Внутриведомственный контроль
КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Е.А. ЕЛЕНЕВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института российского университета кооперации
Т.В. ФЕДОСЕНКО, ведущий специалист аудиторской фирмы «Бизнесаудит»
Потребительская кооперация России — это негосударственная многоотраслевая система, объединяющая более 8 млн пайщиков и обслуживающая свыше 30 млн человек, проживающих в сельской местности и в районных центрах. Развивая традиционные сферы деятельности — торговлю, закупки сельскохозяйственной продукции, производство, услуги, потребительская кооперация рассматривает их как экономическую основу для реализации разнообразных социальных программ. Характерным для сегодняшнего этапа развития кооперации является ее активное участие в реализации приоритетных национальных проектов, в том числе в сфере агропромышленного комплекса и жилищного строительства.
Современная организационная структура потребительской кооперации (см. рисунок) характеризуется наличием как некоммерческих, так и коммерческих организаций, созданных при непосредственном участии потребительских обществ и их союзов.
Основу системы составляют потребительские общества, создаваемые как сельские, поселковые, городские и районные организации, общее число которых составляет около 3 тыс. Наиболее распространены среди них районные потребительские общества (РПО, или райпо), созданные на территории административного района. Являясь некоммерческой организацией, райпо осуществляют многоотраслевую предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей; имеют свои филиалы и структурные подразделения; учреждают хозяйственные общества, которые являются коммерческими структурами.
Диверсификация деятельности и связанные с ней организационно-структурные и правовые
Центросоюз России
Региональные потребительские союзы (ПС)
Потребительские общества (ПО)
Коммерческие организации
Организационная структура потребительской кооперации России
изменения в работе организаций потребительской кооперации делают актуальной проблему повышения эффективности управления кооперативной собственностью, решение которой невозможно без отлаженного механизма финансового контроля.
Состав органов контроля и их функции закреплены в Законе о потребительской кооперации. Деятельность каждого потребительского общества является объектом контроля как со стороны государственных органов, так и со стороны собственников в лице пайщиков.
Современное законодательство предусматривает функционирование ревизионных комиссий в организациях, созданных в любой
Коммерческие организации
Некоммерческие организации
Республиканский ПС
Краевой ПС
Областной ПС
Районные ПО
Сельские ПО
Городские ПО
Поселковые ПО
Школьные, студенческие ПО
организационно-правовой форме, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий. Например, в п. 6 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что уставом может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. В обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным.
Согласно ст. 18 ФЗ от 08.05.1996 (ред. от 21.03.2002) № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов кооператива избирает ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива или ревизора, если число членов кооператива менее двадцати. Образование ревизионной комиссии предусмотрено также ст. 85 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 06.04.2004) «Об акционерных обществах».
В соответствии с п. 5 ст. 15 закона о потребительской кооперации органом контроля потребительского общества является ревизионная комиссия, которая контролирует соблюдение устава общества, его хозяйственную и финансовую деятельность, а также деятельность созданных им организаций и обособленных подразделений. В отдельных потребительских обществах председатель ревизионной комиссии является штатным работником, занимая должность начальника контрольно-ревизионного отдела, ревизора или бухгалтера, и находится в прямом подчинении исполнительного органа общества. В подобных случаях независимость ревизионной комиссии в части контроля за деятельностью исполнительных органов вызывает обоснованные сомнения.
Обобщение практики работы ряда кооперативных организаций Поволжья показало, что законодательно возложенные на ревизионные комиссии обязанности по осуществлению документальных проверок коммерческих организаций — хозяйственных обществ, созданных потребительским обществом или при его участии, не выполняются.
Анализ работы ревизионных комиссий потребительских обществ позволяет сделать вывод о том, что свои функции ревизионные комиссии зачастую выполняют формально или не в полном объеме. Если все члены ревизионной комиссии и ее председатель работают на общественных началах и вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей в составе ревизионной комиссии
не выплачивается, то деятельность комиссии сводится только к подготовке отчета перед собранием пайщиков на основе анализа данных бухгалтерской отчетности. Планы работы ревизионной комиссии в этих случаях не составляются, поэтому говорить о каком-либо положительном влиянии ревизионного контроля на деятельность потребительского общества не приходится.
В соответствии с п.2 ст. 26 Закона о потребительской кооперации годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества подлежит проверке ревизионной комиссией, результаты работы которой заслушиваются на общем собрании уполномоченных пайщиков. Однако выполнить требования, предусмотренные законом о кооперации в части проверки годового бухгалтерского баланса, могут только лица, имеющие соответствующую квалификацию в области финансового учета и менеджмента, владеющие приемами и методами проведения проверок. К сожалению, на практике имеет место проблема привлечения в состав ревизионных комиссий высококвалифицированных специалистов, знающих принципы ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности и имеющих соответствующий опыт работы.
Специфическим органом контроля за потребительским обществом являются комиссии кооперативного контроля, которые избираются на собрании пайщиков кооперативного участка и возглавляются председателями. Их деятельность регламентирована Положением о кооперативном участке потребительского общества, утвержденным постановлением Совета Центросоюза России от 18.02.2000.
Конкретные функции комиссии кооперативного контроля закреплены в уставах потребительских обществ. В типовом уставе, в частности, говорится, что она:
- контролирует на кооперативном участке соблюдение Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», устава потребительского общества, решений органов управления и контроля общества и союзов, членом которых оно является;
- принимает участие и вносит предложения: по формированию ассортимента товаров, по изменению текущих цен на товары и услуги, реализуемые в предприятиях и структурных подразделениях общества, обслуживающих пайщиков данного участка; по списанию вы-
шедших из строя, испорченных или не реализованных товаров и материальных ценностей этих предприятий и подразделений; - выполняет иные функции, предусмотренные положением о комиссии кооперативного контроля кооперативного участка. Данные органы контроля функционируют на общественных началах, а их члены участвуют в проведении инвентаризаций имущества потребительского общества в составе инвентаризационных комиссий, что, безусловно, повышает надежность результатов проведенных инвентаризаций.
Функции внутреннего контроля в кооперативных организациях возложены на контрольно-ревизионные отделы, созданные как их структурные подразделения. Подотчетность этих органов контроля различна. В одних организациях они подчиняются председателю совета, в других — председателю правления. Встречаются также варианты включения этих отделов в состав бухгалтерской службы с подчинением главному бухгалтеру. Численность сотрудников контрольно-ревизионных отделов зависит от размеров потребительского общества и, как правило, колеблется от 1 до 5 человек. В штатном расписание некоторых обществ предусмотрены должности бухгалтера-ревизора или юриста-ревизора. Исследование показывает, что в большинстве случаев отсутствуют разработанные и утвержденные положения о контрольно-ревизионном отделе потребительского общества. Изучение должностных инструкций ревизоров и практики их работы свидетельствует о том, что их основными функциями являются проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей и документальных ревизий при установлении фактов краж и недостач.
В отличие от других видов потребительских кооперативов, а также производственных кооперативов и хозяйственных обществ, являющихся коммерческими организациями, деятельность потребительских обществ, входящих в систему Центросоюза РФ подвергается ведомственному контролю со стороны регионального союза (республиканского, краевого, областного), членами которого они являются.
До конца 1980-х гг. для системы потребительской кооперации было характерно наличие четко организованного ведомственного контроля, который в качестве основных решал задачи обеспечения сохранности кооперативной собственности и эффективного ее использования. При этом в качестве одной из основных форм контроля была
ревизия. Органами ведомственного контроля являлись контрольно-ревизионные управления Центросоюза, республиканских, краевых и областных потребительских союзов. Их основной функцией было проведение ревизий в подведомственных организациях. Сложившаяся структура внутрисистемного контроля и численность аппарата позволяли проводить комплексные документальные ревизии и тематические проверки потребительских обществ не реже одного раза в год.
В последующие годы в условиях перехода к рыночным отношениям внимание к ведомственному контролю ослабло, и практически он перестал существовать. Попытка его восстановления была предпринята после внесения изменений в Закон о потребительской кооперации (28.04.2004 № 54-ФЗ), в соответствии с которыми было закреплено право союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении потребительских обществ, являющихся его членами. С этого времени проверки деятельности потребительских обществ должны были проводиться контрольно-ревизионным управлением (КРУ) регионального союза не реже одного раза в два года. Закон определил статус КРу как органа ведомственного контроля, являющегося структурным подразделением союза потребительских обществ и осуществляющего проверки в соответствии с решениями регионального союза.
Однако до настоящего времени, несмотря на принятые в последние годы в системе Центросоюза России меры, контрольно-ревизионные управления созданы не во всех региональных союзах. В тех потребительских союзах, где такие органы отсутствуют, функции ведомственного контроля выполняют ревизионные комиссии соответствующих потребительских союзов или ревизионные отделы, входящие в состав отдела учета, отчетности и контроля в качестве ревизоров (обычно одного-двух). Для сравнения, в конце 1980-х гг. в системе Нижегородского потребсоюза насчитывалось более 80 ревизоров.
Таким образом, анализ организации контрольно-ревизионной работы на уровне союзов свидетельствует о том, что численность ревизионного аппарата не позволяет выполнить требования законодательства в части проведения проверок потребительских обществ не реже одного раза в два года. Отсутствие высококвалифицированных профессиональных кадров, имеющих соответствующие знания и опыт проведения проверок, часто делают ведомственный контроль не-
эффективным, особенно с позиций его роли в системе управления потребительскими обществами.
Развитие рыночных отношений вызвало закономерную необходимость использования сравнительно новой формы финансового контроля — аудита, позволяющего наряду с государственным и ведомственным контролем обеспечить необходимой и достоверной информацией всех заинтересованных пользователей, и в первую очередь все уровни управления потребительской кооперацией. Вместе с тем в Законе о потребительской кооперации не предусмотрено привлечение внешнего аудитора для проверки и подтверждения финансовой отчетности потребительского общества. Возможность использования независимого аудиторского контроля за деятельностью потребительского общества не оговаривается также и в примерном уставе потребительского общества.
Законодательная неопределенность относительно применения аудиторского контроля в системе потребительской кооперации, по нашему мнению, существенным образом препятствует расширению сферы применения аудита и ограничивает привлечение аудиторов в качестве независимых экспертов для подтверждения достоверности финансовой информации.
Анализ законодательства в части регулирования деятельности организаций различных организационно-правовых форм свидетельствует о том, что обязанность и (или) возможность привлечения аудиторов предусмотрена соответствующими законами. Например, акционерное общество обязано привлекать для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами (ст. 88 закона № 208-ФЗ).
В Законе об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.
Утверждение аудитора и в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью является компетенцией общего собрания как высшего органа управления.
Возможность привлечения внешнего аудитора исполнительными органами кооператива для
проверки его финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности финансовой отчетности предусмотрена в ст. 18 Закона о производственных кооперативов. Такая проверка может осуществляться и по решению наблюдательного совета кооператива либо по требованию не менее чем десяти процентов членов кооператива.
Мы считаем, что требуют переосмысления цели, задачи и функции органов контроля за деятельностью потребительских обществ, назрела необходимость внесения изменений в Закон о потребительской кооперации в части возможности использования независимого аудиторского контроля за осуществлением хозяйственной финансовой деятельности и соответствием совершенных операций действующему законодательству.
Необходимость решения данной проблемы обусловлена еще и тем, что организации потребительской кооперации подлежат обязательному аудиту в соответствии с действующим законодательством, в случае если их выручка за отчетный год превышает 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством и (или) сумма активов баланса на конец года превышает 200 тыс. МРОТ.
Несмотря на то, что годовая бухгалтерская отчетность предприятий подвергается обязательному аудиту начиная с отчетов за 1994 г., организации потребительской кооперации практически не использовали независимый аудиторский контроль вплоть до принятия закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором были предусмотрены штрафные санкции за уклонение от обязательного аудита.
В новых реалиях достоверность финансовой отчетности потребительского общества, а также отчетов о соблюдении смет на содержание совета и правления некоммерческой организации, выносимых на утверждение ежегодного собрания пайщиков, по нашему мнению, должна подтверждаться заключением независимой аудиторской организации. Для этого в уставе потребительского общества необходимо предусмотреть положение о том, что рассмотрение кандидатур и отбор аудиторской организации, определение размера оплаты аудиторских услуг, а также условий предстоящего договора должны быть в компетенции совета потребительского общества. Порядок отбора аудиторской организации может быть различным, однако целесообразно использовать практику организации тендеров на проведение аудита годовой отчетности в конкретном потребительском обществе, посколь-
ку это позволяет установить критерии для участников конкурса, а также ознакомиться с техническими и финансовыми предложениями аудиторов. Такой подход будет гарантировать определенный уровень качества аудита и одновременно позволит снизить его стоимость. Другой вариант — установление перечня уполномоченных аудиторских организаций, с которыми возможно заключение договоров на аудит, на уровне региональных потребительских союзов. Утверждение аудитора общества по представлению совета должно находиться только в исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества. Данное положение, по нашему мнению, целесообразно закрепить законодательно.
В использовании аудиторского финансового контроля в первую очередь заинтересованы пайщики как собственники имущества, для которых важен результат работы кооператива.
В соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ пайщики, несущие субсидиарную ответственность, обязаны покрывать убытки кооператива путем внесения дополнительных взносов. Следовательно, они в первую очередь заинтересованы в безубыточной работе своих организаций и получении достоверной информации о финансовых результатах ее работы при рассмотрении и утверждении годовых отчетов на собраниях потребительского общества. Права пайщиков на получение кооперативных выплат по решению общего собрания подчеркивают их материальную заинтересованность в рентабельной работе организации. Все это еще раз подтверждает необходимость объективной оценки эффективности хозяйственно-финансовой деятельности общества, которую ревизионные комиссии обеспечить не в состоянии. В подобных условиях только независимый внешний контроль может быть наиболее эффективным.
При осуществлении внешнего контроля необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством совет потребительского общества является представительным органом управления, к исключительной компетенции которого относится утверждение бюджета, определение полномочий правления и осуществление контроля за его деятельностью. Более 50% состава совета составляют пайщики, не являющиеся работниками потребительского общества. Это не позволяет им получить достаточную и объективную информацию, необходимую для выработки и принятия решений. Нередко существует так называемая информационная асимметрия между членами совета, не явля-
ющимися работниками общества, и председателем совета, исполняющим свои обязанности на платной основе. По характеру работы последний как должностное лицо в этом случае знает положение дел изнутри. Остальным членам совета сведения предоставляются дозированно. Поэтому внешний аудиторский контроль может рассматриваться членами совета потребительского общества как независимый источник информации, столь необходимой для принятия разнообразных управленческих решений. Отчеты внешних аудиторов, по нашему мнению, должны заслушиваться на заседаниях совета и правления с участием представителей аудиторской организации. Наибольший эффект внешний аудиторский контроль будет иметь в том случае, если проверка проводится в течение аудируемого периода до составления годового баланса и отчеты аудиторов регулярно представляются в адрес совета потребительского общества.
Таким образом, независимый аудиторский контроль сегодня сможет доказать свою полезность как для исполнительного руководства организаций, так и для собственников в лице пайщиков, осуществляющих контроль через представительные органы управления потребительскими обществами.
В связи с предлагаемым расширением сферы применения независимого аудиторского контроля в потребительской кооперации считаем целесообразным на законодательном уровне пересмотреть полномочия ревизионных комиссий кооперативных организаций. По нашему мнению, на этот орган следовало бы возложить только обязанности по контролю за соблюдением устава потребительского общества и его хозяйственно-финансовой деятельностью в целом, в том числе за паевым хозяйством, выполнением наказов пайщиков по качественному их обслуживанию, соблюдением перечня оказываемых бытовых услуг и осуществлением социальной миссии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред от 02.02.2006)
2. Закон Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.2002)
3. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 21.03.2002).
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 06.04.2004).
5. Федеральный закон от 08. 02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.12.2004).