Интернет-портал и интернет-магазин - самые крупные из видов сайтов. Интернет-портал - это совокупность веб-сервисов или нескольких сайтов. Интернет-магазин - это сайт, продающий товары или услуги в сети интернет, с возможностью сформировать заказ на покупку, как правило, техническими средствами корзины, личного кабинета и платёжных систем.
В таблице 1 знаком "+" отмечена необходимость использования конкретного метода для продвижения сайта в результатах поисковой выдачи, знаком "-" - использование метода не эффективно или невозможно. В случае с лендинг-сайтом использование некоторых методов требуется в меньшей степени, в сравнении с другими видами сайтов. В приведенной таблице не рассматривается уровень использования того или иного метода внешней и внутренней оптимизации сайтов.
Заключение
Приведённый сравнительный анализ самих методов внутренней и внешней БЕО-оптимизации сайтов и анализ использования этих методов на конкретных примерах для улучшения результатов ранжирования сайта в результатах поисковой выдачи подчеркивают необходимость планомерного осуществления комплекса рассмотренных мер. Без БЕО-оптимизации сайт будет развиваться естественно, постепенно и крайне медленно, что недопустимо в отдельно взятых конкурентных отраслях. Но если брать во внимание внешнюю оптимизацию, то нужно понимать, что её методы как полезны, так и вредны для сайта, так как поисковые системы сводят свои алгоритмы к тому, что все сайты должны развиваться естественно. В случаях, когда поисковым системам программно видно, что используется оптимизация, сайт будет получать фильтры или ограничения в результатах поисковой выдачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Затылкин, С. В. Анализ существующих подходов в разработке информационных интернет-порталов / С.В.Затылкин // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т.1. - С. 230231.
2. Касторнова, В. А. Образовательные порталы: структура и информационные технологии наполнения и реализации / В.А. Касторнова // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. -Т.1. - С. 282-286.
3. Яковлев, Д. С. SEO-оптимизированный контент веб-сайта и использование сервиса Яндекс.Вордстат / Д.С. Яковлев // Вестник магистратуры. - 2015. - Т.1. - С. 19-22.
4. Маматов, Е. М. О продвижении сайта в поисковых системах Яндекс и Google / Е. М. Маматов, И. Н. Брусенская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2014. - №1 (172). - С. 130-134.
5. Фаустова, К. И. Современные методы продвижения сайта в Интернете / К. И. Фаустова, И. С. Геушева // Территория науки. - 2016. - №4. - С. 120-124.
6. Прокимнов, Н. Н. Технологии использования информационных ресурсов Интернета / Н. Н. Прокимнов // Прикладная информатика. - 2008. - №5 (17). - С. 51-80.
УДК 378.14
Вьюгина С.В., Вяткина И.В.
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются особенности оформления научных исследований студентами технологического вуза начиная с первого года обучения в стенах высшего учебного заведения. Навыки написания научного текста и их оформление обучающими осваивается на занятиях учебной дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи». Даны лексические особенности при составлении научного текста.
Ключевые слова:
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ, ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ведущую роль в повышении качества подготовки кадров с целью развития творческих и интеллектуальных способностей будущих специалистов призвана сыграть научно-исследовательская деятельность студентов, так как учебный процесс, включая научный труд студентов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего конкурентоспособного специалиста наукоемкого производства.
На кафедре обучения на двуязычной основе Казанского национального исследовательского технологического университета на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура профессиональной речи» особое место занимает изучение темы «Научный стиль», которая является актуальной для применения студентами в научно-исследовательской деятельности. В учебном процессе нами применяются различные образовательные технологии
Целью научно-исследовательской работы студентов, реализуемой на базе высшего учебного заведении, является подготовка, основой которой -профессиональное образование и развитие специалиста как творческой личности. Развитие личности студента в учебном заведении и ее становление связано со способами осуществления видов деятельности. При самостоятельном выполнении деятельности личность сама превращается в фактор саморазвития, что свидетельствует о достижении творческого уровня ее развития. Приобретение будущим инженером деловых и личностных качеств стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному развитию.
Современный этап развития науки, техники и производства характеризуется появлением новых направлений в науке, усилением тенденций интеграции научных исследований, ростом объема научной информации, расширением внедрения достижений фундаментальной науки на практике и возникновением глобальных проблем, решение которых требует значительных совместных усилий всех интеллектуальных слоев общества. В связи с этим задача подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе инженерных кадров, умело и грамотно действующих в современных условиях, становится более актуальной.
Основной задачей высших учебных заведений является устранение разрыва между уровнем развития техники и высоких технологий и качеством подготовки специалистов. Для решения поставленной задачи необходимо формирование и реализация комплексных инновационных образовательных программ, обеспечивающих требуемые профессиональные компетенции выпускников и их конкурентоспособность. Высокий профессионализм современного специалиста определяется владением им широкого спектра знаний, умений и навыков внедрения научных исследований в практику.
В системе подготовки современных высококвалифицированных, конкурентоспособных, мобильных специалистов важную роль играет оптимальное сочетание творческой, научной и практической подготовки студентов. Наиболее эффективное воплощение это находит в научно-исследовательской деятельности студентов введенной в учебный процесс и представляющей собой его неотъемлемую часть.
Изучение особенностей научного стиля - важный аспект в системе обучения русскому языку. Научный стиль речи - это основной стиль, который используется в обучении специальности в высшем учебном заведении, это стиль всех жанров учебно-научных текстов, которые придется создавать студентам в процессе обучения в стенах высшей школы (рефераты, тезисы докладов, научные статьи, курсовая работа, квалификационная работа, диссертационная работа).
Для создания текста в научном стиле, студенту необходимо освоить, что текст, созданный в научном стиле, представляет собой стандартную замкнутую систему. Основными особенностями научного стиля - соответствие требованиям литературного языка, употребление стандартных оборотов и выражений, использование возможностей применения символов и формул, применение ссылок и примечаний. Для научного стиля также характерна монологическая форма изложения, логика повествования раскрывается последовательно, выводы оформляются как завершенные и полные по смыслу фразы. Как правило, при написании научного текста нужно придерживаться схемы:
- введение в суть проблемы, обоснование ее актуальности, новизны;
- выделение предмета исследования (объекта);
- постановка цели, решение в ходе ее достижения определенных задач;
- обзор научных источников, каким-либо образом затрагивающих предмет исследования, описание теоретической и методологической базы для работы, обоснование терминологии;
- теоретическая и практическая значимость научного произведения;
- содержание научной работы;
- описание эксперимента и результаты исследования.
При оформлении научного текста нужно учитывать, что языковые особенности при построении предложений выявляют связь речи со специфичным мышлением молодого ученого, т.к. конструкции, употребляемые в текстах, нейтральны и общеупотребительны. Наиболее типичным является прием синтаксической компрессии, когда осуществляется сжатие объема текста при увеличении его информативности и смысловой наполненности. Это реализуется при помощи особого построения словосочетаний и предложений.
Как нам известно, для логического изложения научного текста студент должен использовать морфологические особенности научного стиля и синтаксические возможности для связи отдельных частей своего высказывания. Этой цели служат различные синтаксические построения, сложные предложения разного типа уточняющими словами, причастными, деепричастными оборотами, перечислениями, такими как:
- сопоставление каких-либо явлений (как.., так...) ;
- употребление присоединительных предложений, содержащих дополнительные сведения о сказанном в главной части;
- деепричастные обороты также содержат дополнительную научную информацию;
- вводные слова и словосочетаний, вставные конструкции служат для связи между смысловыми частями как внутри одного предложения, так и между абзацами;
- «слова-скрепки», служащие для установления логической связи между разными частями текста, к ним относятся: как мы видим, другими словами, поэтому, между тем, в заключении, таким образом, и т.д.;
- однородные члены предложения необходимы для перечисления логически сходных понятий;
- частое употребление клишированных структур, логичность и лаконичность синтаксического строя [2].
С первого курса вуза студенты, при изучении модуля «Научный стиль» должны освоить, что особенности которого заключаются в специфическом использовании языковых средств, опирается не
только на нормативную базу языка, но и на законы логики. Особенности средств связи - это достаточно стабильная система, сложно поддающаяся изменениям при оформлении научного текста.
В научно-исследовательской деятельности студенты, выполняя исследовательские работы, должны иметь в виду, что научные тексты содержат следующие структурно-смысловые компоненты:
- название (заголовок) научного текста отражает тему данного произведения и должно соответствовать содержанию текста. Существуют названия общего характера; названия, конкретизирующие рассматриваемый автором вопрос, проблему; названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса;
- введение (вводная часть) должно быть лаконичным и четким. В нем обосновывается:
а) выбор темы, ее актуальность;
б) дается характеристика научных работ по данной теме; история вопроса;
в) формулируется предмет исследования;
г) описываются методы исследования;
е) формулируются цели и задачи работы.
- в основной части освещаются методика и техника исследования, формулируется и обосновывается достигнутый результат. Приводится аргументация. Умозаключения иллюстрируются примерами. Основная часть текста монографии, дипломной работы делит на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
- заключение содержит выводы по данному исследованию и строится по схеме:
а) краткое обобщение научного исследования;
б) формулировка выводов;
в) формулировка перспектив научного исследования данной проблемы;
- дополнительные материалы выносятся в приложение.
В образовательном процессе вуза важной частью подготовки специалистов высокой квалификации является научно-исследовательская работа студентов. Научно-исследовательская работа студентов младших курсов традиционно состоит их двух относительно самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных направлений:
- исследовательская работа, проводимая в процессе учебных занятий;
- исследовательская работа, осуществляемая во внеучебное время, главным
образом, в составе научных обществ.
Учебно-исследовательская работа студентов является составной частью научной работы в высшем учебном заведении и осуществляется в соответствии с положением о научно-исследовательской работе студентов (НИРС). Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
- формирование у студентов интереса к научному творчеству, овладение студентами научным методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала, обучение способам и методике самостоятельного решения научных и технических задач, навыкам работы в научных коллективах;
- развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний ;
- выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения различных научных и технических задач [1].
Научно-исследовательская работа студентов должна стать органическим
составным элементом всего учебного процесса в педагогической системе вуза. Поэтому важно строить его так, чтобы он давал студентам не только определенную сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывал у них стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение
научно-исследовательскими методами, нестандартными приемами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации.
Таким образом, разрабатывая задания научно-исследовательской работы,
необходимо включать в нее темы, тесно связанные с будущей профессиональной деятельностью, а также общепрофессионального, естественнонаучного характера. При подборе заданий профессионального характера надо руководствоваться тем, чтобы они были четко сформулированы на основе использования профессионального понятийно-терминологического аппарата, доступны для понимания студентами первого и второго курсов, посильны для выполнения. При подборе заданий предметного характера необходимо ставить цель углубления знаний (профессиональных, общепрофессиональных, естественнонаучных) студентов при их выполнении [1].
Разработанные задания научно-исследовательской работы должны нести в себе стимулирующую, познавательную, саморазвивающую функции. Стимулирующая функция должна проявляться в процессе выполнения научной работы под руководством преподавателя. У студентов будет формироваться системность выполнения учебно-исследовательской работы, строгий научный подход к решению проблемы, грамотное написание и оформление научной работы. Эта функция стимулирует студентов к активной познавательной деятельности. Проблемная ситуация, которая возникает в ходе поисковой и исследовательской деятельности или которую создает преподаватель в ходе занятия, дает предпосылки к развитию у студентов деловой направленности, заинтересованности в решении актуальных проблем. Познавательная функция способствует развитию профессионально-творческих способностей студентов.
Задания для научно-исследовательской работы должны выполнять саморазвивающую функцию, так как они будут стимулировать активность студентов к углублению своих предметных и профессиональных знаний. Эта функция должна реализоваться в развитии у студентов способностей больше и чаще самоанализировать, самооценивать, искать рациональные способы решения индивидуально возникшей учебной проблемы.
В тоже время нужно учитывать, что задание межпредметного характера есть учебная ситуация, направленная на организацию у студентов определенных мыслительных и практических действий по комплексному использованию знаний и умений, сформированных на основе изучения нескольких учебных предметов. Задача преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности - выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель является главным организатором и координатором творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает еще и творческий характер, в то же время является развитием их интеллектуального потенциала [2].
Показателем самоорганизующейся активности студента становится интеллектуально-эмоциональная рефлексия в процессе познания, стремление к творческой интерпретации выполнения индивидуальных и коллективных научных заданий, осознанный интерес к избранной профессии. Познавательная творческая активность студентов в интерактивных технологиях проявляется в умениях мыслить самостоятельно, ориентироваться в новых ситуациях, находить свой индивидуальный подход к решению нестандартных задач и способов получения знаний, аргументировано отстаивать собственные суждения, проявлять критическое мышление [3].
Всю учебную деятельность студентов на занятиях по русскому языку на кафедре ОДО можно организовать как творческую деятельность, для которой характерны три вида последовательности:
- логическая последовательность операций характеризуется алгоримом решения, описания. В этом виде деятельности гарантированный результат предрешен;
- интуитивная последовательность - это комплекс неразделимых операций, выполнение которых зачастую не подлежит объяснению. Главным в интуиции является озарение, возникающее в процессе эмоционального состояния в виде желания решит задачу, осуществить научное предвидение и обогатить личный опыт;
- эвристическая последовательность операций строится на основе интеллектуальных способностей, таких как готовность излагать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обосновывать, систематизировать, делать открытия и др.
Установленные группы интерактивных технологий в определенной степени стимулируют мотивационно-творческую активность и направленность студентов на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми им в будущем профессиональном становлении [2].
Учебное занятие, организованное на основе интерактивной технологии, предусматривает соблюдение организационно-педагогических условий, таких как, постановка целей групповой и коллективной работы; конкретных задач, решение которых строится на непосредственном опыте студентов или их заинтересованности в приобретении новых способов решения; организация учебного пространства, формирование подгрупп, ознакомление студентов с правилами коллективного сотрудничества; создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции умственных действий для решения поставленных задач; определение методов, средств активизации интеллектуальной деятельности и отработки студентами межличностных навыков анализа и самоанализа учебной деятельности и другие [2].
Главное же в научно-исследовательской деятельности то, что студент находится в ситуации, когда он должен самостоятельности принимать решения, преодолевать трудности, познавать новое. В результате происходит качественный подъем личности на очередную ступень развития. Такая деятельность становится необходимостью. А это -главное для дальнейшего профессионального роста.
При изучении курсов гуманитарного цикла самостоятельная работа студентов является важным компонентом учебного процесса. Поэтому ее организация становится актуальной при планировании занятий по дисциплине «Русский язык и культура профессиональной речи».
Со студентами первого и второго курсов на кафедре обучения на двуязычной основе Казанского национального исследовательского технологического университета подчеркивается важность изучения научного стиля как основы учебной и для дальнейшей научно-исследовательской деятельности. В первую очередь, нужно учитывать, что в научном функциональном стиле отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Оценки используются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль, и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер.
Общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности и строгой логичности научного мышления, являются:
- точность изложения;
- обобщенность, абстрактность изложения;
- логичность, доказательность и объективность изложения.
Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная и терминологическая
лексика. Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактными значениями: мышление, перспектива, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и т.д.
Овладение научным стилем в письменной и устной формах - необходимое условие и как фактор повышения качества подготовки специалистов. Научный стиль речи есть речевая система, функционирующая как форма логически организованного существования научной информации, представляющей результаты научно-исследовательской деятельности и как средство обмена этой информацией в обществе.
Инновационно-образовательная среда Казанского национального исследовательского технологического университета - это личностно-развива-ющая среда. Для организации эффективной научно-исследовательской работы студентов нужно иметь именно инновационную образовательную среду. Она представляет собой воспитательное пространство, содержащее образовательные, научные, культурные, этические и другие ценности. Сущность понятия «инновация» определяется не только созданием и распространением принципиальных новшеств в образовательной среде, но и преобразованиями, изменениями в образе деятельности, стиле мышления педагога и студента. Инновационность в этом аспекте обусловлена развитием творческого начала у студентов в процессе их профессиональной подготовки, созданием новаторских образовательных технологий и концепций.
Научно-исследовательская деятельность студентов выступает как главное условие и результат развития и функционирования инновационной образовательной среды вуза, что служит интересам
студента и общества. Данную деятельность студентов в учебном процессе вуза нужно рассматривать как один из факторов повышения качества подготовки специалистов наукоемкого производства.
Выполнение курсовых, дипломных и магистерских работ студентами зачастую тесно связано с конкретными научно-исследовательскими проблемами и задачами. В ходе данной работы у студента формируется профессиональные и научно-исследовательские компетенции, основными из которых являются:
- умение находить необходимую информацию, анализировать ее;
- умение планировать работу;
- умение принимать самостоятельные решения по выбору методов и моделей;
- навык анализировать полученные результаты и своевременно корректировать подходы к решению проблемы, опираясь на принципы научного мировоззрения;
- навык представить научную проблему, полученные данные и результаты на семинарах и конференциях.
Огромное значение имеет навык выступления на семинарах и конференциях, где студент должен не только внятно излагать суть своего исследования и его перспективы, но и заинтересовать слушателей, «спровоцировать» вопросы и обсуждение.
Изучение основ научного стиля способствует формированию коммуникативной компетентности, необходимой студентам для реализации их коммуникативных потребностей в учебно-познавательной деятельности, и позволяет им принимать участие во всех видах не только учебной, но и научно-исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вьюгина С.В. Научно-исследовательская работа как одна из форм развития интеллектуального потенциала студента. С.В.Вьюгина //Материалы международной научно-методической конференции «Университет в системе непрерывного образования» - Пермь, 14-15 октября 2008 г. - С.193-194.
2. Вьюгина С.В. Организация научной деятельности студентов как средство повышения качества образования в педагогической системе вуза. /С.В.Вьюгина. //Материалы Международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли - Синергия 2017» - Казань, 2017, Т,2, С-86-90
3. Вьюгина, С.В. Синергетические принципы и технология развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза. /С.В.Вьюгина. //Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2017. Т.1. - С.283-287.
4. Мещеряков, В.А. Совершествование системы качеств в Пензенском государственном университете. /В.А.Мещеряков, Т.И.Мурашкина - Труды международного симпозиума «Надежность и качество». -Пенза, 2006, - С.2 61-2 64.
5. Основы деловой коммуникации: учебное пособие по русскому языку и культуре речи. - СПб., 2 011 - 267 с.
УДК 378.14
Вяткина И.В., Вьюгина С.В.
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматривается вопросы использования инновационных технологий в образовании. Дана характеристика использования информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях как важного фактора обеспечения качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Представлено отличие традиционного проведения занятий от занятия с использованием ИКТ. Проанализированы задачи и основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования. Подробно проведен анализ электронной среды Moodle в сфере образования: возможности и преимущества как для педагога, так и для студента. Отмечены преимущества использования дистанционного обучения и для образовательного учреждения, и для студента.
Ключевые слова:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ), ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДИСТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Создание и использование информационного пространства предполагает широкое внедрния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что обусловлено рядом факторов. Яковлев А.И. выделяет следующие факторы, вызывающие применения информационно- коммуникационных технологий в образовании [1]:
во- первых, внедрение ИКТ в образование существенно ускоряет накопление знаний и приобретение социального опыта;
Развитие и использование инновационных технологий в образовании имеет важное значение в конкурентоспособности государства, а также расширение возможностей ее интеграции в европейское и мировое пространство. Применение информационно- коммуникационных технологий выступает одним из необходимых условий реализации современного образовательного процесса, поскольку создает возможности для создания качественно новой информационной образовательной среды.
Отметим, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учреждениях высшего образования - важный фактор обеспечения