Вопрос - Ответ
*
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Пенсионеру инвалид войны, проживающий в Пермской области, имеет в собственности подержанный автомобиль, которым практически не пользуется. К кому пенсионер может обратиться по поводу предоставления льготы по уплате транспортного налога, а также за освобождением от обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 17 ноября 2003 г. №04-05-11/93
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Статьей 361 Кодекса определено, что конкретные налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных федеральным за-конодател ьством.
Согласно ст. 356 гл. 28 Кодекса при введении транспортного налога законами субъектов РФ законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок, сроки уплаты, форму отчетности поданному налогу. Также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На основании этого вопрос об установлении налоговых ставок для конкретных категорий транспортных средств, а также предоставлении налоговых льгот определенным категориям наюгоплательщи-ков федеральным законодательством полностью отнесен к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Поэтому в данном случае вопрос об освобождении от налогообложения такой категории лиц, как пенсионеры, инвалиды войны и труда, находится в компетенции органов власти области.
Что касается вопроса страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то сообщаем следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон) установлено, что страхованию подлежит не транспортное средство, а гражданская ответственность владельцев транспортных средств на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших лиц.
В связи с тем что данный Закон вступил в силу 1 июля 2003 г., все нормы, закрепленные в нем, подлежат исполнению.
Условия страхования и размеры страховых тарифов в соответствии с указанным Законом определены постановлениями Правительства РФ от 07.05.2003 № № 263 и 264.
При расчете страховых тарифов применяются коэффициенты, позволяющие учитывать, например, стаж вождения, мощность двигателя легкового автомобиля, безаварийное использование транспортных средств, и, соответственно, величина страхового взноса будет ниже. Кроме того, Законом предусмотрен поправочный коэффициент в зависимости от периода (сезонности) использования транспортного средства, то есть если транспортное средство используется только в течение шести или более месяцев в календарном году, то страхователь вправе заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности на срок использования транспортного средства, что также повлечет уменьшение размера страхового взноса.
Статьей 8 Закона предусмотрена возможность пересмотра размера страхового тарифа и поправочных коэффициентов, установленных Правительством РФ, не ранее чем через 6 месяцев, с учетом накопленного опыта проведения данного вида страхования на территории РФ и статистических данных по произошедшим страховым случаям и оплаченным страховщиками убыткам.
Реализация данного права позволит на основании собранной информации о проведении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств более точно учесть пожелания отдельных категорий граждан (инвалидов, ветеранов, малоимущих и т.д.), принимая во внимание региональные и технические особенности эксплуатации транспортных средств, участвующих в дорожном движении, а также по-
ведение водителей на дорогах, повлекшее наступление страховых событий.
В соответствии с п. 2 ст. 17 указанного Закона органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования некоторым категориям граждан.
Следовательно, пенсионер может обратиться непосредственно в орган местного самоуправления либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, так как источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций должны быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами указанных органов.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА
Вопрос. Просим дать разъяснения о возможности применения упрощенной системы налогообложения муниципальными предприятиями и бюджетными учреждениями, имеющими доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если единственным их учредителем является администрация города в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 ноября 2003 г. № 04-02-03/152
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу возможности применения упрощенной системы налогообложения муниципальными предприятиями и бюджетными учреждениями, имеющими доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, и сообщает следующее.
В ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В указанный перечень бюджетные организации не включены.
В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не могут применять упрошенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
Учитывая, что в целях налогообложения организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные организации (ст. 11 Кодекса), полагаем, что подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса устанавливается ограничение на участие организаций, а не Российской Федерации, субъекта РФ либо муниципального образования.
Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В данном случае напрямую разделено долевое участие в уставном капитале малого предприятия организаций и Российской Федерации, субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N9 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также бюджетные учреждения (в части предпринимательской деятельности) вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Вопрос. Медицинское учреждение финансируется за счет средств бюджета и целевых средств фонда обязательного медицинского страхования. Налоговые органы считают, что средства территориальных фондов медицинского страхования, полученные медицинским учреждением на основании договораг, заключенного со страховой медицинской организацией на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, являются выручкой от реализации услуг, то есть доходом, подпадающим под действие ст. 249 НК РФ и включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль. Верна ли позиция налоговых органов?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 25 декабря 2003 г. № 04-02-05/3/106
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Следует учитывать, что перечень доходов, полученных в рамках целевого финансирования и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является исчерпывающим. Средства, получаемые медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, в данном перечне не указаны.
На основании изложенного указанные средства, в соответствии со ст. 249 Кодекса, включаются медицинскими организациями в состав доходов от реализации.
В дополнение сообщаем, что в соответствии с поручениями Правительства РФ Минфином России направлен в Правительство РФ проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Указанный законопроект предусматривает отнесение средств, получаемых медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Вопрос. Сотрудник организации, возвращаясь из командировки, приобрел за наличные деньги железнодорожный билет, в котором не выделен НДС. Уплаченный НДС организация не может поставить к
вычету из бюджета. Имеет ли право организация уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю стоимость железнодорожного билета?
Ответ.
МИН ИСТЕРСТВО ФИ НАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 4 декабря 2003 г. № 04-03-11/100
В связи с вопросом о порядке учета налога на добавленную стоимость при приобретении железнодорожных билетов для командировок за наличный расчет Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ суммы налога на добавленную стоимость (далее -НДС), уплаченные по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, подлежат вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком. При этом на основании п. 42 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 21 Налогового кодекса РФ для вычета НДС необходимо указание суммы налога в проездном документе (билете).
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что для целей вычета НДС рассчитывать сумму этого налога самостоятельно налогоплательщик не вправе, в случаях, когда в железнодорожных билетах, приобретенных за наличный расчет, сумма НДС не указывается, такие билеты следует учитывать в расходах на командировки по стоимости их приобретения.
Поскольку в указанных случаях НДС возмещению (вычету) не подлежит, на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, по нашему мнению, следует включать полную стоимость приобретенных железнодорожных билетов.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н А. КОМОВА
Вопрос. В целях правильного применения законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
22 мая 2003 г. Федеральным законом № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Согласно этим изменениям исчисление налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, производится исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Согласно ст. 2 Феде-
рольного закона от 22.05.2003 № 55-ФЗ он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Указанный Федеральный закон был опубликован в «Российской газете» 27мая 2003 г. (№ 99). По нашему мнению, положения Федерального закона от 22.05.2003 № 55-ФЗ вступили в силу 28 июня 2003 г. и подлежат применению с названной даты.
Просим разъяснить правомерность нашей позиции.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 января 2004 г. N9 04-04-06/09
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения процентов по вкладам в банках и сообщает следующее.
С 1 января 2001 г. в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.
Согласно п. 27 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса не подлежали налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам выплачивались в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.
С процентных доходов, превышающих три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в течение периода, за который начисляются проценты по рублевым вкладам, налог взимался по ставке 35%.
22 мая 2003 г. Федеральным законом № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в Кодекс. Согласно этим поправкам исчисление налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов по находящимся на территории Российской Федерации банках вкладам производится исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ.
Вышеуказанный Федеральный закон был опубликован в «Российской газете» 27 мая 2003 г. и вступил в силу по истечении месяца.
Следовательно, налогообложение процентных доходов, начисленных до 27 июня 2003 г. включительно, производится исходя из трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ, а
процентных доходов, начисленных после 27 июня 2003 г. (с 28 июня 2003 г.), - исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Могут ли должностные лица организации-налогоплательщика быть одновременно привлечены к налоговой и иной ответственности за одно и то же правонарушение?
Ответ. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ).
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.
Таким образом, из положений ст. 2 НК РФ следует, что одно и то же правоотношение не может
одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым. В связи с этим налогоплательщик за совершенное им деяние не может одновременно быть привлечен к налоговой и иной ответственности. Поскольку должностные лица организаций-налогоплательщиков субъектами налоговых правоотношений не являются, они не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут быть привлечены налоговыми органами к уголовной или административной ответственности в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.
Вопрос. С какого момента исчисляется срок, в течение которого налогоплательщик должен сообщить о закрытии счета в банке?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Согласно п. 1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет применение ответственности в соответствии со ст. 118 НК РФ.
Таким образом, поскольку НК РФ не содержит положений, устанавливающих, с какого дня следует отсчитывать десятидневный срок, в течение которого налогоплательщик обязан письменно сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счета, указанный срок исчисляется со дня, когда налогоплательщик узнал об этом, то есть после получения уве-
домления банка об открытии (закрытии) им банковского счета. Такой вывод подтверждается также постановлением ФАС СЗО от 06.12.2002 Nq А05-8407/02-473/18.
Е.Н СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Мой ребенок учится в школе. Периодически с родителей учащихся собираются деньги на охрану школы. На работе мне могут возместить указанные расходы. Какие документы я могу потребовать от руководства школы в подтверждение оплаты?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» осуществление наличных денежных расчетов, в частности, в случаях оказания услуг производится организациями с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ одной из обязанностей организаций, применяющих контрольно-кассовую технику, является выдача клиентам в момент оплаты отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков.
При приеме в кассу бюджетного учреждения наличных денег от физических лиц может использоваться утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 30.12.1999 № 107н форма № 10 «Квитанция» (код по ОКУД 0504510). Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 24.06.2003 (протокол № 2/74-2003) указанная форма бланка считается согласованной (письмо МНС России от 04.07.2003 № UJC-6-22/738).
Учитывая изложенное, в подтверждение оплаты Вы можете потребовать либо кассовый чек, либо квитанцию установленной формы.
С В ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования проводит семинары для бухгалтеров организаций по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, по итогам проведения которых аттестации не проводятся и соответствующие документы не выдаются. Подлежат ли освобождению от обложения НДС указанные услуги в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Ответ. В соответствии с под п. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.
На основании п. 13 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного приказом Минобразования России от 06.09.2000 К? 2571, освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.
В соответствии с подп. «а» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N9 796, предусмотрено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Если по итогам семинаров аттестации не проводятся и соответствующие документы не выдаются, то услуги по проведению семинаров не подпадают под вышеуказанный порядок лицензирования, и, соответственно, освобождение от налогообложения, предусмотренное подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса, на них не распространяется.
И.И. ГОРЛЕНКО Советник налоговой службы I ранга
Вопрос. Облагается ли налогом на доходы физических лиц оплата организацией лечения своих бывших сотрудников?
Ответ. Статьей 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от налогообложения строго ограниченного перечня расходов организаций на лечение физических лиц. Согласно этому перечню (подп. 10 ст. 217) не облагаются данным налогом суммы, уплаченные работодателями из средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их ро-
дителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание. Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.
Не облагаются и доходы, не превышающие 2 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период (подп. 28 ст. 217 Налогового кодекса):
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту:
- возмещения (оплаты) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечашим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.
Таким образом, бывшие работники организации, даже вышедшие на пенсию и согласно условиям коллективного договора пользующиеся всеми правами членов трудового коллектива (в том числе и правами на бесплатное обслуживание за счет средств организации), подпадают под налогообложение по данным доходам. Следует отметить, что данная норма существовала и ранее, что было подтверждено решением Верховного Суда РФ от 14.01.2000 № ГКПИ 99-944.
Следовательно, не облагается налогом на доходы физических лиц только оплата организацией лечения своих работников и членов их семей. Бывшие работники (не являющиеся родителями или супругами работников) могут претендовать на освобождение от налогообложения только материальной помощи и оплаты стоимости лекарств и только в пределах 2 000 руб. Вместе с тем для освобождения от налогообложения всех средств организаций, направленных на лечение пенсионеров, необходимо принятие их в штат организации с оформлением трудового контракта (договора).
Е.Н.ИСАКИ НА Советник налоговой службы РФ
II ранга
Вопрос. Как применяется налоговая льгота по ЕСН организацией, осуществляющей выплаты инвалидуу в случаях, когда инвалидность сотрудника наступает или заканчивается в определенном месяце текущего года?
Ответ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом 1, II или III группы.
На основании п. 20.1 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N9 БГ-3-05/344, если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, то налоговая льгота применяется с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность. Когда работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы.
Вопрос. Можно ли рассчитывать на получение имущественного налогового вычета, если квартира выкуплена у строительной компании, а право собственности не оформлено?
Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры. Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Таким образом, рассчитывать на получение имущественного налогового вычета, если квартира выкуплена у строительной компании, а право собственности не оформлено, не представляется воз-
можным, так как право на предоставление вычета возникает с момента оформления права собственности.
H.A. ЗАХАРОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Какие вклады относятся к срочным пенсионным вкладам в целях обложения НДФЛ?
Ответ. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со ст. 834 Гражданского кодекса РФ по до1 опору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Статьей 837 Гражданского кодекса РФ определено, что одним из видов вкладов является срочный вклад, заключаемый на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока.
Действующим законодательством не определено, какие вклады можно рассматривать как «срочные пенсионные».
В связи с этим вопрос об отнесении того или иного вклада к срочному пенсионному должен решаться в порядке, определенном для операций по срочным вкладам, с учетом сложившихся обычаев делового оборота в этой области.
В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Таким образом, если срочный рублевый вклад открывается только для граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение пенсии, то он может быть отнесен к срочным пенсионным вкладам.
Вопрос. Правомерно ли требование налогового органа к организации о ежемесячном представлении сведений о доходах физических лиц? По какой форме следует подавать сведения в налоговый орган о невозможности удержания налога на доходы физических лиц и сумме задолженности налогоплательщика в 2003 г.?
Ответ. В соответствии с положениями п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Информирование налогового органа о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика в 2003 г. налоговым агентам рекомендуется производить по форме N9 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 02.12.2002 № БГ-3-04/686, либо в произвольной форме.
Сведения о доходах физических лиц, в частности, полученных ими по трудовым договорам, представляются организацией - налоговым агентом ежегодно в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Требование о ежемесячном представлении указанных сведений не соответствует действующему налоговому законодательству.
П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Организация по результатам выездной налоговой проверки решением налогового органа привлечена к ответственности по п. 2 ст. 120 НК РФ за неведение персонифицированного учета сумм, выплаченных работникам в качестве компенсации 50 процентов стоимости обедов в столовой. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ. Согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за
пределами Российской Федерации, - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с под п. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Указанные организации именуются налоговыми агентами.
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
Таким образом, организация, являясь налоговым агентом, не выполнила обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ с сумм, выплаченных работникам в качестве компенсации 50% стоимости обедов в столовой.
Статьей 120 Н К РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Пунктом 3 вышеуказанной статьи определено, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
На основании изложенного действия налогового агента по невыполнению обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 Н К РФ (невыполнение налоговом агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов).
Вопрос. Облагается ли НДС реализация домом отдыха собственных путевок?
Ответ. Согласно подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС на территории РФ услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных натер-
ритории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.
На основании изложенного реализуемые домом отдыха путевки, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, обложению НДС не подлежат.
Вопрос. Санаторно-курортное учреждение оказывает населению платные услуги по диагностике заболеваний. Освобождаются ли от обложения налогом на добавленную стоимость данные услуги?
Ответ. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории РФ медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. К медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Пунктом 4 Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 Nq 132, предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.
На основании изложенного платные услуги по диагностике заболеваний, оказываемые населению санаторным-курортным учреждением, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
A.B. КРАШЕНИННИКОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Могут ли органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ предоставлять льготу по земельному налогу за земли в городской (поселковой) черте в полной сумме? Если дау то с какого периода и на основании какого законодательного акта?
Ответ. Исчисление земельного налога осуществляется в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления по данному налогу.
Законом РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» земельный налог отнесен к местным налогам. Поскольку он является одним из доходных источников региональных и местных бюджетов, право на установление налоговых льгот передано органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (ст. 13 и 14 Закона РФ «О плате за землю»). При этом дополнительные льготы по земельному налогу могут устанавливаться отдельным категориям налогоплательщиков в пределах суммы земельного налога, остающейся (находящейся) в распоряжении указанных выше органов.
На основании ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» вся сумма земельного налога с 1 января 2003 г. зачисляется в региональные и местные бюджеты (ст. 10 вступила в силу с 1 января 2003 г.). То есть в федеральный бюджет средства от уплаты земельного налога не направляются.
Статьей 12 Федерального закона от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что в 2003 г. плательщики земельного налога за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы РФ по следующим нормативам: бюджеты субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%; бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100%; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав г. Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.
Поэтому именно с 1 января 2003 г. законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ могут предоставлять льготу по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков в сумме, зачисляемой в свой бюджет, т.е. только 50% указанных средств.
Р.Г. ГАББАСОВ Советник налоговой службы РФ
II ранга Н.В. ГОЛУБЕВА
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Просим разъяснить порядок обложения ЕСН премиальных выплат, предусмотренных и не предусмотренных трудовыми и коллективными договорами, положением о премировании и (или) другими локальными нормативными актами.
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденным приказом МНС России от 05.07.2002 N° БГ-3-05/344, выплатами, уменьшающими или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл. 25 Кодекса. При этом источники расходов (в том числе в виде так называемой чистой прибыли), а также порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
Условия отнесения выплат и вознаграждений в пользу работников на группу расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, установлены ст. 252 гл. 25 Кодекса. Расходы на эти выплаты должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с производством и реализацией, то есть с деятельностью, направленной на получение дохода.
Выплаты и вознаграждения в пользу работников, которые могут соответствовать одновременно трем вышеизложенным условиям, предусмотрены ст. 255 «Расходы на оплату труда» гл. 25 Кодекса. Такой вывод следует из понятий, приведенных в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ):
оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами;
заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В ст. 255 Кодекса как расходы на оплату труда включены любые начисления работникам в денеж-
ной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, в том числе премии и единовременные вознаграждения за производственные результаты.
Методическими рекомендациями по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (утв. приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729) на основании положений трудового законодательства установлено, что расходы на оплату труда могут относиться к выплатам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, только в том случае, если такие выплаты отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. Требования, предъявляемые к трудовым договорам, заключаемым между работником и работодателем, предусмотрены разд.III ТК РФ.
При этом в трудовом договоре допускаются (кроме существенных условий трудового договора) ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) другие локальные нормативные акты без конкретной их расшифровки в трудовом договоре. В этом случае будет считаться, что указанные локальные нормативные акты будут распространяться на конкретного работника.
Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в упомянутых коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок, то такие начисления не могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
С учетом вышеизложенного премии и другие поощрительные выплаты сотрудникам за результаты труда должны включаться в систему оплаты труда организации. Такая система устанавливается работникам коммерческих организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами. В трудовых договорах между работниками и организацией премии и другие вознаграждения, включенные в систему оплаты труда, могут отражаться как полностью, так и путем ссылки на перечисленные выше нормативные акты. Указанные выплаты, как соответствующие критериям ст. 252 и 255 Кодекса, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и на основании п. 1 ст. 236 Кодекса должны рассматриваться как объект налогообложения по ЕСН.
Статьей 270 гл. 25 Кодекса предусмотрено, что в составе расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, отражаются затраты на:
любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, предоставляемых на основании трудовых договоров (контрактов):
премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
материальную помощь всех видов.
К расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, однозначно можно отнести премии к юбилейным датам (не предусмотренные в локальных нормативных актах и (или) трудовых договорах), премии за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях, а также материальную помощь всех видов. По названным видам выплат на основании п. 3 ст. 236 Кодекса объект налогообложения по ЕСН не образуется.
Организации необходимо учесть, что премии и вознаграждения, соответствующие критериям ст. 252 Кодекса, т.е. экономически обоснованные, документально подтвержденные и связанные с производством и реализацией выплаты, не должны относиться на ст. 270 Кодекса, даже если организация не перечислила конкретные виды премий и вознаграждений в трудовых договорах. В эти договоры, как правило, включаются общие положения о премировании за результаты труда со ссылкой на локальные нормативные акты.
Объект для начисления страховых взносов в ПФР по рассматриваемым выплатам, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», определяется аналогично объекту налогообложения по ЕСН.
Вопрос. Организация применяет налоговую льготу по ЕСН, предусмотренную под п. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ в отношении выплат инвалидам I, II и III групп. Решением Высшего Арбитражного Суда от 23.12.2002 № 9181/02 признаны недействующими абз. 1, 2 и 4 п. 27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344. Должны ли начисляться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы?
Ответ. Статьей 234 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что гл. 24 Кодекса устанавливается единый социальный налог (далее - ЕСН), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 8 Кодекса под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Освобождение налогоплательщиков в соответствии с под п. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса от уплаты ЕСН, начисленного на выплаты и вознаграждения в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и 111 групп, квалифицируется Кодексом как налоговая льгота.
Статьей 56 Кодекса установлено, что льготами по налогам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков налоговым законодательством Российской Федерации по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
С 1 января 2002 г. вступило в силу новое пенсионное законодательство, согласно которому право на обязательное страховое обеспечение реализуется только в случае уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Данная норма закреплена п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N? 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N? 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона № 167-ФЗ финансирование базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии -за счет средств бюджета ПФР.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН, относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в порядке, установленном Федеральным законом № 167-ФЗ.
Правомерность такого подхода подтверждена решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.12.2002 N° 9132/02.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона N? 167-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 Кодекса.
В свою очередь, налоговая база по ЕСН определена абз. 2 п. 1 ст. 237 Кодекса как любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
Пунктом 1 ст. 239 Кодекса предоставляются льготы по ЕСН отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты инвалидам I, II и III групп, Федеральный закон N9 167-ФЗ не содержит. Следовательно, ст. 239 Кодекса, устанавливающая льготы по ЕСН, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
Признание недействующими решением Высшего Арбитражного Суда от 23.12.2002 № 9181/02 абз. 1, 2 и 4 п. 27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344, не влечет за собой отмену норм Федерального закона № 167-ФЗ.
Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп, должны начисляться страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Л.С. УСТИНОВА Советник налоговой службы III ранга
Вопрос. Организация всем своим сотрудникам доплачивает до 100% фактического заработка по больничным листам независимо от стажа работы сотрудников. Это записано в трудовых договорах. Облагается ли данная доплата ЕСН?
Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) установлено, что объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При применении п. 3 ст. 236 НК РФ необходимо учитывать положения гл. 25 НК РФ. При этом источники выплат и вознаграждений, а также их отражение в бухгалтерском учете в целях исчисления ЕСН не имеют значения.
На основании п. 4.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344, выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организации, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено ст. 255 и частично ст. 264, а расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст. 270 гл. 25 НК РФ.
Статьей 255 НК РФ определены расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
Пунктом 15 названной статьи к расходам на оплату труда для целей гл. 25 НК РФ отнесена доплата до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленная законодательством.
Статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб.
Из изложенного следует, что в расходы на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль могут быть включены только те доплаты до фактического заработка в случае временной утраты нетрудоспособности, которые произведены в соответствии с нормами федерального законодательства.
Следовательно, доплата до 100% фактического заработка, осуществляемая организацией на основании условий трудовых договоров по листам нетрудоспособности работникам независимо от стажа их работы, не может быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, как выплаты, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, рас-
сматриваемые расходы на оплату больничных листов сверх установленной нормы не будут признаваться объектом налогообложения по ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.
Л.В. КАРАМЫШЕВА Референт налоговой службы I ранга
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности. Должна ли организация начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?
Ответ. Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N9 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) работникам производится за счет следующих источников:
- средств ФСС РФ, поступающих от единого налога для организаций, применяющих УСНО, в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- средств работодателя (в данном случае - организации, применяющей УСНО) в части суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающей один минимальный размер оплаты труда.
В соответствии п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» база для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию принимается равной налоговой базе по единому социальному налогу.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ определено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Таким образом, на сумму пособия по временной нетрудоспособности не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос. Некоторым работникам организации установлены оклады выше минимального размера оплаты труда, но ниже прожиточного минимума. ЕСН по данным работникам рассчитан исходя из начисленной им заработной платы (установленных окладов). Имеют ли право внебюджетные фонды произвести доначисление заработной платы до уровня прожиточного минимума с целью увеличения суммы причитающейся им части ЕСН?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов (ст. 31, 32 Н К РФ).
Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ. При этом ни названные нормы, ни гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ не предоставляют внебюджетным фондам права доначислить заработную плату до уровня прожиточного минимума при исчислении ЕСН.
Относительно возможности налоговых органов доначислить заработную плату до прожиточного минимума и, соответственно, доначислить в результате этого сумму ЕСН необходимо отметить следующее.
В обязанности налоговых органов согласно под п. 2 п. 1 ст. 32 Н К РФ входит обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При этом налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогооб-
ложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Таким образом, налоговым органам также не предоставлено право производить перерасчет заработной платы работников исходя из уровня прожиточного минимума с целью доначисления суммы ЕСН.
О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ
Вопрос. Подлежит ли обложению НДФЛ сумма в размере двухмесячного среднего заработка, выплачиваемая работнику при увольнении в связи с ликвидацией организации?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск).
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 Трудового кодекса РФ).
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).
По нашему мнению, выплата работнику среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения является компенсацией и не подлежит обложению НДФЛ.
Обращаем внимание на то, что норма, аналогичная положениям п. 3 ст. 217 НК РФ, содержится в подп. 2 п. 1 ст. 238 гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ. В отношении применения данной нормы высказана официальная позиция МНС России. Согласно п. 9.1.5 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N9 БГ-3-05/344, к не подлежащим обложению ЕСН компенсационным выплатам, связанным с увольнением работников, относятся, в частности, предусмотренные ст. 178, 180 ТК РФ выплаты.
М П. ЗАХАРОВА
Вопрос. Некоммерческим образовательным учреждением в рамках оказания благотворительной помощи безвозмездно были получены основные средства (компьютеры), которые будут использоваться в образовательной деятельности. Будут ли являться полученные основные средства доходом некоммерческого учреждения? »
Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2002) «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.
Источники формирования имущества некоммерческой организации установлены ст. 26 Закона.
Так, источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах, в частности, являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации товаров, работ, услуг, а также другие не запрещенные законом поступления (п. 1 ст. 26 Закона).
В Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 04.07.2003) дано определение благотворительной деятельности, а также перечислены виды и формы благотворительных пожертвований.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительные пожертвования осуществляются в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами (ст. 5 Федерального закона № 1Э5-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы, в том числе некоммерческих учреждений, не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся целевые поступления, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целе-
вых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности дан в п. 2 ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к указанным целевым поступлениям относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Таким образом, полученные безвозмездно некоммерческим образовательным учреждением в рамках оказания благотворительной помощи основные средства (компьютеры) не будут являться доходом некоммерческого учреждения.
Е В. ВИГОВСКИЙ
МОСЭКСПО-МЕТАЛЛ
Телефоны: (095) 330-1983,330-6210,331 -2666 Факс: (095) 331-4542, e-mail: [email protected]
Металлы
Драгоценные
8
лет на рынке
Д
Максимальное извлечение Минимальные сроки Лучшие цены
Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01 апреля 2002 г.
Мы принимаем на переработку и покупаем:
- устаревшую вычислительную технику,
- электронный и электротехнический лом, -отработанные катализаторы, промышленные отходы (шлаки, пыли, кеки и т.п.) содержащие драгоценные металлы, -лом и отходы ювелирного производства, соли и кислоты драгоценных металлов.