Научная статья на тему 'Особенности организации перевозки внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом'

Особенности организации перевозки внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1796
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузменко Е. В., Полухин И. В.

Охарактеризован процесс международных железнодорожных перевозок, описан порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузменко Е. В., Полухин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации перевозки внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Опираясь на статью 19 данного закона, можно сказать, что невозврат валютной выручки по основания иным, нежели указанным в ч. 2 ст. 19 Закона, контролирующими органами будет однозначно квалифицирован как нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и повлечет привлечение к административной ответственности по части 4 или части 5 ст. 15.25 КоАП РФ либо к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Среди проблем применения норм об ответственности за нарушение, требования о репатриации валютной выручки в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица при привлечении к административной ответственности. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, должностным лицом, рассматривающим дело, должна быть дана оценка мерам, принятым лицом для зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные рабо-

ты, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. В одних случаях суды считают, что достаточными мерами является просто формальное направление контрагенту требования об оплате или возврате предоплаты, в других случаях даже обращения за юридической помощью в целях взыскания долга в стране нахождения контрагента не является достаточной мерой.

Такие меры не являются достаточными, поскольку при вывозе незаконной выручки участники внешнеторговой деятельности заключают соглашения, на продление внешнеторговых контрактов. Следовательно, административная и уголовная ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки никоим образом не способствует борьбе с утечкой капитала из страны и, более того, создает дополнительные негативные последствия исключительно для добросовестных участников внешнеторговой деятельности. В самом деле, на практике организация, поставившая товары на экспорт и не получившая за них выручку вследствие недобросовестности контрагента, дополнительно обязана уплатить такую же сумму в виде административного штрафа. Поэтому вместо применения эффективных мер претензион-но-исковой работы организация под страхом существенного административного наказания со стороны своего же государства вынуждена идти на поводу у своего недобросовестного контрагента и бесконечно продлять соглашениями срок расчета. Аналогичная ситуация в случае перечисления иностранному контрагенту аванса за поставляемые им товары.

Таким образом, необходимо установить определенные требования по исполнению репатриации валютной выручки:

1. Наладить механизмы противодействия злоупотреблению правом, в том числе, в виде заключения фиктивных контрактов;

2. Получения страховой выплаты при наступлении страхового случая по договорам страхования риска неисполнения нерезидентом обязательств.

© Козуля И. Ю., 2013

УДК 342.9

Е. В. Кузменко Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Охарактеризован процесс международных железнодорожных перевозок, описан порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог.

Железнодорожный транспорт, в силу целого ряда причин и обстоятельств, стал и по сей день является основой транспортной системы Российской Федерации. Нет сомнений и в том, что и в будущем железным дорогам будет принадлежать лидирующее положение в транспортной системе страны. Но дальней-

шая глобализация мировой экономики бросает вызов Российским железным дорогам, подобный тем, с которым уже пришлось столкнуться другим транспортным компаниям. Постоянный рост экспортно-импортных операций и вовлечение предпринимателей в мировую торговлю, требуют адекватных мер со сто-

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

роны государства, транспортных компаний, и, прежде всего, таможенных органов и крупнейшего грузового перевозчика страны - ОАО «РЖД».

Международная железнодорожная перевозка - это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международных железнодорожных конвенций. В Западной, Центральной и Восточной Европе действуют Соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам - в Соглашении о международном грузовом сообщении 1951 г. и Соглашении о международном пассажирском сообщении 1951 г. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции — по закону государства места отправления, после пересечения границы по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д.

Железнодорожный транспорт является основным звеном транспортной системы России. Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток -Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удалённостью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. Железнодорожная система России занимает второе место в мире по протяженности железнодорожных путей, уступая первенство лишь Соединенным Штатам Америки и первое место по протяженности электрифицированных магистралей. На сегодняшний день на российскую железную дорогу приходится 20 % мирового грузооборота железнодорожного транспорта. И это не удивительно, ведь российские пути входят в состав евразийской сети и связаны с железнодорожными системами Восточной Азии и Европы [2].

Какова сегодня ситуация с развитием железнодорожных международных перевозок в мире? Об этом, если внимательно изучить последние мировые новости, можно вполне объективно судить даже неспециалисту в этой области. Практически ежедневно говорится о том, что в системе международного железнодорожного сообщения происходят радикальные изменения. Развиваются такие направления перевозок, как контейнерные, пакетные. Усовершенствуется техническое обеспечение погрузочно-разгрузочных терминалов, складских, сортировочных помещений. Повсеместно внедряются новые методы высокоскоростного обслуживания железнодорожных грузовых составов в пунктах технического осмотра на пути следования. Осуществляется переход на централизованную схему оплаты за использование ж/д путей, составление маршрутного документа с наименьшим числом обязательных станций-стоянок, в том числе для осуществления таможенного контроля грузов. Все эти новшества призваны увеличить эффективность международных железнодорожных перевозок.

Касательно взаимодействия с таможенными органами, также существует нововведение, предназначенное для сокращения времени нахождения вагонов на железнодорожных пунктах пропуска в ожидании совершения таможенных операций и возможности заблаговременного планирования маневровых работ и отцепок - предварительное информирование.

Суть технологии предварительного информирования заключается в формировании документа о товаре и транспортном средстве и предоставлении ее таможенному органу до прибытия товара и транспортного средства на границу. По оценке таможни, это позволит сократить время проведения таможенных формальностей на границе до 15-20 минут. При предварительном информировании информацию может подавать не только участник ВЭД, но и любое заинтересованное лицо (перевозчик, экспедитор и др.). Информация может подаваться разными способами: через информационного оператора, через портал предварительного информирования в сети Интернет, или же путем создания собственной информационной системы, совместимой с информационной системой таможенных органов. При международной перевозке железнодорожным транспортом информация должна предоставляться за 2 часа до прибытия в пункт пропуска.

Таможенные органы осуществляют на основе поданной информации анализ рисков. Если рисков не выявлено, то осуществляется внутрисистемная обработка, форматно-логический контроль и присвоение уникального идентификатора предварительных сведений. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза заинтересованное лицо в пограничном пункте пропуска предъявляет распечатанный с компьютера штрих-код (т. е. идентификатор). Должностное лицо таможенного органа осуществляет запрос в систему, считывая штрих-код сканером, с последующей загрузкой предварительной информации в штатные программные средства. Затем осуществляются необходимые таможенные операции в пункте пропуска.

В предварительной информации должны обязательно указываться сведения о товарах, транспортных средствах их перемещающих, времени и месте прибытия. Если в течение 30 дней товар не прибыл, а предварительная информация подана, уникальный идентификатор аннулируется [1].

Если при проверке предварительной информации расхождения будут отсутствовать, то таможенные операции займут не более 15 минут, что значительно сократит время простоя, а значит и увеличит грузооборот.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении Концепции системы информационного взаимодействия между ОАО «РЖД» и ФТС России при предварительном информировании : Распоряжение ОАО «РЖД» от 25.05.2009 № 1083р // РЖД - Партнер. Документы. 2009. № 19.

2. Железные дороги России. Общий курс. СПб. : Информационный центр «Выбор», 2004. 114 с.

© Кузменко Е. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.