УДК 339.94
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И АЗЕРБАЙДЖАН
© 2016
Алиева Сабина Симург кызы, старший преподаватель кафедры общественных наук Бакинский славянский университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В данной статье автор анализирует место и роль Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) в системе международных организаций, детально рассматривает основные направления деятельности ОИС. Автор при написании данной статьи подвергает анализу резолюции и решения ОИС, связанные с безопасностью стран-участниц данной организации. В период государственного суверенитета современного Азербайджана наметились определенные связи Азербайджанской Республики с данной организаций (ОИС). В этом аспекте были проведены ряд встреч, подписание ряда документов и, в первую очередь, по проблеме Нагорного Карабаха (1 апреля 1992г.).
Ключевые слова: Организация Исламского Сотрудничества (ОИС), Азербайджан, международные отношения, мировой порядок, стратегическое партнерство.
RELATIONSHIPS BETWEEN AZERBAIJAN AND THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION (OIC)
© 2016
Aliyeva Sabina Simurg gizi, Senior Lecturer, Department of Social Sciences Baku Slavic University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. In the submitted article the author analyzes the place and the role of the Organization of Islamic Countries (OIC) in the system of international organizations, performs detailed analysis on the main activity directions of the OIC. The author when writing this article analyzes the oIC's resolutions and decisions related to security of Member States of the Organization. During the state sovereignty of modern Azerbaijan, there were outlined specific relationships with the Azerbaijan Republic and the OIC. In this view, several meetings were held, a number of documents were signed, and firstly on the Nagorno-Karabakh issue (April 1, 1992). Speaking about relationships between Azerbaijan and the OIC, it is highlighted an invaluable role of the National Leader Heydar Aliyev in finding the solutions to problems of Islamic countries and further strengthening the Islamic solidarity in the world. The author also analyzes the meetings and the decisions taken at the level of the Foreign Affairs Ministers of Member States (1995, 1996).
Keywords: Organization of Islamic Cooperation (OIC), Azerbaijan, international relations, world order, a strategic partnership.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Организация Исламского Сотрудничества (ОИС), основанная в 1969 году, она до сих пор объединяет многочисленные страны с преимущественно мусульманским населением. Необходимо заметить, что точная численность мусульман, проживающих не только в азиатских странах, но также в России и Европе, до сих пор окончательно не выяснена и на период 2010-2014 годов продолжает оставаться предметом межконфессиональных споров. Например, в 2002 году состоялась, как выясняется, последняя перепись мусульманского населения в России.
Тогда численность составила около 14,5 миллионов человек, что в процентном эквиваленте составляет десятую часть от населения РФ. Однако, по данным Духовного управления мусульман европейской части РФ, ислам в России к 2005 году исповедуют свыше 20 миллионов. «В Ингушетии - 98 %, в Дагестане - 94, в Чечне, в Кабардино-Балкарии - до 70 %, в Карачаево-Черкесии - 63 %, в Башкортостане - 54,5 %, в Татарстане - 54 % и т.д.» [1]. ОИК признаёт, что численность мусульман в России и Европе продолжает расти в основном за счёт своего естественного прироста (с 2010 года, к примеру, их заметно пополняют народы Северного Кавказа, мигранты из стран Средней Азии и Азербайджана).
Несмотря на эти разногласия в цифрах, вопрос о вероисповедании остаётся крайне сложным и открытым, однако принципы деятельности ОИС существенным образом не изменились: организация в первую очередь призвана была обеспечить решение всевозможных проблем, связанны с исламской солидарностью в социальной, экономической и политической сферах. Кроме того, в одну из актуальных задач ОИК входит борьба против сил колониализма, неоколониализма и расизма, поддержка Организации [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы деятельности ОИК, имеющей определенный авторитет в международном миропорядке и международных отношениях,
рассматриваются многими профессиональными политиками и исследователями. Среди них можно назвать имена З.Бжезинского [8], Мухаммеда Махди Банда Мукадама [2], и др., из российских исследователей - Н.В. Жданова [1], В.Ф.Урляпова [11, 12], Р. Хасанова [13], Сидорову Е.В. [6], М.Н. Гусева [9], Д.Р. Муфлиханову [5] и др., из азербайджанских исследователей - А.Ализаде [7], и др. поскольку ОИК - реально действующая организация, международное сообщество постоянно изучает многие аспекты ее деятельности, определяя вес и значимость в международных процессах этой организации, имеющей многочисленных членов. Интерес к характерным особенностям функционирования ОИК проявляется постоянно, поскольку, как и любая друга общественная организация, она играет определенную роль в урегулировании международных проблем. Азербайджан, как страна с традиционным исламским верованием, также заинтересован в дальнейшем наращивании взаимовыгодных отношений с данной организацией. Вопросы этих взаимоотношений должны оцениваться и изучаться, в том числе и на научно-теоретическом уровне.
Формирование целей статьи (постановка задания). Говоря о связи Азербайджана с ОИС, особо отмечена неоценимая роль общенационального лидера Гейдара Алиева в поиске решения проблем исламских стран и дальнейшего укрепления исламской солидарности в мире. В статье автор анализирует также встречи и принятые решения на уровне министров иностранных дел стран-участниц (1995-1996 г.г.) «Организацию Исламской Конференции» (или «Исламского Сотрудничества») на сегодняшний день надлежит занести в разряд одной из самых влиятельных и авторитетных организаций. Предполагается оценить общее состояние взаимодействия Азербайджана и ОИК по многим направлениям внешней политики нашей страны.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В марте 1992 года генеральный секретарь ОиК Хамид аль-Кабид отправил в Азербайджан делегацию под руководством своего заместителя Мухаммеда Мохсина. Целью визита было ознакомление с общественно-политическим положением в Азербайджане, изучение возмож-
ностей решения армяно-азербайджанского, нагорно-ка-рабахского конфликта мирным путем. По возвращении делегации, 31 марта 1992 года, генеральный секретарь ОИК выступил с заявлением о положении в Нагорном Карабахе.
С одной стороны, он, пользуясь предоставленными ему дипломатическими правами, призвал стороны прекратить огонь, с другой стороны, официально обратился к государствам-участникам и гуманитарным организациям с наставительной просьбой оказать помощь мусульманской общине Нагорного Карабаха. Это заявление было распространено по всему миру 1 апреля 1992 года по сети мировых информационных каналов.
При анализе деятельности ОИК неоценима роль Гейдара Алиева. Помимо внедрённой в Организацию особой миротворческой миссии, связанной с решением Карабахского вопроса, бывшему Президенту Азербайджана удалось на совещаниях или Саммитах ОИК сплотить исламский мир как единую и мощную политическую силу. Это можно уже в наши дни считать важным политическим подспорьем на долгосрочную перспективу, так как объективно исламское мировое пространство неоднородно по своему составу.
Связи Азербайджана с ОИК стали еще более интенсивными с середины 1993 года, т.е. после возвращения Гейдара Алиева к высшему руководству, они обрели последовательный и целенаправленный характер. Встречи Президента Гейдара Алиева с генеральным секретарем ОИК Хамидом аль-Кабидом, состоявшиеся в ноябре 1994 года в Баку и переговоры с ним, наряду с интенсификацией связей нашей страны с данной структурой, завершились еще и включением армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта в список проблем по активному сотрудничеству ОИК с ООН.
В декабре 1994 года Президент Гейдар Алиев принял участие в работе VII Конференции глав государств и правительств стран-участниц ОИК. Саммит проходил с 13 по 15 декабря в Касабланке (Марокко). Саммит принял две резолюции, непосредственно связанные с Азербайджаном. В первой из них агрессия Армении против Азербайджана подверглась осуждению 52 мусульманскими государствами, в ней также было выражено требование немедленно и безоговорочно освободить все оккупированные азербайджанские земли, включая Шушу и Лачин. Вторая (по времени сразу же последовавшая за ней) резолюция, принятая конференцией ОИК, призвала все страны-участницы, исламские учреждения и международные организации всемерно оказывать экономическую и гуманитарную помощь Азербайджану, более одного миллиона граждан которого оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев.
Конференции министров иностранных дел стран-участниц данной организации, состоявшиеся в 1995 году в Конакри и в 1996 году в Джакарте, обсудив доклад генерального секретаря ОИК об армяно-азербайджанском конфликте, резко осудили агрессию со стороны Армении. В принятых на двух указанных конференциях документах было выражено требование о безотлагательном выводе вооруженных сил Армении с оккупированных азербайджанских территорий, об уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики [3].
Следует отметить, что на XXIV конференции, состоявшейся в Джакарте, название резолюций, принимаемых ОИК с 1993 года в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, было изменено и вместо «Резолюция о конфликте между Республикой Арменией и Азербайджанской Республикой» они стали называться «Резолюция об агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики». Конференция в городе Джакарта (Индонезия) также выразила поддержку заявлению действующего председателя ОБСЕ по решению проблемы Нагорного Карабаха, сделанному на Лиссабонском саммите глав государств и правительств
ОБСЕ.
Эти и другие резолюции, принятые по непосредственной инициативе азербайджанской стороны, много лет ведущей освободительную войну с Арменией, оказали большое влияние на смягчение Нагорно-Карабахского конфликта. Однако совершенно очевидно, что это жёсткое противостояние, взращённое отдельными и недальновидными российскими и армянскими политиками, разумеется, не могло прекратиться в одночасье. Для Г.А. Алиева и лидеров правительства Азербайджанской Республики изначально было ясно, что прекращение огня возможно только концентрированными усилиями многих социальных структур в обществе. ОИК и в этом вопросе всегда занимала важную позицию.
Так, результатом последовательной, целенаправленной работы с ОИК и его структурами стало принятие «Исламским банком развития» решения о проведении в 1996 году в столице нашей республики Международной инвестиционной конференции. Она состоялась 21 сентября 1996 года. В данном мероприятии принимали активное участие президент Банка, официальные и аккредитованные члены Совета директоров. Всего в конференции приняло участие около 180 деловых партнёров разных областей из семнадцати стран.
Спустя определённое время, точнее, в январе 1997 года, Совет директоров «Исламского банка развития» принял решение о выделении Азербайджану льготного кредита на сумму 13,151 млн. долларов США для реконструкции автомобильных дорог по линии - Алят-Гаджикабул. В целом же этот банк в различные годы предоставил Азербайджану льготные кредиты в сумме от 70 млн. долларов, и даже безвозмездно выделял финансовые средства на общие суммы в 5 млн. долларов США.
Нам важно отметить, что ОИК периодически контролировал приток капитала, потому что эти деньги шли на оказание гуманитарной помощи беженцам, части вынужденных переселенцев. Более того, деньги шли и на культурно-просветительские цели, то есть на строительство школ, различных производственных предприятий, дорог, сети оросительных каналов, для подготовки технического оборудования, проектов социально-экономического назначения.
В 1997 году в истории ОИК впервые была проведена первоначально внеочередная, а далее и запланированная конференции глав государств и правительств. Первая, то есть внеочередная конференция, состоялась 23 марта 1997 года в Исламабаде (столица Пакистана). Она была непосредственно посвящена пятидесятилетию обретения независимости Пакистана. Азербайджан на этой конференции представляла официальная делегация под руководством Председателя Милли Меджлиса - М. Алескерова. В принятой на этой конференции декларации нашли отражение предложения и азербайджанской стороны. Например, пункт под номером 10 декларации резко осуждал агрессию Армении против Азербайджанской Республики. На Исламабадской конференции было выдвинуто требование об освобождении части оккупированных территорий.
В декабре того же 1997 года в Тегеране прошёл VIII саммит ОИК, в котором приняли активное участие делегаций из пятидесяти трёх стран. Азербайджанской делегацией тогда лично руководил глава нашего государства Гейдар Алиев.
В период своего пребывания в Иране Президент Г.А. Алиев провел ряд встреч с несколькими главами государств и правительств, а также министрами иностранных дел Сирии, Турции, Марокко, Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов, Ливана, Таджикистана, Саудовской Аравии, Индонезии, Египта, Туркменистана. Президент Азербайджана встречался также с руководителем Палестинской автономной республики, с генеральными секретарями ОИК и ООН, генеральным директором Всемирной продовольственной организации, другими
официальными лицами.
В общей сложности при поддержке руководства ОИК Г.А. Алиев в течение одного полугодия (1997) провёл свыше двадцати пяти встреч, на которых подробно проинформировал собеседников о происходящих в Азербайджанской Республике процессах. Он довел до сведения официальных властей о вопиющих фактах армянской агрессии. При этом Г.А. Алиев указывал не только на потенциально возможные, но и вполне реальные пути межнационального диалога, сотрудничества.
Тегеранский саммит ОИК в итоге принял две важные резолюции, которые имели непосредственное отношение к нашей республике. Так, в резолюции «Об агрессии Республики Армении против Азербайджанской Республики» указывалось, что государства-страны -участники ОИК должны были категорически отказаться от продажи Армении орудий и боеприпасов. Кроме того в резолюции ОИК указывалось, что недопустим также и транзит сквозь пограничные территории подобного рода грузов. ОИК на Тегеранском Саммите рекомендовал Совету Безопасности ООН предпринимать самые решительные шаги в целях реализации ранее принятых документов по данному вопросу. Во второй тегеранской резолюции ОИК, государства-страны вместе с исламскими учреждениями призывали оказать правительству и народу Азербайджана необходимую торгово-экономическую и гуманитарную помощь.
В июне-июле 1999 года состоялась XXVI конференция министров иностранных дел ОИК (Уагадугу, столица небольшого государства Буркина-Фасо). На ней были приняты уже три резолюции. Считаем, что о них следует сказать особо. Дело в том, что функции ОИК на рубеже XX-XXI веков допускают принятие традиционных резолюций. Надо признать, что чаще всего они носят константный характер, то есть некоторые пункты документов предусматривают хрестоматийные решения, выполнение которых не несёт за собой серьёзной ответственности за их краткосрочное выполнение. Однако таких резолюций (для отчётности) в архиве ОИК всё меньше.
И вот на этой конференции впервые была принята специальная резолюция под названием: «О разрушении и уничтожении памятников исламской истории и культуры на территориях Азербайджанской Республики, оккупированных в результате агрессии Республики Армении против Азербайджанской Республики». Нет комментариев в том, что такая резолюция существенно отличает ото всех предыдущих. В настоящем документе ОИК теперь все вещи, образно выражаясь, стали называться своими словами.
А именно: разгром исторических памятников (а народная молва, кстати сказать, приписала к ним и акты откровенного цинизма, связанного с разрушением памятников на азербайджанских кладбищах Армении), прежде всего бесценных памятников культуры Ислама, мечетей, как-то: музеев, картинных галерей, библиотек, музыкальных школ, театров. Причём, в резолюции ОИК отмечалось, что это варварское разграбление культурного наследства Азербайджана на протяжении тринадцати лет проводилось Арменией под жупелом так называемой «этнической чистки». Резолюции ОИК, согласно полномочиям функциональных органов, имеют полное юридическое право рекомендовать руководству контролировать генерируемые решения. Так и в этом случае: генеральному секретариату ОИК дано поручительство информировать ОБСЕ, ООН и некоторые другие международные организации о настоящей позиции в отношении государств-участников.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Участие органов ОИК в решении проблем, имеющих большую актуальность для Азербайджана, играет важную роль в укреплении внешнеполитических позиций страны в международных отношениях. Кроме того, охрана, сохранение исторических памятников, бесспорно, одна из важнейших прерогатив
ОИК, которая осуществлялась на протяжении десятилетий. Но, на наш взгляд, не менее остра и актуальна также политика, направленная на созидательную сторону этого процесса. Мы имеем в виду участие высоких чинов из нынешней (уже переименованной) Организации Исламского Сотрудничества в реконструкции памятников старины и возведении новых объектов религиозного содержания. Считаем, что в данном направлении работы есть еще много резервов, это взаимодействие во многих аспектах социально-экономического и духовного развития со странами-членами ОИК, использование веса и влияния этой международной организации для решения военного конфликта в Карабахе, крепления регионального влияния страны и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. — 568 с.
2. Мухаммед Махди Банда Мукадам. Причины возникновения ОИК и роль Саудовской Аравии в ней. В работе: Аминуддин М.А. Организация Исламская Конференция: Международно-правовой аспект. Автореф.: канд. ... дисс. политических наук. Санкт-Петербург, 1998
3.Структура ОИК. К председательству Казахстана в организации Исламская Конференция. Казахстан. Издательство «Лама Шариф» К.К.,2010 В двух книгах.
4. Устав ОИС, Устава ОИК // Информационный портал ОИС - Режим доступа: www.oic-oci.org.
5. Муфлиханова Д.Р. Особенности организации исламского сотрудничества как межправительственной международной организации // Вестник Волжского Университета им. В.Н. Татищева, № 4 [77] / 2012 // ЫАр:// cyberleninka.ru/
6. Сидорова Е.В. Организация Исламская конференция: потенциал развития и технологии политической деятельности в процессе институционализации нового мирового порядка. Дисс.на соиск. уч.степени канд.по-лит. наук. Нижний Новгород, 2009, 23 с.
7. Али-Заде, А. Ислам. Энциклопедический словарь. Ансар: Изд.дом, 2007. - 400 с.
8. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Международные отношения, 2003. - 256 с.
9. Гусев, М.Н. Организация «Исламская конференция» на перепутье / htpp://www.iimes.ru/rus/stat/2007/06-03-07.htm
10. Зиганшина, Г.М. Об участии Турции в Организации Исламская конференция // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск 19). М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. — С.24-30.
11. Урляпов, В.Ф. Индонезия и Организация Исламская конференция // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск 19). М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - С.31-37.
12. Урляпов, В.Ф. Малайзия и Организация Исламская конференция // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск 19). М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. — С.3-12.
13. Хасанов Р. Организация Исламская конференция и мусульманские государства СНГ // Центральная Азия и Кавказ, №11, 199 //http://www.ca-c.0rg/i0urnal/l 1-1997/ st 03 hasanov.shtm1
14. Балашов Ю.А., Вагин М.В., Колобов О.А., Корнилов А.А. Международные отношения на Ближнем Востоке в XX веке: Учебное пособие. Н.Новгород: ФМО ННГУ, 2003. - 236 с.