Научная статья на тему 'Особенности организации процесса стратегического планирования на уровне муниципальных районов'

Особенности организации процесса стратегического планирования на уровне муниципальных районов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
625
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шабакаева Н. С.

В работе проанализированы и описаны принципы стратегического планирования, главным образом социально-экономического развития, на уровне муниципальных районов. Считается, что построение верной траектории социально-экономического развития позволит повысить эффективность управления. В современных условиях стратегическое планирование является неотъемлемой частью управления любой структурой, а особенно государственного и муниципального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации процесса стратегического планирования на уровне муниципальных районов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-103.

7. Тимофеев Р.А., Алафузов И.Г., Нестулаева Д.Р. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции // Горизонты экономики. 2015. № 6 (25). С. 24-28.

© Туктаев А.А., Хасанов Ф., Пирогова С.В., 2016

УДК 338

Н.С.Шабакаева

магистр

Самарский государственный экономический университет

г. Самара, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА

УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Аннотация

В работе проанализированы и описаны принципы стратегического планирования, главным образом социально-экономического развития, на уровне муниципальных районов. Считается, что построение верной траектории социально-экономического развития позволит повысить эффективность управления. В современных условиях стратегическое планирование является неотъемлемой частью управления любой структурой, а особенно государственного и муниципального уровня.

Ключевые слова

Государственное и муниципальное управление, муниципальный район, муниципальное образование,

стратегия, социально-экономическое развитие.

Условия государственного и муниципального управления требуют придания процессу социально-экономического развития большей определенности, уточнения набора инструментов, внедрение которых станет содействовать увеличению результативности.

На современном этапе развития общества в экономическом пространстве страны органами государственного и муниципального управления реализуются в различном сочетании цели федеральной политики, политики субъекта РФ, а также и муниципального района. Безусловно, стратегическими интересами всех вышеуказанных политик представляется обеспечение суверенной целостности государства и благополучия его граждан, что определяется как общепринятый принцип государственного и муниципального управления. Но общий вектор данных экономических политик сможет охватывать внутренние конкретные противоречия (разногласия), предопределенные федеральным устройством государства и сравнительной самостоятельностью местного самоуправления. Это требует синхронного, как со стороны федеральных органов управления, так и органов управления субъектов РФ, муниципалитетов осмысливания необходимости исключительно тонкой, сбалансированной и скоординированной настройки управления экономикой регионов и муниципальных образований с учетом не всегда абсолютно схожих заинтересованностей их формирования, выстраивания взаимоприемлемого консенсуса.

В России по мере развития местного самоуправления и рыночных реформ у местных властей и городских сообществ появилась нужда и ресурсы для перехода от административного иерархического к стратегическому планированию, как одному из более результативных методов планирования социально-экономического развития поселений, выражающемуся в отказе от директивности в пользу равновесия интересов, установлении партнерских взаимоотношений императивных структур с многообразными субъектами хозяйствования, населением, дозволяющему муниципальным образованиям оптимальным

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

образом приспособиться к быстроизменяющимся внешним обстоятельствам и особенно продуктивно осуществить заложенный в них потенциал.

Муниципальные органы власти обладают возможностью независимо определять приоритеты собственного развития, так как одним из предметов ведения местного самоуправления представляется комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования. Согласно ст. 17 п.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 к части возможностей органов местного самоуправления по решению проблем местного значения относится признание и координация исполнения планов и программ единого социально-экономического развития муниципального образования[1].

Муниципальное образование как объект стратегического планирования в организации стратегического управления обладает специфическими характерными чертами, какие обусловливаются тем, какая территория и населенные пункты входят в его структуру.

Цель разработки стратегии развития муниципального образования состоит в поиске источников эффективности и увеличения степени его социально-экономического развития на базе повышения материального благосостояния и многостороннего развития личности граждан.

Согласно тому обстоятельству, что сейчас уже и муниципалитеты разрабатывают концепции на перспективу - до 2025-2030г. г., необходимо отчетливо установить первенствующие функции.

Стратегическое развитие муниципального образования базируется на двух компонентах: экономическом - как эффективной эксплуатации ресурсов местности, а также социальную - как улучшение качества жизни населения.

В рамках данной работы считается актуальным анализ особенностей стратегического планирования муниципальных районов, которые, в сущности, истекают из современных проблем развития муниципальных районов и малых городов РФ:

1. Вся совокупность образований, а именно муниципальные районы и входящие поселения (за незначительным исключением), располагают сравнительно невысоким промышленным потенциалом.

2. Возможности разрешения трудностей и противоречий в развитии муниципальных районов осложняются тем, что данные территории, как правило, не имеют развитой инфраструктуры, а также оптимальной строительной базой, грамотными кадрами, ресурсами.

3. Существенной задачей для муниципальных районов встал вопрос развития социальной инфраструктуры и ее содержание.

4. Бюджеты основной массы муниципальных районов России складываются в большей степени за счет субсидий из бюджета субъекта Федерации.

5. Как правило, небольшой уровень диверсификации экономики муниципальных районов (соответственный ей ресурсный потенциал) сужают перспективы не только стратегического развития, но в том числе и их эффективного функционирования в постоянно изменяющихся условиях современного мира.

Неоднородность территорий муниципального района, которая характеризуется, прежде всего, разнородностью и природно-ресурсного потенциала, и уровня развития местного самоуправления, противодействует формированию актуальных мер по стратегическому социально-экономическому развитию для всей местности района [2]. Необходимо отметить, что концепция планов социально-экономического развития района в рамках муниципального блока распределяется на два независимых уровня:

- муниципального района;

- сельского поселения.

При этом к отличительным чертам организации планов на уровне поселений имеет отношение то, что на предоставленном уровне не планируется развития отдельного стратегического плана развития. Причинами для этого служат, согласно законодательству РФ, невысокая обеспеченность предоставленного уровня управления необходимыми независимыми бюджетными средствами и равным образом административно-управленческими ресурсами. В результате вышесказанного имеет место быть высокая степень зависимости стратегического развития муниципального района от вышестоящих уровней

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

управления.

Стратегический план развития муниципального района подразумевает построение первостепенных стратегических ориентиров развития не только по первенствующим направлениям, но также по определенным территориям (поселениям). При определении наиболее перспективных направлений стратегического развития руководство конкретных территорий должно непременно согласовываться с органами управления муниципального района, включая обязательное предварительное обсуждение стратегических целей развития, мероприятий по улучшению состояния района, ресурсного обеспечения и т.п. Данное мероприятие даст возможность административному аппарату района видеть перспективы развития подконтрольной территории в долгосрочном периоде, а также определить место своего района в системе социально-экономического развития территории, в состав которой он входит.

Таким образом, стратегическое планирование на уровне муниципального района имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать в процессе формирования стратегического плана его социально-экономического развития.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=188375

2. Михайлова А.В. Стратегическое планирование как основа социально-экономического развития муниципального образования. Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 3 (5). С. 414-416.

© Шабакаева Н.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.