5. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), “Modem taekwondo as complex single combat”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 15-20.
6. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), “Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.
7. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A., Afanasyeva, I.A., Chistyakov, V.A. (2013), “Individual training in striking single combats”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 1624.
8. Bakulev, S.E., Tajmazov, V.A., Chistyakov, V.A. and Simakov, A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwonndist: studies. grant, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
9. Mokeev, G.I., Ivanov, L.S., Harrasov, V.N., Tajmazov, V.A., Bakulev, S.E., Bakulev, M.S. and Chistyakov, V.A. (2010), “Information and measuring monitoring system of parameters of training process of boxers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 63-66.
10. Pavlenko, A.V. (2013), Method of forming a base technical arsenal at the stage of initial training in taekwondo, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
11. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) “Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete”, Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
12. Simakov, A.M. (2010) “Maintenance of physical readiness of young taekwonndist at a stage of initial preparation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.
13. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), “Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.
14. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), “Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.
15. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
16. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
17. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
18. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev, M.S., Ivanov, M.P., Tajmazov, V.A., Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.
Контактная информация: mrogozhnikov89@Gmail.com
Статья поступила в редакцию 03.09.2014.
УДК 796.03
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ КОМПЛЕКСА ГТО
Лариса Анатольевна Парфенова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (УлГПУ им. И.Н. Ульянова); Галина Александровна Гордеева, кандидат педагогических наук, заместитель директора, Государственный научно-исследовательский институт социальноэкономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ СЭП и СОТ),
г. Санкт-Петербург
Аннотация
Одним из главных направлений развития отечественной физкультурно-спортивной отрасли является повышение интереса и мотивации молодых людей к активным занятиям физической культурой и спортом. С этой целью в стране проводится ряд масштабных мероприятий, одним из кото-
рых стало возрождение советского Комплекса ГТО. В статье рассмотрены перспектива внедрения и проблемные моменты Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), предложены методико-практические подходы к совершенствованию содержания предложенного Положения о ГТО в части обеспечения участия в тестировании обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья; даны рекомендации по оцениванию физкультурно-спортивных знаний испытуемых.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, лица с отклонениями в состоянии здоровья, подготовительная и специальная медицинские группы, теоретикометодические знания и тесты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p114-119
SUGGESTIONS FOR IMPROVEMENT OF THE REGULATORY-TESTING PART OF
GTO COMPLEX
Larisa Anatolyevna Parfyonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Galina Alexandrovna Gordeeva, the candidate of pedagogical sciences, deputy director, State Scientific and Research Institute of Socio-Economic Problems and Health Technologies, St. Petersburg
Annotation
One of the main directions for development of the domestic sports branch is increase of interest and motivation of the young people to the active occupations by physical culture and sports. For this purpose the country undertakes a number of the large-scale actions, one of which was the GTO Soviet Complex revival. The article considers the prospects of the introduction and the problem points of the all-Russian physical culture and sports complex «Ready for labor and defense» (VFSC GTO), the authors proposed the methodological and practical approaches to the improvement of the content of the proposed GTO Provisions in terms of ensuring the participation in the testing of trainees with deviations in health status; recommendations on the evaluation of sports knowledge of the tested have been provided
Keywords: All-Russian physical culture and sports complex GTO, persons with deviations in a state of health, preparatory and special medical groups, theoretical and methodological knowledge and tests.
Многими специалистами отмечается, что большинство нынешних школьников не проявляют интереса к физкультурно-спортивной деятельности, предпочитая двигательной активности время провождение за компьютером. Подобная негативная тенденция привела к тому, что современная российская система физического воспитания утратила ведущие позиции в организации досуга школьников и не смогла привлечь основную массу детей и молодежи к занятиям различными видами физических упражнений.
В данной связи нельзя не согласиться с целесообразностью и крайней необходимостью возрождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), целью которого является «повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации» [5].
Идея возрождения ГТО витала в стране уже с начала нынешнего века. Следует напомнить, что советский комплекс ГТО носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Он являлся программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР и был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.
Намерение воссоздать комплекс ГТО в новом современном формате было высказано Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в марте 2013 г., и уже
через год он подписал указ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Вызвавший широкий социальный резонанс президентский посыл о введении ГТО обусловлен, прежде всего, предполагаемыми стимулирующими мероприятиями для будущих обладателей знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Ожидается внесение результатов сдачи нормативов в школьные аттестаты и учет при поступлении в вузы.
Весь прошедший год российские научные, образовательные, спортивные и общественные круги участвовали в обсуждении предложенной концепции Комплекса, которая стала результатом колоссальной работы по определению конкретных наиболее информативных индикаторов физической подготовленности российских граждан. В научноинформационных источниках имеются данные, свидетельствующие о многолетних проведенных в этом направлении исследованиях [4, 5, 6]. Однако, следует признать, что они имели не системный, а выборочно-региональный характер, что в результате отразилось на качестве нормативно-тестирующей части Комплекса.
Признавая своевременность и важность ВФСК в решении задач государственной важности, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, развитие доступности и массовости спорта, мы позволили себе отметить ряд проблемных моментов, требующих уточнения, корректирования, совершенствования и доработки.
Поскольку в современном формате ГТО, расширяющим контингент тестируемых, предусмотрено участие и лиц с различными нозологиями, закономерно возникает вопрос о том, каким образом будут реализовываться основные положения Комплекса у данной категории населения, особенно у той его части, которая проходит обучение в образовательных организациях и отнесена по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Не секрет, что указанная часть молодого населения составляет по статистическим данным около 53% от общего числа обучающихся, причем имеет тенденцию к росту.
Естественно, такую большую массу молодежи нельзя изолировать от использования своего права на получение соответствующего знака отличия Комплекса ГТО, подкрепленного определенными льготами. Одновременно следует учитывать, что указанная группа, состоящая из школьников и студентов, имеющих определенные противопоказания и ограничения по характеру и количеству физической нагрузки.
Следовательно, данной категории обучающихся не подходят виды испытаний и нормы, предложенные для здоровых сверстников, но предусмотренные преференции для выполнивших нормы ГТО могут способствовать желанию молодежи с отклонениями в состоянии здоровья участвовать в тестировании. Однако в комплексе не указаны конкретные виды испытаний и нормативы для тестирования обучающихся с различными нозологическими формами, а лишь присутствует ссылка, что перечень видов испытаний и их количество определяются в зависимости от заболевания и рекомендаций медицинских работников. В связи с этим, участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в выполнении тестов Комплекса без надлежащей разработки, принятия содержательнонормативной базы, соответствующего программно-методического и медикобиологического сопровождения вызывает сомнение. Понимая, что существует необходимость подробной регламентации участия этой категории молодежи в выполнении Комплекса ГТО и, основываясь на многолетнем положительном научно-практическом опыте физкультурно-спортивной работы с молодыми людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, мы выдвинули ряд принципиально важных предложений и рекомендаций для разрешения обозначенной проблемы.
В первую очередь необходимо разработать модель внедрения Комплекса ГТО у обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Модель предполагает создание гибкой и вариативной системы испытаний, определение диапазона тестовых показа-
телей. Для решении поставленной задачи следует опираться на полученные научнопризнанные и экспериментально-апробированные способы и результаты диагностирования и оценивания физического состояния учащихся, имеющих различные нозологические формы [3, 7, 8].
При определении перечня контрольных испытаний и подготовке к их проведению необходимо руководствоваться медико-педагогическими показаниями и противопоказаниями по содержанию занятий физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья [3, 7, 8]. В данной связи мы можем рекомендовать к использованию разработанную нами таблицу, в которой прописаны не рекомендованные и разрешенные движения и упражнения по основным разделам физкультурнообразовательных программ в школе и вузе (легкая атлетика, гимнастика и акробатика, спортивные и подвижные игры, лыжная подготовка) [3, 7, 8]. В качестве примера приводим рисунок, на котором представлены группы упражнений из раздела «Легкая атлетика», допустимые для занимающихся с различными нозологическими формами и те, применение которых может нанести вред организму (рис. 1).
Принцип подобного методико-практического подхода и определения разрешенных и афизиологичных движений представлен и описан в наших ранее опубликованных работах [3, 7]. Кроме того целесообразно облегчать условия выполнения определенных «запрещенных» упражнений. Например: выполнять прыжок в длину с места лучше на закрепленный мат (другую мягкую опору), что смягчает приземление и уменьшает возможность нанесения вреда организму.
Рис.1. Противопоказанные и разрешенные упражнения по легкой атлетике
Опираясь на сказанное, мы предлагаем разработать и включить после проведения апробации в текст положения о Комплексе ГТО отдельный раздел, касающийся участия в нем данной категории граждан, что позволит избежать дальнейших негативных мотивационно-внедренческих тенденций и утраты привлекательности данного Всероссийского проекта. Считаем важным осветить в статье еще один предполагаемый проблемный момент внедрения ГТО, который заключается в оценке уровня физкультурно-спортивных
знаний и умений испытуемых, составляющий один из разделов нормативно-тестирующей части Комплекса. Мы, к большому сожалению, вынуждены признать крайне ограниченное описание содержания данного раздела.
В данной связи, считаем, что для того чтобы данный раздел не носил чисто формальный декларативный характер, необходимо конкретизировать нормативно-тестирующую область в части определения содержания теоретико-методического раздела и критериев оценки уровня физкультурно-спортивных знаний и умений. Мы готовы предложить собственные научно-методические результаты и разработки в этой области с обязательным сопровождением указанного процесса [1, 3].
ВЫВОД
Необходимо, в ближайшие сроки, до повсеместного старта проекта в 2015 году, обобщить все имеющиеся результаты получивших научную оценку диссертационных исследований и практических разработок:
- в области обеспечения физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья [1, 2, 3, 7, 8];
- по вопросам формирования знаний теоретико-методического характера в области физкультурно-спортивной деятельности [1, 2, 3, 7].
Предлагая устранить эти два проблемных момента Комплекса ГТО, мы ратуем за то, чтобы он действительно приобрел привлекательный характер и статус национальной объединяющей идеи, стимулировал бы граждан страны к активным физкультурноспортивным занятиям.
При этом авторы статьи начали совместную научно-исследовательскую и практи-ко-ориентированную деятельность, которая направлена на разработку и апробацию региональной модели введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях (на примере Ульяновской области).
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Спортивно-культурное наследие как фактор повышения уровня физкультурного образования школьников Ульяновской области, имеющих отклонения в состоянии здоровья»), проект № 14-16-73005а (р).
ЛИТЕРАТУРА
1. Парфенова, Л.А. Основные направления интеллектуализации физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 6. - С. 14-20.
2. Парфенова, Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших
школьников специальной медицинской группы / Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 60-65.
3. Парфенова, Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших
школьников специальной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук / Парфенова Л.А. -Набережные Челны, 2009. - 192 с.
4. Парфенова, Л.А. Участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации
всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина,
Г.Б. Глазкова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 101-104.
5. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] // Режим доступа http: //www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf. -Дата обращения 30.06.2014.
6. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / под общ. ред. В.И. Столярова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - 320 с.
7. Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных
учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / Тимошина И.Н. - СПб., 2008. - 368 с.
8. Тимошина, И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 65-67.
REFERENCES
1. Parfyonova, L.A. (2013), “The main directions of intellectualization of physical training of the pupils with deviations in health”, Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 14-20.
2. Parfyonova, L.A. (2012), “Contents and organization of physical training of younger pupils of special medical group”, Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 60-65.
3. Parfyonova, L.A. (2009), Contents and organization ofphysical training of younger pupils of special medical group, dissertation, Naberzhnye Chelny.
4. Parfyonova, L.A., Timoshina, I.N. and Glazkova, G.B. (2014), “Participation of persons with deviations in a state of health in GTO group”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 101-104.
5. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "About the adoption of Provision on the All-Russian sports complex "Ready to Work and Defense» (GTO) ", available at: http: // www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf.
6. Ed. Stolyarov, V.I. (2009), Modernization of physical training and work in comprehensive school, publishing house “Theory and practice of physical culture”, Moscow.
7. Timoshina, I.N. (2008), Updating of continuity of the contents and the organization of adaptive physical training of children, teenagers and studying youth in educational institutions, dissertation, St. Petersburg.
8. Timoshina, I.N. (2007), “Indication and contraindications according to the content of classes in physical culture in special medical group”, Theory and practice ofphysical culture and sport, No. 4, pp. 65-67.
Контактная информация: laraparf@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.07.2014.
УДК 378.147:378.018.43
ИНФОРМАЦИОННО-ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Виктор Александрович Питкин, преподаватель,
Николай Константинович Вальчук, преподаватель, майор,
Андрей Викторович Савенко, преподаватель,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка информационно-вероятностной модели самостоятельной работы студента. Система высшего образования - главный фактор формирования конкурентоспособной личности, готовой к постоянному личностно-профессиональному росту. Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с остальными компонентами образовательного процесса -учебно-исследовательской работой студентов, аудиторными занятиями, поддержкой обучающихся в личностно-профессиональном самоопределении. Мониторинг самостоятельной работы студентов включает её моделирование и диагностику. Научными основами построения математических моделей самостоятельной работы студентов являются теория множеств и отношений, а также теория графов, методологическими - системный и вероятностно-статистический подходы, нормативнометодическими - государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. По мнению авторов, вероятность успешного самостоятельного выполнения студентом учебных заданий есть главный показатель его готовности к самостоятельной работе и конкурентоспособности как специалиста.
Ключевые слова: самостоятельная работа, студент, успешность, вероятность, модели.