Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). C. 35-41 Pedagogical Review. 2023, vol. 3 (49), pp. 35-41
Научная статья УДК 37.047
https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-35-41
Особенности организации профессиональных проб обучающихся в учреждениях интернатного типа
Елена Викторовна Декина1, Ксения Сергеевна Шалагинова2
1 2 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Аннотация
Для решения задач профессионального самоопределения важно выявить интересы воспитанников, проводить работу по профориентации, помогать с выбором специальности. Дети, обучающиеся в учреждениях интернатного типа, имеют свои индивидуальные особенности, поэтому традиционные профориентационные программы требуют корректировки, использования разных форм работы. Актуальным является применение профессиональной пробы, которая предполагает включение ученика в профессиональную деятельность. При использовании профессиональной пробы происходит не только ознакомление с содержанием будущей профессии, но и выстраивание индивидуальной траектории саморазвития. Исследование проведено на базе ГУ ТО СРЦН № 4 г. Щекино Тульской области. Цель исследования - изучение особенностей организации профессиональных проб обучающихся в учреждениях интернатного типа. Использованы теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных. Диагностическая программа включала опросник для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский), дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов), «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун), «Матрица выбора профессии» (Г. В. Резапкина), «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин). Составлена и апробирована программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся с использованием профессиональных проб. Итогом проведения профессиональных проб стало ознакомление с миром профессий Тульской области, развитие индивидуальных особенностей, определение предпочтительных сфер труда, мотивов выбора профессии, получение опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности. Такая ориентация способствует успешному выбору траектории дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению, формированию профессионально значимых качеств.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональная проба, индивидуальная траектория, учреждения интернатного типа
Для цитирования: Декина Е. В., Шалагинова К. С. Особенности организации профессиональных проб обучающихся в учреждениях интернатного типа // Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). С. 35-41. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-35-41
© Е. В. Декина, К. С. Шалагинова, 2023
Original article
Features of the organization of professional tests of students in boarding schools
Elena V. Dekina1, Kseniya S. Shalaginova2
1 2 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tyla, Russian Federation
Abstract
To solve the problems of professional self-determination, it is important to identify the interests of pupils, carry out work on career guidance, help determine how to choose a profession and become a professional. Children studying in boarding schools have their own individual characteristics, so traditional vocational guidance programs require adjustment, the use of different forms of work. Relevant is the definition of the content and forms of professional self-determination, through a professional test, which involves the inclusion of a student in professional activities. When using a professional test, not only acquaintance with the content of the future profession occurs, but also the alignment of an individual trajectory of self-development. The study was conducted on the basis of GU TO SRTSN No. 4, Shchekino, Tula Region. The purpose of the study is to study the peculiarities of the organization of professional tests of students in boarding schools. Theoretical, empirical methods and data processing methods are used. The diagnostic program included a questionnaire to identify readiness to choose a profession (V. B. Uspensky), a differential diagnostic questionnaire (E. A. Klimov), "Motives for choosing a profession" (S. S. Grinshpun), "Profession choice matrix" (G. V. Rezapkina), "Communicative and organizational inclinations" (V. V Sinyavsky, V A. Fedoroshin). A program of psychological and pedagogical support for professional self-determination of students was compiled and tested using professional tests. The result of the professional tests was an acquaintance with the world of professions in the Tula region, the development of individual characteristics, the definition of preferred areas of work, motives for choosing a profession, gaining practical experience in a specific professional activity. This orientation contributes to the successful choice of the trajectory of further education and the creation of conditions for increasing the readiness of students for professional self-determination, the formation of professionally significant qualities.
Keywords: professional self-determination, career guidance, professional trial, individual trajectory, boarding schools
For citation: Dekina E. V., Shalaginova K. S. Osobennosti organizatsii professional'nykh prob obuchayushchikhsya v uchrezhdeniyakh internatnogo tipa [Features of the organization of professional tests of students in boarding schools]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 3 (49), pp. 35-41. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-35-41
В настоящее время учащиеся включены в различные профориентационные форматы, при этом актуальна ранняя профориентация, выстраивание системы профориентации, индивидуальной траектории, профессиональных проб, участие в которых поможет обучающимся определиться с выбором профессии. Для этого нужны актуальные знания о современном мире профессий, своих качествах, мягких навыках и т. д. Профессиональное самоопределение направлено на формирование готовности у обучающихся самостоятельно планировать и реализовывать индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут. В настоящее время имеет место запрос на персонализированный тип профориентации, благодаря которой ученик сможет узнать свои сильные стороны, интересы, определить цели и способы их достижения. Отмечается психологическая и практическая неподготовленность учащихся к профессиональному самоопределению, слабая информированность о мире профессий [1]. А. М. Аксенов отмечает, что дети, обучающиеся в интернатах, имеют свои индивидуальные особенности и традиционные программы профориентации не подходят для работы с ними [2]. Проблему профессионального самоопределения обучающихся в данных учреждениях не
могут решить только профдиагностические и профконсультационные мероприятия, необходимы практико-ориентированные мероприятия.
Цель исследования - изучение особенностей организации профессиональных проб обучающихся в учреждениях интернатного типа. Задачи исследования: выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся, разработка и апробация программы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся с включением профессиональных проб.
С. Н. Чистякова профессиональное самоопределение рассматривает как совокупность профессионального самосознания и профессиональной направленности [3], Н. В. Самоукина - действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию, пониманию их соответствия требованиям выбираемой профессии [4], А. К. Маркова - определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма [5]. Процесс профессионального самоопределения связан с осмыслением своего профессионального выбора, перспектив развития в выбранном направлении, овладением различными профессиональными навыками и умениями, построением своего жизненного пути.
Профессиональная проба дает возможность попробовать себя, определить свои возможности, направления дальнейшего саморазвития; нацелена на формирование у старшеклассников опыта будущей профессиональной деятельности путем кратковременных погружений в профессиональный контекст.
Профессиональная проба рассматривается как организационно-деятельностная форма профессиональной ориентации, предполагающая включение в реальную профессиональную деятельность [6], особый вид образовательных практик профессиональной направленности [7], испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности [8], важное звено при сопровождении профессионального самоопределения [9]. Особенности организации профессиональных проб: непосредственное включение в будущую профессиональную среду, создание продукта, соответствующего апробируемой профессиональной деятельности, необходимость повторений, использование проб разной степени глубины и решения задачи и др. [10].
Имеет место специфика выстраивания профориентационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, у которых процесс профессионального самоопределения затруднен [11]. Чем раньше обучающийся познакомится с миром профессий, тем большая вероятность эффективного решения вопроса выбора профессии. Актуализируется необходимость создания системы содействия профессиональному самоопределению воспитанников, включающая как получение знаний о себе, так и их соотнесение со знаниями о современных профессиях с использованием инновационных технологий [12-14].
Структурно профессиональные пробы включают теоретические и практические занятия, моделирование ситуаций для проявления профессионально важных качеств с последующей рефлексией. При организации проб возможна следующая логика: ознакомительные пробы, пробы-«примерки», углубленные пробы для погружения в определенные профессии.
В работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), проектирование (создание программы), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки данных. Диагностическая программа включала следующие методики: опросник для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский), дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов), «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун), «Матрица выбора профессии» (Г. В. Резапкина), «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин). Исследование проведено на базе ГУ Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» г. Щекино. Выборка исследования: 20 учащихся 13-16 лет.
В группе выявился преимущественно средний уровень готовности к выбору профессии (60 % человек), учащиеся сомневаются в том, кем они хотят стать в будущем, или их взгляды не подкрепляются достаточной информированностью о той или иной профессии. По 30 % обучающихся относятся к типам «человек - знаковая система» и «человек - человек», по 20 % - к типам «человек -
техника» и «человек - художественный образ» соответственно. Среди мотивов выбора профессии преобладают следующие: престижность профессии, творческая реализация в профессии, материальное благосостояние. В группе преобладает средний и ниже среднего уровни организаторских и коммуникативных способностей.
На основе результатов исследования была составлена программа, включающая теоретический блок «Знакомство с современным миром профессий» (беседа «На пути к профессии мечты», часы-раздумья «Тип профессий „человек - техника"» («человек - человек» и т. д.), дискуссия «Стратегии выбора профессии», мотивационная встреча «Школа - колледж - вуз» и др.), практический блок «Я выбираю профессию!» (интерактивные занятия «Копнем поглубже», «Моя мечта о будущей профессии», «Семейные династии в профессиональном выборе», практикум «Мои интересы и склонности», «Поверь в себя»), блок «Проба себя» в будущей профессии (например, были определены направления для профессиональных проб: швейное дело, кулинария, агрономия, техническая деятельность и др.). Например, проба по швейному делу направлена на возрождение искусства рукоделия, развитие художественно-творческих умений [15]. Были использованы следующие формы: мастер-класс, деловая игра, проектная мастерская, встреча в формате «вопрос-ответ», профориентационная экскурсия, игра-квест, дополнительные курсы различной направленности и др. В конце программы был проведен конкурс «Мой путь в профессию», который предусматривал подготовку видеовизитки или презентации, в основе которой рассказ ученика о себе, освоении знаний по профессии, приобретении практических навыков, опыт участия в профессиональных пробах.
В качестве итогов проведения профессиональных проб можно выделить знание современного мира профессий, индивидуально-психологических особенностей личности, предпочтительных сфер труда, мотивов выбора профессии; наличие определенного опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности [16].
После проведения программы 30 % респондентов показали высокую готовность к принятию решения о профессиональном выборе, 70 % - среднюю. По методике «Мотивы выбора профессии» 50 % учащихся ведущим мотивом выбора профессии определили для себя престижность профессии, по 20 % - материальное благосостояние и творческую реализацию в профессии, 10 % - деловой характер профессии. 50 % имеют высокий и 40 % - средний уровень развития организаторских умений; 40 % - высокий и 40 % - средний уровень развития коммуникативных умений. Учащиеся продемонстрировали способность к выбору профессии на основе познания и развития своих индивидуальных способностей. С каждым учащимся была проведена индивидуальная консультация с целью анализа полученных начальных профессиональных знаний и умений, выстраивания индивидуальной траектории. Анализ индивидуальных консультаций свидетельствует о повышении уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и планированию предполагаемого места учебы и работы, устойчивости профессиональных интересов. В работу с учащимися были включены занятия по развитию мягких навыков, самоорганизации (умение ставить цели, планировать их достижение и т. д.), самообразованию (готовность к выстраиванию индивидуальной траектории, получение дополнительных знаний по итогам проб и т. д.).
Организация профессиональных проб обучающихся в учреждениях интернатного типа будет проходить более эффективно при следующих условиях:
- актуализация у обучающихся процесса профессионального самоопределения, учет их интересов и склонностей при проведении профориентационной работы;
- проектирование программы проведения профессиональных проб, позволяющей обучающимся попробовать себя в будущей профессии;
- выстраивание индивидуальной траектории самообразования с учетом будущей профессии.
Выявленные трудности в профессиональном самоопределении обучающихся в учреждениях
интернатного типа (низкий уровень сформированности представлений о профессиях, индивидуально-психологических особенностях, профессиональной мотивации, активности и т. д.) легли в основу составленной программы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся. Успешную активизацию профессионального самоопределения обучающих-
ся обеспечивают профессиональные пробы, в основе которых лежат усвоение практической стороны избранной профессии, индивидуальный подход. К условиям организации профессионального самоопределения обучающихся с включением профессиональных проб можно отнести ознакомление с требованиями к профессии, диагностику обучающихся, проведение профессиональных проб, выстраивание индивидуальной траектории, рефлексию. Апробация программы показала актуальность подготовки педагогов-наставников для организации профессиональных проб.
Результаты исследования, программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения с включением профессиональных проб могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, воспитателя интернатных учреждений, социальных центров и т. д.
Список источников
1. Сергеев И. С., Кузнецова И. В., Никодимова Е. А. Профессиональные пробы в вопросах и ответах // Академия профессионального образования. 2016. № 6. С. 2-9.
2. Аксенов А. М. Ступени становления: из опыта работы по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Университета Российской академии образования. 2004. № 4. С. 60-69.
3. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19-26.
4. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. 224 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
6. Финогенова О. Н., Шаламаев В. Н. Профессиональные пробы как форма педагогической поддержки социализации подростков из семей в социально опасном положении // Социальная педагогика. Технология и практика. 2020. № 1. С. 46-57.
7. Сизихина Н. Н. Профессиональные пробы как компонент региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Академия профессионального образования. 2016. № 7. С. 44-46.
8. Профессиональные пробы: технология и методика проведения / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лер-нер, А. В. Гапоненко. М.: Академия, 2014. 206 с.
9. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 4 (17). С. 14-17.
10. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 110 с.
11. Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Школа-интернат как научно-методический центр поддержки субъектов интегрированного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 362-366.
12. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска с использованием технологий арт-терапии // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 399-403. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.110
13. Бережковская Е. Л., Кравцов Л. Г. Взаимодействие средней школы и университета как условие самоопределения у старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. С. 39-57. DOI:10.17759/psyedu.2021130403
14. Гурина И. А., Болатова З. А. Профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся профессиональных образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31927 (дата обращения: 29.09.2022).
15. Программы дополнительного образования детей-сирот профориентационной направленности. Тула: ТППО, 2018. 128 с.
16. Декина Е. В., Залыгаева С. А., Шалагинова К. С. Технологии подготовки учащихся к осознанному выбору профессии: опыт разработки и реализации. Варшава, 2018. 167 с.
References
1. Sergeev I. S., Kuznetsova I. V., Nikodimova E. A. Professional'nyye proby v voprosakh i otvetakh [Professional tests in questions and answers]. Akademiyaprofessional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 6, pp. 2-9 (in Russian).
2. Aksenov A. M. Stupeni stanovleniya: iz opyta raboty po podgotovke k samostoyatel'noy zhizni detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Stages of formation: from the experience of preparing orphans and children left without parental care for independent life]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2004, no. 4, pp. 60-69 (in Russian).
3. Chistyakova S. N. Problema samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore profilya obucheniya [The problem of self-determination of high school students when choosing a training profile]. Pedagogika, 2005, no. 1, pp. 19-26 (in Russian).
4. Samoukina N. V. Psikhologiyaprofessional'noy deyatel'nosti [Psychology of professional activity]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 224 p. (in Russian).
5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Znaniye Publ., 1996. 308 p. (in Russian).
6. Finogenova O. N., Shalamaev V. N. Professional'nyye proby kak forma pedagogicheskoy podderzhki sotsializatsii podrostkov iz semey v sotsial'no opasnom polozhenii [Professional tests as a form of pedagogical support for the socialization of adolescents from families in a socially dangerous situation]. Sotsial'nayapedagogika. Tekhnologi-ya i praktika, 2020, no. 1, pp. 46-57 (in Russian).
7. Sizikhina N. N. Professional'nyye proby kak komponent regional'noy modeli organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya [Professional tests as a component of the regional model of organizational and pedagogical support of professional self-determination]. Akademiya professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 7, pp. 44-46 (in Russian).
8. Chistyakova S. N., Rodichev N. F., Lerner P. S., Gaponenko A. V. Professional'nyye proby: tekhnologiya i meto-dikaprovedeniya [Professional tests: technology and methods of conducting]. Moscow, Akademiya Publ., 2014. 206 p. (in Russian).
9. Blinov V. I., Sergeyev I. S. Professional'nyye proby v shkol'noy proforiyentatsii: put' poiskov [Professional tests in school career guidance: the search path]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda - Vocational Education and Labour Market, 2015, no. 4 (17), pp. 14-17 (in Russian).
10. Lebedeva M. B., Shilova O. N. Proyektnaya tekhnologiya vproforiyentatsionnoy rabote i sotsializatsii detey-sirot [Project technology in career guidance and socialization of orphans]. Kaliningrad, RGU im. I. Kanta Publ., 2009. 110 p. (in Russian).
11. Lapp E. A., Yarikova S. G. Shkola-internat kak nauchno-metodicheskiy tsentr podderzhki sub''yektov integ-rirovannogo i inklyuzivnogo obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Boarding school as a scientific and methodological center for the support of subjects of integrated and inclusive education of children with disabilities]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo - Business. Education. Law, 2017, no. 4 (41), pp. 362-366 (in Russian).
12. Shalaginova K. S., Dekina E. V Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye podrostkov gruppy riska s ispol'zovaniyem tekhnologiy art-terapii [Psychological and pedagogical support of at-risk adolescents using art therapy technologies]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo - Business. Education. Law, 2021, no. 1 (54), pp. 399-403 (in Russian). DOI: 10.25683/V0LBI.2021.54.110
13. Berezhkovskaya E. L., Kravtsov L. G. Vzaimodeystviye sredney shkoly i universiteta kak usloviye samoopredeleniya u starsheklassnikov [Interaction of secondary school and university as a condition of self-determination among high school students]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 39-57 (in Russian). DOI: 10.17759/psyedu.2021130403
14. Gurina I. A., Bolatova Z. A. Professional'noye samoopredeleniye i trudoustroystvo obuchayushchikhsya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Professional self-determination and employment of students of professional educational organizations]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2022, no. 4 (in Russian). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31927 (accessed 29 September 2022).
15. Programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey-sirot proforiyentatsionnoy napravlennosti [Professional self-determination and employment of students of professional educational organizations]. Tula, TPPO Publ., 2018. 128 p. (in Russian).
16. Dekina E. V., Zalygayeva S. A., Shalaginova K. S. Tekhnologiipodgotovki uchashchikhsya kosoznannomu vyboru professii: opyt razrabotki i realizatsii [Technologies for preparing students for a conscious choice of profession: development and implementation experience]. Varshava, 2018. 167 p. (in Russian).
Информация об авторах
Декина Е. В., кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026).
Шалагинова К. С., кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026).
Information about the authors
Dekina E. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (pr. Lenina, 125, Tula, Russian Federation, 300026).
Shalaginova K S., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (pr. Lenina, 125, Tula, Russian Federation, 300026).
Статья поступила в редакцию 11.12.2022; принята к публикации 26.04.2023 The article was submitted 11.12.2022; accepted for publication 26.04.2023