МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
УДК 379.8
С.О. Демиденко
Магистрант, Омский государственный педагогический университет
К.С. Черникова
Магистрант, Омский государственный педагогический университет
г. Омск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК ВИДА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация
В статье рассматривается досуговая деятельность как уникальный ресурс облегчения социальной адаптации детей, введение ребенка в культурную среду, а также как дополнительная возможность для самореализации личности. Представлены основные особенности организации развлечения в ДОУ и представлен конспект проведения развлечения во второй половине дня во второй младшей группе.
Ключевые слова Игра, развлечение, досуг, дошкольный возраст
Досуговое пространство для детей - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Для того чтобы деятельность детей была более содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, педагогам следует использовать в своей практике игры-развлечения, которые являются одним из видов культурно-досуговой деятельности.
Тема детского досуга широко освещена в исследованиях отечественных педагогов и психологов: H.A. Ветлугиной, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко, Н.П. Сакулиной, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
М.Б. Зацепина рассматривает досуговую деятельность как уникальный ресурс облегчения социальной адаптации детей, как дополнительную возможность для самореализации личности, а также введение ребенка в культурную среду [2].
Виды культурно-досуговой деятельности:
- отдых;
- развлечения;
- праздники;
- самообразование;
- творчество.
Как указывает В.П. Арсентьева, развлечения также входят в класс игр, которые возникают по инициативе взрослого, использующего их с образовательной и воспитательной целью. Данные игры могут быть самостоятельными, но они не являются самодеятельными, поскольку имеют ряд правил, а не исходную инициативу ребенка в постановке игровой задачи. Часть данных игр может быть отнесена к определенному виду тренинга [1].
Виды развлечений по степени участия и активности детей:
- дети - слушатели или зрители;
- дети как непосредственные участники;
- взрослые и дети, полноправные участники.
Для того чтобы повысить заинтересованность и активность детей ко всему, что предлагается в ходе развлечений, необходимо включить занимательные и эмоциональные моменты. Формированию у детей зачатков социальных чувств и отношений, способствуют коллективные сопереживания.
Игры-развлечения в форме физкультурного досуга - одни из наиболее эффективных форм активного отдыха. Содержание физкультурного досуга составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
благоприятное воздействие на организм ребенка [3].
Далее мы приводим конспект проведения одного из развлечений во второй половине дня во второй младшей группе.
Место проведения: физкультурный зал. Вид развлечения: подвижные игры. Форма организации: групповая. Программные задачи:
1. Образовательная: закрепить знания о повадках животных.
2. Развивающая: совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
3. Воспитательная: учить взаимодействовать в группе. Оборудование: кубики (мягкие модули), скакалка, игрушка кот Васька. Ход:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел кот Васька. Он очень хочет с вами поиграть. Дети, а вы хотите с ним поиграть?
Дети: хотим! (пример ответа)
Воспитатель: Все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда подтянитесь, не зевайте и не ленитесь.
1. Игра «Не упусти».
На полу два ориентира (для каждой команды) две линии на расстоянии 10 шагов. На одной из них расположены 5 разноцветных кубиков (мягкие модули). Команды на противоположной линии. По сигналу первые участники команд бегут к кубикам и переносят их по одному на свою линию. Остальные участники строят из них башню. Далее 2, 3, 4, 5 участники приносят по 1 кубику. Побеждает команда, которая быстрее перенесет все кубики и построит аккуратно башню.
2. Игра «Кто дальше прыгнет».
Участники команд выстраиваются в одну линию перед ориентиром. По сигналу все дети считают до трех, и участники делают три прыжка вперед (на двух ногах), и останавливаются. Побеждает команда, участники которой на счет «три» будут дальше всех.
3. Игра «Вот какие мы сильные».
Команды стоят возле ориентиров. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 5 - 7 шагов от детей) рассыпаны мячи (большие резиновые около 15 штук).
Из каждой команды выбираются 3 участника. По сигналу они бегут к мячам, собирают их, стараясь взять в руки как можно больше, и несут к своей команде. Побеждает команда, участники которой принесут больше мячей.
4. Дети (мышки) сидят на скамейках (в своих норках). В противоположной стороне комнаты сидит водящий (кот). Кот закрывает глаза (засыпает), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают места на скамейке). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
Предложенный конспект позволит решать педагогические и программные задачи, интегрировано и наиболее эффективно в работе педагогов ДОУ в непосредственной образовательной деятельности. Список использованной литературы:
1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие [Текст] / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
2. Зацепина, М.Б., Праздники и развлечения в детском саду [Текст] / Т.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 37 с.
3. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие [Текст] / И.Ю. Исаева. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 200 с.
© Демиденко С.О., Черникова К.С., 2015