Научная статья на тему 'Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза'

Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1277
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / INFORMATIVE MENTAL PROCESSES / КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ / CHANNELS OF PERCEPTION / ПЕРЦЕПТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / PERCEPTUAL MODALITY / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грузкова Светлана Юрьевна, Сагеева Екатерина Равильевна

В статье приводятся результаты исследования по определению ведущих каналов восприятия у студентов технического вуза (по техническим и гуманитарным специальностям) с целью повышения успешности их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грузкова Светлана Юрьевна, Сагеева Екатерина Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CHANNELS OF PERCEPTION IN STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE

Results of research on definition of the leading channels of perception at students of technical college (on technical and humanitarian specialties) for the purpose of increase of success of their training are given in article.

Текст научной работы на тему «Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза»

УДК: 378:159.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАНАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Грузкова С.Ю., ФГБНУ «ИПППО РАО», канд. техн. наук, [email protected] Сагеева Е.Р., КГЭУ, канд. психол. наук, доцент, [email protected]

В статье приводятся результаты исследования по определению ведущих каналов восприятия у студентов технического вуза (по техническим и гуманитарным специальностям) с целью повышения успешности их обучения.

Ключевые слова: познавательные психические процессы, каналы восприятия, перцептивная модальность, студенты технического вуза.

Для человека познавательные психические процессы являются каналами общения с миром, через которые поступающая информация о конкретных явлениях и предметах, претерпевая изменения, превращается в образ. Из этого следует, что все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.

Познавательные процессы - это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды [1; 2]. Термин «познание» в психологии обозначает человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть [3].

В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности, каждый из которых реализуется через свойственный ему познавательный психический процесс: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и сла-

118

женно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира [4].

Предметом нашего исследования является ведущий тип восприятия, а точнее его определение у студентов технического вуза (на примере технических и гуманитарных специальностей). Интерес к проблеме восприятия обосновывается его образующей ролью в структуре личности человека в процессе обучения. Так, например, при поступлении в высшее учебное учреждение ещё вчера бывший школьник сталкивается с рядом существенных психологических изменений, выражающихся в снижении уровня контроля за его деятельностью, изменении структуры самой учебной деятельности (мотивы учения тесно переплетаются с профессиональными), вхождением обучающегося в новую социальную общность - студенчество и т.п. [5]. Данные изменения требуют от студента умения самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность, а для этого необходима достаточно выраженная учебно-профессиональная мотивация.

В связи с вышеуказанным профессиональная подготовка будущего специалиста должна формироваться уже с первого курса обучения студента в вузе вместе с развитием и совершенствованием чувствительности его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и других). Ведь недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению в будущем профессиональной задачи. И наоборот, чем точнее студент будет различать близкие между собой воздействия, определять едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнить и воспроизводить необходимые данные, тем лучше он будет выполнять свои обязанности в профессиональной сфере.

119

Таким образом, студенческий возраст является особым периодом жизни человека. В своих работах Б.Г. Ананьев отмечал, что студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека и высшее образование оказывает огромное влияние как на психику человека, так и на развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Последние определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который играет значительную роль в выборе профессиональной направленности личности [6].

Следует отметить, что проблема изучения индивидуальных психологических особенностей личности обучаемого не нова, ее исследованию посвящены работы Б.Ф. Ломова, В.М. Теплова,

A.П. Лурия, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна,

B.Д. Шадриковой, И.С. Якиманской, Н.А. Менчинской и других ученых. По их мнению, к ведущим психолого-физиологическим особенностям личности студента относятся: тип темперамента, характер, особенности восприятия, память, скорость протекания нервных процессов.

Несмотря на накопленные знания об индивидуальных особенностях процесса восприятия, сам этот процесс и учёт его модальности при обучении студентов технического вуза не нашёл полного отражения в теоретических и экспериментальных исследованиях. Кроме того, наблюдаемый в современных условиях рост объёма учебной информации, которая должна быть воспринята и освоена студентами в процессе обучения, приводит к снижению уровня её восприятия, что негативно отражается на качестве знаний.

В рамках исследуемой проблемы определение особенностей процесса восприятия у студентов, обучающихся по техническим и гуманитарным специальностям, осуществлялось нами посредством методики С. Ефремцева, ориентированной на диагностику доминирующей перцептивной модальности [7]. Методика пред-

120

ставляет собой тест-опросник, структура которого включает следующие разделы: инструкция к тесту; тестовый материал, включающий 48 вопросов; интерпретация результатов; ключ к тесту; уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия), интерпретация результатов. Диагностика доминирующей перцептивной модальности позволяет выявить органы чувств индивида, которые скорее «откликаются» при контактах с окружающим миром, т.е. выявить ведущий вид его восприятия и сферу сенсорного опыта (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика перцептивной модальности индивида от типа восприятия

№ Тип восприятия Тип человека Пояснение

п/п

1 Зрительное Визуал Отмечает, как на него смотрят

2 Тактильное Кинестетик Воспринимает действительность по тому, как его касаются

3 Слуховое Аудиал Важно, что ему говорят

Кроме приведённых в таблице 1 типов восприятия, методика позволяет выявить и дигитальное восприятие (тип человека - дискрет), определяющееся тем, что человеку подсказывает логика.

В своём исследовании мы предположили, что в группах студентов технических и гуманитарных специальностей существуют отличия в выраженности ведущих каналов восприятия и ведущими из них являются аудиальный и визуальный. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили учреждения высшего профессионального образования г. Казани: Казанский государственный энергетический университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет КНИТУ (КХТИ).

В исследовании приняли участие студенты первого курса по техническим и гуманитарным специальностям. Общее количество

121

опрошенных студентов составило 96 человек: 46 человек (10 юношей и 36 девушек) - первокурсники ГБОУ ВПО «КГЭУ» по специальности «Экономика»; 50 чел. (26 юношей и 24 девушки) - первокурсники КНИТУ (КХТИ) по специальностям «Технология и проектирование текстильных материалов» и «Технология кожи и меха».

Приступая к ответам тест-опросника студенты читали предлагаемые в нем утверждения и ставили знак «+» в случае согласия с утверждением и знак «-», если были не согласны с ним. По завершению ответов на утверждения в тест-опроснике студенты подсчитывали количество положительных ответов по каждому из каналов восприятия (в соответствии с разделом «Ключ к тесту», методики С. Ефремцева). Данные, полученные по итогам прохождения студентами тест-опросника, были нами систематизированы и сведены в таблицу 2 (по гуманитарным специальностям) и таблицу 3 (по техническим специальностям).

Таблица 2. Результаты количественных показателей по каждому из типов восприятия среди студентов первокурсников по специальности «Экономика» (ГБОУ ВПО «КГЭУ»)

№ Студента 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Аудиал 4 б 12 12 б 12 б 10 14 5 4 3 3 1 4 : 6 7 1 9 9 11 5

г Визуал 9 9 12 12 9 14 7 3 11 7 9 3 5 9 9 3 9 3 4 11 3 4

з Кинестетик б 9 10 10 9 14 б 3 13 5 б 9 7 3 7 3 9 12 7 1 Ь 9 9 7

а Дискрет

а О (П Д»студента 24 25 26 27 28 29 36 Л 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Аудиал 9 4 3 7 9 3 1 7 1 1 1 9 1 3 10 9 7 7 1 11 3 9 б

Визуал 7 5 9 4 9 7 б б 5 5 1 б 3 3 9 9 13 9 11 10 3 9 9

Кинестетик 7 5 9 : 9 9 б 11 3 б 3 7 5 б 11 10 9 10 11 11 5 10 7

Дискрет +

122

Таблица 3. Результаты количественных показателей по каждому из типов восприятия среди студентов первокурсников по специальностям «Технология и проектирование текстильных материалов», «Технология кожи и меха» (ГБОУ ВПО «КНИТУ (КХТИ)

№ Студента / 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Аудиал 7 7 9 7 5 7 8 10 10 3 4 И 9 9 7 8 13 э 3 б

Визуал э 9 10 10 9 5 7 6 6 ? 3 14 6 8 4 8 12 12 3 8

Кинестетик 8 3 12 10 10 11 5 7 8 6 б 10 4 11 3 7 12 И 3 10

Дискрет + -

.V» Студента 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 ^^ 34 35 36 37 38 39 40

£ Аудиал 6 11 11 5 12 11 9 6 9 9 13 9 9 10 7 8 9 8 3 1

¡и Визуал 6 9 6 11 6 12 8 9 9 7 9 10 10 10 8 10 10 9 10

Щ Кинестетик 7 9 0 0 7 5 12 4 10 И 11 1 12 12 4 12 И б 3 8

£ Дискрет

Лё Студента 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Аудиал а 10 9 1 10 9 10 6 8 4

Визуал а И 9 8 10 8 9 10 9 9

Кинестетик и 9 9 8 12 9 10 7 9 9

Дискрет - - + - - - - - - -

В соответствии с данными таблиц 2 и 3, соотношения показателей уровней перцептивной модальности студентов гуманитарных и технических специальностей по каждому типу восприятия представлены графически на рисунках 1 -3.

Рис. 1. Соотношение показателей уровней перцептивной модальности среди студентов гуманитарных и технических специальностей по визуальному каналу восприятия

123

Рис. 2. Соотношение показателей уровней перцептивной модальности среди студентов гуманитарных и технических специальностей по аудиальному каналу восприятия

Рис. 3. Соотношение показателей уровней перцептивной модальности среди студентов гуманитарных и технических специальностей по кинестетическому каналу восприятия

Средние результаты показателей по каждому из типов восприятия среди студентов первокурсников по гуманитарным и техническим специальностям представлены в таблице 4.

124

Таблица 4. Средние показатели ведущих типов восприятия среди студентов гуманитарных и технических специальностей

Гуманитарные специальности (46 чел.) Технические специальности (50 чел.)

Ведущий тип восприятия

Визуал (В) Кинестетик (К) Аудиал (А) Визуал (В) Кинестетик (К) Аудиал (А)

7,5 8,0 8,0 8,26 8,46 8,77

10 чел.(22%) 14 чел.(30%) 11 чел. (24%) 9 чел.(18%) 19чел.(38%) 11 чел.(22%)

АК-6 чел. (13%), ВА-3 чел. (7%), ВК-1 чел. (2%), Дискрет-1 чел. (2%) АК-6 чел. (12%), ВА-2 чел. (4%), ВК-1 чел. (2%), Дискрет-2 чел. (4%)

Всего: 96 чел.

По результатам экспериментального исследования нами было установлено, что непосредственное зрительное восприятие информации без учёта моторных и тактильных ощущений для студентов технических и гуманитарных специальностей не является ведущим, несмотря на общепринятый факт, что более 90% информации человек получает через зрение. Так из результатов тест-опросника (табл. 4) видно, что среди студентов гуманитарных специальностей меньше всего визуалов всего 22% (10 чел.) и их зрительная перцептивная модальность характеризуется низким уровнем развития. Несмотря на то, что у студентов технических специальностей данный тип модальности имеет средний уровень, количество студентов визуалов (также как и среди студентов гуманитарных специальностей) гораздо меньше, чем аудиалов или кинестетиков 18% (9 чел.).

Что касается аудиального канала восприятия, то наши предположения относительно высокого уровня его перцептивной модальности среди студентов технических и гуманитарных специальностей экспериментально не подтвердились. Непосредственно аудиалами являются лишь 24% студентов гуманитарного и 22% -технического профиля. Диагностика доминирующей перцептив-

125

ной модальности показала, что большинство респондентов - ки-нестетики: 30% студентов гуманитарных специальностей и 38% -технических специальностей. Выраженность данного канала восприятия у всех студентов соответствует среднему уровню.

Из таблиц 2-3 видно, что среди респондентов есть студенты, у которых сложно было определить ведущую модальность, у них было выявлено одинаковое преобладание показателей по двум каналам восприятия. Это позволило выделить бинарные типы процесса восприятия: АК (аудиально - кинестетическое), ВА (визуально -аудиальное) и ВК (визуально - кинестетическое), а также дискреты.

Полученные экспериментальные данные показали (табл. 4), что у студентов и гуманитарных и технических специальностей аудио-кинестетическое восприятие (13% и 12% у студентов гуманитарных и технических специальностей соответственно) является более выраженным (в два-три раза) по сравнению с визуально-аудиальным (7% - гуманитарных, 4% - технических специальностей) и ещё более количественно превосходит визуально-кинестетическое восприятие (2% у студентов как гуманитарных, так и технических специальностей).

Дигитал (он же дискрет) - весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира (получены одинаковые цифровые показатели по всем трём каналам восприятия). Этот тип основан на аналитическом восприятии и ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность, т.е. дискреты воспринимают мир через логическое осмысление. Таких респондентов участвующих выборке оказалось по 2% (1 чел.) - в группе студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям и 4% (2 чел.) - по техническим специальностям.

Полученные в целом данные позволяют нам сделать вывод о том, что для студентов в восприятии информации значение имеет не столько непосредственное зрение, сколько моторные и тактильные ощущения, сопровождаемые слуховой стимуляцией, а

126

также неким внутренним монологом с самими собой, связанный со словами и числами.

Несмотря на выделенные выше особенности студентов по типам и уровням основных каналов восприятия, следует отметить, что статистически значимых различий средних показателей основных перцептивных каналов по t-критерию Стьюдента в группах студентов гуманитарных и технических специальностей выявлено не было. Это означает, что выявленные нами особенности характерны для общей выборки студентов без учёта направления подготовки.

Однако, мы считаем, что знание преподавателем индивидуальных особенностей восприятия информации студентами должно помочь обучающему в выборе и представлении заданий в разнотипной информационно-образной основе с целью повышения уровня восприятия обучающимися учебной информации, лучшего овладения ими содержанием учебной дисциплины и соответственно более успешного применения полученных знаний, навыков в решении практических и профессионально-направленных задач. Воздействие на обучающихся путём представления информации во всех трёх модальностях поможет студентам за счёт репрезентативного канала подкреплять запоминание информации, а также усиливать другие сенсорные каналы восприятия.

Источники

1. Познавательные процессы [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/handbook/o/obshcha442.html (дата обращения 20.01.2014).

2. Зинченко В.П., Величковский В.П. Психология восприятия. М.: 1998. С. 506.

3. Психология. Психические процессы и состояния [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/poznavatelnye-processy.html (дата обращения 21.01.2014).

4. Луковцева А.К. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. URL: http://psyera.ru/4321/poznavatelnye-psihicheskie-processy (дата обращения 20.01.2014).

5. Психические познавательные процессы и принципы обучения в учебном заведении. Общая психология. Гуманитарно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL:

127

http://psyera.ru/4289/psihicheskie-poznavatelnye-processy-i-principy-obucheniya-v-uchebnom-zavedenii (дата обращения 20.01.2014).

6. Ананьев Б.Г. Проблема изучения структуры личности в условиях интеллектуального напряжения. Л.: ЛГУ, 1977. С. 320.

7. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева) / Фетис-кин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально -психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.237-238.

References

1. Informative processes [An electronic resource]. URL: http://azps.ru/handbook/o/obshcha442.html (date of the address 20.01.2014).

2. Zinchenko V.P., Velichkovsky of V.P. Psikhologiya of perception Text. / V. P. Zinchenko, V.P. Velichkovsky. M.: pp. 506, (1998).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Psychology. Mental processes and states [An electronic resource]. URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/poznavatelnye-processy.html (date of the address 21.01.2014).

4. Lukovtseva of A.K. Psikhologiya and pedagogics [An electronic resource]. URL: http://psyera.ru/4321/poznavatelnye-psihicheskie-processy (date of the address 20.01.2014).

5. Mental informative processes and the principles of training in educational institution. General psychology. Humanitarian and legal portal [An electronic resource]. URL: http://psyera.ru/4289/psihicheskie-poznavatelnye-processy-i-principy-obucheniya-v-uchebnom-zavedenii (date of the address 20.01.2014).

6. Ananyev of B. G. Problem of studying of structure of the personality in the conditions of intellectual tension the Text. L.: I LIE, pp 320, (1997).

7. Diagnostics of the dominating perceptual modality (S. Efremtsev) / Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Social and psychological diagnostics of development of the personality and small groups. M, 2002. pp.237-238.

Information

Gruzkova S.Yu., Sageeva E.R.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CHANNELS OF PERCEPTION IN STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE

Results of research on definition of the leading channels of perception at students of technical college (on technical and humanitarian specialties) for the purpose of increase of success of their training are given in article.

Keywords: informative mental processes, channels of perception, perceptual modality, students of technical college.

Дата поступления 15.02.2015.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.