••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
trovsky. Comp. E. G. Rozanova. Moscow, New School Publ., 2010. 368 p. (In Russian)
4. Pedagogika [Pedagogics]. Edited by Pidkasisty. Moscow, Education Publ., 2006. 231 p. (In Russian)
5. Psikhologiya i pedagogika igry doshkol'nika [Psychology and Pedagogy of the Preschool Children's game]. Edited by A. V. Zaporozhets, A. P. Usova. Moscow, Education Publ., 1987. 186 p. (In Russian)
6. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa [The management of the practical psychologist]. Edited by I. V. Dubrovina. Moscow, Academy Publ.,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Демирова Лейла Имиралиевна, старший преподаватель кафедры английского языка, факультет иностранных языков, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60 mail.ru
Магомедова Патимат Набиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественно-графический факультет. ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60 @mail.ru
Алибутаева Багжат Абакаровна, аспирант 1-го года обучения кафедры общей и теоретической педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 15.07.2016 г.
1995. 128 p. (In Russian)
7. Samostoyatel'naya khudozhestvennaya deyatel'nost' doshkol'nikov [Independent art activity of the preschool children]. Edited by N. A. Vetlugina. Moscow, Pedagogics Publ., 1980. 280 p. (In Russian)
8. Uspekh. Primernaya obshcheobrazovatel'na-ya programma doshkol'nogo obrazovaniya [Success. An educational program of preschool education]. N. O. Berezina, I. A. Burlakova, E. N. Gerasimova. Science editor A. G. Asmolov. Moscow, Education Publ., 2011. 148 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Leyla I. Demirova, senior lecturer, the chair of English language, faculty of foreign languages (FFL), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nabievna60mail.ru
Patimat N. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Methods of Decorative and Applied Art's Teaching (MDAAT), DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Bagzhat A. Alibutaeva, 1st year postgraduate student, the chair of the General and Theoretical Pedagogy (GTP), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 15.07.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 002:372.8 / UDC 002:372.8
Особенности использования информационно-коммуникационной среды в формировании научно-исследовательской деятельности будущих магистров
© 2016 Джалалова Г. П.
Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования являлось определение особенностей использования информационно-коммуникационной среды в формировании научно-исследовательской деятельности будущих магистров. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, апробация разработанного авторского учебно-методического ресурса. Результаты. Описан процесс создания образовательного web-сайта «Магистры факультета математики, физики и информатики», его структура. Выводы. Создан образовательный web-сайт, который позволяет размещать авторские электронные учебные материалы.
Ключевые слова. Информационно-коммуникационная среда, научно-исследовательская деятельность, web-сайт, электронные учебно-методические ресурсы.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Формат цитирования: Джалалова Г. П. Особенности использования информационно-коммуникационной среды в формирования научно-исследовательской деятельности будущих магистров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 38-42.
Features of using the Information-Communication Environment in the formation of the Future Masters'
Scientific-Research Activity
© 2016 Gulpery P. Dzhalalova
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia: e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. The aim of the research is to determine the characteristics of the use of information-communication environment in the formation of scientific-research activity of the future masters. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, testing of the developed copyright methodical-educational resource. Results. The author of the article describes the process of creating an educational web site "Masters of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics» and its structure. Conclusions. The researcher creates an educational web site, which allows to post the author's e-learning materials.
Keywords. Information-communication environment, scientific-research activity, web site, electronic educational methodical resources.
For citation: Dzhalalova G. P. Features of Using the Information-Communication Environment in the Formation of the Future Masters' Scientific-Research Activity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 38-42. (In Russian)
Современное общество предъявляет особые требования к личности, что связано с многократным усложнением социальной структуры. Эффективность общества зависит от уровня развития индивидуумов его составляющих. Не только сложность социальной структуры, но и информационный кризис, выражающийся в росте количества информации, необходимой человеку для успешного существования в современном мире, обусловливает повышение интеллектуальной емкости повседневной и профессиональной жизни.
Тем самым в системе российского образования происходят существенные изменения, связанные с реализацией задач модернизации образования, Федеральной целевой программы развития образования на 2015-2020 гг. Программой определено приоритетное значение современных образовательных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях информационно-коммуникационной среды [4].
Одной из важнейших задач образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период
до 2020 года, является задача достижения нового, современного качества образования. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на формирование научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды.
Материалы и методы исследования
В монографии [1] под информационно-коммуникационной средой понимается совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного обогащения и личностью.
В условиях глобальной информатизации общества и стремительного роста информационных потоков, а также их использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 3. 2016
Следует отметить, что такой этап глобальной информатизации общества, как информатизация профессионального образования направлена на повышение качества образовательного процесса, на достижение высоких результатов в обучении с использованием инновационных средств обучения на основе информационно-коммуникационной среды [2].
Эффективное использование информационно-коммуникационной среды в процессе обучения предоставляет возможность по формированию научно-исследовательской деятельности будущих магистров и создает принципиально новые педагогические инструменты. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной научно-исследовательской деятельности будущих магистров как неотъемлемой части учебного процесса [3].
По мнению многих исследователей [6; 7], научно-исследовательская деятельность будущих магистров является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса, включающие:
- фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Необходимо отметить, что научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом Основной образовательной программы (ООП) магистратуры и направлена на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Отмечают следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы; проведение научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; защита выполненной работы.
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (уровень магистратуры), показывает, что выпускник освоивший программу магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
Исходя из этого, выдвигается проблема обеспечения качества образовательного процесса в магистратуре, которое направлено на подготовку специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации, умением ставить научно-исследовательские задачи, планировать проведение исследований, выполнять исследовательские действия, анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.
Следует отметить, что объединение всех систем в единую образовательную информационную сеть создаст новые возможности будущих магистров по исследовательской деятельности, в частности, в создании электронных изданий учебного назначения.
И. В. Роберт электронные издания учебного назначения определяет, как учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [5].
Результаты и их обсуждение
Следовательно, одним из составляющих информационно-коммуникационной среды вуза являются электронно-образовательные ресурсы нового поколения, которые позволяют осуществить на практике реальную интеграцию учебных предметов электронных средств учебного назначения [3].
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Студентами магистратуры создан образовательный web-сайт «Магистры факультета математики, физики и информатики», включающий информацию о магистерских программах, краткую автобиографию студентов магистратуры, мультимедийные проекты по содержательным линиям школьного курса информатики и ИКТ, а также авторские электронные образовательные ресурсы по различным дисциплинам.
На наш взгляд, эффективное использование ресурсов образовательного web-сайта как средства информационно-коммуникационной среды, является одним из факторов развития научно-исследова-тельской деятельности будущих магистров в условиях информатизации, коммуникации и глобализации педагогического образования.
1. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография / П. Д. Абдурахманова, Л. Ф. Артеменкова, Ф. Р. Асадуллаева, У. М. Асадуллаева, Э. Ю. Бачиева, О. В. Бережная, Т. Г. Везиров, М. М. Далгатов, Г. П. Джалалова, П. Г. Идрисова, А. Б. Курбанова, З. А. Магомеддибирова, У. Ш. Магомедханова, М. К. Манафова, Н. А. Прядко, Н. И. Подгребельная, П. Т. Раджабова, Н. В. Сметанина, Ю. В. Сорокопуд, Г. Ш. Таджудинова, Т. В. Юсупхаджиева, И. А. Ур-мина. М. : МИГУП, 2016. 192 с.
2. Везиров Т. Г. Развитие профессиональной компетенции студентов магистратуры в целях информационно-образовательной среды педвуза // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 126 - 128.
3. Джалалова Г.П., Везиров Т.Г. Информационно-коммуникационная среда как средство организации исследовательской деятельности бу-
1. Aktual'nye problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk: kollektivnaya monografiya [Actual problems of psychological and pedagogical sciences: collective monograph]. Editors: P. D Abdu-rakhmanova, L. F. Artemenkova, F. R. Asadullaeva, U. M. Asadullaeva, E. Yu. Bachieva, O. V. Berezhna-ya, T. G. Vezirov, M. M. Dalgatov, G. P. Dzhalalova, P. G. Idrisova, A. B. Kurbanova, Z. A. Magomeddibirova, U. Sh. Magomedkhanova, M. K. Manafova, N. A. Pryadko, N. I. Podgrebelnaya, P. T. Radjabova, N. V. Smetanina, Yu. V. Sorokopud, G. Sh. Tadzhudinova, T. V. Yusuphadzhieva, I. A. Urmina. Moscow, MIPAL Publ., 2016. 192 p. (In Russian)
2. Vezirov T. G Development of professional competence of the undergraduates in order to information-educational environment of pedagogical university. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The
Выводы
Нужно отметить, что построение информационного общества формирует запрос не только на обновление информационно-коммуникационной среды вуза, но и на эффективное использование его ресурсов в научно-исследовательской деятельности будущих магистров. В данном случае информационно-коммуникационная среда выступает средством организации научно-исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования (магистерские программы «Информационные технологии в физико-математическом образовании» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»).
дущих магистров педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 151-155. URL: http://e-koncept.ru (дата обращения: 26.06.2016)
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2020 гг. 16 c.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
6. Цуникова Т. Г. Формирование научно-исследовательской компетентности специалистов в техническом университете. М., 2008.
7. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. СПб. : Реноме, 2012. С. 380-383.
World of Science, Culture and Education]. 2013. No. 4 (41). P. 126 - 128. (In Russian)
3. Dzhalalova G. P, Vezirov T. G. Information and communication environment as a mean of the organization of the future undergraduates' research activity at pedagogical university. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kon-tsept» [Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept"]. 2016. V. 11. P. 151-155. (In Russian). URL: http://e-koncept.ru (accessed 26.06.2016)
4. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy pro-grammy razvitiya obrazovaniya na 2010-2020 gg [Concept of the Federal Target Program of Education Development for 2015-2020]. 16 p. (In Russian)
5. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhno-logicheskiy aspekty) [Theory and methods of educa-
Литература
References
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
tion's informatization (psychological, pedagogical and technological aspects)]. Moscow, BINOM. Knowledge Laboratory Publ., 2014. 398 p. (In Russian)
6. Tsunikova T. G. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoy kompetentnosti spetsialistov v tekhnicheskom universitete [Formation of research competence of the technical university's specialists]. Moscow, 2008. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Джалалова Гюлпери Пашаевна, аспирант 3-го года обучения кафедры методики преподавания математики и информатики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: gdzhalalova @mail.ru
Принята в печать 15.07.2016 г.
7. Chuprova L. V. Research work in the educational process of high school. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchnoy konferentsii [Theory and practice of education in the modern world: proceedings of the international correspondence scientific conference]. Saint Petersburg, Renome Publ., 2012. P. 380-383. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Gulpery P. Dzhalalova, 3th year postgraduate student, the chair of the Methods of Teaching Mathematics and Computer Science (MTMCS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: gdzhalalova @mail.ru
Received 15.07.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 796.82 / UDC 796.82
Состояние тактической подготовленности борцов греко-римского стиля (на примере Республики Дагестан)
©2°i6 Ибрагимов А. А., Абакаров А. М., Мансуров Т. М.,
Абдулкадиров Д. А., Исмаилов А.И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучение владения тактическими действиями в соревновательных поединках борцов греко-римского стиля Республики Дагестан. Методы. Анализ литературных источников, анкетный опрос, видеозаписи соревновательных поединков борцов греко-римского стиля. Результаты. Определены показатели, количественно характеризующие различные тактические действия в процессе контрольных соревнований. К их числу относятся показатели активности и ритмичности, успешных атак борцов, количество применяемых вариантов, эффективность атакующих и защитных действий. Выводы. Для совершенствования тактических действий в дни схваток в учебно-тренировочных микроциклах необходимо уделить 20 % времени в подготовительном периоде тренировки, а в соревновательном периоде 25-30 % времени. В дни тренировочных схваток надо включить борьбу по заданию, конкретно поставив задание по выполнению следующих тактических действий: удержать преимущество, продемонстрировать атаку, осуществить защиту, реализовать захват на краю ковра.
Ключевые слова: тактические действия, технико-тактическое мастерство, тактическая подготовленность.
Формат цитирования: Ибрагимов А. А., Абакаров А. М., Мансуров Т. М., Абдулкадиров Д. А., Исмаилов А.И. Состояние тактической подготовленности борцов греко-римского стиля Республики Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогичсекие науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 42-48.