УДК 341+348 ББК 67.412.1
Муфлиханова Д.Р.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Muflikhanova D.R.
CHARACTERISTIC FEATURES OF INTERGOVERNMENTAL INTERNATIONAL ORGANIZATION - ORGANIZATION OF ISLAMIC
COOPERATION
Ключевые слова: Организация исламского сотрудничества, Устав ОИС,
международная правосубъектность, международная организация, иммунитеты и привилегии ОИС, полномочия и компетенции международной организации.
Keywords: The Organization of Islamic Cooperation, OIC Charter, international law personality, international organization, privileges of OIC, capacity and power of international organization.
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию и выявлению особенностей Организации исламского сотрудничества. Автор проанализировал базовые направления: специфический характер международной правосубъектности Организации; иммунитеты и привилегии ОИС и ее должностных лиц; обьем полномочий и компетенций, которыми государства - участники наделили Организацию, и пришел к выводу, что ОИС носит межконтинентальный характер с заявленной широкой компетенцией и универсальностью, но ограниченной принадлежностью к Умме, в понятие которой входит единство мировоззрений и действий всех мусульман, основанное на братской любви, терпимости и взаимопонимании. С одной стороны, ее структуры выглядят закрытыми для немусульманских стран, но с другой, ОИС заинтересована в развитии отношений с государствами, на территории которых проживают сколь - нибудь значительные исламские меньшинства.
Abstract
The article deals with characteristic features of The Organization of Islamic Cooperation. The author researches, reveals and analyses it’s basic features: specific character of international law personality of the Organization; privileges of the Organization and it’s functionaries; capacity and power allotted to the Organization by member countries. The author comes to the conclusion, that The Organization of Islamic Cooperation is the association with wide power and universality, but it is limited by belonging to Umma, that declares unanimity of world outlook and activity of all the Muslims based on fraternal love, tolerance and mutual understanding. On the one hand the Organization seems to be closed for non Muslim countries, but on the other hand The Organization of Islamic Cooperation is interested in the development of the relations with any countries inhabited by Muslims even if Muslims do not make the majority of the population.
Одной из особенностей Организации исламского сотрудничества (далее - ОИС, Организация) является специфический характер ее международной правосубъектности. Международная правосубъектность международной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют
организацию, и с учетом характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности. Обладание международной правосубъектностью не означает уравнивания международных организаций в их правовом положении. Объем прав и обязанностей, в котором проявляется качество международной правосубъектности, у разных организаций различен. Последний зависит от целей и задач организации и определяется действием ряда политических, экономических, социальных и других факторов международной жизни.
ОИС - международная организация с заявленной широкой компетенцией. Особенность правосубъектности международной организации заключается в том, что, как отмечал польский юрист В. Моравецкий, «выражаемая ее органами в принятых ими решениях воля не идентична воле всех ее членов и каждого из них»1. Правосубъектность организации возникла на договорной основе с последующим международным признанием. В 1975 году ОИС получила статус наблюдателя в ООН, и ежегодно в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН включается пункт «сотрудничество между ООН и ОИС», и принимается соответствующая резолюция аналогичного названия.
«Организация является носителем определенных общих интересов и призвана их защищать; в результате она обладает автономией воли, то есть волей, которая отлична от суммы воль государств - членов, хотя и производна от них. Эта воля и находит выражение в процессе реализации правосубъектности ». Что касается воли ОИС, как международной организации, то можно сказать, что из множества заключенных Организацией договоров с государствами - членами, а также с иными государствами и международными организациями, ни один из договоров не был поставлен членами ОИС под сомнение, то есть во всех договорах была выражена действительная воля ОИС.
В решениях, принимаемых соответствующими органами ОИС, также выражается самостоятельная воля ОИС как международной организации. Несомненно, воля организации имеет ограниченный и специальный характер и не может выходить за рамки уставной правоспособности ОИС и противоречить основным нормам и принципам международного права.
ОИС, как и другие международные организации, является вторичным производным субъектом международного права. Специфический характер ОИС как субъекта международного права проявляется, прежде всего, в том, что в отличие от главного субъекта международного права, то есть государства, у международной организации нет такого свойства, как суверенитет. «Права международных организаций и полномочия их высших органов по своей юридической природе отличаются от суверенных прав государства и его верховных органов. Они имеют договорное происхождение и являются результатом согласования воли суверенных государств - создателей международной организации»3.
Другая особенность международных организаций как субъектов международного права проявляется в специфичности тех прав, которыми они обладают и осуществляют на международной арене.
В связи с этим, следует отметить, что «еще международный суд ООН в принятом им в 1949 году консультативном заключении по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, обратил внимание на то, что признание международной правосубъектности ООН отнюдь не означает, что ее права и обязанности такие же, как права и обязанности
4
государства» .
1 См. Моравецкий, В. Функции международной организации. - М; 1976. - С. 238
2 См. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и ВУЗов. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2008.
3 См. Шибаева, Е.А., Поточный, М. - Правовые вопросы структуры и
деятельности международных организаций. - М., 1988. - С. 56.
4 См. Там же, С.57.
Действительно, суверенное государство может быть субъектом любых правоотношений, которые совместимы с общепризнанными принципами и нормами международного права.5 Что касается ОИС, то она создавалась для выполнения конкретных задач, имеет определенные цели и соответствующие функции, зафиксированные в учредительном акте. Именно задачами, целями и функциями ОИС определяется и ограничивается объем ее международных прав и обязанностей. В силу этого ОИС может быть участником лишь определенных международных правовых отношений.
Своеобразие таких субъектов права, как международные организации, проявляется и в том, что они ограничены в выборе средств разрешения споров и средств принуждения. Например, только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым международным судом ООН.
Особенность ОИС как субъекта международного права проявляется в том, что во взаимоотношениях государств - создателей ОИС в качестве постоянной доминанты присутствует «исламский фактор», который предопределяет избирательный характер при выборе стороны международного договора, при предоставлении взаимных льгот и определении содержания режима взаимности, сказывается на характере принимаемых ею правовых актов, на перспективном планировании деятельности ОИС.
Таким образом, все эти факторы оказывают существенное влияние на деятельность ОИС как субъекта международного права и позволяют утверждать, что речь идет о специфическом субъекте международного права.
Международная правосубъектность ОИС проявляется, среди прочих, и в праве организации и ее должностных лиц пользоваться иммунитетами и привилегиями. Поскольку объем и механизм наделения иммунитетами и привилегиями в различных международных организациях может существенно различаться, автор считает необходимым выделить особенности касательно изучаемой организации.
Значительное увеличение за последние десятилетия числа международных организаций отражает процесс бурного развития и усложнения международных отношений. Сегодня широкую деятельность по развитию многостороннего сотрудничества государств в различных областях принимают на себя международные организации.
Как справедливо отметил английский исследователь М. Харди: «В то время как в
прошлом дипломатия касалась, главным образом, отношений между отдельными
государствами, с развитием международных отношений она сама стала многосторонней по
форме и коллективной, по своим устремлениям, все в большей степени основывающейся на
ряде соглашений, которые придают международной организации как таковой определенный
и независимый статус. Это не означает, что традиционная дипломатия исчезла, но
двусторонняя дипломатия стала только частью целого, и ее роль будет искажена, если не ^ 6 иметь в виду всей системы дипломатии» .
Исторически первым международным организациям и их персоналу предоставлялись дипломатические иммунитеты. Примером могут являться судебные и арбитражные учреждения, созданные Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 г. г., речные
у
комиссии, Лига Наций (пункт 4 статьи 7 Статута Лиги Наций ). Такое же положение было закреплено и во временном соглашении 1921 года между Генеральным Секретарем Лиги Наций и Швейцарским федеральным советом.
5 См. Шибаева, Е.А., Поточный М. - Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. - М., 1988. - С. 57.
6 См. М. Харди
7 См. Версальский мирный договор / Пол. пер. с франц. под ред. Ю.В. Клдючникова и А. Сабанина. - М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. - С. 7-15
Однако «modus vivendi» 1926 года между Лигой Наций и служащими международной организации впервые разделил последних на две категории, предусмотрев дипломатический иммунитет для высших должностных лиц и ограниченный - для других должностных лиц Лиги Наций. Именно это разграничение положило начало тенденции выделения из дипломатического иммунитета относительно самостоятельной части - иммунитета международной организации.
Исторически международные организации явились, по мнению одних ученых, наследниками международных конференций9. Другие ученые утверждают, что в отношении международных организаций «нельзя проводить аналогию с международными конгрессами и конференциями»10.
В зависимости от приверженности автора к той или иной точке зрения в науке международного права сложилось два мнения. Во - первых, иммунитет международной организации имеет своей первоосновой дипломатический иммунитет, исторически перешедший к международным организациям от представителей международных конференций. Во - вторых, иммунитеты международной организации носят функциональный характер.
Автор полагает, что единственно верным путем установления основы иммунитета международной организации является решение вопроса о ее правосубъектности. При изучении иммунитетов и привилегий международных организаций невозможно игнорировать тот факт, что иммунитеты и привилегии принадлежат именно международной организации, а не какому - либо конкретному государству или коллективу входящих в нее государств. Иммунитет международной организации является следствием ее международной правосубъектности. Согласно международному праву, дипломатическим иммунитетом обладают только представители государств, поэтому иммунитет международной организации не может быть отнесен к дипломатическому. Международная организация не является государством и не представляет государства. Ее иммунитет должен быть выделен в международном праве в самостоятельный институт, связанный и проистекающий из международной правосубъектности самой международной организации.
Международная правосубъектность как ОИС, так и всех международных организаций проявляется в праве самих организаций и их должностных лиц на привилегии и иммунитеты.
В Уставе ОИС зафиксировано право должностных лиц «пользоваться такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения ими своих функций в связи с деятельностью организации»11 (пункт 8 статья 6 Устава ОИС). Иначе говоря, право на привилегии и иммунитеты обосновывается функциональными потребностями организации, и сами эти привилегии и иммунитеты официально не именуются дипломатическими. Но все-таки право на привилегии и иммунитеты закреплено Учредительным актом Организации. Так, в пункте 8 статьи 6 Устава ОИС зафиксировано: «На основе соглашения об иммунитетах и привилегиях, которое принимает ОИС:
1. Конференция в государствах-членах пользуется законной правоспособностью, иммунитетами и привилегиями для выполнения своих функций и осуществления своих целей;
8 Примечание: Модус вивенди ( лат. - образ жизни, способ существования) - это дипломатический термин, применяемый для обозначения временных или предварительных соглашений, которые впоследствии предполагается заменить другими, более постоянного характера.; чаще всего устанавливается в форме обмена нотами.
9 См. Голубев, Н.Н. Международные конгрессы и конференции. Очерки истории и практики. - Ярославль: Типография Губернского правления, 1905. - С. 289
10 Примечание: в качестве примера можно привести следующих авторов: Зайцева О.Г., Моравецкий В., Морозов Г.И., Нешатаева Т.Н.
11 См. Устав ОИС, OIC Charter // Информационный портал ОИС - Режим доступа: www.oic-oci.org.
2. Представители государств-членов пользуются иммунитетами и привилегиями, необходимыми для выполнения своих функций, связанных с Конференцией;
3. Служащие Конференции пользуются иммунитетами и привилегиями, необходимыми для выполнения своих функций, связанных с решениями Конференции».
Устав ОИС закрепляет лишь сам принцип предоставления иммунитетов и привилегий, не раскрывая его конкретного содержания, в отличие от соглашения, специально принятого на Конференции министров иностранных дел в мае 1976 года в городе Стамбул, Турция.
Соглашение об иммунитетах и привилегиях ОИС 1976 года закрепило, что организация является юридическим лицом (статья 1), иммунитеты и привилегии ее должностных лиц носят функциональный характер (статья 31); эксперты пользуются иммунитетами и привилегиями только при выполнении своих обязанностей; обязательства государств по настоящему соглашению не должны препятствовать принятию мер для охраны своей безопасности и публичного порядка.
Отсюда можно сделать вывод, что на ОИС, как и на другие международные организации, распространяются, хотя и выборочно, положения Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и иммунитетах.
По своему объему и содержанию привилегии и иммунитеты ОИС - это неприкосновенность служебных помещений организации, означающая, что власти страны пребывания могут быть допущены в служебные помещения Организации для выполнения служебных обязанностей только с согласия (или по просьбе) Генерального секретаря организации; неприкосновенность архивов; неприкосновенность служебной переписки; судебный иммунитет; освобождение от прямых налогов и таможенных сборов; льготы в отношении валюты.
Судебный иммунитет ОИС означает, что должностные лица ОИС не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц при исполнении служебных обязанностей; налоговый иммунитет предполагает наличие у должностных лиц льгот по налогообложению их окладов и вознаграждений, получаемых от ОИС; таможенные привилегии предусматривают право на беспошлинный ввоз мебели и имущества при первоначальном вступлении в должность.
В отличие от дипломатических представителей, должностные лица ОИС не обладают личной неприкосновенностью.
Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам исключительно в интересах Организации для независимого выполнения этими лицами своих служебных обязанностей. Поэтому Генеральный секретарь ОИС имеет право и обязан лишить иммунитета любое должностное лицо организации в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ОИС. В отношении самого Генерального секретаря право лишения иммунитета принадлежит назначившему его представительному органу, то есть Конференции министров иностранных дел ОИС.
Следует отметить, что особенности международной организации обусловлены тем обьемом полномочий и компетенций, которыми государства-участники наделяют организацию. В компетенцию высшего органа практически любой международной организации входят следующие шаги, представленные на рисунке 1:
1. Принятие новых членов;
2. Выборы главного административного должностного лица;
3. Выборы членов исполнительного органа;
4. Принятие бюджета;
5. Рассмотрение отчетов деятельности организации;
6. Обсуждение всех вопросов, связанных с предметной деятельностью организации, вынесенных на его рассмотрение.
Рисунок 1 - Шаги, входящие в компетенцию высшего органа практически любой
международной организации12
Из этих шести пунктов в компетенцию Конференции королей и глав государств и правительств как высшего органа ОИС входит лишь пункт шестой, а остальные пункты своей компетенции Конференция королей и глав государств и правительств передала другому органу - Конференции министров иностранных дел, которая считается постоянно действующим рабочим органом Организации. В отличие от многих других международных организаций, Конференция министров иностранных дел как исполнительный орган ОИС не избирается высшим органом, а состоит из министров иностранных дел и аккредитованных представителей государств - членов ОИС по должности. Следует отметить, что правовое положение Конференции министров иностранных дел как исполнительного органа ОИС и правовое положение секретариата ОИС существенно различаются, так как компетенция Конференции министров иностранных дел близка по своему характеру к компетенции высшего органа ОИС. В задачу Конференции министров иностранных дел, в отличие от секретариата, входит принятие оперативных решений, имеющих значение для всей ОИС.
Компетенция Конференции министров иностранных дел определяется статьей 5 Устава ОИС следующим образом: «рассмотрение вопроса о средствах осуществления общей политики Конференции; контроль за выполнением решений, принятых на предыдущих Конференциях МИД; принятие решений по вопросам, представляющим взаимный интерес, в соответствии с целями и задачами ОИС; назначение Генерального секретаря и трех его заместителей; изучение любой проблемы, затрагивающей интересы государства или группы государств - членов, если это требует принятия соответствующих мер»13.
Ставя цель изучить и выявить особенности ОИС, автор проанализировал базовые, по нашему мнению, направления: специфический характер международной
правосубъектности Организации; иммунитеты и привилегии ОИС и ее должностных лиц; обьем полномочий и компетенций, которыми государства-участники наделили Организацию, и пришел к следующим выводам. Данную межправительственную организацию сложно классифицировать на основе критериев, применяемых к традиционным межправительственным организациям, по причине того, что цели ОИС предполагают многоплановое сотрудничество между мусульманскими организациями. Таким образом, ОИС носит межконтинентальный характер с заявленной широкой компетенцией и универсальностью, но ограниченной принадлежностью к Умме, в понятие которой входит единство мировоззрений и действий всех мусульман, которое основано на братской любви, терпимости и взаимопонимании. С одной стороны, ее структуры выглядят закрытыми для немусульманских стран, но с другой, ОИС заинтересована в
12 Примечание: Рисунок составлен на основании используемой литературы.
13 См. Устав ОИС, OIC Charter II Информационный портал ОИС - Режим доступа: www.oic-oci.org
развитии отношений с государствами, на территории которых проживает сколь-нибудь значительные исламские меньшинства. Нужно констатировать, что религиозные аспекты в деятельности ОИС все в большей мере заменяются политической позицией по важнейшим проблемам современности, в том числе по вопросам нового мирового порядка и международной безопасности.
Библиографический список
1. Моравецкий, В. Функции международной организации. - М., 1976. - С. 238.
2. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юриди-ческих факультетов и ВУЗов. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2008.
3. Шибаева, Е.А., Поточный, М. - Правовые вопросы структуры и деятельности между-народных организаций. - М., 1988. - С. 56.
4. Версальский мирный договор / Пол. пер. с франц. под ред. Ю.В. Клдючникова и А. Сабанина. - М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. - С. 7-15.
5. Голубев, Н.Н. Международные конгрессы и конференции. Очерки истории и практики. - Ярославль: Типография Губернского правления, 1905. - С. 289.
6. Устав ОИС, OIC Charter // Информационный портал ОИС - Режим доступа: www.oic-oci.org.