ГУШАЕВА Т.В.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКИХ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ
Для повышения эффективности деятельности и обеспечения надежности вкладов в кредитных кооперативах необходим адекватный контроль над всеми аспектами деятельности.
Для осуществления возложенных на контроль задач необходима такая его организация, при которой в наиболее полной мере учитываются все основные принципы его построения. Большое значение при этом имеет правильное определение таких основных понятий экономического контроля, как его виды и формы, которые обусловлены соответственно организационными и методологическими подходами.
При этом основу организационного признака составляют органы экономического контроля, означающие определенные коллективы людей, образованные специально либо уполномоченные для выполнения контрольных функций (3).
Контроль в сельских кредитных кооперативах осуществляется со стороны государственных органов (налоговых), ревизионных союзов и исполнительного и наблюдательного органов кооператива.
Законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ установлено, что особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии с Законом «О сельскохозяйственной кооперации» сельские кредитные кооперативы подлежат обязательной ежегодной проверке, осуществляемой специально созданным ревизионным союзом и ревизорами- консультантами.
Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением.
Ревизионный союз вправе оказывать своим членам следующие сопутствующие ревизиям услуги:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
2) консультирование по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским и финансовым вопросам;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности кооператива, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков, проведение маркетинговых исследований;
4) консультирование по правовым вопросам, а также представительство в судебных и налоговых органах по таможенным и налоговым спорам;
5) ведение реестра членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;
6) информационные и иные связанные с ревизионной деятельностью и способствующие улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности кооперативов, союзов кооперативов услуги.
В ранее действующей редакции ст. 31 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусматривала обязанность сельскохозяйственного кооператива входить в один из аудиторских союзов по своему выбору. Аудиторский союз рассматривался как союз сельхозкооперативов, оказывающий им аудиторские и связанные с ними услуги. Установленные особенности аудита в сельскохозяйственной сфере не согласовывались с основными критериями, принятыми законодателем в отношении аудиторов -профессиональных участников рынка аудиторских услуг. В результате нарушался основополагающий принцип аудита, отражающий его сущность, - принцип независимости. Кроме того, установленное правило, по существу, превращало союзы аудиторов во внутренний аудит при союзах кооперативов.
Ныне действующая редакция Закона «О сельскохозяйственной кооперации» исключила понятие «аудиторский союз». В настоящее время ст. 31 указанного закона обязывает сельскохозяйственный кооператив входить в состав одного из ревизионных союзов, являющихся союзами сельскохозяйственных кооперативов, которые осуществляют ревизию хозяйственно-финансовой деятельности входящих в них
кооперативов, а также осуществляют координацию такой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание иных сопутствующих услуг, перечисленных выше.
Таким образом, ревизионный союз по сравнению с аудиторским союзом имеет более широкие полномочия, особо значимым из которых является возможность выступать от имени входящих в состав союза кооперативов в государственных и иных организациях, в том числе - в судебных органах. Это необходимо для обеспечение более квалифицированной защиты имущественных интересов как самих кооперативов, так и их членов в отношениях с другими организациями, государством и отдельными ами.
Пунктом 2 ст. 31 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" установлено, что для создания ревизионного союза требуется инициатива не менее чем 25 кооперативов, являющихся его учредителями. Пункт 7 той же статьи определяет, что каждый ревизионный союз обязан являться членом одной из саморегулируемых организаций и быть включенным в реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов, который ведется указанной саморегулируемой организацией. В свою очередь, согласно поди. 2 п. 4 ст. 33.1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" саморегулируемая организация должна объединять в своем составе не менее 40 ревизионных союзов.
Для сравнения: до внесений изменений в Закон «О сельскохозяйственной кооперации» 18 февраля 1999 г., когда понятие ревизионного союза было заменено на аудиторский союз, ревизионный союз вправе были создать два и более кооператива.
Внесенные изменения, по мнению ряда авторов, окажут негативное влияние на развитие кредитной кооперации в РФ, поскольку носят ужесточающий характер.
Для анализа проблемы проведем сравнительную характеристику особенностей организации ревизии и аудита в сельских кредитных кооперативах.
К толкованию аудиторской деятельности можно подойти как исходя из общепринятого (в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности»), так и из положений предыдущей редакции Закона «О сельскохозяйственной кооперации», регулирующих деятельность аудиторских союзов.
При проведении сравнительного анализа рассматриваемых методов контроля нельзя не остановиться на имеющихся сходствах, каковыми являются:
- единообразие при использовании источников информации;
- используемые методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры;
- обоснование выводов на документально достоверных доказательствах;
- конкретность и общая база в определении размеров убытков и недостач;
- итоговые документы являются источником доказательств;
- контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными специалистами в области бухгалтерского и налогового учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.
Тем не менее, как видно из результатов сравнения, эти методы контроля имеют свои цели, объекты и задачи.
Ревизия как форма контроля в большей степени характерна для ведомственного контроля. В той форме, в которой она представлена в сельской кооперации, ревизия является элементом системы внутрихозяйственного контроля.
К основным задачам ревизии относятся (4):
- проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, приказов, инструкций и указаний Министерства сельского хозяйства и других нормативных правовых актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
- проверка финансово-хозяйственной деятельности по отдельным участкам;
- проверка наличия, состояния и правильности оценки и отражения в бухгалтерском учете активов и пассивов;
- проверка соблюдения принятого в кооперативе порядка выдачи займов и приема личных сбережений;
- проверка использования средств фонда взаимного кредитования и иных финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- проверка соблюдения расчетно-платежной дисциплины с учетом совпадения дебиторов и кредиторов;
- проверка исполнения смет доходов и расходов кооператива и др.
Специфика деятельности сельских кредитных потребительских кооперативов должна найти отражение в программах проверки и специальных методах и приемах ревизионной проверки: инвентаризация, документальная проверка (сплошная и выборочная), встречная проверка документов пайщиков кооператива, экспертная оценка, письменные объяснения исправлений, устные объяснения, анализ и выводы.
Таблица 1
Сравнительная характеристика аудита и ревизии как методов контроля
Критерий Аудит (ФЗ «Об аудиторской Деятельность аудиторских Ревизия (ФЗ «О
сравнения деятельности») союзов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», устаревшая редакция ) сельскохозяйственной кооперации» в редакции от 3.11.2006 г.)
1 2 3 4
Цели Выражение мнения о Предотвращение возможных Выявление недостатков и
контроля достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности) нарушении, ведущих к ущемлению интересов членов кооператива, ухудшению деятельности кооператива или к его банкротству нарушении в целях их устранения
Вид деятель- Предпринимательская Исполнительская Исполнительская деятельность
ности деятельность деятельность
Основа Добровольное осуществление Аудиторская проверка Ревизия проводится ревизорами
взаимоотноше на основании договора, осуществляется аудиторским ревизионного союза, членом
НИИ с заключенного с клиентом, или союзом, членом которого которого является кредитный
контролируем по решению судебных органов являяется кредитныии кооператив
ым органом кооператив
Управленческие связи Горизонтальные связи, равноправие во Вертикальные связи, отчет перед наблюдательным Вертикальные связи, отчет перед наблюдательным советом
взаимоотношениях с клиентом советом кооператива кооператива
Порядок Платит клиент или Аудиторский союз вправе Расходы на осуществление ревизий
оплаты услуг государственный орган требовать от кооператива возмещения расходов и оплаты стоимости услуг в соответствии с заключенным договором возмещаются за счет членских взносов, внеочередной ревизии могут быть возмещены за счет кооператива по решению общего собрания членов кооператива
Практичес- Улучшение финансового Сохранение активов, Сохранение активов, выявление и
кие задачи положения клиента, выявление и пресечение пресечение недостатков и
привлечение инвестиции, недостатков и нарушении, нарушении, внесение предложении
оказание помощи и внесение предложении
консультирование клиентов
Нормативная ФЗ «Об аудиторской ФЗ «Об аудиторской Ревизионный союз осуществляет
регламента- деятельности», аудиторские деятельности», аудиторские ревизии в соответствии с правила-
ция стандарты стандарты ми саморегулируемои организации и правилами ревизионного союза
Оформление Аудиторское заключение: Аудиторское заключение, Письменное заключение, которое
результатов документ, имеющии направляемое правлению представляется в кооператив для
юридическое значение, итоговая часть которого проверяемого кооператива рассмотрения правлением и наблюдательным советом
может быть опубликована
Общий план проведения ревизии может включать следующие объекты проверки:
- анализ результатов предыдущей ревизии и проверка исполнения ее решений по замечаниям и нарушениям, выявленным в результате ее проведения;
- проверка исполнения решений, принятых общим собранием и правлением кредитного потребительского кооператива за отчетный период;
- проверка соблюдения принятого в кредитном потребительском кооперативе порядка выдачи займов и приема личных сбережений;
- исполнение сметы (бюджета) на содержание аппарата управления кредитного потребительского кооператива ;
- проверка и анализ использования фондов кредитного потребительского кооператива;
- инвентаризация.
Проверки, осуществляемые ревизионной комиссией, могут быть как выборочными, так и охватывающими всю деятельность кредитного потребительского кооператива.
Вся работа, осуществляемая ревизионной комиссией, должна быть тщательно задокументирована, а выводы ревизионной комиссии должны базироваться на принципах достаточности и убедительности доказательств, а также подтверждении того, что ревизия проводилась как таковая.
Документация - это рабочие документы, получаемые или составляемые ревизорами самостоятельно и хранимые ими. Состав и количество рабочих документов определяются ревизорами в каждом
конкретном случае. Рабочие документы используются при проведении ревизии и содержат доказательства, получаемые в результате работы. По каждому объекту проверки, включенному в общий план ревизии, должен быть свой рабочий документ.
Для представления анализа результатов предыдущей ревизии и проверки исполнения ее решений по замечаниям и нарушениям, выявленным в результате ее проведения, в качестве рабочего документа ревизоры могут использовать предлагаемый макет (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исполнения решений предыдущей ревизии
№ п/п Содержание замечаний Нормативный документ, требования которого нарушены Оценка нарушения, сумма, руб. Исполнитель Примечание
Ревизор (подпись)
На первом этапе ревизии проводится проверка функционирования системы внутреннего контроля кредитного потребительского кооператива. Для этого ревизорам необходимо получить реестры внутреннего контроля от всех специалистов, задействованных в системе внутреннего контроля, убедиться, что они должным образом оформлены, и провести выборочную проверку мероприятий внутреннего контроля ответственными лицами кредитного потребительского кооператива.
Проверка исполнения решений, принятых общим собранием и правлением кредитного потребительского кооператива, заключается в том, что ревизоры:
- изучают протоколы заседаний правления и протоколы общих собраний кредитного кооператива, имевших место в период между ревизиями;
- составляют общий список обязательных для исполнения директором и правлением кредитного потребительского кооператива решений и пожеланий и проверяют их исполнение.
Результаты проверки на данном этапе ревизии могут быть сгруппированы в рабочем документе (табл. 3).
Основными операциями кредитных потребительских кооперативов являются кассовые операции, поэтому ревизионная комиссия должна ежемесячно проводить внезапную проверку кассы кооператива. После каждой проверки следует оформлять отчет с указанием результатов проверки. Кроме того, необходимо проверить (выборочно или в полном объеме) кассовые приходные и расходные ордера и убедиться, что все они должным образом заполнены и имеют сплошную нумерацию с начала года.
Результаты проведенных ревизий кассы могут быть сгруппированы в рабочем документе (табл. 4).
Таблица 3
Результаты исполнения решений, принятых общим собранием и правлением кредитного
потребительского кооператива
№ п/п Содержание решений общих собраний и заседаний правления кооператива Номер и дата протокола Исполнитель Результат Комментарии и рекомендации
Ревизор (подпись)
Таблица 4
Результаты проверок кассовых операций кредитного потребительского кооператива_
№ п/п Номер и дата проверки кассовых операций Исполнитель Результат Комментарии и рекомендации
Ревизор(подпись)
Проверка соблюдения принятого в кредитном потребительском кооперативе порядка предоставления займов и поступления личных сбережений пайщиков заключается в анализе предоставленных за ревизуемый период займов и поступивших личных сбережений с учетом начисленных процентов за пользование займами и компенсационных выплат по личным сбережениям. Анализ предоставленных займов может проводиться как выборочно, так и по всему объему предоставленных займов.
Ревизоры определяют список проверяемых договоров по займам. В процессе проверки правильности предоставленных займов необходимо изучить следующие документы:
- правила формирования и использования средств кредитного потребительского кооператива в части условий и порядка предоставления займов. Требования данного документа сопоставляются с отраженными в проверяемых договорах условиями;
- договор займа. Обращается внимание на условия, определяемые договором (характеристика пайщика, дата предоставления займа, дата возврата займа, процентная ставка за пользование займом, график платежей по займу и другие характеристики, определяемые комиссией для изучения);
- фактические даты предоставления займа (расходный кассовый ордер) и фактическое погашение займа и процентов по нему (приходные кассовые ордера по каждому платежу). Полученные фактические результаты сравниваются с отраженными в договоре условиями. Необходимо уделить внимание займам, выдаваемым членам выборных органов кредитного потребительского кооператива и сотрудникам администрации. Следует убедиться в том, что сотрудники и члены выборных органов не имеют никаких преимуществ при получении займов (получение займов вне очереди, под более низкий процент, без обеспечения или в больших, чем допустимо правилами кооператива, размерах, неприменение штрафных санкций за просрочку платежей и т.д.);
- список просроченных займов. Путем выборочной проверки займов следует убедиться, что все случаи просрочки займов вносятся в список и подлежат регулярному мониторингу и что администрация кооператива принимает все установленные меры для взыскания задолженности с фиксацией их в соответствующих регистрах. Ревизоры должны удостовериться, что по прошествии установленного срока информация о просроченных займах передается в правление и что правление принимает решения об обращении в суд в соответствии с порядком, утвержденным в Положении о предоставлении займов.
Если имеются отклонения от положений договора, то необходимо по каждому договору оформить соответствующее заключение.
Для оформления результатов проверки правильности предоставления займов рекомендуется использовать рабочий документ (табл. 5).
Таблица 5
Результаты проверки правильности предоставления займов кредитным потребительским кооперативом
№ п/п Номер и дата договора займа Ф.И.О. заемщика Результат (отклонения от общих условий) Комментарии и рекомендации
Ревизор (подпись)
Контроль личных сбережений пайщиков заключается в первую очередь в проверке соблюдения порядка и условий приема, возврата и начисления компенсации по личным сбережениям, отраженных в положении о личных сбережениях. В процессе проверки правильности начисления компенсации по личным сбережениям необходимо изучить:
- правила формирования и использования средств кредитного потребительского кооператива в части условий и порядка приема и возврата личных сбережений пайщиков. Требования данного документа сопоставляются с отраженными в проверяемых договорах условиями;
- фактические даты приема сбережений (приходный кассовый ордер) и дату фактического возврата личных сбережений и компенсации по ним (расходные кассовые ордера по каждому платежу). Полученные фактические результаты сравниваются с отраженными в договоре условиями;
- учетные документы по личным сбережениям пайщиков (сберегательная книжка пайщика, карточка вкладчика или любой другой документ, подтверждающий совершение операции с пайщиком). Обращается внимание на правильность и своевременность их оформления. Такой контроль, как правило, осуществляется выборочно;
- сберегательные счета сотрудников и членов органов управления кредитного потребительского кооператива на предмет наличия необоснованных льгот в виде завышения процентных ставок, неприменения штрафных санкций и т.п.;
- "неактивные" сберегательные счета, т.е. такие счета, по которым в течение длительного периода не проводились никакие операции. Эти счета включаются в специальный рабочий документ ревизоров. Если по какому-либо счету операция снятия денег была проведена после долгого перерыва, то необходимо убедиться, что снятие произвел именно владелец счета.
Заключение по каждому договору с указанием отклонений от условий договора оформляется в рабочем документе ревизора (табл. 6).
Таблица 6
Результаты проверки приема личных сбережений пайщиков и выплаты компенсаций _кредитным потребительским кооперативом__
№ п/п Номер и дата договора о передаче личных сбережений Ф.И.О. вкладчика Результат (отклонения от общих условий) Комментарии и рекомендации
Ревизор(подпись)
В ходе проверки соблюдения принятого кредитным потребительским кооперативом порядка предоставления займов и поступления личных сбережений пайщиков ревизорам необходимо провести анализ направлений использования средств пайщиков. Направления использования личных сбережений пайщиков кооператива должны соответствовать принятым в кооперативе параметрам. В первую очередь проверяется правильность кредитования пайщиков. Удельный вес инвестируемых личных сбережений на кредитование пайщиков (УВС) определяется по формуле:
Сальдо по балансу счета займов УВС =.............................................................................................-...................X 100%.
Сальдо по балансу счетов сбережений и начисленных процентов
Этот показатель должен быть не ниже 90%.
Проверка исполнения бюджета на содержание аппарата управления кредитного потребительского кооператива заключается в сравнении расходов, отраженных в смете, с реальными расходами за проверяемый период. Если ревизорами будут обнаружены отклонения в исполнении бюджета кредитного потребительского кооператива, то необходимо уточнить соответствующие статьи и выяснить причину перерасхода средств по каждой из них. Особое внимание при проведении ревизии следует обратить на оплату труда работников исполнительной дирекции кооператива, а также на оплату трудовых договоров.
Следует удостовериться в том, что члены выборных органов кредитного потребительского кооператива не получают заработную плату в кооперативе. Кроме того, необходимо провести сплошную проверку всех крупных покупок кредитного потребительского кооператива и убедиться в том, что эти операции одобрены правлением и имеются все оправдательные документы.
Результаты анализа исполнения сметы на содержание кредитного потребительского кооператива оформляются в рабочем документе ревизора (см. табл. 7). По результатам составленного рабочего документа анализируются отклонения по статьям доходов и расходов и делаются соответствующие выводы.
Таблица 7
Результаты проверки исполнения сметы на содержание аппарата управления кредитного потребительского кооператива
№ п/п Статьи расходов Сумма, руб. Отклонение
план факт Сумма, руб. %
1. Услуги по содержанию офиса
2. Прочие услуги
3. Канцтовары
4. Печатная продукция
5. Заработная плата администрации
6. Единый социальный налог
7. Другие налоги и платежи
8. Командировочные расходы
9. Представительские расходы
10. Ремонт офиса
11. Публикации в прессе
12. Затраты на приобретение имущества
13. Подписка
14. Прочие расходы
Итого расходов:
Источники покрытия
1. Вступительные,паевые и дополнительные взносы пайщиков
2. Целевые безвозмездые взносы пайщиков
3. Прочие доходы
4. Паевые вклады
Итого доходов:
Проверка и анализ образования и использования фондов кредитного потребительского кооператива заключаются в контроле отчислений в фонды по итогам деятельности кооператива и их фактического использования. Размер фактически произведенных отчислений в фонды должен строго соответствовать размеру отчислений, установленному в уставе кооператива и принятому общим собранием пайщиков. Направления использования фондов кредитного кооператива определены в Положении о фондах.
Ревизорам необходимо проверить соблюдение этих правил и проанализировать фактически произведенные расходы. Результаты проверки данного сегмента также должны быть отражены в рабочем документе ревизора.
В кредитном потребительском кооперативе необходимо проводить инвентаризацию:
- денежных средств в кассе и на счетах в банках;
- основных средств;
- нематериальных активов;
- финансовых обязательств.
В целом методика проведения ревизии в кредитном потребительском кооперативе осуществляется в соответствии с нормативными документами по бухгалтерском учету.
1. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-Ф3 "О сельскохозяйственной кооперации" (с изм. и доп. от 7 марта 1997 г.; 18 февраля 1999 г.; 21 марта 2002 г.; 10 января, 11 июня 2003 г.; 3 ноября, 18 декабря 2006 г.; 26 июня 2007 г.).
2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г.; 30 декабря 2004 г.; 2 февраля, 3 ноября 2006 г.).
3. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Коваленко С.Б., Козенко З.Н. Сельскохозяйственная кредитная кооперация. -М.: Финансы и статистика, 2005.