Научная статья на тему 'Особенности организации и учета оплаты труда в общественных объединениях'

Особенности организации и учета оплаты труда в общественных объединениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7034
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и учета оплаты труда в общественных объединениях»

РАБОТА АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ

С. Б. Константинова аспирантка кафедры "Экономический анализ и аудит"

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА

В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Формы организации труда и его оплаты

На общественные организации, как и на другие некоммерческие организации, распространяются все нормы трудового законодательства Российской Федерации. Организация обязана выплачивать работнику заработную плату согласно статье 96 Кодекса законов о труде (далее - КЗоТ) не реже, чем каждые полмесяца. Величина фонда оплаты труда определяется согласно финансовому плану и сметам на выполнение отдельных программ. Для общественных благотворительных объединений существует определенное ограничение по использованию фонда оплаты труда. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (пункт 3 статьи 16) (далее - Закон о благотворительных организациях) ограничивает оплату труда административно-управленческого персонала в размере 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату работников, непосредственно занятых в реализации благотворительных программ.

Вопросы оплаты труда работников общественного объединения касаются как бухгалтера, так и руководителя, поскольку именно он подписывает приказы о приеме на работу, об отпуске, об увольнении. Он устанавливает штатное расписание, заключает трудовые договоры со штатными работниками (работающими полный рабочий день и совместителями), договоры гражданско-правового характера, договоры с добровольцами, утверждает расчетно-платежные ведомости, акты приемки-сдачи работ по гражданско-правовым договорам и т.д.

Руководитель общественного объединения в соответствии со статьей 80 КЗоТ имеет право самостоятельно определять вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными катего-

риями персонала организации, если иное не определено уставными документами и положениями. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон о нКО) надзор за деятельностью фонда (в том числе общественного фонда), включая использование им средств, может осуществлять его попечительский совет. Вопросы оплаты труда работников филиалов и представительств общественного объединения определяются в Положениях о филиалах и представительствах согласно пункту 4 статьи 5 Закона о НКО.

Как правило, в общественных объединениях используется повременная оплата труда работников. Заработная плата в этом случае устанавливается в твердых окладах. Организации, получающие гранты* в валюте, могут устанавливать оклады в привязке к той валюте, в которой они получают денежные средства. При полностью отработанном работником месяце оклад начисляется ему полностью, а в случае частичного отсутствия на работе он получает часть оклада, пропорциональную отработанным дням месяца. Заработная плата при данной системе оплаты труда зависит от штатного расписания, ее размер не связан напрямую с качеством работы.

Лицам, занятым сбором средств на благотворительные программы (фандрайзинг), может устанавливаться сдельная оплата труда (например, процент от суммы привлеченных средств). При сдельной оплате труда заработная плата работников начисляется за фактически выполненную работу на основании действующих в организации расценок за единицу работы.

В практике работы общественных объединений бывают ситуации, когда у организации не хватает целевых средств для выплаты заработной платы постоянным сотрудникам. Статья 78 КЗоТ предусматривает, что месячная оплата труда работника не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Таким образом, общественное объединение обязано начислить работникам заработную плату в размере минимального размера оплаты труда. Другим выходом из создавшегося положения является перевод работников на работу с неполным рабочим днем. Можно также предложить работнику взять не-

Под термином "грант" для целей налогообложения понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании (Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 11 июня 1993 г. № ЮУ-4-06/88Н, 04-06-01 "О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций").

оплачиваемый отпуск, который оформляется заявлением работника и соответствующим приказом руководителя общественного объединения.

Как правило, в общественных объединениях, выполняющих программы, которые финансируются за счет грантов, не выплачиваются отпускные. Это связано с тем, что организациями - грантополучателями эта группа расходов в договорах на получение грантов не предусматривается. Однако это является нарушением трудового законодательства. Поэтому организация должна изыскать средства на оплату отпусков сотрудников за счет других источников.

На каждого работника в бухгалтерии общественной организации имеется приказ руководителя о приеме на работу и трудовой договор. Бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет лицевой счет, в котором указываются сведения о работнике (фамилия, имя, отчество; образование; состав семьи, в том числе количество детей и иждивенцев; профессии, которыми владеет; дополнительные навыки и т. д.). Сведения об использовании рабочего времени в организации обобщаются в табеле учета использования рабочего времени.

Заключение трудового договора

С постоянными работниками и совместителями заключается трудовой договор (контракт, соглашение), в котором указываются все права и обязанности работника и работодателя. По трудовому договору работник обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности. В трудовом договоре следует указать, что работник обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку, соблюдать трудовую дисциплину. Это отличает трудовой договор от гражданско-правовых договоров. Важнейшим фактором трудового распорядка является 40часовая рабочая неделя для постоянных работников и 4-часовой рабочий день для совместителей, определенное время начала и окончания работы. За невыполнение обязательств по трудовому договору работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В трудовом договоре может быть оговорена форма и размер заработной платы работника.

Организация обязана обеспечить работнику условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. В частности, работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на возмещение расходов в связи с осуществлением командировок, на выплату социальных пособий и т. д. Оплата труда производится в соответствии со штатным расписанием. Согласно КЗоТ работнику может устанавливаться испытательный срок, но не более трех месяцев. В трудовом договоре следует указать, выплачивается ли зара-

ботная плата во время испытательного срока. Трудовой договор, как правило, заключается на неопределенный срок. Однако специфика общественных объединений заключается в том, что трудовой договор может заключаться на выполнение конкретной программы. Организация обязана делать записи в трудовой книжке работника.

Оформление отношений с лицами,

РАБОТАЮЩИМИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ ДОГОВОРАМ

Общественные объединения в связи с особенностями деятельности часто пользуются услугами консультантов, экспертов, лекторов и т.д. Как правило, с ними заключаются договоры гражданско-правового характера. При составлении гражданско-правовых договоров необходимо использовать правильные формулировки, т.к. неточные формулировки могут привести к серьезным налоговым последствиям для организации. Все формулировки пунктов договора должны свидетельствовать о его гражданско-правовом характере, отличать его от прочих разновидностей трудовых соглашений.

Важность этого связана, во-первых, с тем, что не полностью совпадают отчисления во внебюджетные фонды. Во-вторых, гражданина, выполняющего работу по гражданско-правовому договору, нельзя отправить в командировку, но можно поручить ему выполнение работы в другом населенном пункте. В этом случае расходы, которые несет исполнитель, включаются в сумму вознаграждения (если гражданину компенсировать данные расходы в том же порядке, как если бы это были командировочные расходы, то будут неправильно исчислены суммы налога на доходы физических лиц и единого социального налога с соответствующими штрафными санкциями). В-третьих, ответственность работодателя шире и серьезнее, чем ответственность заказчика. И наконец, в-четвертых, порядок приема на работу и увольнения отличается от заключения и расторжения договора гражданско-правового характера.

Отношения общественных организаций с лицами, работающими по гражданско-правовым договорам (подряда, поручения, возмездного оказания услуг), регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Деньги, которые получает гражданин за выполнение гражданско-правового договора, являются вознаграждением за выполненную работу или оказанную услугу. Предметом всех гражданско-правовых договоров является результат труда, выполнение индивидуального задания (заказа или поручения). Договором может быть предусмотрена прямая связь между вознаграждением и качеством выполненной работы. Как правило, вознаграждение выплачивается по окончании работы. На гражданина, заключившего договор гражданско-правового характера, правила трудового распорядка не распространяются.

Договор подряда и договор возмездного оказания услуг во многом схожи - суть обоих заключается в том, что по заказу одной стороны другая сторона выполняет определенную работу за плату. Разница между ними состоит в том, что результатом договора подряда является овеществленный результат, который и передается заказчику по окончании работы, а услуга, напротив, не имеет результата, который можно было бы потрогать или увидеть, она выражается в определенных действиях, в самом процессе деятельности.

При составлении договора подряда следует руководствоваться главой 37 ГК РФ. При заключении договора подряда вопросы качества работы требуют особого внимания, поэтому договор должен содержать в себе описание конечного результата и критерии его оценки. Не менее важен вопрос о сроке передачи готового результата, поскольку с ним связан момент перехода права собственности. Важным моментом в договоре подряда является ответственность сторон, т.к. данный договор связан с материальными ценностями. При заключении договора подряда на подрядчика может быть возложена имущественная ответственность не только за прямой действительный ущерб, но и за упущенную выгоду. При завершении работ по договору подряда составляется приемо-сдаточный акт.

Правоотношения, связанные с заключением договора возмездного оказания услуг, регулируются главой 39 ГК РФ. Пунктом 2 статьи 779 части второй ГК РФ перечислены виды услуг, по которым может составляться договор возмездного оказания услуг. В отличие от договора подряда качество многих услуг бывает оценить достаточно сложно, и соответственно сложно отразить в договоре ответственность исполнителя за ненадлежащее качество работы.

Договор поручения (глава 49 ГК РФ) также является договором гражданско-правового характера, но он имеет другую направленность: одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. При окончании договора поручения составляется справка (акт).

Оформление труда добровольцев

В общественных объединениях, имеющих статус благотворительных, согласно законодательству, может использоваться труд добровольцев. Общие положения организации труда добровольцев отражены в Законе о благотворительных организациях, где говорится о том, что источником формирования имущества благотворительной организации может

быть труд добровольцев*. Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Между добровольцем и общественным объединением заключается договор, в котором оговариваются условия для выполнения программы. Но юридической силы он не имеет, так как эти отношения не регулируются ни КЗоТ, ни ГК РФ. Отношения с добровольцами не предусматривают оплаты труда, но им могут возмещаться расходы (командировочные и хозяйственные), связанные с выполнением благотворительной программы на добровольных началах. В договоре должно быть указано, что доброволец выполняет работу по программе (с указанием названия благотворительной программы) без оплаты труда.

Все расходы, связанные с осуществлением благотворительной деятельности, должны быть документально подтверждены. В противном случае израсходованная добровольцем сумма включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход независимо от величины сметы, утвержденной организацией для таких выплат. Если расходы добровольца подтверждены документально, то согласно письму ГНС РФ от 08.05.97 г. № 08-1-07/404 “суммы компенсационных выплат, производимых благотворительной организацией, и возмещение документально подтверждаемых добровольцем расходов, непосредственно связанных с выполнением его обязанностей, включению в совокупный облагаемый доход не подлежат”. Как следует из этого письма, добровольцам не может быть выдан аванс на поездку в служебных целях, т.к. все суммы, потраченные добровольцем, компенсируются в соответствии с представленными документами. В договоре о добровольном труде указывается, что добровольцу возмещаются все расходы, понесенные им с целью выполнения программы. Желательно, чтобы директор организации утверждал смету расходов добровольцев. Запись в трудовой книжке волонтера не делается, поскольку такая работа не входит в сферу трудовых отношений.

Использование труда иностранных работников

Общественные объединения также могут использовать труд иностранной рабочей силы. Если организация хочет принять на работу иностранца, то она должна обратиться в Федеральную миграционную службу России за получением разрешения, чтобы получить подтверждение на право трудовой деятельности на территории РФ. Данное правило не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в России. Согласно Налоговому кодексу РФ к физическим лицам - налоговым

* Статья 15 Закона г. Москвы от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году*. Никаких ограничений по заключению гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами не существует.

Оформление первичных документов по учету оплаты труда

Учет оплаты труда штатных работников и совместителей ведется на основе приказов руководителя о приеме на работу, трудовых договоров (контрактов), табелей учета рабочего времени, личной карточки работника.

Общественные объединения при начислении заработной платы используют типовые межведомственные формы: расчетно-платежная ведомость (Т-49), платежная ведомость (форма Т-53), расчетная ведомость (форма Т-51), лицевой счет (форма Т-54 или Т-54а), табель учета использования рабочего времени (форма Т-13), журнал регистрации депонентов.

Организации обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами. В налоговой карточке отражаются сведения об источнике выплаты доходов и о получателе доходов, также производится учет вычетов (сумм, на которые для целей налогообложения следует уменьшить общую сумму доходов), видов доходов, совокупного дохода по месяцам, расчет налога на доходы физических лиц. Организации обязаны представлять в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.

Размер налога на доходы физических лиц И ПОРЯДОК ОТЧИСЛЕНИЙ ОТ ФОНДА заработной платы

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) ставка налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%, кроме налогообложения особых доходов, по которым установлены отдельные ставки (пункт 2 и 3 статьи 224). Данный порядок уплаты налога действует с 1 января 2001 г.

Налоговым кодексом предусмотрен ряд стандартных, имущественных, социальных, профессиональных вычетов. Так, увеличиваются необлагаемые вычеты из небольших зарплат, составляющих до 20 тыс. руб. в год*. Разрешается не платить подоходный налог с сумм, направленных

* Статья 11 части 1 НК РФ.

* Подпункт 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

на лечение и образование, - по 25 тыс. руб. в год на каждого члена семьи**.

Начиная с 1 января 2001 г. порядок уплаты отчислений во внебюджетные фонды от заработной платы регулируется главой 24 “Единый социальный налог (взнос)” части второй НК РФ. В связи с введением единого социального налога взамен взносов во внебюджетные фонды устанавливается единая налогооблагаемая база, единый объект обложения и процедура начисления, уменьшаются начисления на заработную плату с 39,5% до 35,6% от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения, сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков. Следует отметить, что меняется только форма сбора денег в социальные фонды. Распределяться между фондами они будут по-прежнему.

Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога являются выплаты, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, в том числе - вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам (указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации), а также доходы в виде материальной выгоды.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ) не включаются вознаграждения работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Для предприятий устанавливается регрессивная шкала социального налога на фонд заработной платы:

35,6% - с годового заработка работника до 100 тыс. руб.;

20% - с заработков от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;

10% - с заработков от 300 тыс. до 600 тыс. руб.;

2% (5% в 2001 г.) - с заработков от 600 тыс. руб.

Право применять регрессивную шкалу доходов имеют не все предприятия. В пункте 2 статьи 241 Нк РФ приведены критерии, которым должна соответствовать организация, для того чтобы применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога. Организации, не соответствующие этим критериям, обязаны уплачивать единый социальный налог по максимальной ставке.

** Подпункт 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

Для того чтобы организация имела возможность использовать регрессивную шкалу уплаты единого социального налога, фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во втором полугодии 2000 г., в данной организации должен был превысить 25 000 руб.

Для расчета этого показателя установлен следующий порядок: в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Пример 1

В общественном фонде “Ветеран” работает 50 человек. Общая сумма заработной платы, начисленная 40 сотрудникам за второе полугодие 2000 г., составила 6000 руб. Остальным 10 работникам было начислено за второе полугодие 2000 г. по 36 000 руб. Нужно определить, имеет ли право данная организация применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога в 2001 г.

Рассчитаем размер выплат, облагаемых страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, на одного работника.

Так как в общественном фонде “Ветеран” работает 50 человек (более 30), то заработная плата 10% наиболее высокооплачиваемых сотрудников (5 человек, каждому из которых начислено по 36 000 руб.) не учитывается, т.е. не учитывается сумма, равная 180 000 руб.

Общая сумма выплат, начисленных 45 наименее оплачиваемым работникам, составит 420 000 руб. (40 чел.*6000 руб./чел. + 5 чел.*36 000 руб./чел.).

Величина налоговой базы в среднем на одного работника составит:

420 000 руб./45 чел.=9333,3 руб.

9333,3 руб.<25 000 руб./чел.

Следовательно, общественный фонд “Ветеран” не имеет права применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога в 2001 г. и должен уплачивать единый социальный налог в 2001 г. по максимальной ставке.

Одновременно с введением единого социального налога отменяется взнос в Фонд занятости. Работники освобождаются от уплаты 1% в Пенсионный фонд РФ.

Помимо единого социального налога организации обязаны исчислять и уплачивать взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования РФ, страхователями - юридические лица, привлекающие работников на основании трудо-

вого договора и договоров гражданско-правового характера (в определенных случаях). Размер тарифов колеблется от 0,2% до 10,7% оплаты труда в зависимости от класса профессионального риска страхователя, который определяется Фондом социального страхования РФ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. № 975. Общественные объединения должны уплачивать страховые взносы по наименьшему тарифу - 0,2%.

Следует отметить, что в НК РФ ухудшено положение общественных организаций инвалидов по уплате налога во внебюджетные фонды. В отличие от льгот, действовавших до введения в действие единого социального налога, главой 24 НК РФ введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от налога. Общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника независимо от того, является он инвалидом или нет. Следует отметить, что ранее были освобождены от уплаты взносов во внебюджетные фонды только общероссийские общественные организации инвалидов. Однако льгота предоставлялась на всю сумму взноса.

То же самое ограничение распространяется и на общественные учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, физкультурно-спортивных, лечебно-оздоровительных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Следует отметить, что данная группа работодателей ранее от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не освобождалась.

Данная льгота не распространяется на общественные объединения, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 884.

Бухгалтерский учет оплаты труда в общественных объединениях

С 1 января 2001 г. введены в действие новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (далее - План счетов). К сожалению, в

новом Плане счетов не предусмотрены отдельные счета для учета расходов уставной непредпринимательской деятельности в некоммерческих организациях и не определен порядок отражения операций в некоммерческих организациях. Поэтому при использовании Плана счетов необходимо руководствоваться обычной логикой. Все расходы общественных объединений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует аккумулировать на счете 26 “Общехозяйственные расходы”. В Инструкции к Плану счетов сказано, что счет 26 “Общехозяйственные расходы” используется в организациях, деятельность которых не связана с производственным процессом, для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. В конце периода, предусмотренного учетной политикой, при направлении средств целевого финансирования на содержание общественного объединения расходы с кредита счета 26 “Общехозяйственные расходы” списываются в дебет счета 86 “Целевое финансирование”.

МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОТНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В УСТАВНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательская деятельность не может быть основной целью создания общественного объединения. Однако организации могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы*. Полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль должна быть использована на выполнение уставной деятельности. Ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно. Только раздельное ведение учета позволит сохранить ряд налоговых льгот для общественных объединений. Вопрос о распределении затрат встает в том случае, если общественное объединение создает внутри организации отдел, занимающийся предпринимательской деятельностью. В этом случае расходы по заработной плате сотрудников, работающих по программам целевого финансирования, относятся за счет этих поступлений, а расходы по заработной плате сотрудников, занятых в ведении предпринимательской деятельности организации, относятся на себестоимость. Важным вопросом является распределение затрат по заработной плате работников, занятых в обоих направлениях деятельности организации. Покажем распределение данных затрат на примере.

* Статья 37 Федерального закона от 19.05.95 №82-ФЗ “Об общественных объединениях” 100

Пример 2

Общественный фонд “Экология” получил целевое финансирование в размере 50 000 руб. Организация также занимается производством значков, календарей и прочей сувенирной продукции с изображением животных и реализацией ее за деньги. Выручка организации составила 70 000 руб.

Расходы организации:

■ административные расходы (канцелярские, командировочные, оборудование, прочее) - 15 000 руб.;

■ заработная плата сотрудников - 9500 руб., в том числе: директор -3000 руб., бухгалтер - 2500 руб., изготовитель сувенирной продукции и менеджер грантов - 2000 руб., помощник менеджера грантов - 750 руб., программист - 750 руб. (помощник менеджера грантов занят только в уставной непредпринимательской деятельности, остальные сотрудники заняты также и в производственной деятельности);

■ взносы во внебюджетные фонды - 3676,5 руб.

Итого расходов - 28176,5 руб.

Требуется распределить расходы по заработной плате, которые относятся за счет целевого финансирования и на себестоимость.

Базой для распределения можно выбрать объемы финансирования направлений деятельности (некоммерческой и предпринимательской).

Найдем затраты по заработной плате сотрудников, занятых в некоммерческой и предпринимательской деятельности: 50000/70000=Х/9500-Х, где X - затраты по заработной плате сотрудников, занятых в некоммерческой деятельности.

Решая эту пропорцию, получим, что на себестоимость продукции относятся расходы по зарплате в размере 5542 руб., а за счет целевых поступлений -3958 руб. Аналогично находим, что взносы во внебюджетные фонды составят соответственно - 2145 и 1532 руб., административные расходы соответственно -8750 и 6250 руб.

Таким образом, если за базу для распределения расходов принимаются объемы финансирования, налогооблагаемая прибыль организации составит (выручка - себестоимость) - 53 563 руб. Следовательно, прибыль, направляемая на финансирование уставной деятельности общественного фонда, составит 37 494 руб. (налог на прибыль - 30%).

Другой базой для распределения затрат может быть число сотрудников, занятых в производственной и некоммерческой деятельности. По условиям примера в производственной деятельности занято 5 сотрудников, в некоммерческой - 6.

Составим пропорцию: 6/5=Х/9500-Х, где Х - затраты по заработной плате сотрудников, занятых в некоммерческой деятельности.

Решая пропорцию, получаем, что на себестоимость относятся расходы по зарплате в размере - 4326 руб., за счет целевого финансирования - 5174 руб. Административные расходы и расходы по взносам во внебюджетные фонды распределяются следующим образом: на себестоимость - 6803 и 1667,5 руб., за счет целевых поступлений - 8197 и 2009 руб.

В данном случае налогооблагаемая прибыль организации составит -57203,5 руб. На финансирование уставной деятельности будет направлено 40 042 руб.

Как видно из данного примера, второй вариант распределения затрат, при котором за базу распределения принимается число сотрудников, занятых в деятельности, более выгоден для общественного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.