EDN: SPOTGA
Н.В. Рубцова - д.э.н., профессор кафедры «Журналистики и маркетинговых технологий», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
N.V. Rubtsova - Doctor in Economics, Professor, Department of journalism and marketing technology, Baikal State University, Irkutsk, Russia;
А.Р. Ильина - обучающаяся, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
A.R. Ilyina - student, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ PR-КАМПАНИИ ВУЗА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ FEATURES OF ORGANIZING A UNIVERSITY PR CAMPAIGN ON SOCIAL NETWORKS
Аннотация. Связи с общественностью занимают одно из главных мест в управленческой деятельности любой организации и осуществляются самыми разными способами. Как бы ни оформлялись и ни проводились мероприятия по связям с общественностью, их должна объединять нацеленность на долгосрочные отношения с аудиторией. С течением времени PR всё больше развивается и оказывает значительное влияние на успех организации. От качества выстроенных отношений с полезной для организации аудиторией зависят дальнейшие показатели эффективности и прибыльности любого типа формирования - это могут быть бренды, альянсы, союзы, ведомства. Высшие учебные заведения не являются исключением. В статье рассматривается вопрос применения социальных сетей для организации рекламных и PR-кампаний в высшей школе. Рассмотрены преимущества использования социальных сетей в качестве промоушн-инструментария, определены особенности организации PR-компании в социальных сетях для университетов, описаны инструменты, традиционно используемые для привлечения аудитории к корпоративным медиа в социальных сетях. На основе результатов проведенного исследования авторы приходят к выводу, что использование социальных сетей является эффективным инструментом для организации рекламных и PR-кампаний в высшей школе.
Abstract. Public relations occupy one of the main places in the management activities of any organization and is carried out in a variety of ways. No matter how public relations activities are designed and carried out, they must be united by a focus on long-term relationships with the audience. Over time, PR is increasingly developing and has a significant impact on the success of the organization. Further indicators of the effectiveness and profitability of any type of formation depend on the quality of the built relationships with the audience useful to the organization - these can be brands, alliances, unions, departments. Higher education institutions are no exception. The article discusses the issue of using social networks to organize advertising and PR campaigns in higher education. The advantages of using social networks as promotional tools are considered, the features of organizing a PR company in social networks for universities are determined, and the tools traditionally used to attract audiences to corporate media on social networks are described. Based on the results of the study, the authors come to the conclusion that the use of social networks is an effective tool for organizing advertising and PR campaigns in higher education.
Ключевые слова: социальные сети, корпоративные медиа, университет, управление, медиаменеджмент, рейтинг, контент, медиа, эффективность.
Keywords: social networks, corporate media, university, management, mediamanagement, rating, content, media, efficiency.
Современный человек проводит значительную часть жизни в социальных сетях, которые давно уже стали не только платформой для общения, но и для проведения повседневного досуга. В социальных сетях можно общаться с друзьями, имеющимися знакомыми, заводить новые знакомства, следить за изменениями в любой сфере - будь то политика, экономика, психология, образование, здоровье, наука, путешествие и многое другое. В августе 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования, проведённого в июле 2023 г. Согласно представленным данным было обнаружено, что 86 % россиян пользуются хотя бы одной социальной сетью, занимаясь этим ежедневно. Полученные показатели демонстрируют повышенную вовлеченность россиян в социальные сети, нежели в другие средства коммуникации, например, просмотр телевизора [1].
Социальные сети сегодня являются неотъемлемой частью жизни большего числа людей, поэтому именно они выступают одним из эффективных каналов коммуникации в современном мире. Цели и миссия организации, транслируемые ею ценности должны максимально соответствовать характеру выбранного канала [2]. Опираясь на это, многие компании активно занимаются продвижением в социальных сетях, разрабатывая и реализуя различные стратегии продвижения [3, 4]. Высшие учебные заведения также активно ведут социальные сети [5-7].
Основываясь на результатах вышеупомянутого исследования ВЦИОМ на тему социальных сетей и мес-сенджеров, основной целевой аудиторией вузов являются студенты. Это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, именно они больше всего проводят время в социальной сети, что составляет 129 минут в сутки [1]. Ввиду усложнившейся геополитической ситуации в России некоторые популярные у молодежи социальные сети были запрещены к использованию, при этом для оставшихся на рынке это послужило хорошим стимулом для бурного развития. В настоящее время становится очевидным, что Вконтакте - социальная сеть, с помощью которой можно добиться больших успехов в продвижении университета.
Социальный медиа маркетинг имеет несколько преимуществ, позволяющих успешно применять его в рекламной и PR деятельности не только брендам, но и вузам [8].
Во-первых, это восприятие информации потребителями. Люди не воспринимают продвижение через социальные сети как агрессивную рекламу, так как ведение аккаунта - это одна из стандартных функций, которая осуществляется всеми её пользователями. Поэтому доверие к вузу, который активно ведёт страничку в социальной сети, будет большим.
Во-вторых, социальная среда означает отсутствие привязанности к конкретному месту, то есть распространение информации ведётся на неограниченное количество пользователей. В случае университета это даёт огромное преимущество, ведь его целевая аудитория может распространяться не только на конкретную местность, например, город, но и на весь район, область, край, страну или ближайшие регионы.
В-третьих, в социальных сетях используется таргетинг, который позволяет распространять рекламу на определённые сегменты целевой аудитории. Помимо этого, SMM экономит бюджет организации, из-за того,
что ведение аккаунта является совершенно бесплатным. Говоря о финансовой выгоде, можно также отметить отсутствие платы в самой социальной сети, не считая затрат на smm-специалиста и прочие расходы [9].
В-четвертых, социальные сети - это место интерактивного взаимодействия с пользователями. Это означает, что люди реагируют на интересующий их контент, давая понять - нравится он им или нет. В каждой социальной сети это одинаковый перечень способов выражения мнений, который именуется по-разному. Например, во Вконтакте - это возможность ставить лайки, оставлять комментарии и делать репосты, а в Одноклассниках - это классы и оценки. Ссылаясь на количество реакций пользователей, с легкостью можно подводить итоги и делать выводы эффективности PR-кампаний, благодаря чему контент будет совершенствоваться, подстраиваться под предпочтения потребителей [9].
В-пятых, социальная сеть обеспечивает быструю обратную связь с пользователями.
В-шестых, занимаясь продвижением в социальных медиа, руководство университета может проверить эффективность работы пиарщика в социальных сетях без дополнительных усилий [10].
С увеличением конкуренции на ранке образовательных услуг необходимым пунктом успешного существования вуза выступает продвижение. Важно выстраивать положительное мнение, как в настоящий момент, так и на долгосрочную перспективу. Социальные сети сегодня - один из самых действенных способов, самый быстрорастущий канал коммуникации.
Способы продвижения вузов в социальных сетях бывают различными [11]. Однако любой способ продвижения предполагает создание качественного контента. Контент - это основа, без которой не будут работать продвижение. Для людей всегда важно качество получаемой информации, даже если вуз завлечёт в свой акка-унт посетителей, то он всё равно будет не в силах удержать их без интересных новостей, событий, картинок и прочего. При этом содержание контента может быть одинаковым, но формат послания разный. Необходимо учитывать специфику повествуемой информации и стараться преподнести её как можно ярче. Например, можно не просто рассказать о проведении какой-то олимпиады в вузе, а упомянуть самые интересные моменты, рассказать подробности и сопроводить качественными фото или видео с необычных ракурсов. Часто руководство университета придаёт значение количеству, а не качеству контента, из-за чего создаётся эффект захламления ленты и происходит резкий спад вовлечённости.
Основными способами продвижения университета в социальных сетях можно назвать следующие.
Социальный медиа маркетинг или SMM (Social Media Marketing) - инструмент интернет-маркетинга, в рамках которого под воздействием пользователей создаётся и совершенствуется контент [8]. Цели SMM - привлечение и удержание клиентов, создание репутации и поддержание узнаваемости бренда, личности.
Таргетинг - это способ онлайн-продвижения, который транслирует объявления определённой целевой аудитории, учитывая её характеристику [12]. При данном способе избирается определённый сегмент потенциальных потребителей, с учетом их потребностей и целей организации. Так, для вузов основной целевой аудиторией являются абитуриенты и их родители, студенты, преподавательский состав - всё зависит от особенностей преследуемой цели в данном случае. Такой способ помогает сэкономить время, силы и бюджет организации, добиваясь при этом эффективных результатов.
Реклама в пабликах. Такой способ считается финансово затратным. При выборе сообщества ошибкой выступит ориентация на количество подписчиков сообщества, выбранного в качестве рекламной площадки. Паблики с одинаковым количеством читателей могут сильно отличаться в активности пользователей, что скажется и на эффективности рекламы. При эксплуатации данного способа необходимо акцентировать внимание на сообщество, в котором подписчики ведут себя довольно активно, ведь это положительно скажется на результатах продвижения.
Работа с лидерами мнений - способ, который адаптируется практический под любую сферу. Что касаемо высших учебных заведений, можно взаимодействовать с известными личностями, которые повлияют на аудиторию. Например, привлечь известного бизнесмена к участию в конференции на тему экономики и управления. Или же устроить студентам направления журналистики встречу со известным журналистом. Главное выбирать личность, которая повлияет на большую часть целевой аудитории, или же выбирать конкретного специалиста для определенной сферы обучения. Не должно быть так, чтобы, например, известный дизайнер пришел на встречу к студентам, изучающим юриспруденцию.
Взаимодействие с пользователями. Пожалуй, один из самых эффективных и мало затратных способов продвижения [13]. У каждого человека вызовет эмоции ответ на его комментарий от организации. Многие комментаторы даже не надеются быть замеченными или получить ответ. Когда пользователи видят, что организация, в данном случае, вуз реагирует на комментарии в своём сообществе, то они чувствуют стремления этого вуза стать лучше. Это говорит о заботе со стороны университета о своих потенциальных потребителях, пользователям это необычайно важно. Здесь идёт расчёт на эмоции людей, что является движущим в любых коммуникациях.
Конкурсы и розыгрыши. В социальных сетях удобнее всего проводить различные конкурсы и розыгрыши среди пользователей, так как могут участвовать люди из разных регионов, что увеличивает возможность выстраивания гармоничных отношений. На данный момент рабочим способов является предоставление сувенира или подарка, а также ценной информации. Например, в социальной сети Вконтакте пользователи готовы подписаться на сообщество за набор стикеров от организации. Это поможет привлечь большое количество подписчиков.
Раньше университеты не считали социальные сети ключевыми каналами продвижения, используя традиционные каналы коммуникации, поскольку социальные сети считались больше развлекательным средством
общения, неприемлемым для высшего образования. Но в недавнем прошлом высшие учебные заведения сменили свою политику, тенденция игнорирования социальных сетей практически полностью ушла. Ориентируясь на потребителей, вузы начали осваивать современные технологии. Таким образом, в настоящее время коммуникации играют главную роль в жизни университета, в том числе и для продвижения образовательных услуг. Важно выбрать каналы и способы продвижения, которые поспособствуют эффективному построению гармоничных отношений с аудиторией. Для этого следует придерживаться следующих шагов. Первое - анализировать свою аудиторию и выявлять её ключевые характеристики и интересы, по которым её можно с легкостью найти. Второе - сравнить анализ аудитории с имеющимися данными о социальных сетях из различных источников, например, статистику исследований. Третий - определиться с целью промоушн, так как социальные сети всё же имеют некоторые различия в форме общения. Четвертое - узнать с помощью статистических данных - как пользователи переходят на конкретную платформу. Пятое - проанализировать деятельность конкурентов и выявить - какую платформу они активно используют и какие способы для этого применяют [14].
Безусловно, социальные сети - действенные каналы коммуникации, имеющие большую перспективу развития. Но ддя РЯ-кампании университета не стоит использовать только их, важно создавать комплекс коммуникаций в сочетании с классическими способами и каналами продвижения. Так 8ММ - это не просто он-лайн-технологии, позволяющие общаться пользователям между собой, но и один из способов продвижения, помогающий достичь хороших результатов. При этом взаимоотношения создаются на долгосрочной основе и поэтому не имеют агрессивного характера. А социальная сеть - площадки, на которых используется множество интересных способов.
В условиях постоянного развития коммуникаций с помощью Интернет-пространства всё больше актуализируется важность отношений между сферой образования и медиасредой. Любой вид взаимодействия с потребителями товаров или услуг осуществляется на различных платформах в сети Интернет, такие способы и каналы коммуникаций считаются относительно новыми. Несмотря на это, они уже стали необходимой частью полноценной работы любого высшего учебного заведения. Поэтому, в некотором смысле, уже стёрлись границы между традиционными способами коммуникации и новыми. Ведь практически все вузы сейчас имеют свои сайты, страницы в социальных сетях, на которых размещается вся информация - от официальных документов до развлекательного контента.
Университеты всё больше акцентируют внимание на распространение информации через Интернет, а в особенности, через социальные сети. Поэтому каждый университет должен заниматься ведением социальных сетей, чтобы привлечь как можно больше пользователей. К значимым сегментам целевой аудитории высших учебных заведений относятся:
1) абитуриенты, школьники и их родители;
2) студенты всех направлений всех форм обучения;
3) учащиеся иных учебных заведений, желающие перевестись из одного университета в другой или просто повысить/ сменить квалификацию;
4) сотрудники вуза;
5) государственные структуры;
6) вузы-конкуренты и вузы-партнеры [15].
Как видим, сегменты аудитории университетов достаточно разнообразны, что свидетельствует о целесообразности использования социальных сетей для осуществления коммуникаций с каждым из них. Социальная сеть даёт возможность донести информацию сразу всем группам аудитории в разных форматах, прилагая фотовидео- и аудиоматериалы, поддерживая связь с каждой из них. Чтобы донести нужную информацию до конкретной группы, создаются отдельные сообщества, группы, беседы, в зависимости от предпочтений и характеристик группы. Например, отдельные сообщества и чаты для конкретного факультета, подразделения, направления или группы обучения. Помимо этого, создаются различные группы и беседы студенческих движений, например, спортивный клуб, клуб творчества, клуб весёлых и находчивых, клуб волонтёров и так далее. Из-за такого большого количества созданных сообществ и бесед в разных сферах деятельности, молодёжь всё больше проводит время в социальных сетях, что свидетельствует предопределяет важность и необходимость ведения аккаунтов в них для высших учебных заведений [16].
Контент-материалы, созданные и размещенные организацией на своей официальной странице в социальной сети, составляют основу взаимодействия с потребителями. Цель взаимодействий - создание и поддержание положительного имиджа. Но в построении каждой коммуникации, в частности, в социальной сети, имеются свои особенности.
Одной из главных особенностей выстраивания коммуникаций является суть посылаемого сообщения. То есть смысл поста. Для университетов как образовательных организаций, основной тематикой будет обучение -какие изменения внесены в процессе обучения, например, перенос занятий или перезаключение договора об оплате. Затем - внеучебная деятельность - события в университете, участие студентов или преподавателей в науно-исследовательской работе, благотворительные акции и многое другое. И только потом - информация полезная для молодёжи, например, интересные концерты, выставки, студенческие скидки и так далее - всё, что связано с жизнь студента и может быть полезным. Информация для создания постов черпается из разных источников: внутренних и внешних каналов коммуникации. При создании контента должны учитываться характерные особенности аудитории, для определения которых необходимо регулярно проводить исследования [17].
Если специалисты для выполнения данной работы в штате университета отсутствуют, то можно привлечь студентов соответствующей специальности, для которых эта работа будет частью обучения или практики.
Вторая особенность - стилистика публикаций. Для начала важно выбрать формат общения с пользователями - например, как наставник, эксперт или лучший друг. В случае PR-кампании вуза, лучше придерживаться экспертного стиля. При этом не стоит забывать о эмоциональной составляющей, должно чувствоваться спокойствие, уверенность в достоверности информации и доброжелательность. Руководство вуза показывает свою компетентность, не ставя себя выше аудитории [18].
Третья особенность - выбор формата и объема поста. Основные форматы постинга: только текст, текст плюс картинка(и), текст и видео, текст и аудио, фото. Каждая социальная сеть имеет свои особенности оформления поста. Например, формат постов во Вконтакте отличается от Telegramm. Во Вконтакте можно добавить подробности, в Telegramm необходимо освещать тему кратко и по делу. Важный момент - следование выбранным темам постинга, то есть информация не должна «засорять» ленту.
Четвертая особенность - частота публикаций. Не нужно забывать о ежедневном информировании. Нельзя постить пять сообщений день, а затем пропадать дня на два-три. Необходимо рассчитать оптимальное количество публикаций в день, чтобы новости всегда были актуальны и без лишнего навязывания. В случае PR-кампании вуза, во Вконтакте, например, следует создавать от 3 до 5 постов в день, а в Telegramm - от 1 до 3 в день. Аккаунты университетов в социальных сетях - это не новостные сообщества обо всех сферах жизни, а узконаправленные медиаканалы, имеющие свою тематику.
Обобщая информацию об особенностях организации PR-кампании университета в социальных сетях, стоит сказать следующее. В социальных сетях важно соблюдать дружественную форму общения с аудиторией, поскольку современный человек стал гораздо «чувствительнее» к формату преподнесения информации. Это касается как оффлайн формата, так и онлайн. Например, работая с обратной связью, частой ошибкой любой организации выступает краткий ответ по какому-либо вопросу. Если пользователь комментирует пост или задаёт к нему вопрос, стоит дать полный развернутый ответ, чтобы таких вопросов впредь у него или иных подписчиков сообщества не возникало. При этом социальные сети - публичное место, в котором всем будут видны ответы любого пользователя в комментариях. В сети Интернет много разной информации, которая засоряет память человека и тратит его время попусту, поэтому люди стали требовательнее относиться к контенту. И чтобы им угодить, следует учитывать все особенности выстраивания коммуникаций в социальных сетях.
Благодаря одной из функций социальных сетей - созданию форумов, бесед, чатов - устанавливается коммуникация между всеми учащимися [19]. Это позволяет оперативно обмениваться разного рода информацией, как со стороны преподавателей, так и обучающихся. Поэтому для обеспечения связи важно, чтобы практически все преподаватели и студенты присутствовали в сообществе университета в социальной сети. Это становится более реальным при наличии краткого обучения пользования социальными сетями, так как некоторые преподаватели не умеют ими пользоваться, например, из-за преклонного возраста. Такая адаптационная программа может относиться к ещё одной особенности выстраивания коммуникаций в социальных сетях, поскольку общение между студентами и преподавателями - тоже коммуникация. В процессе коммуникации в социальных сетях, каждая сторона ясно осознает, что реальные люди переносятся в Интернет. Аккаунты преподавателей и официальная группа высшего учебного заведения в социальной сети - это всё реальные преподаватели и представители университета. Поэтому необходимым условием коммуникации является соблюдение стиля общения. Это соблюдается обоюдно.
В группах и сообществах университета публикуется важная информация, доступная сразу большому числу пользователей, в число которых входят не только учащиеся и преподавательский состав вуза. Здесь образуется проблема публикации авторских материалов преподавателей университета, которые находятся в ограниченном доступе. Поэтому особенно важно выбираться публикуемый материал. А для авторских материалов как раз создана возможность распространения информации конкретной группе лиц через беседы и чаты.
Несмотря на выделенные особенности выстраивания коммуникации высших учебных заведений с пользователями в социальных сетях, также есть и особенности аудитории. Для их выявления проводятся исследования, в которых рассматривается реакция на различный контент и формат общения [4, 7, 9]. На основе полученных данных делаются выводы и вносят изменения в контент с целью улучшения коммуникационной эффективности. В помощь руководству университета в проведении исследования приходят встроенные функции социальных сетей, а именно возможность комментирования, внесения предложений, отслеживания статистики [9, 20].
Подводя итог изложенному, следует отметить, что выстраивание коммуникаций в сети Интернет, в частности, в социальных сетях крайне важно для любого высшего учебного заведения. Ведь эффективные коммуникации и ведение социальной жизни университета играет важную роль в рейтинговой позиции. Рейтинг может сильно повлиять на выбор университета родителями абитуриентов и школьниками. Не сложно заметить, что от выстроенных коммуникаций университета с целевой аудиторией, зависит и его упоминание в других источниках - ТВ, радио, печатных и электронных СМИ [21]. Благодаря этому вуз становится более популярным, так как о нём знает и регулярно слышит больше людей, к тому же создаётся конкретная положительная ассоциация с ним. Поэтому, грамотно выстроенные коммуникации в социальных сетях могут в значительной мере повлиять и на экономическую эффективность работы вуза.
Источники:
1. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Социальные сети и мессенджеры: вовлеченность и предпочтения - официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vciom.ru (дата обращения: 15.01.2024).
2. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - С. 52.
3. Рубцова Н.В. Корпоративные медиа как инструмент внутренних и внешних коммуникаций в организации: понятие и классификация // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - №5(49). - С. 447-450.
4. Рубцова Н.В., Ильина А.Р., Швагрук Е.С. Управление вовлеченностью аудитории в контент корпоративного медиаканала // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 2 (46). - С. 438-441.
5. Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.В., Кузнецова В.С. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 3. - С. 482-503.
6. Демина И.Н., Красноярова О.В. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права // Известия Байкальского государственного университета. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 320-324.
7. Швагрук Е.С., Ильина А.Р. Медиарейтинг как способ повышения вовлеченности аудитории в контент университета в социальной сети // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы». Москва. Государственный университет управления. 12 апреля 2023 г. - С. 238-241.
8. Епифанова А.Г. Продвижение дизайн-продукта в социальных сетях: Учебное пособие. - Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2022.
9. Рубцова Н.В. Исследование медиактивности университетов с использованием аналитических платформ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2023. - Т.12, №1. - С. 104-120.
10. Красуля А.К., Одаренко Т.Е. Преимущества и недостатки продвижения услуг в социальных сетях как одного из инструментов рекламной кампании // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №12 (17). - С. 65-67.
11. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 564-585.
12. Громов Н.Д., Ольховников А.В. Технологии таргетированной рекламы // Международный журнал прикладных наук и технологи «Integral». - 2021. - №4.
13. Тихонова А.В. Способы продвижения в социальных сетях и их преимущества // Вестник магистратуры. - 2019. - №4 (91). - С. 69-71.
14. Корчагова Л.А. Анализ продвижения вузов в социальных сетях // Экономика. Управление. Право. - 2019. - №1. - С. 31-43.
15. Горохов В.М., Гуреева А.Н., Самородова Э.В. Корпоративные коммуникации российских вузов в социальных сетях. // МедиаАльманах. - 2018. -№6. - С. 36-41.
16. Гуреева А. Н., Муронец О.В., Самородова Э.В., Кузнецова В.С. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 3. - С. 482-503.
17. Шадрин В.Г., Дмитриева Н.В., Поликарпова Л.А., Завьялова Е.А. Социальные сети вуза: вопросы аудита контента и повышения эффективности // Креативная экономика. - 2023. - Т. 17, № 1. - С. 437-452.
18. Кузнецова И.В., Колодезникова И.В. Значение сетевого контента при формировании взаимоотношений в социальных медиа. // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2017. - №3. - С. 221-226.
19. Киняшева Ю.Б. Особенности использования социальных сетей в процессе обучения в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - №2. - С. 126-132.
20. Гуреева А.Н. Медиакоммуникационная практика российских вузов в новых медиа: социальные сети // Медиаскоп. - 2016. - №3. - С. 9.
21. Кох И.А., Мельник А.В. Социальные сети как средство коммуникации в образовательной среде вуза // Социум и власть. - 2019. - №1 (17). - С. 31-41.
EDN: XFCMAC
В.В. Рычик - аспирант кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
V.V. Rychik - post-graduate student of the Accounting Theory Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА THE MAIN THEORETICAL ASPECTS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. В статье рассмотрено социально-просветительское предпринимательство как форма предпринимательства, которая объединяет коммерческие цели с целями общественной и социальной пользы. Его целью является создание и поддержка проектов и предприятий, которые способствуют повышению осведомленности, образования и культурного развития общества. Определено, что основные аспекты социально-просветительского предпринимательства включают в себя ответственное управление, вовлечение заинтересованных сторон, сотрудничество с государством и общественными организациями, а также измерение социальной эффективности и результатов деятельности. Социально-просветительское предпринимательство может быть реализовано различными способами, включая создание социальных предприятий, некоммерческих организаций или использование социальных предпринимательских моделей в коммерческих организациях. Социально-просветительское предпринимательство сочетает в себе с одной стороны социальную направленность, выраженную через понятие, цель, отличия, критерии и преимущества социального предпринимательства, с другой стороны просветительскую деятельность. Сущность просветительского предпринимательства заключается в создании и продвижении продуктов и услуг, которые способствуют распространению знаний и повышению образованности. Автором представлена схема объединения функций просветительской деятельности и возможностей социального предприятия с целью получения социального и коммерческого эффектов. Социально-просветительское предпринимательство добивается синергетического эффекта с помощью соединения решения социально значимых задач и распространения знаний. Установлены экономические и управленческие критерии социально-просветительского предпринимательства. Отдельно представлены преимущества и привилегии социально-просветительского предпринимательства.
Abstract. The article considers social and educational entrepreneurship as a form of entrepreneurship that combines commercial goals with goals of public and social benefit. Its purpose is to create and support projects and enterprises that contribute to the awareness, education and cultural development of society. It is determined that the main aspects of social and educational entrepreneurship include responsible management, involvement of stakeholders, cooperation with the state and public organizations, as well as measurement of social efficiency and performance. Social and educational entrepreneurship can be implemented in various ways, including the creation of social enterprises, non-profit organizations, or the use of social entrepreneurial models in commercial organizations. Social and educational entrepreneurship combines, on the one hand, a social orientation expressed through the concept, purpose, differences, criteria and advantages of social entrepreneurship, on the other hand, educational activities. The essence of educational entrepreneurship is the creation and promotion of products and services that contribute to the dissemination of knowledge and increase education. The author presents a scheme for combining the functions of educational activities and the capabilities of a social enterprise in order to obtain social and commercial effects. Social and educational entrepreneurship achieves a synergistic effect by combining the solution of socially significant tasks and the dissemination of knowledge. The economic and managerial criteria of social and educational entrepreneurship have been established. The advantages and privileges of social and educational entrepreneurship are presented separately.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, просветительская деятельность, бизнес-процессы, управленческие решения, общественное развитие, социальный эффект.
Keywords: social entrepreneurship, educational activities, business processes, management decisions, social development, social effect.