмоционально-творческая деятельность способствует решению многих актуальных психологических проблем адаптации детей в современном обществе, а именно: снимаются трудности в способности принимать самостоятельные решения, решается проблема выбора, происходит избавление от «комплексов», «психологических барьеров», преодолеваются проблемы в эмоциональной сфере общения с учителями, сверстниками, родителями [1].
Таким образом, музыкальная деятельность, по мнению ученых, представляет собой целостный процесс с возможным варьированием его отдельных компонентов, обеспечивающий усвоение содержания через эмоциональное восприятие нерасчлененного общего к поэлементному усвоению и накоплению, сгущению (свертыванию) и творческому переосмыслению учебного материала.
Цель музыкально-эстетического образования в контексте технологии эмоционального погружения и сгущения информации - формирование эстетической культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность. Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего школьного возраста.
В технологии эмоционального погружения и сгущения информации посредством продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемой на каждом возрастном этапе.
1 этап (1-4 классы). Личностная позиция учащихся «Я - первооткрыватель». Целью данного этапа технологии является формирование познавательного интереса к музыке, эмоциональное восприятие и воплощение образов духовно-прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение
слушательского багажа учащихся, открытие себя в музыке и музыки в себе, понимание языка музыки через игру и сказку, активное его использование, развитие ассоциативного мышления. Творчество как ценность.
2 этап (5-6 классы). Формируется личностная позиция «Я - творец».
Главный акцент в обучении на данном этапе реализации технологии делается на эмоциональном переживании творческого самовыражения учащихся. Результат - постижение природы музыкального творчества, погружение и сгущение всех видов искусства, развитие художественно-образного мышления. Искусство как ценность.
3 этап (7-8 классы). Формируется личностная позиция «Я - исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат - развитие критического мышления, умения выражать свое эмоционально-ценностное отношение к произведению искусства. Духовность как ценность.
Такое поэтапное целеполагание результата позволяет определить стратегию продуктивно-творческой деятельности по формированию эстетической культуры и духовно-нравственной позиции учащегося.
Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:
- воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;
- развитие активного эмоционального восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;
- формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
Технология эмоционального погружения и сгущения информации в продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости (как ведущий);
- принцип культуросообразности (с учетом регионального компонента и запросов школьной среды);
- принцип природосообразности (соблюдение возрастных психофизических возможностей, от игры и сказки к творчеству и осмыслению искусства);
- принцип единства (воспитания, обучения, развития и образования);
- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования школьников;
- комплексный подход (синтез всех видов искусств и привлечение всех сфер психики человека);
- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, мышление, эмоционально-чувственная сфера) [5].
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности в рамках реализации технологии
являются методы: интеграция различных видов искусств (литература, живопись, театр, балет и проч.), включенное эмоциональное слушание, исполнение музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности, и импровизация. Методы воспринимаются как способы «первотворче-ства, фокусирующие силы души, ума и памяти» (Н. В. Грушко) [1, с. 79]. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. Например, основные этапы процесса создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Осенняя прогулка» в 1 классе по теме «Музыка осени» и «Сочини мелодию» (Ролевая игра «Играем в композитора»):
1 шаг - звуковой анализ выбора музыкального инструмента (учащимся необходимо выбрать инструменты, которые могли бы озвучить шорох листьев, капли дождя, дуновение ветра, шум шагов взрослого и ребенка);
2 шаг - поиск звуковых сочетаний, ритмов, передающих эти образы;
3 шаг - художественное оформление импровизации (с помощью учителя ученики придают импровизации законченный вид);
4 шаг - исполнение импровизации индивидуально, по группам (не играющие в данный момент дети выступают в качестве слушателей);
5 шаг - самооценка и рефлексия с позиции исполнителя, слушателя и оценка учителя (эмоционально положительная: гарантированная ситуация успешности).
Такая организация позволяет эмоционально активно погружать в процесс учения школьников, развивать интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формировать навыки общения в классе, а также развивать рефлексивные навыки и осознание собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке музыки (позиция «Я - первооткрыватель»).
Для повышения эффективности технологии эмоционального погружения и сгущения информации, активизации учащихся на уроках музыки применяются разнообразные средства обучения: используется индивидуальный раздаточный материал, наглядно демонстрируется алгоритм изучения темы, составляются структурно-логические схемы, применяются современные технические средства. В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров-исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки, композиторов. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной эмоционально насыщенной открытой среды.
В технологии эмоционального погружения и сгущения информации продуктивно-творческая деятельность предусматривает качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного
материала. Основная идея подбора музыкальных произведений заключается в подходе «от прошлого -к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения истории, традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, изучая жанры музыки в 5 классе (тема «Жанры инструментальной и вокальной музыки»), учащиеся самостоятельно знакомятся с историей их возникновения, находят музыкальные примеры. Рассматривая жанр песни, исполняют произведения современных авторов, исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения волнующие современных подростков темы, создают фундамент для своих музыкальных сочинений будущего. И неважно, если такой опыт по созданию своей авторской песни обычно бывает не совсем удачным, главное, что он состоялся и эмоционально поддерживается на уроках (позиция «Я - творец»). (Ниже в данной публикации дана разработка такого урока).
Программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского под редакцией В. О. Школяр, И. В. Кадобновой, Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой предусматривают принцип вариативности, который позволяет внедрять технологию эмоционального погружения и сгущения информации и планировать продуктивно-творческую деятельность на уроке как продолжение изучения музыкального искусства на уровне художественного сжатого обобщения. Таким образом, продуктивно-творческая деятельность не противоречит основным принципам построения программного материала, а технология эмоционального погружения и сгущения информации позволяет решить проблемы эффективности усвоения, изученного на уроке.
Одним из условий, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации. Личная вовлеченность, осмысленность и действенность творческого поиска задают целостность эмоционального восприятия и мыслительного процесса.
Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех дополнительных формах общения учащегося с искусством:
- внеурочная развивающая деятельность (занятие в музыкальных кружках, студиях, подготовка к школьным мероприятиям);
- занятия в системе дополнительного образования (школа искусств, центр развития творчества, клубы, студия эстрадного вокала, театральная студия, коллективы народного творчества, хореографическая студия и проч.);
- внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности (конкурсы, фестивали, концерты);
- коллективное посещение концертов филармонии, театров, музеев;
- вокальные, хоровые конкурсы, интернет-проекты, дистанционные олимпиады по музыке и т.д.
Многоуровневое понимание процесса обучения музыкальному искусству обусловливает эффективность
развития творческого потенциала учащихся и строится на принципах художественно-ориентированной педагогики. Согласованность всех вышеперечисленных компонентов образовательного процесса в школе позволяет создать целостную модель художественно-ориентированного обучения и воспитания школьников.
При организации учебного процесса по технологии эмоционального погружения и сгущения информации предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: виртуальный урок-путешествие в оперный театр, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра «Угадай мелодию», «Музыкальный ринг», уроки-концерты, проектная деятельность и др. Нетрадиционные формы проведения уроков активизируют интеллектуальное мышление и креативность учащихся.
Важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, певец, актер, художник, импровизатор, драматург, композитор, слушатель, исследователь, критик и т.д. Поощрение учащихся несет в себе стимул и мотивирует к занятиям, создает ситуацию успешности, а также утверждение веры в собственные возможности.
Широкое использование мультимедийного информационного ресурса позволяет экономить до 10-12% учебного времени, которое используется для творчества, самостоятельной работы с источниками информации, тестового контроля усвоенных знаний. Применение медиа-информации на различных этапах урока органично вписывается в применение технологии эмоционального погружения и сгущения информации. Успешное внедрение технологии в образовательный процесс способствует яркому эмоциональному отклику и наличию интереса к классической музыке.
Основными критериями оценки результатов обучения с использованием технологии эмоционального погружения и сгущения информации на уроках музыки и одновременно ожидаемым результатом станет динамика качественных изменений учащихся:
- эмоциональная открытость к постижению музыки;
- уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящим за ним жизненным явлениям истории и современности;
- уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально-драматических процессах, выразительных средствах конкретного музыкального произведения.
Наряду с методами организации и стимулирования творческой деятельности в технологии используются приемы ее педагогического контроля и оценки, предполагающие учет успехов учащихся. Важнейшая функция
оценки на уроке музыки как уроке искусства - эмоционально-этическая: поддержать интерес и инициативу, стимулировать творческую активность ученика или в тактичной форме указать на причины недостаточно выполненного задания. Использование отрицательных оценок противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к искусству, поэтому они используются крайне редко. Так положительная оценка в технологии эмоционального погружения и сгущения информации становится необычайно важным ее компонентом. Процесс творческого созидания на уроках музыки требует от учащихся определенных усилий, обеспечивающих тот или иной уровень выполнения. В технологии выделяются критерии оценки выполнения творческих работ по системе Д. Гилфорда: продуктивность, оригинальность, гибкость, законченность [8].
Продуктивность - быстрота, скорость реакции, генерирования идей, их количество, погруженность.
Гибкость - способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения творческого задания, эмоциональная чуткость.
Оригинальность - способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других учеников.
Художественная завершенность - способность совершенствовать или придавать законченный вид «продукту» своей деятельности из заданного информационного материала и умение сгущать усвоенную информацию.
Далее представлена детальная разработка итогового урока музыки в 5 классе с подробным пошаговым описанием алгоритма его проведения с использованием авторской технологии.
Разработка итогового урока музыки в 5 классе «Музыкальный ринг»
Содержание: обобщение пройденного материала уроков I четверти учащихся 5-го класса в игровой форме командного состязания «Музыкальный ринг» с нетрадиционной структурой урока.
Цель: актуализация полученных знаний I четверти по разделу «Музыка и литература».
Задачи:
- выявить знание жанров вокальной и инструментальной музыки;
- актуализировать связь музыки и литературы на основе осознания учащимися специфики языка и жанров каждого из этих видов искусств;
- проверить способность определять жанры вокальной и инструментальной музыки в процессе слушания музыкальных эпизодов;
- развивать навык совместной групповой интеллектуальной работы и коллективной исполнительской деятельности;
- формировать адекватность самооценки, навык взаимооценивания и рефлексии в процессе учебной деятельности.
ХОД УРОКА:
I этап. Организационный момент (2 мин.)
(Столы сдвинуты для 2-х команд, учащиеся рассаживаются П-образно, на столах каждой команды раздаточный материал, ручки, «ромашки».)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Настроимся на интересную работу и пропоём наше музыкальное приветствие: «Добрый день» (поют распевку-приветствие). Я рада всех видеть в добром здравии и с хорошим настроением. Сегодня необычный урок музыки: проведем командное состязание «Музыкальный ринг». Я просила вас заранее разбиться на 2 команды, придумать название и выбрать капитанов. Вижу, вы готовы (на табличках названия, у капитанов бейджи), тогда начнем. Мы не просто поиграем, а выясним, кто пройденный материал уроков 1-ой четверти знает лучше: команда девочек «Звуки» или команда мальчиков «Слово». У нас есть жюри из числа присутствующих гостей, которое будет определять баллы за каждый правильный ответ, а в конце урока каждый из вас сможет получить свою заслуженную персональную отметку (бланк жюри).
Разминка. Блиц-опрос (3 мин.). Учитель: Я по очереди буду адресовать вопросы командам, которые вы видите на экране. Вопрос команде «Звуки».
1. Что такое музыка? (Ответ.) Команда «Слово» дает определение.
1. Что такое литература? (Ответ.) Команде девочек вопрос.
2. Что отличает музыку и литературу? (Ответ.) Команда мальчиков.
2. Что объединяет литературу и музыку? (Ответ.) Команда «Звуки».
3. Назовите жанры вокальной музыки? (Ответы.) Команда «Слово».
3. Какие вам известны литературные жанры? (Ответы.)
Отлично! Пока жюри оценивает в баллах ваши ответы разминки, напоминаю, что при заминке основной отвечающей команды команда-соперница может поднять руку, дать правильный ответ и заработать дополнительные баллы. Условия понятны? Начинаем!
II этап. Основная часть урока
1-й раунд. Угадай вокальный жанр (10 мин.)
Итак, на экране вы видите некоторые жанры вокальной музыки:
Песня, Романс, Вокализ, Хор, Серенада, Опера.
Ребята, сейчас будут звучать уже изученные вами на уроках музыки произведения, а ваша задача - определить, в каком жанре они написаны. Команды отвечают по очереди.
(Звучат фрагменты: С. Рахманинов «Вокализ»; М. Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»; М. Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; А. Рубинштейн романс «Горные вершины»; р.н.п. «Во-поле береза стояла»; Т. Залужная песня «Далеко от мамы»; В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Н. Римский-Корсаков сцена из оперы «Снегурочка» «Прощай, масленица».)
(Команды по очереди называют жанр: правильно - 1 балл, называют композитора и название произведения - еще + 2 балла.)
Молодцы, ребята! А давайте проведем музыкальную физминутку: поднимемся и споем с движениями хором вашу любимую песню Т. Залужной от Барбариков «Далеко от мамы», заодно эмоционально погрузимся, переключимся и подвигаемся.
Музыкальная физминутка (3 мин.). Эмоциональное погружение
(Исполняется песня с движениями.)
Отлично! Аплодисменты!!! Занимаем свои места, состязание продолжается.
2-й раунд. Заполните ромашку. Мозговой штурм (3 мин.)
Ребята, у вас на столе есть «ромашки». Пока звучит музыка, команда «Слово» заполнит «ромашку» с известными им вокальными жанрами, а команда «Звуки» - с известными им инструментальными жанрами. Начали!
(Звучит «Кикимора» А. Лядова, идет командная работа.)
Стоп игра! А теперь называем, что у нас получилось.
(Капитаны команд называют выполненное задание, идет коррекция ответов учителем и командой соперников. Работа жюри.)
Ребята, а кто сможет назвать, что за произведение сейчас звучало и кто его автор? За правильный ответ команда «Звуки» получает 2 балла (ответ).
Молодцы, а теперь внимание на экран. Сгущаем имеющуюся информацию. Каждой команде дается возможность по очереди ответить на 2 блиц-вопроса - 1 балл за каждый правильный развернутый ответ. Готовы? Начали! Первый вопрос команде «Звуки» (на слайдах вопросы, которые озвучивает учитель):
3-й раунд. Тестовый блиц-опрос (3 мин.)
1. Все ли указанные здесь жанры вокальные: мюзикл, кантата, симфония, романс, песня - а) да; б) нет. Поясните свое утверждение: (ответы, при необходимости коррекция). Теперь команда «Слово»:
2. Согласны ли вы с утверждением, что во всех указанных на слайде музыкальных жанрах ЕСТЬ связь с литературой: баллада, соната, вокализ, романс - а) согласен, б) не согласен (ответ). Поясните ваш ответ.
3. Ко всем перечисленным на слайде музыкальным жанрам пишется либретто: опера, балет, симфония, мюзикл, оперетта, песня, баллада - а) да; б) нет. Поясните ответ. 5 баллов добавлю за ответ: Либретто - это...
4. Согласны ли вы, что во всех этих музыкальных жанрах НЕТ связи с литературой: концерт, симфония, баллада, балет - а) да; б) нет (ответ). Музыка и литература. Друзья или соперники? Поясните свое утверждение.
Мозговой штурм. Сгущение информации (2 мин.)
Чтобы утвердительно ответить на вопрос: Музыка и литература. Друзья или соперники - каждая команда заполняет еще по одной ромашке за время звучания музыкального произведения. Отвечаем на вопрос: В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература?
Заполняем на ромашке как можно больше лепестков с названиями любых жанров, где соединяются оба вида искусств - литература и музыка. У вас всего 2 минуты. Время пошло! (Во время звучания произведения П. Чайковского «Баба Яга» из цикла «Детский альбом» идет командная работа.)
Стоп игра! Показали свои ромашки и сдали жюри. Молодцы, успели обе команды. Жюри оценивают жанры на ромашках. Работа с названными от 7 и более жанрами - 5 баллов. Ошибка - минус балл. (Работа жюри.)
III этап. Обобщение урока. Сгущение информации (5 мин.)
А теперь сгущаем информацию в выводах. Итак (ответы детей):
® Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они разными средствами изображают мир, дополняя друг друга, обогащая и усиливая наши чувства, переживания и понимание явлений окружающей нас жизни.
® И музыка, и литература рождены жизнью, они имеют множество своих специфических жанров, а также много общего и различного.
® Для создания произведений искусства и поэт, и композитор, и художник черпают свое вдохновение из жизни.
® Поэтому мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействует на нас.
Подведение итогов Музыкального ринга (1 мин.)
Слово жюри. (Объявляются командные баллы и команда-победитель.)
Ребята, несмотря на небольшую разницу в баллах, вы сегодня на уроке тоже не стали соперниками, а вместе закрепили пройденное за четверть.
Заключительная часть (2 мин.)
Учитель зачитывает стихотворение (1 мин.):
«Слова и звуки».
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся. Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них -
В словах и звуках вечный ключ сердец! (Е. П. Ростопчина)
Как великолепно, такими прекрасными словами русская поэтесса, графиня Евдокия Петровна Ростопчина ответила нам на главный вопрос урока: Музыка и литература. Друзья или соперники?
А теперь внимание на экран. Я вам предлагаю всем вместе прочесть следующий стихотворный текст (читают 1 мин.):
1. Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках вся моя квартира,
В звуках тысячи квартир.
ПР: В звуках улица большая
И огромная страна.
Звукам нет конца и края
В звуках - Он! Оно! Она!
2. Звуки в радости и в скуке,
Звуки - свет и звуки - тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день...
ПР.
IV этап. Творческое задание. Сочини песенку (3 мин.)
Ребята, мы сегодня были слушателями, критиками, аналитиками. А теперь я предлагаю попробовать стать композиторами. Песня - это самый доступный, понятный всем демократический жанр. Мы и раньше с вами сочиняли мелодии, у многих это хорошо получалось. Кто прямо сейчас придумает мелодию? А я вам подыграю (учитель садится за синтезатор). Какая будет наша песенка? (Ответы детей: мажорная, светлая, радостная, энергичная, подвижная. Ученик напевает свой простой вариант песни, учитель аккомпанирует. Второй раз подхватывает весь класс.)
Творческое домашнее задание (1 мин.)
Здорово получилось! Ребята! Вы идете на каникулы. Домашнее задание будет творческое: каждому сочинить свою мелодию на этот текст. Лучшую песню после каникул выучим всем классом. (Каждый получает текст.)
Итоги урока (2 мин.)
Ну а теперь настало время подвести итоги урока и выставить всем оценки. Капитаны, у вас есть листы со списками ваших команд. Хочу предложить вам, посоветовавшись со всей командой, проставить ваши варианты отметок каждому, по мере и степени их активного участия в состязании. У вас есть 2 минуты, пока звучит музыка (песня «Каникулы» из мультипликационного фильма «Маша и Медведь»).
Капитаны, сдавайте учителю листы с отметками вашим членам команд, наш итоговый урок «Музыкальный ринг» окончен. Вам понравилось? Отлично, я рада, отдыхайте, до встречи во 2-й четверти! Урок окончен, спасибо за работу!
Итак, на протяжении всего урока использована авторская «Музыкально-педагогическая технология эмоционального погружения и сгущения информации»; в разминке и 3-м раунде применена технология блиц-опроса, во 2-м и 3-м раундах - групповая технология «Мозговой штурм» при коллективном заполнении «Ромашки», устный тестовый опрос. Это позволяет максимально активизировать учащихся, включить их в учебную деятельность, получить высокую концентрацию работоспособности и основания для отличной оценки актуализации знания пройденного материала. Использованные на уроке ИКТ, активная форма организации урока в виде командного состязания создали условия максимально творческого характера обучения школьников.
Форму урока «Музыкальный ринг» целесообразно использовать как итоговый именно с пятиклассниками, т.к. игровые формы организации учебной деятельности вполне еще соответствуют их возрастным особенностям. Пошаговый алгоритм, изложенный в разработке урока, может быть использован для остальных итоговых уроков II, III, IV четвертей: меняется только содержательное наполнение новым учебным материалом.
Эта форма урока апробирована на открытом занятии, районном мастер-классе, данная разработка удостоена Диплома I степени в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Москва, 2017 г.).
Разработка и внедрение технологии эмоционального погружения и сгущения информации и продуктивно-творческой деятельности в процесс обучения на уроках музыки эффективно сказывается на достижениях учащихся в различных видах творческой деятельности. Диагностика результатов развития духовно-творческого потенциала учащихся МБОУ СОШ лицей № 4 за период 2016-2017 учебного года показала, что наряду с развитием креативных способностей, повышением качества исполнений музыкальных произведений на школьных мероприятиях происходит развитие эстетической культуры учащихся. Широкое применение технологии эмоционального погружения и сгущения информации способствует реализации цели программы развития МБОУ лицей № 4 по созданию образовательной среды творческого типа.
Обобщая вышеперечисленные результаты, можно сделать вывод об эффективности применения технологии эмоционального погружения и сгущения информации в продуктивно-творческом обучении на уроках музыки и дальнейшего использования приобретенных навыков в процессе жизнедеятельности учащихся.
Список источников
1. Грушко Н. В. Использование музыки как средства психокоррекции личностных проблем творческим самовыражением // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 77-81.
2. Долгушин С. Л., Воробьева Л. В. Некоторые психологические аспекты развития креативности младших школьников в условиях экспериментальной программы «Мир музыки» // Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии: сб. науч. и метод. статей. Омск: Мир музыки, 2002. С. 42-51.
3. Кабалевский / сост. Л. В. Школяр, Е. Д. Критская. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2005. 224 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 618 с.
5. Неволина И. Я. Психолого-педагогическая антропология: учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е, доп. Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2010. 123 с.
6. Неволина И. Я. Человек и культура как ценностные феномены педагогической антропологии // Вестник Славянского государственного педагогического института. 2006. № 1 (2). С. 93-96.
7. Принципы Песталоцци в деле образования и воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://texts.news/ pedagogicheskie-trudyi-izbrannyie/printsipyi-pestalotstsi-dele-vospitaniya-49830.html (дата обращения: 08.09.2018).
8. Психодиагностика креативности [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/difpsi/kreat.htm (дата обращения: 08.09.2018).
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост., авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. 704 с.
10. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Самарин Ю. Ф. Сочинения: в 12-ти т. М.: Изд-во А. И. Мамонтова и К°, 1880. Т. 5. С. 3-164.
11. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. 159 с.
USE OF THE AUTHOR'S MUSICAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF EMOTIONAL IMMERSION AND INFORMATION COMPRESSION IN CLASSES IN THE FORM OF "MUSICAL RING"
Nevolina Irina Yakovlevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Lyceum № 4, Slavyansk-na-Kubani school4@slav.kubannet.ru
The article reveals the essence, conception, principles and methodological approaches of the author's musical-pedagogical "Technology of Emotional Immersion and Information Compression" used in the implementation of music programs at secondary school. The author presents a detailed working-out of one of the final music lessons in the 1st term of the 5th grade in the form of "Musical Ring" with the step-by-step algorithm of its implementation and practical demonstration of using the technology in classes. The algorithm of the working-out can be used by music teachers at other final lessons in the 5th grade when filling the form with new material.
Key words and phrases: technology; music lesson; emotional immersion and information compression; music; art; creativity; culture.
УДК 37.017.4 Дата поступления рукописи: 16.09.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.7
В статье рассматриваются аспекты становления и развития идеи адекватности относительно практики общественных отношений, связанных с применением огнестрельного оружия. Анализируются воззрения отечественных философов и дефиниции, разработанные в рамках западноевропейской философии. Выявлены особенности современных представлений об адекватности применения оружия в рамках иных научных отраслей. Авторы стремятся раскрыть смысл сообразности применения оружия для постановки проблемы о необходимости внедрения в педагогическую практику упражнений для развития навыков и умений симультанности.
Ключевые слова и фразы: общественные отношения; адекватность применения оружия; дефиниция; отечественная философская мысль; педагогические методы и приемы; педагогическое просвещение.
Нелюбин Роман Владимирович
Пенионжек Евгения Владимировна, к. филос. н., доцент
Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург ro.nelubin@yandex.ru; penionzhec@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ: АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ДЕФИНИЦИИ
Использование сегодня оружия является элементом практики общественных отношений. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что средства массовой информации преподносят для широкой аудитории факты применения