ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
УДК 347.736
Р.В. КАМОНИНА, старший преподаватель
Казанский государственный финансово-экономический институт
ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, НЕ СПОСОБНОГО УДОВЛЕТВОРИТЬ
ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ
Одной из сторон в отношениях, возникающих при введении процедур несостоятельности (банкротства), является должник. По определению, должником может выступать физическое или юридическое лицо, которое обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия. Во исполнение указанных действий, должник претерпевает определенные правовые последствия, например, ограничивается его возможность совершать определенные действия или принимать решения.
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" [1] (далее - Закон о банкротстве) к неплатежеспособным должникам применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, а к признанному решением арбитражного суда несостоятельному должнику - процедура конкурсного производства.
Каждая из предусмотренных Законом о банкротстве процедур изменяет гражданско-правовой статус должника - юридического лица как субъекта гражданского оборота, ограничивая тем самым его правосубъектность, то есть способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и обязанности [2, с.171]. Составными частями гражданской правосубъектности юридического лица являются его правоспособность и дееспособность.
Определение статуса несостоятельного должника (степени ограничения его прав и обязан-
ностей как субъекта права) является одной из спорных проблем, возникающих при введении процедур несостоятельности (банкротства).
По мнению С.А. Карелиной [3, с. 251], определение характера такого рода изменений имеет глубокую теоретическую основу, "... речь идет о содержании, характере и пределах ограничений, возникающих при осуществлении процедур банкротства в отношении несостоятельных органов управления должника в принятии решений".
Рассмотрим данную проблему в отношении каждой процедуры.
Так, при введении процедуры наблюдения ограничения, применяемой к органам управления должника, можно разделить на две категории:
- ограничение в совершении сделок1, например, сделок, связанных с приобретением, от-
1 Исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме.
чуждением имущества должника, балансовая стоимость которого более 5 балансовой стоимости всех активов должника на дату введения наблюдения (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве);
- запрет на совершение ряда юридических действий, предусмотренных п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве (например, органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации юридического лица).
В первом случае речь идет об ограничении дееспособности должника, а во втором - об ограничении его правоспособности [4, с. 93]. В.В. Бородин сравнивает ограничение дееспособности должника, вводимое процедурой наблюдения, с институтом попечительства [3, с. 253].
Последствия введения финансового оздоровления, связанные с установлением определенных ограничений для должника закреплены в ст. 82 Закона о банкротстве. В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая исполнять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Все ограничения, вводимые процедурой финансового оздоровления, можно разделить на две группы в зависимости от субъекта, чье согласие должно быть получено [4, с. 243]:
- на совершение сделок, требующих согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов (п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве);
- на совершение сделок, требующих согласия административного управляющего (п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве).
С.А. Карелина выделяет четыре категории ограничений, вводимых процедурой финансового оздоровления [3, с. 159], добавляя к выделенным М.В. Телюкиной ограничениям еще две группы:
- на принятие решения о реорганизации, требующего согласия собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение (п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве);
- на совершения сделок в отношении имущества, являющегося предметом залога (п. 6 ст. 82 Закона о банкротстве устанавливает, что все сделки с предметом залога могут совершаться только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества).
Другой классификации ограничения правосубъектности должника придерживается C.B. Сарбаш [5, с. 371], выделяя пять категорий ограничений. Первые четыре группы относятся к ограничениям на совершение сделок, требующих согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. B пятую группу автор выделил ограничения на совершение сделок, требующих согласия административного управляющего.
Таким образом, все ограничения, применяемые к должнику при введении процедуры финансового оздоровления, касаются лишь ограничения его дееспособности (в части ограничений на совершение сделок, то есть ограничения сделкоспособности).
При введении другой восстановительной процедуры - внешнего управления - полномочия руководителя и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются и переходят к внешнему управляющему.
Исключение представляют полномочия органов управления должника, предусмотренные п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве. Эти полномочия касаются принятия отдельных решений, касающихся главным образом серьезных изменений в имущественном положении должника.
Анализируя сказанное, можно говорить о наличии у должника при введении внешнего управления лишь ограниченной правоспособности, дееспособности же должник, на взгляд автора, вообще лишается.
Другого мнения придерживается M.B. Те-люкина, она считает, что дееспособность ограничивается при проведении любых процедур банкротства [6, с. 34].
B период конкурсного производства (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве) полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются, а право собственности на имущество должника с момента открытия конкурсного производства переходит к кредиторам.
Как и при внешнем управлении, должник не лишается правоспособности полностью и
вправе принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника, что говорит о сохранении его ограниченной правоспособности. В ранее действующем Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" [7] должник лишался своей правоспособности (а соответственно и правосубъектности) полностью.
В заключение проведенного анализа содержания право- и дееспособности должника -юридического лица при применении процедур банкротства и характера их изменений можно сделать вывод, что правосубъектность должника ограничивается при любой процедуре банкротства.
Ограничение дееспособности присутствует в процедуре наблюдения и финансового оздоровления, в остальных же процедурах должник - юридическое лицо дееспособности лишается.
Ограничение правоспособности как элемента правосубъектности присутствует во всех процедурах в большем или меньшем объеме для достижения определенных целей в каждой процедуре банкротства.
Список литературы
1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 19 июля 2007 г.) // СЗ РФ. -2002. - № 43. - Ст. 4190.
2. Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право: учебник; отв. ред. Е.А. Суханов. - Т. 1. - М., 1998. - С. 171.
3. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практ. пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 251.
4. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". - М.: Юрайт, 2003. - С. 93.
5. Научно-практический комментарий (постатейный) к федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)"; под ред. В.В. Витрянского. - М.: Статут. - 2003. - С. 371.
6. Телюкина М.В. Внешнее управление и проблема правосубъектности юридических лиц // Юридический мир. - 1997. - № 12. - С. 34.
7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 2. -Ст. 222.
В редакцию материал поступил 2 7.02.08.