лем посещаемости и успеваемости и т. д.
Все практические занятия по национальной поясной борьбе различаются по цели (учебные, учебно -тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные), по количественному составу борцов (индивидуальные, групповые и индивидуально-групповые) и по степени разнообразия решаемых задач (однородные, разнородные).
Анализ теории и практики обучения национальной борьбе указывает на применение трех (вводноподготовительной, основной и заключительной) частей практического занятия.
Вводноподготовительная часть занятия включает общую и специальную разминки, направленные на повышение функциональной активности всех органов и систем за счет использования общеподготовительных упражнений, направленных на повышение эмоционального воздействия.
Основная часть занятия по структуре может быть простой, характеризоваться однотипной деятельностью занимающихся, разнородными упражнениями, требующими дополнительной специальной разминки. Трудность организа-
ции основной части занятия заключается в порядке расположения разнородных упражнений, зависящих от задач тренировочного периода.
Заключительная часть занятия направлена на успокоение основных систем организма с применением построений, медленной ходьбы, упражнений на расслабление. Также в заключительной части занятия подводятся итоги и дается оценка деятельности занимающихся.
Литература
1. Абдуллаев И. Национальные виды спорта. - Махачкала, 1962.
2. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1971.
3. Байрамкулов Х.К. Тутуш. - Черкесск, 1971.
4. Гаджиагаев С.М., Гаджиагаев А.С., Магомедов Т.И. Национальная поясная борьба. - Махачкала, 2005.
5. Дибиров М.А. Дагестанская народная физическая культура. - Махачкала, 1975.
особенности организации научно-иследовательскои и инновационнои деятельности
студентов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе У.В. Аристова, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой дизайна костюма факультета дизайна Московского открытого социального университета
Профессиональная подготовка дизайнеров в высшем учебном заведении предполагает создание определенных условий, в которых творческий и интеллектуальный рост будущих специалистов будет идти особенно интенсивно. Одним из таких условий становится включение студентов в активную научно-исследовательскую и инновационную деятельность с использованием педагогического потенциала ее разнообразных форм.
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Организация учебно-исследовательской работы в вузе позволяет решить ряд задач, связанных с профессиональным становлением будущего специалиста:
- более глубокое и прочное усвоение учебного материала, расширение общего кругозора обучаемых;
- развитие аналитического и прогностического мышления, способности сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу по проблеме исследования;
- знакомство с методами исследования, приобретения умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые для такой работы;
- овладение техникой эксперимента и методами анализа его результатов;
- получение представлений о научном исследовании;
- приобретение навыков формулировать проблему, гипотезу и цель исследования;
- овладение разнообразными формами организации исследовательской работы, формами итогового оформления собственного исследования и формами оценивания его результатов.
Научно-исследовательская работа существует в рамках высшего учебного заведения в двух видах:
1-й вид - исследовательская работа, предусмотренная действующими учебными планами;
2-й вид - исследовательская работа сверх требований учебного плана.
В той или иной степени в научно-исследовательской работе первого вида участвуют все студенты. Написание курсовых и дипломных работ невозможно без проведения исследований различной степени сложности. Курсовые работы могут выполняться как по дисциплинам, имеющим практическую направ-
ленность в зависимости от специализации «Проектирование», «Конструирование», «Технология художественной обработки материалов» и т.д., так и теоретическую - «История культуры и искусств», «История дизайна, науки и техники», «История костюма и кроя», «История орнамента» и др.. Это первая работа, соединяющая в себе практическую и теоретическую деятельность студента. Выполнение курсовой работы формирует у студента навыки самостоятельного художественного и научного творчества, способствует повышению его теоретической и профессиональной подготовки и лучшему усвоению учебного материала. Выполнение курсового проекта становится частью будущего дипломного проекта, завершающего подготовку специалиста в вузе. Поэтому выбор темы традиционно связан с направлением дипломного проектирования. Помимо курсовых и дипломных работ важное значение в подготовке дизайнера к научной, научно-технической, проектной и инновационной деятельности имеет выполнение студентами научных, технических и проектных заданий в период производственных практик, участие в работе студенческих дизайнерских бюро, дизайнерских объединений и творческих союзов, выполнение заказов производств.
Тем не менее, более глубокая исследовательская работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает далеко не всех обучаемых. Поэтому такое важное значение приобретает включение будущих специалистов в работу различных объединений, организованную во внеучебное время.
Студенческие учебно-исследовательские группы, конференции, дни науки и творчества - все эти формы научно-исследовательской работы второго вида позволяют студенту начать полноценную научную и творческую работу, найти единомышленников в области профессиональных интересов, с которыми можно посоветоваться и поделиться своими мыслями, идеями и творческими планами. Участие студентов в такой работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий помогают развить ряд полезных качеств, таких как самостоятельность и инициатива, индивидуальный профессиональный и творческий почерк, творческие способности. Именно от студента в этом случае зависит тема исследований, сроки выполнения работы, а также будет ли выполнена работа вообще. Важно сознательное участие студентов в проведении тех или иных исследований - он сознательно, за счет свободного времени готов заниматься вопросами той или
иной дисциплины или области знания. Процесс самосовершенствования в таком случае становится непрерывным, он не прекращается за пределами вуза. В результате педагог работает уже не со студентом, а со своим младшим коллегой, совершенствующим свои профессиональные навыки и активно развивающим способность к творчеству.
Практика научно-иследовательской и инновационной деятельности студентов в вузах показывает, что ее эффективность в значительной мере зависит от грамотной организации, учитывающей использовании ее разнообразных организационных форм. К таким формам относятся студенческие учебно-исследовательские группы, студенческие творческие мастерские, студенческие дизайнерские бюро и учебно-производственные лаборатории. Кроме того, целессообразно вовлекать студентов и в другие формы научно-исследовательской, художественно-конструкторской,
проектной деятельности, а также привлекать к участию в научных конференциях, семинарах, круглых столах, выставках, которые проводятся не только в вузе на кафедрах и факультетах, но и за его пределами.
В ходе реализации профессиональной подготовки необходимо использовать все виды научно-исследовательской работы. Так, например, все без исключения студенты выполняют курсовые и дипломные работы в соответствии с разработанной на кафедрах тематикой, отражающей специфику профессиональной деятельности. Выполнение курсовых и дипломных работ направлено на подготовку будущих специалистов к продуктивной профессиональной деятельности. Самостоятельная научно-исследовательская деятельность студентов в этом случае способствует:
- формированию умений ориентироваться в большом объеме разноплановой информации как исторического, так и современного содержания;
- творческому отношению к выработке подходов по решению профессиональных задач;
- развивитию способности к синтезу и анализу информации, мобильности и критичности мышления;
- систематизации научно-технических, материаловедческих и других видов знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки;
- овладению современныыми методами и технологиями научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности;
- формированию профессиональной компетентности;
- овладению знаниями и опытом в различных областях профессиональной деятельности;
- стимулированию внутреннего развития личности будущего специалиста;
- освоению модели профессиональной деятельности.
Практика организации научно-иследовательской работы в
вузах показывает, что начинать этот процесс целесообразно на начальном этапе профессиональной подготовки на добровольной основе с подготовки самостоятельных сообщений по тем или иным вопросам учебных дисциплин. Далее работа усложняется, студенты начинают готовить и защищать более крупные и сложные работы по различной проблематике. Завершение работы происходит в конце учебного года - на Дне науки и творчества, наравне с которым могут проводиться в рамках которого могут проходить показы коллекций, выставки работ и конференции. Студенты получают возможность выступить со своей работой и продемонстрировать ее результаты перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов тщательнее подготовиться, оттачивает его ораторские и творческие способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и проанализировать результаты. Таким образом, участие в научно-исследовательской работе становится будничной повседневной деятельностью студента.
Одним из важных качеств современного дизайнера считается способность к инновационной и экспериментальной деятельности. Научно-исследовательская деятельность в
рамках студенческих учебно-исследовательских групп позволяет будущим специалистам-дизайнерам получить навыки проведения научных исследований в теоретических областях науки и практически применить их в продуктах своей разнообразной деятельности в соответствии с ее спецификой и избранным направлением специализации. В результате такой деятельности могут быть выполнены экспериментальные разработки в области поиска новых техник живописи и рисунка, конкурсные варианты проектов, перспективные коллекции моделей одежды из разнообразных, в том числе нетрадиционных материалов, подготовлены сообщения и доклады на основе целенаправленного посещения музеев и выставок с последующим анализом полученной информации. Экспериментальные разработки в области рисования, живописи, скульптуры, керамики сохраняют традиционную жанровую структуру и нацелены «на разработку не столько вещей или их проектов (законченных продуктов деятельности), сколько формальных или функциональных принципов, «полуфабрикатов», идей вещей» [3]. По аналогии с научным или техническим экспериментом эксперимент в области дизайна носит проективный и несколько отвлеченный характер. Это объясняется тем, что зачастую учитываются только наиболее значимые в каждом конкретном случае факторы проектирования, например, социальные, функциональные или формообразующие. Анализ литературы по вопросам современного дизайнерского творчества и дизайна, педагогическая практика дизайн-образования свидетельствуют о том, что современный российский дизайн приблизился по профессиональному мастерству к тому, что разрабатывается зарубежом. Одна из актуальных задач в таких обстоятельствах - поднять уровень генерирования формообразующих идей, которые позволят выйти на тот уровень формотворчества, на котором были советский дизайн и архитектура в 20-е годы ХХ столетия. Определяя для студентов направления и тематику экспериментальной работы необходимо учитывать отраслевую ситуацию, что позволит выйти на новый уровень в процессах формообразования. С.О.Хан-Магомедов в качестве таких направлений выделяет
[3]:
- экспериментальную работу на стыке науки и предметно-художественных сфер творчества, учитывающую достижения и уровень развития научно-технического прогресса и современных технологий;
- экспериментальную работу в предметно-отвлеченной области художественного творчества, близкую к декоративнфым искусствам, с учетом современных стилеобразующих процессов;
- экспериментальную работу в области культурной адаптации продуктов дизайна в сферах потребления, формирования и развития современных представлений и культурных ценностей.
По мнению О.С.Хан-Магомедова, художественные методы, приемы и средства формообразования менее всего исследованы в отечественной теории дизайна, а результаты таких исследований требуют наиболее длительного времени для их внедрения в профессиональную практику.
Все это безусловно усложняет процесс организации экспериментальных исследований в вузах, но не исключает его. Практика профессиональной подготовки дизайнеров в различных вузах (МГХПУ, МАРХИ и др.) показывает, что студенты-дизайнеры вполне могут выполнять разнообразные поисковые экспериментальные разработки как по разработанной тематике в вузах, так и по внешним заказам от организаций и производств. Изготовление разнообразных объектов, практическое моделирование, конструирование, технологические поиски, а также обсуждение результатов работы создают для студентов професиональную среду, внутри которой происходит их активное профессиональное развитие. Не смотря на тот факт, что проектированием интерьеров и другими дизайнерскими разработками сегодня занимаются в основном в представители сферы малого бизнеса, в
дизайнерские вузы всеже поступают заказы от различных министерств и ведомств. Так, например, по свидетельству проректора по научной работе МГХПУ им. С.Г.Строганова Соловьева Н. К. среди научных тем для исследований, предлагаемых Министерством культуры много таких, которые связаны с формированием городской среды, с проблемами формообразования интерьера. Кроме того, бывают темы, связанные с технологиями консервации и реставрации живописи, искусствоведческие и искусствоведческо-культурологические [1]. Организация интеграционной связи между образовательным процессом, научными исследованиями и производственными объединениями позволяет активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов, обеспечивая тем самым ее профессиональную направленность.
Поскольку сама профессиональная деятельность связана с проектированием, то есть созданием новых идей, объектов, то студентам необходимо получить навыки анализа и прогнозирования развития тех или иных областей проектирования, форм, материалов и т.д. Независимо от реализации на практике, проект остается проектом, несущим определенную художественно-конструкторскую идею и отражающий движение мысли его автора. Умение предвидеть, предвосхищать пути развития материально-пространственной среды, пути развития мирового искусства, синтезировать в своем творчестве достижения и накопления предыдущих эпох становиться неотъемлемой частью профессиональной культуры и способствует успешной профессиональной работе. Таким образом, мы видим, что задача совершенствования профессионального уровня современного дизайнера и задача создания условий для появления инновационных решений в области формообразования может быть частично решена в ходе научно-исследовательской деятельности студентов в ходе реализации профессиональной подготовки дизайнеров.
Основная цель организации творческих мастерских и студенческих дизайнерских бюро - привлечение студентов к различным формам инновационной деятельности, активизация творческого поиска в процессе создания художественных произведений в различных областях декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Участие студентов в деятельности таких объединений решает ряд задач, связанных с углублением художественно-проектной подготовки, организацией творческой практики студентов в области будущей профессиональной деятельности.
Еще одну возможность для осуществления профессиональной подготовки во внеучебное время предоставляет работа студентов в учебно-производственных лабораториях. Целью работы подобных объединений является дальнейшее усиление практической направленности подготовки дизайнеров, улучшения функционально-эстетических качеств студенческих работ в области дизайна. Основными направлениями работы учебно-производственных лабораторий становятся разработка дизайна изделия (выполнение эскизов изделий, подбор цветового решения и материалов, его конструирование, выполнение выкроек и лекал) и технологическая практика (изготовление изделий в соответствии с разработанным дизайном и этапами технологического процесса).
Существенное значение имеет тот факт, что занятия в студенческих учебно-исследовательских группах, творческих мастерских, студенческих дизайнерских бюро, учебно-производственных лабораториях проводятся во внеучебное время, что дает студентам возможность совершенствовать свои профессиональные навыки за рамками учебного процесса.
В процессе организации научно-исследовательской и инновационной деятельности необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий. [2] К таким условиям относятся:
1. Формирование у студентов устойчивой мотивации к научно-исследовательской и инновационной деятельности. В качестве побуждающих мотивов в данном случае могут использоваться: получение конкретных результатов в области ис-
кусства, дизайна, науки и техники с целью дальнейшего практического использования, продолжения научных иследований, развития отрасли, приобретение новых знаний и умений для профессионально-творческой деятельности, профессионального саморазвития, подтверждение своей способности к самостоятельной творческой и научной работе, самоутверждение, возможность участия в профессиональных конкурсах по профилю подготовки и формирование портфолио дизайнера к моменту окончания вуза, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности и др.
2. Педагогическое руководство научно-исследовательской и инновационной деятельностью студентов.
3. Наличие у студентов научно-методологических знаний об основных аспектах научного, технического и художественного творчества, а также понимание роли гипотезы и идеи, логики и планирования, экспериментальной работы и др.
4. Предоставление возможности активного практического применения всех видов знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки на аудиторных занятиях.
5. Разработка тем и направлений исследований, целей и задач работы, графика (расписания) занятий студентов в группах.
6. Наличие тематического планирования, дидактически обосновывающего последовательность осуществления всех этапов научно-исследовательской и инновационной деятельности.
7. Предоставление студентам права выбора тематики исследовательской или творческой работы, вида, жанра, материалов, оборудования и т.д.
8. Обеспечение контактов учебного заведения с представителями производства, дизайнерских фирм и проектных бюро с целью внедрения результатов профодимых исследований.
9. Предоставление студентам возможности участия в научно-практических конференциях, симпозиумах, круглых столах, выставках, профессиональных конкурсах а также публикации в альманахах студенческих научных работ и каталогах творческих работ.
10. Организация доступа к информационным базам и научным подразделениям, имеющимся в наличии в современных вузах.
Таким образом, научно-исследовательская и инновационная деятельность в процессе профессиональной подготовки дизайнеров в высших учебных заведениях является важным этапом профессионального становления будущих специалистов. Педагогическое значение этой деятельности состоит в:
- стимулировании творческой и поисковой активности студентов;
- формировании устойчивого интереса к выполнению поисковых и экспериментальных разработок;
- интенсификации учебно-познавательной деятельности по решению разнообразных задач будущей профессиональной деятельности.
За время обучения в вузе студент получает универсальные навыки, которые пригодятся в течение всей жизни, каким бы видом деятельности он не занимался: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многостороннем взглядом на возникающие проблемы, уметь целенаправленно и вдумчиво работать, творчески относиться к работе. В результате общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним. Отсюда следует, что каждый преподаватель должен уделять научно -исследовательской работе студентов не меньше внимания, чем аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Тот багаж профессиональных знаний и умений, который человек получает в юности остается с ним на всю жизнь и, безусловно, влияет на становление его как квалифицированного и творческого специалиста.
Многообразие внеаудиторных форм профессиональной подготовки и их реализация на практике позволяет индивидуализировать процесс обучения, обеспечить продвижение учащегося по личностной образовательной траектории и подготовить высококачественных и конкурентоспособных специалистов для современного рынка труда.
Литература
1. Московский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова 1825-2005: Юбилейное издание. - М.: МГХПУ, 2005.
2. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Эксперимент в дизайне. Методические материалы. - М.: ВНИИТЭ, 1987.
личностно-дифференцированный подход в процессе изучения (анализа и интерпретации) литературного произведения в современной школе
Голикова Г.А., доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания ТГГПУ (г. Казань)
Деятельность усвоения учебного материала связана с включением различных сенсорных систем (зрение, слух, моторика, семантические коды). Так, кто-то хорошо запоминает на слух, другой создает зрительный образ, третий стремится записать и т.д. Все это необходимо учитывать в учебном процессе. Современные ученые выделяют три основных типа репрезентативной системы мировосприятия человека, в том числе и ребенка:
- визуальная (как правило, основанная на зрительных образах);
- аудиальная (связанная со звучащим словом);
- кинестетическая (так называемое, «телесное» восприятие мира: на ощупь, на запах, на вкус, «разбирая мир на части»).
В. Н. Пугач утверждает, что кинестетический тип, как правило, свойственен ученикам начальных классов, ученики средних классов меняют способ восприятия мира с кинестетического на аудиальный, ученики же старших классов определяются преимущественно как визуалы [6: 7-8]. Он также ориентируется и на то, что эти виды репрезентативной системы человека накладываются и на общепринятые в психологии типы сознания: левопо-лушарный и правополушарный. Таким образом, можно выделить визуалов, аудиалов и кинестетиков как правополушарных, так и левополушарных.
Бетти Лу Ливер дает следующие определения различных типов учащихся, характеристики их учебной деятельности [5]. Визуальному типу необходимо видеть информацию, «что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти... Они лучше воспринимают письменные инструкции - им дают вербальные указания к текстам» [5: 16]. Однако, как считает исследователь, степень риска таких учащихся в школе снижается, т. к. «старшие классы становятся все более визуально ориентированными» [Там же]. Степень же риска учащихся аудиального типа - в прямо противоположном направлении: «в ходе обучения в школе объем информации, получаемой через аудиальные каналы, практически сводится к нулю» [5: 17]. Аудиалы, воспринимая информацию на слух, предпочитают устные объяснения, им нужен звук. «Кинестетикам требуется движение. . Им нужны физические упражнения в перерывах между уроками. Им необходимо трогать» [Там же].
Б. Л. Ливер считает, что учитель часто подстраивается к учебному стилю большинства в классе. Те учащиеся, которые не соответствуют этому «среднему» стилю, оказываются в группе риска. Учитель должен не подстраивать работу учеников под себя или подстраиваться под большинство, подстраиваться по возможности под каждого, уважая и принимая индивидуальный стиль учения каждого.
Учет индивидуальных особенностей мышления и способов восприятия и осмысления учебного материала в процессе художественного восприятия (аудиал, визуал, кинестетик) - важный фактор изучения литературного произведения в школе. В ходе учебной деятельности школьника на уроке или дома возможно дифференцировать упражнения, задания, типы вопросов и т.д., с которыми он будет непосредственно работать. То есть использовать личностно ориентированный (или в данном случае - лично-стно-дифференцированный) подход к ребенку, создавая индивидуальные дидактические пакеты.
Так, если правополушарные визуалы предпочитают информацию в виде графиков, карт, различных демонстраций, анализируют от целого к части, то вполне возможно использовать эти качества, активизировав прием работы с таблицами, опорными схемами. Левополушарный визуал анализирует от части к целому, хорошо повторяет фактическую информацию [6: 32]. Следовательно, вполне возможно использовать приемы репродуктивного характера (конспектирование, изложение информации из учебника, литературно-критической статьи, пересказы и т.д.). Аудиа-лы с преобладанием правого полушария ощущают потребность в жестких пошаговых инструкциях, предпочитают выполнять эти инструкции, сами с удовольствием пишут эти инструкции, склонны анализировать ситуацию «от поверхности в глубину». Здесь можно остановиться на таких заданиях, как подбор цитатного материала к характеристике героя, создание схемы анализа конкретного персонажа или конкретного произведения, ее последующая аргументация. Аудиалы с преобладанием левого полушария предпочитают анализировать ситуацию по порядку, сфокусированы на своем внутреннем мире [6: 33]. Здесь можно использовать такой путь анализа, как анализ «вслед за автором», приемы, способствующие постижению глубины внутреннего мира героя. Кинтестетики с преобладанием правого полушария - любят демонстрировать свои эмоции, любят широкомасштабную двигательную работу, игру, им нравиться петь, декламировать, выступать перед аудиторией. Соответственно, им можно предложить такого же рода задания: заучивание наизусть, выразительное прочтение отрывка из произведения, проведение игры по литературному произведению, создание и демонстрация художественной интерпретации. Кинестетики с преобладанием левого полушария любят копаться в деталях, «во всем дойти до сути», им нравятся пошаговые инструкции, охотно они переделывают свою работу, им характерна внутренняя дисциплина и самоорганизованность [Там же: 34]. Можно использовать задания, ориентирующие таких учеников на нахождение в тексте художественных деталей, характеризующих как героев и в целом систему образов, так и авторскую позицию.
Рассмотрим, как в процессе освоения художественной ткани произведения возможно использовать индивидуально-личностную модель восприятия мира читателя-школьника, в которой мы выделяем, прежде всего, аудиальные, визуальные, кинестетические характеристики субъекта учебной деятельности. Такой подход может быть связан с поэтическим своеобразием конкретного изучаемого произведения. Покажем это на примере изучения рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» в 11-м классе. Проведем текстуальное изучение рассказа, используя прием эвристической беседы в сочетании с беседой аналитической. Постараемся построить восприятие старшеклассников данного рассказа писателя в реализации дифференцированно-группового личностного подхода. Разделим класс на несколько групп исследователей-литературоведов, которые в своей самостоятельной работе проведут небольшое текстуальное исследование по следующей проблеме: «Как передает писатель свои чувства, эмоции в рассказе? Через какие основные образы и мотивы (цвет, звук, запах, осязание, зрительные образы) реализуется идейный замысел автора?»
Группы изначально личностно ориентированны, т.к. характер