ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
А.А. Горина, студент
Национально исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10303
Аннотация. В настоящее время бухгалтерский учет на предприятиях строительной отрасли приобретает особое значение, так как в последнее время строительный рынок России стремительно растёт и развивается, несомненно, особенный интерес представлен дорожной отрасли. В связи с этим, в статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета в дорожном строительстве. В частности, дано определение бухгалтерского учета, выделены основные особенности, влияющие на ведение бухгалтерского учета в строительстве; раскрыта специфика ведения бухгалтерского учета в дорожном строительстве, также предложены рекомендации по совершенствованию ведения бухгалтерского учета в дорожном строительстве.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, дорожное строительство, тендер, целевое финансирование, подрядчик.
Бухгалтерский учет играет огромную роль в деятельности любой организации. Именно он является основным источником информации о финансовой деятельности экономического субъекта. Бухгалтерский учет обеспечивает непрерывность и устойчивость работы предприятия, а также предсказуемость финансового результата.
Бухгалтерский учет - это регламентированная, упорядоченная информационная система, отражающая состояние и движение имущества, обязательств и расчетов, а также финансовый результат организации. Можно сказать, что бухгалтерский учет создан для объединения количественной стороны хозяйственных операций с их качественной стороной с помощью сплошной и непрерывной регистрации всех операций организации.
Несомненно, порядок организации бухгалтерского учета в строительстве имеет ряд особенностей, характерных для данной отрасли. В связи с этим, специфика отражения бухгалтерских операций обусловлена следующими факторами:
- территориальная обособленность строительных объектов;
- высокая подвижность трудовых и технических ресурсов;
- длительность процесса проектирования и строительства;
- зависимость качества и сроков строительства объекта от его местоположения;
- технологическая взаимосвязь работ, а также строгая последовательность операций;
- неустойчивое соотношения строительных работ по их видам и сложности в течение отчетного периода, что в свою очередь вызывает некоторые затруднения при планировании и расчете численного и квалификационного состава рабочих;
- привлечение субподрядчиков при выполнении строительных работ;
- влияние природных и сезонных условий на процесс и скорость выполнения строительных работ;
- трудность ценообразования;
- различные методы сдачи объекта работ;
- высокий уровень научно-технических требований к технологии производства и квалификации рабочего персонала.
Организации, занимающиеся обслуживанием, строительством, и ремонтом дорог, несомненно, имеют свою специфику проведения строительства. Одной из спе-цифик является то, что денежные средства на проведение строительства, обслужива-
ния и ремонт дорог поступают из разных бюджетных уровней. Так дороги федерального назначения находятся в распоряжении федеральных органов власти, дороги регионального и местного назначения находятся соответственно в распоряжении региональных и местных администраций.
В бюджете определенного уровня указываются денежные средства на строительство, ремонт и обслуживание дорог. Данными денежными средствами распоряжаются исполнительные органы власти, а также региональные управления автомобильными дорогами. Именно данные структуры выступают в роли госзаказчиков и находят подрядные организации для строительства, ремонта и обслуживания дорог. На основании сметы, утвержденной заказчиком, определяется договорная цена и осуществляется финансирование.
Осуществление строительства и ремонта дорог возможно через следующие источники финансирования:
1. денежные средства являются целевым финансированием;
2. денежные средства не являются целевым финансированием.
Денежные средства являются целевым финансированием, когда они выделяются государством для строительства, обслуживания и ремонта дорог непосредственно конкретной строительной организации. Данные бюджетные средства могут предоставляться в виде субвенций и субсидий, их разница состоит в том, что субвенция предоставляется на строго определенную цель, в целях финансового обеспечения расходных обязательств, а субсидии выделяются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется «ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №92н. По данному нормативно-правовому документу строительная организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому
учету при выполнении следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. [2,п.5].
Операции по движению денежных средств в рамках целевого финансировании отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». К данному счету могут открываться аналитические субсчета, которые зависят от вида получаемой государственной помощи. В бухгалтерском учете принятие к учету данных средств отражается следующими записями:
- Д 76 К 86 - отражена задолженность бюджета по выделенным средствам;
- Д 51 К 76 - получены из бюджета выделенные средства.
Стоит отметить, что согласно пункту 4 ПБУ 13/2000 для целей бухгалтерского учета бюджетные средства делятся на два вида:
- средства, предназначенные для финансирования капитальных расходов, они связаны с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов;
- средства, предназначенные для финансирования текущих расходов, это средства отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов [2, п. 4].
В соответствии с пунктом 21 ПБУ 13/2000, суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полу-
ченные безвозмездно. Строительные организации, которые получили денежные средства в виде целевого финансирования, ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования. Стоит отметить, что данные средства не учитываются для целей налогообложения [1, ст. 251, п. 14].
Денежные средства не являются целевым финансированием, когда заказчики (получатели бюджетных средств) привлекают подрядчиков для строительства, ремонта и обслуживания дорог.
Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.
Бюджетные средства, полученные от федерального или регионального управления дорогами, не считаются целевым финансированием для подрядных организаций. Так как они выполняют работы для заказчика на платной основе, то данные бюджетные средства, полученные от заказчика в качестве оплаты работ, признаются выручкой за выполнение работ по строительству, обслуживанию или ремонту и соответственно она является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС.
Подрядчик может привлекать для выполнения своих обязательств по договору иных лиц (субподрядчики). В таком случае подрядчик, привлекший субподрядчиков, выступает в роли генерального подрядчика. Но стоит отметить, что данное привлечение законно, если из договора или закона не вытекает прямая обязанность подрядчика лично выполнить предусмотренную в договоре работу.
Одной из особенностью строительных организаций, особенно организаций, занимающихся строительством, обслуживанием и ремонтом дорог является форма получения заказа на строительство. Организации получают заказ в большинстве случаев посредством выигрыша тендера, который представляет собой конкурсную
форму проведения подрядных торгов, в которых оцениваются организации-участники с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерных документациях. В связи с данной особенностью, рекомендуется открывать в составе счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по обеспечительным взносам за участие в тендерах», так как в тендерах, одним из обязательных условий является перечисление организатору конкурса обеспечительного взноса для возможности представления своего предприятия. По кредиту указанного счета можно отразить суммы перечисленного обеспечительного взноса, а по дебету - их возвращение организаторами тендера (конкурса), при проигрыше предприятия. Это становится актуальным, так как размер обеспечения исполнения контракта составляет достаточно большую сумму:
- 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта равна или менее 50 млн. руб.;
- 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта превышает 50 млн. руб.
Обеспечительный платеж служит гарантией соблюдения государственных интересов в ходе закупок, так как если поставщик не исполнит свои обязательства по контракту, у заказчика возникает право оставлять данную сумму обеспечения для компенсации своих потерь.
Бухгалтерский учет в дорожном строительстве имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать для организации и обеспечении эффективной деятельности организации. Одной их основной особенностью строительства и реконструкции дорог является получение денежных средств, оно возможно следующими способами: в виде целевого финансирования и в рамках договора строительного подряда. Также, одной из особенностей, является получение заказа на строительство в виде представления и выигрыша заявленного тендера.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс: [сайт информ.- правовой компании]. - [М., 2019]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000» [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс: [сайт информ.- правовой компании]. - [М., 2019] .- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29296/
3. Акашева В.В. Особенности учета накладных расходов в строительных организациях/ Акашева В.В., Морозкина Т.С. // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 324-327.
4. Акашева В.В. Бюджетирование накладных расходов в строительстве / Негоднова Е.П., Лапкина А.С., Акашева В.В. // Экономика и предпринимательство. 2015. №12-3 (65). С. 828-832.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING IN ROAD
CONSTRUCTION
A.A. Gorina, student
National research Ogarev Mordovia state university (Russia, Saransk)
Abstract. Currently, accounting in construction industry enterprises is of particular importance, since recently the Russian construction market has been rapidly growing and developing, undoubtedly, the road industry is of particular interest. In this regard, the article discusses the features of accounting in road construction. In particular, the definition of accounting, given the main features that affect the accounting in construction; disclosed the specifics of accounting in road construction, also offers recommendations for improving accounting in road construction.
Keywords: accounting, road construction, tender, target financing, contractor.