М. Б.Зацепина
Спортивные развлечения в детском саду
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность и т. д.
В данной статье речь пойдет о спортивных развлечениях детей дошкольного возраста. В практике работы детских образовательных учреждений их чаще называют праздниками. Однако мы будем вести разговор о развлечениях, так как спортивный праздник - это олимпиады, соревнования, которые требуют значительного времени в подготовке, организации и более сложны по структуре.
Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Что же представляют собой спортивные развлечения? Это, конечно, игры (подвижные, спортивные: волейбол, футбол и т. д.), катание на лыжах, санках, походы, пешие прогулки и т.п., а также организация тематических развлечений: «Веселые старты», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Ловкие и умелые», «Спортивные старты» и др.
Сценарии таких развлечений связаны со спортивно-художественным действием, где воедино сплетены красочные действия спортивных упражнений и несколько видов искусств, ярко раскрывая задуманную тематику развлечения. При этом все подчинено одной общей логике развития действия, как в сюжетной линии, так и в пластичности выражения основной темы данного мероприятия. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что дети-артисты становятся центром композиции, именно на них обращает внимание зритель. Для того чтобы возникла целостность восприятия, используют
разного рода перестроения, причем рисунок перестроения должен обеспечить непрерывность действия.
В последнее время в дошкольных учреждениях стали популярны театрализованные спортивно-художественные представления. Особенность их заключается в том, что одновременно используются выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретный сюжет, который способен более тонко, глубже и увлекательнее решить тематические задачи представления.
При режиссуре такого вида развлечения необходимо учитывать, что главной структурной единицей композиции вместо отдельного спортивного выступления становится эпизод. Но это не означает, что в театрализованном спортивно-художественном развлечении не могут иметь место отдельные гимнастические выступления. Главное - они должны быть увязаны с сюжетом представления.
Помимо театрализованных спортивно-художественных представлений в зимний период есть много развлечений, которые любимы детьми. Это разные зимние катания и игры. Здесь уместно привести старинные народные развлечения, описанные В. М. Рябковым, которые можно рекомендовать использовать в работе с детьми.
Для катаний заливали водой естественные горки или специально сколоченные из дерева искусственные. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали бумажные фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу; катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, коротенькие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по несколько человек.
В условиях, когда на территории дошкольного учреждения нет горки, можно организовать забаву детей с использованием санок:
разделить дошкольников на две команды. В зависимости от местных условий снежную дорожку разбить на две равные части, обозначив двумя флажками середину (один флажок для одной команды, а второй - для другой). Одна команда стоит у начала дорожки (можно установить елочку), а другая - в конце (здесь уже стоит снеговик). По команде воспитателя ребенок везет напарника до флажка, затем они меняются местами и возвращаются в исходную позицию (в начало дорожки). Другая команда одновременно делает все так же: доезжая до второго флажка, дети меняются местами и возвращаются в конец дорожки (к снеговику). Кто быстрее закончит перемещение членов команды, та группа детей и объявляется победителем.
В зимний период легко организовать игры со снеговиком, снежками или штурм крепости и т. д.
Игра «Царь горы»
На свободной площадке территории детского сада делается довольно высокая горка. Она строится таким образом, чтобы к ее вершине можно было дойти или доползти с любой
стороны. Из числа играющих выбирается «царь», который будет стоять на вершине горки, а все остальные участники игры - под горой. По команде воспитателя дети стараются взобраться на горку и стащить или столкнуть «царя» вниз. Он же должен устоять на вершине и не поддаваться играющим. Тот, кто его столкнет вниз, становится «царем горы», а все остальные спускаются к подножью горы. И игра начинается вновь.
Игра со снежной бабой
(для дошкольников младшего
возраста)
Дети стоят вокруг снежной бабы и в соответствии со словами воспитателя выполняют движения.
К снежной бабе близко, близко подойдем.
(Дети подходят.) Снежной бабе низкий, низкий наш поклон.
(Кланяются.) Мы поскачем вокруг бабы поскорей.
(Прыгают.) Мы похлопаем в ладоши веселей.
(Хлопают в ладоши.) Мы над бабой посмеемся ха-ха-ха.
(Дети повторяют ха-ха-ха.) Хороша, ты наша баба, хороша.
(Хлопают в ладоши.)
Игра со снежками
(для детей младшего возраста)
Мы танцуем со снежками. Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами Дружно, дружно, раз - два - раз. (Дети стоят врассыпную с поднятыми вверх руками, опускают руки и топают в такт.)
А теперь снежки положим Прямо на пол, вот сюда. И похлопаем в ладоши, Раз - два - раз, два - раз - два.
(Хлопают в ладоши.)
Сценарий театрализованного спортивно-художественного представления «Здоровье дарит Айболит»1
Две группы детей в спортивных костюмах строятся вдоль боковых стен. Одна группа с мячами, другая - с флажками. Исполняется песня «Физкульт-ура»!
Ведущий. Мы живем в стране большой,
Щедрой и богатой,
И не жалко ничего
Ей для вас, ребята.
Стадионы новые
Дарит вам она,
Чтобы вы здоровыми
Выросли, друзья!
Чтобы каждый стал сильней,
Чтобы каждый стал смелей.
И хорошими делами
Помогал стране своей!
1-й ребенок.
Мы выходим на площадку, Начинается зарядка: Шаг на месте - два вперед, А потом наоборот.
2-й ребенок. Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна, От лени и болезней Спасает нас она!
(Дети выполняют упражнения с мячами, флажками.)
Ведущий. Садитесь, дети, поудобнее. К нам на праздник обещал прилететь на орле доктор Айболит. А вот он уже здесь! Как вы долетели?
Айболит. Ох, дети! Я еле-еле успел на ваш праздник.
1 В. Я. Лысова и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. - М.: АРКТИ, 2000.
По полям, по лесам, по лугам я бежал, И два только слова шептал:
- Детский сад, детский сад, детский сад! Вдруг горы встают у меня на пути,
И я по горам начинаю ползти. А горы все выше, а горы все круче, А горы уходят под самые тучи! И сейчас же с высокой скалы Спустились ко мне орлы:
- Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезем!
И вот я здесь! Айболит. У вас ангина? Дети. Нет!
Айболит. Скарлатина? Дети. Нет! Айболит. Холерина? Дети. Нет!
Айболит. Аппендицит? Дети. Нет!
Айболит. Малярия и бронхит? Дети. Нет! Нет! Нет!
Айболит. Ох, какие вы здоровые дети! Вы только посмотрите!
(Подходит, осматривает детей.)
Все веселые, загорелые, Нет болезней никаких. А я сейчас осмотрю и послушаю капитанов команд. Если капитаны здоровы - то и команды должны быть здоровы. Ну-ка, капитаны, подойдите ко мне, но сначала, говоря без лишних слов, одного желать нам надо: каждый должен быть здоров Дети. Мы здоровы! Айболит. А к проверке вы готовы? Дети . Да, готовы! Ведущий. Доктор, эти все ребята -В нашу школу кандидаты. Я прошу вас дать ответ: Все годятся или нет? Айболит. Все дышите! Не дышите!
Все в порядке, отдохните! Руки вместе поднимите. Превосходно, опустите, Наклонитесь, станьте прямо, Улыбнитесь!
(Осматривает детей. Обращается к ведущей.)
Да, доволен я осмотром.
Здоровы, действительно здоровы! Можно начинать состязания. Ведущий. Есть у нас одна игра, Вам понравится она. Посмотрим, чья же команда сильнее! Набирают две команды (перетягивание каната ).
Ведущий. Отгадайте загадку: Он и круглый, он и гладкий, Очень ловко скачет. Что же это? Дети. Мячик!
Ведущий. А теперь проведем соревнования с мячом.
(Передача мяча через голову и между ног.)
Айболит. Вам лениться не годится!
Помните, ребята!
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Ведущий. Как?
Айболит. А вот так!
(Дети встают вдоль боковых стен. Проводится игра-упражнение «У всех своя зарядка».)
Айболит. Раз - присядка, два - прыжок, И опять - присядка, А потом опять - прыжок -Заячья зарядка. Покажите, как?
(Дети выполняют упражнения.) Айболит. Птичка скачет, словно пляшет, Птичка крылышками машет, И взлетает без оглядки -Это птичкина зарядка. Так сумеете?
(Дети выполняют движения.) Айболит. А щенята, как проснутся, Обязательно зевнут, Ловко хвостиком махнут. Как?
(Дети по-разному выполняют движения.)
Айболит. А котята спинки выгнут
И неслышно с места прыгнут.
Перед тем, как прогуляться,
Начинают умываться
Как?
(Дети показывают.)
Айболит. Ну, а мишка косолапый
Широко разводит лапы:
То - одну, то - обе вместе,
А когда зарядки мало,
Начинает все сначала.
Как?
(Дети показывают.)
Айболит. Белки скачут очень быстро, Машут хвостиком пушистым. Целый час играют в прятки. Это - беличья зарядка. Так сумеем?
(Дети имитируют движения белки.)
1-й ребенок.
Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам, Чтобы реже обращаться За советом к докторам.
2-й ребенок. Широко раскинул ветки Возле дома старый клен. Выгнул спину кот соседский, Физкультуру любит он.
3-й ребенок.
Раз, два - шире шаг, Делай с нами так! Раз, два - не зевай, С нами повторяй!
4-й ребенок.
Не надо бояться, что будут смеяться,
Зарядку свою не бросай никогда.
Лишь тот, кто не плачет, добьется удачи,
Ничто не дается легко, без труда.
Айболит. А сейчас вам, ребята,
Я один вопрос задам.
Школу юных космонавтов
Собираются открыть.
Вы хотели бы, ребята,
В эту школу поступить?
Дети. Да, хотим!
Айболит. А придет пора лететь,
Вы не станете реветь?
Дети. Нет!
Ай болит. Очень рад я: Из ребят никто не болен. Каждый весел и здоров И к занятиям готов. Ведущий. Начинаем подготовку, Выходи на тренировку! Вызываются команды, и проводятся аттракционы:
1. Продвижение с обручем через кегли.
2. Передача флажка.
3. Прыжки с мячом между ног. Айболит. Ну, ребята, тренировку Провели вы очень ловко.
А сейчас та команда, которая показала себя самой ловкой, сильной, находчивой, получит награды.
(Награждение детей.)