УДК 796.072.2
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И.Н. Тимошина - доктор педагогических наук, профессор С.В. Богатова - кандидат биологических наук Д.Н. Немытов - аспирант ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск
PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
I.N. Timoshina - Doctor of Pedagogics, Professor S.V. Bogatova - Candidate of Biological Sciences D.N. Nemytov - postgraduate student I.N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk
e-mail: tofv@ulspu.ru
Ключевые слова: образовательные здоровьесберегающие технологии, физкультурно-спортивная работа вуза, спортивно-оздоровительная деятельность, студенты, физическое воспитание.
Аннотация. Проекты и программы, реализуемые УлГПУ имени И.Н. Ульянова в рамках развития образовательных здоровьесберегающих технологий, способствуют повышению качества профессионального образования будущих педагогов в области физической культуры и спорта. Внедрение предложенных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений позволит развить ценностно-смысловой потенциал физической культуры в соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы РФ.
Keywords: educational health saving technologies, sports work of the University, sport and health-improving activities, students, physical education.
Annotation: Projects and the programs which are realized in I.N. Ulyanov State Pedagogical University within the development of educational health saving technologies, assist the improvement of the future vocational training quality teachers in the field of physical training and sports. Implementation of the offered technologies in teaching and educational process of the educational establishments will allow to develop value-semantic potential of the physical culture according to the requirements of the Russian Federation modern educational paradigm.
Введение
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Новая школа - это школа для всех». Универсальный педагог новой формации должен быть готов работать с детьми и подростками с различными отклонениями в развитии и состоянии
здоровья: с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; с малыми группами; а также разрабатывать и реализовывать инновационные педагогические технологии образования, особенно в сфере физической культуры и спорта.
Перечисленные компетенции специалиста в сфере народного образования особенно важны, т.к., по данным официальной статистики, в последние годы отмечается неуклонный рост числа заболеваний у детей, подростков и учащейся молодежи. По данным различных научных исследований, до 70% учащихся имеют отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова -один из старейших педагогических вузов России, за 80 лет работы подготовивший более 60 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием.
В соответствии со стратегическими задачами программы развития университета, высокий уровень образования студентов обеспечивает соответствующая материальная база и образовательные программы, которые включают в себя инновационные технологии профессиональной подготовки:
- формирование профессионально компетентного педагога новой школы;
- модернизация образовательного процесса учащихся;
- обновление воспитывающей среды в образовательном учреждении;
- развитие системы поддержки талантливых детей, подростков и студентов;
- социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проектирование здоровьесберегающих технологий обучения;
- трансляция семейных ценностей и навыков здорового образа жизни.
На современном этапе развития России приоритетными направлениями являются образование и укрепление здоровья населения. Это обусловлено демографическим спадом и ухудшением здоровья населения, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала, дальнейшего развития общества. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления детей, подростков и учащейся молодёжи, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни [1, 2, 3].
Содержание работы
Для формирования профессиональных компетенций у будущего педагога одним из приоритетных направлений своей образовательной деятельности УлГПУ им. И.Н. Ульянова избрал проектирование образовательных здоровьесберегающих технологий обучения (раздел программы развития университета на период 2011-2020 гг.).
Инновационная программа физкультурно-спортивной работы с инвалидами «Спорт для всех». На базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова работает Гуманитарный центр спортивной подготовки и реабилитации инвалидов. Студенты и преподаватели университета в качестве волонтеров оказывают помощь Гуманитарному центру в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на базе вуза. Два раза в неделю 30 молодых инвалида-колясочника тренируются, соревнуются, играют в подвижные игры, занимаются в тренажерном зале со студентами факультета физической культуры и спорта.
«Программа по лечебной и оздоровительной физической культуре для работы инструкторов на внутридомовой территории муниципального образования». Данная программа создана в рамках проекта «Жители олимпийского города», который направлен на развитие любительского спорта, пропаганду здорового образа жизни, развитие добрососедских отношений, организацию дворовых команд по различным видам спорта. Проект поддержан губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым, Главой города и включен в муниципальную целевую программу «Здоровый город».
Программа физкультурно-спортивной работы с сотрудниками университета «Клуб выходного дня». Данная программа реализуется в рамках Всероссийского проекта «Россия: мы должны жить долго», а также в рамках конкурса «Вуз - территория здоровья». Программа включает в себя физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия для аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета и членов их семей.
Программа «Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе учащихся с отклонениями в состоянии здоровья». Цель программы - реализация инновационной педагогической технологии коррекции и восстановления потенциальных возможностей здоровья у детей, подростков и студенческой молодежи на основе моделирования процесса физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе государственных образовательных учреждений, что предполагает непрерывность и преемственность данного учебно-воспитательного процесса в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях, а также повышение качества образования будущих специалистов в области народного образования.
Инновационная программа физкультурно-спортивной работы со студентами «Учитель». Программа разработана специалистами факультета физической культуры и спорта совместно с профсоюзным комитетом студентов и реализуется кафедрой физического воспитания университета. Цель - формирование необходимого уровня общей и физической культуры у будущих педагогов, достижение которого способствует более успешной социализации личности, формированию активной жизненной позиции.
На методико-практические занятиях реализуются: простейшие методы самооценки, самоконтроля самочувствия, усталости, утомления; методика овладения разными видами физических упражнений для поддержания общего тонуса организма, противодействия патологическим расстройствам функций и систем; методика составления личностно-ориентированной программы оздоровления организма; методика проведения самостоятельных занятий ритмической и атлетической гимнастикой, танцевальной аэробикой, спортивными и подвижными играми; методика закаливающих процедур и др.
Программа реализуется в спортивно-оздоровительном лагере «Юность» УлГПУ им. И.Н. Ульянова во время летнего отдыха студентов.
«Программа спортивно-оздоровительной работы в общежитии университета на 2010-2013 гг.». В общежитии Ульяновского государственного педагогического университета проживает более 1200 студентов, в основном из сельской местности, которые нуждаются в гармоничном развитии и целенаправленном воспитательном процессе. Вуз формирует направления воспитательной работы и ставит конкретные задачи, определяемые личностными, общественными потребностями в разных сферах жизни, в решение которых включаются студенты, проживающие в общежитии. Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в программе подразделяются на:
- систематические тренировочные занятия по различным видам спорта;
- регулярные физкультурно-массовые мероприятия и соревнования;
- разовые спортивно-массовые праздники в выходные дни;
- эпизодически проводимые спортивные и подвижные игры, развлечения;
- индивидуальные занятия по оздоровительным технологиям;
- семинары по организации, судейству и правилам соревнований;
- творческие конкурсы по физкультурно-оздоровительной работе и др.
Хочется остановиться подробнее на основных положениях инновационного проекта университета, реализуемого Спортивным клубом, - программе спортивной и физкультурно-оздоровительной работы со студентами университета «Абсолют». Программа направлена на консолидацию педагогического образования, науки и культуры в обеспечении подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в сфере народного образования на основе развития и преумножения традиций, заложенных 80-
летним опытом работы профессионального коллектива университета, за счёт реализации государственной общенациональной политики модернизации образования.
Образование в области физической культуры перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества и готовит людей не только к физической (двигательной) деятельности, но и к социокультурной. Поэтому в педагогической практике физического воспитания правомерно использовать богатый арсенал средств и методов, который ориентирует не только на развитие физических способностей, морфофункциональных возможностей организма и двигательных навыков студента, но и на формирование мировоззрения, системы ценностей, мотивационной сферы личности, ее самосознания и самоорганизации.
Задачи программы:
- обеспечение нормативной, материально-технической, организационно-управленческой и методической базы для развития физической культуры и спорта в университете и Ульяновской области;
- взаимодействие учебной и внеучебной деятельности для развития потребности в систематических занятиях спортом и туризмом, приобщение учащихся к ценностям физической культуры и спорта;
- создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья студентов университета средствами физической культуры и спорта с учетом их индивидуальных интересов;
- совершенствование системы врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья учащейся молодёжи;
- создание оптимальных условий для развития спорта высших достижений;
- развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения путем организации и проведения спортивно-массовых мероприятий;
- пропаганда ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни в средствах массовой информации.
Разделы программы включают в себя: организационно-управленческую деятельность; научно-методическую деятельность; волонтёрскую деятельность; спортивно-оздоровительную деятельность; аналитическую деятельность.
Для успешной реализации программы необходимо, прежде всего, оценить влияние занятий физической культурой и спортом на формирование у студентов ориентации на здоровый образ жизни; выявить психолого-педагогические факторы, затрудняющие здоровьесберегающее поведение студентов; определить педагогические возможности воспитания у будущих педагогов ориентации на здоровый образ жизни с использованием средств физической культуры и спорта.
При этом учитывалось положение о том, что использование средств и методов физической культуры в целях укрепления здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения не сводится только к формированию тренировочных эффектов - важнейшего результата систематических занятий физическими упражнениями. Наряду с этим следует иметь в виду целый ряд оздоровительных воздействий, реализующихся благодаря другим механизмам жизнедеятельности человека - творчеству, активному отдыху, спорту и др.
На основании вышеизложенного были разработаны наиболее значимые критерии эффективности воспитательной и спортивно-оздоровительной работы со студентами университета, которые позволяют комплексно оценить результативность реализуемой программы:
- наличие взаимодействия администрации Ульяновской области и администрации вуза, деканатов факультетов, спортивного клуба;
- интеграция воспитательной и спортивно-оздоровительной деятельности в программах университета в области молодёжной политики;
- материально-техническое обеспечение плановых мероприятий;
- разработка учебно-методических пособий в области физической культуры, спорта, туризма и молодёжной политики;
- наличие общественных инструкторов спортивно-оздоровительной работы из числа студентов в спортивных сооружениях университета;
- выполнение запланированных мероприятий, соревнований и праздников;
- наличие незапланированных спортивно-оздоровительных мероприятий;
- разнообразие видов спорта, удовлетворяющих потребности учащихся;
- отсутствие у студентов претензий к качеству проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- призовые места, занятые в спартакиаде студентов Ульяновской области;
- увеличение массовости мероприятий, соревнований, праздников;
- увеличение количества студентов самостоятельно занимающихся различными видами спортивной и оздоровительной деятельности;
- увеличение количества спортсменов-разрядников из числа студентов;
- увеличение количества волонтёров для организации и судейства соревнований, спортивных праздников и др.;
- уменьшение количества студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В ходе реализации программы спортивной и физкультурно-оздоровительной работы со студентами университета «Абсолют» были отмечены позитивные изменения в ценностно-мотивационном поведении обучающихся вуза по показателям, полученным с помощью анкет , а также по экспертным оценкам преподавателей и нашим наблюдениям.
В частности, у студентов стало более осознанное отношение к занятиям физической культурой и спортом, к освоению психолого-педагогических знаний в сфере саморегуляции физического состояния организма, повысился интерес к ним. Среди предложений по совершенствованию условий для здорового образа жизни в вузе студенты предлагали организовать наглядную информацию, издавать разъясняющую литературу, совершать экскурсионные и туристические поездки, проводить тренинг-семинары и др.
Заключение
Изменение социальной, культурной и экономической ситуации, смена образовательных и научных приоритетов на современном этапе развития нашей страны определили необходимость переосмысления функционального назначения физической культуры в воспитании личности студента, его мировоззрения, развития творческих и адаптивных способностей. Это привело не только к изменениям содержания образования, направленным на решение новых задач, но и к переосмыслению понятия, отражающего суть и новое его содержание в области физической культуры. На наш взгляд, реализация культурологической концепции физической культуры в образовательно-воспитательном пространстве учащейся молодежи обеспечит единство физического и духовно-нравственного развития за счет внутренних ресурсов и возможностей личности занимающихся.
Все вышеперечисленные программы способствуют повышению качества профессионального образования студентов педагогических вузов, так как внедрение хотя бы элементов предложенных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений Ульяновской области позволит развить ценностно-смысловой потенциал физической культуры учащихся, содержащий в себе сформированность здорового образа жизни, устойчивость представления о приоритетности знаний и полифункциональность компетенций в соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы РФ.
Литература
1. Акчурин, Б.Г. Физкультурная деятельность как форма воспроизводства духовного и социального здоровья / Б.Г Акчурин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 13-16.
2. Тимошина, И.Н. Организация и содержание спортивно-оздоровительной работы в общежитии педагогического вуза / И.Н.Тимошина, А.И. Ушников // Педагогико-психологические и медико-биологические
проблемы физической культуры и спорта. Российский электронный научный журнал. - 2011. - № 3 (20). -С. 134-139.
3. Тимошина И.Н. Педагогические условия повышения адаптационных возможностей организма студентов с отклонениями в состоянии здоровья в процессе адаптивного физического воспитания /
И.Н. Тимошина, И.М. Купцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 2. -С. 66-68.
Bibliography
1. Akchurin B.G. Physical training activities as a form of the spiritual and social health reproduction / B.G. Akchurin // The theory and practice of physical training. - 2009. - № 12. - P. 13-16.
2. Timoshina I.N. Organization and content of sports-recreation activities in the dormitory of the Pedagogical University/ I.N. Timoshina, A.I. Ushnikov // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. Russian electronic scientific journal. - 2011. - № 3 (20). - P. 134-139.
3. Timoshina I.N. Pedagogical conditions of the students with health problems adaptive capabilities improvement in the process of the adaptive physical education / I.N. Timoshina, I.M. Kuptsov // The physical training: upbringing, education, training. - 2011. - № 2. - P. 66-68.
Статья поступила в редакцию: 01.11.2012