Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 322-326. . Л . . , ^ . . ^
удк 81.34 + 372.8 А. С. Майорова, Ю. Н. СиницинА
Особенности обучения фонетике английского языка детям с дисграфией и дислексией
В данной статье рассмотрена проблема обучения фонетике английского языка детям с дисграфией и дислексией. Были описаны основные виды дислексии и дисграфии, а так же возможные причины их возникновения. Автором рассмотрены основные трудности, с которыми может столкнуться учитель при работе с данной категорией учащихся и описаны основные методы работы, направленные на формирование специальной коммуникационной среды при общении учителя, учеников и ребенка с дислексией. Автор поясняет, что дети, у которых обнаружилась дислексия и дисграфия, имеют существенные проблемы при чтении, говорении и написании. Они пропускают нужные звуки и добавляют лишние, искажают звучание слов, делают множество грамматических ошибок. Им сложно адаптироваться в социальной среде и общаться со сверстниками. Автором рассмотрены некоторые меры, которые помогут ребенку с дислексией справиться с вышеперечисленными трудностями, а так же поспособствую развитию фонематического восприятия фонем английского языка и их правильную артикуляцию при изучении иностранного языка.
Ключевые слова: фонетика, речь, методы обучения, иностранный язык, фонетические особенности, дислексия, дисграфия, обучение
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
No. 3 (33). pp. 322-326 A. S. MAiOROVA, Yu. N. SiNiTSiNA
Features of teaching English phonetics to children with dysgraphia and dyslexia
This article is devoted to the problem of teaching phonetics of English to children with dysgraphy and dyslexia. There were described the main types of dyslexia and dysgraphia and possible causes of their occurrence. The article treats of some difficulties that a teacher may face when he works with this category of students. The author describes the main methods of teaching, aimed at the formation of a special communication environment between teachers, students and a child with dyslexia. Children with dyslexia and dysgraphia have significant problems. Dyslexia is not simply a reading disorder. Dyslexics may have special needs in all areas of language, including spelling, writing, reading, pronunciation, and other disciplines involving sequencing, such as mathematics. They miss the right sounds and add extra, distort the sound of words, make a lot of grammatical mistakes. They find it difficult to adapt in a social environment and to communicate with peers. The author reviewed some needful techniques which will help a child with dyslexia to learn a foreign language and to develop phonemic perception of English phonemes and their correct articulation during the process of learning a foreign language. The author claims that dyslexia is an inherited condition resulting from a physical difference in the brain. There were found a brief description of the learning difficulty as well as related signs and symptoms.
Keywords: phonetics, speech, teaching methods, foreign language, phonetic features, dyslexia, dysgraphy, teaching
11а сегодняшний день невозможно / / представить нашу жизнь без образо-___' V вания. Являясь важной и определяющей сферой общественной жизни, образование отражает развитие информационного общества. Иностранные языки играют очень важную роль в нашей жизни, они тренируют мозг и расширяют наш кругозор, позволяют узнать традиции и обычаи другого народа, расширяют возможности общения, но главное являются неотъемлемой частью современного образования. В дошкольном и младшем школьном возрасте иностранный язык рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей, улучшает память, развивает воображение, внимание. Язык - средство общения. Это возможность, осуществляя коммуникативную функцию, передавать любую информацию и сообщения о предметах. Так же он служит средством общения и орудием мышления.
В последнее время можно заметить, что количество детей, имеющих речевые дефекты, постоянно растет. Раннее обнаружение данной проблемы у детей дошкольного и школьного возраста позволяет исправить имеющиеся дефекты с логопедической помощью с целью предотвратить возникновение дисграфии и дислексии [3, с.26]. Все больше и больше детей и взрослых нуждаются в помощи в обучении чтению, произношению, выражению своих мыслей на бумаге и адекватному использованию грамматики. Ди-лексический ребенок может страдать и чувствовать неприязнь со стороны своих сверстников в школьной среде, потому что он испытывает трудности в обучении. Находясь дома, гораздо меньше шансов, что ребенок почувствует страх, поэтому проблемы, которые дислексические дети часто пытаются преодолеть легче решать в домашних условиях. Многое можно сделать, чтобы облегчить это, интегрируя ребенка в классную среду (которая является преимущественно учебной средой), где он / она может чувствовать себя комфортно и развивать уверенность и самоуважение.
Изучение иностранного языка - сложная задача, и для таких детей это вдвойне сложно. Прежде всего, в данной ситуации важно желание и мотивация ученика. Задача учителя в таком случае - вовремя обратить внимание на имеющиеся проблемы у ребёнка, как можно скорее начать работу, направленную на их устранение.
Для начала нужно разобраться что обозначают понятия дисграфия и дислексия.
Под дисграфией понимается особое нарушение письма. Данная проблема может возникнуть у ребёнка при нормальном развитии интеллекта. Именно поэтому большинство родителей не заостряют на этом внимания и принимают нарушение за обычные грамматические ошибки или за недостаточный уровень знаний.
К сожалению, дисграфия не проявляется самостоятельно, чаще всегоона идет в паре с дис-
лексией или же сопровождается задержкой психоэмоционального развития.
Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки, связанные со смещением или заменой букв, может наблюдаться неровный почерк, а буквы будут убегать под строку, учащиеся не используют заглавные буквы и знаки препинания. Данный симптом не имеет ничего общего с незнанием орфографических правил. Это объясняется не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма, что доставляет ребенку множество проблем.
Как понять, что у ребёнка дислексия? Как правило, у детей, имеющих речевые проблемы, возникают трудности с овладением письмом, чтением, подсчетом, с усвоением и пониманием текстов, хромает логическое мышление. Существуют следующие виды дислексии: фонематическая; семантическая; аграмматическая; оптическая; мнестическая. В отличие от дисграфии, обнаружить дислексию у ребенка совсем несложно. Попросите ребёнка прочитать небольшой текст. Задайте несколько вопросов на понимание этого текста. Попросите его записать текст под вашу диктовку. Прочитайте ему небольшой текст вслух и попросите пересказать. Дети, имеющие данную проблему, испытывают определённые трудности при чтении, им очень сложно пересказывать прочитанный текст, так же они делают множество ошибок при списывании, не различают рифмы, у них может обнаружиться заикание. Дислексию у дошкольников сложнее диагностировать, чем в старшие годы, потому что многие ее симптомы являются общими для всех дошкольников. Чем больше симптомов присутствует и чем дольше они сохраняются, тем больше вероятность того, что вашему ребенку может понадобиться помощь. Дислексия характеризуется сочетанием признаков и отсутствием прогресса с течением времени, дети могут начать говорить позже, чем их сверстники.
Дислексия так же сопутствуется такими симптомами, как невнимательность, отвлекаемость, проблемы с запоминанием математических фактов, хезитарная речь; трудность в нахождении правильных слов, чтобы выразить себя. Ребёнок может испытывать страх идти в школу. При совокупности трёх и более признаков ребёнка необходимо показать специалисту [7, с.58].
Если вовремя не обнаружить подобные дефекты, это повлечет за собой серьёзные проблемы. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
Как обучить ребёнка с дислексией и дисгра-фией иностранному языку?
Учителя иностранного языка часто не имеют достаточного понимания природы дислексии и трудностей, которые она вызывает при изучении
иностранного языка, и не знакомы с соответствующими методиками и методами обучения иностранному языку студентам с дислексией. Поэтому подготовка учебных материалов для этой целевой группы языковых учащихся является своевременной и крайне необходимой.
У людей с дислексией возникают сходные трудности, но она может быть легкой, умеренной или глубокой, может повлиять на другие области обучения, в том числе и на способности к изучению иностранного языка. Чтобы научить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо проводить систему тренировочных упражнений на развитие фонематического восприятия фонем английского языка и их правильную артикуляцию. Большую эффективность при устранении данного дефекта будут иметь регулярные тренировки, которые представляют собой ежедневное повторение проблемных звуков, речевую зарядку, словарный диктант и фонетический разбор слов [5, с.58]. Таким образом, одной из мер, направленных на исправление данного дефекта является тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует [4, с. 76].
При обучении иностранного языка детей с дислексией нужно уделять больше внимания таким методам как ролевая игра, письмо и другие виды групповой активности, например, специально организованная игра, которая позволяет задействовать внутренние мотивы овладения языком, побуждает детей к речевым действиям. К упражнениям для развития слуха фонемы на английском языке относятся: «Поймай звук», «Тихий гром», «Звук потерян», «Угадай, кто я «Правильно-неправильно» и [2, с.18]. Так же нужно иметь ввиду, что при изучении иностранного языка мы можем столкнуться с тем, что существуют звуки, сходные по артикуляции. В таком случае сопоставление звуковой системы английского языка с русским позволяет создать методическую типологию звуков, которая помогает учителю правильно организовать ознакомление и тренировку нового звука в речи, а у детей с ФФНР воспитывает умение отличать фонемы английского языка от сходных по звучанию или артикуляционному укладу русских звуков. Сопоставляя звуки, учитель помогает работать над дикцией, четким и ясном произношении каждого звука в отдельности, а так же слов и словосочетаний, благодаря этому развиваются навыки речевого дыхания, плавность и слитность произношения.
Участие в коммуникативной деятельности является важным аспектом социального развития. Языковой класс неизбежно расширит горизонты учащихся, поскольку их понимание других культур и сообществ будет развиваться. Учащиеся и их родители должны понимать, что для них
процесс изучения не родного языка будет более длительным и последовательным, чем для других. Это объясняется тем, что дети с дислексией могут испытывать трудности в различных областях, включая скорость обработки информации, поиск слов и краткосрочную память. Успешное изучение языка, скорее всего, будет зависеть от личности и методов обучения учителя и от воспринимаемой актуальности языка как от фактического выбора языка.
Еще одним вспомогательным действием будет использование флэш-карточек, которые будут способствовать быстрому запоминанию слов, полезно будет добавление цвета и изображения. Чтобы помочь запомнить порядок слов, поместите фразу на карточку, разделите карточку на отдельные слова, смешайте их и соберите полную фразу заново. Используйте мультисен-сорное обучение [6, с.66].
Сравнительно недавний метод - использование разных оттенков одного и того же цвета для различения мужских и женских существительных и использования других цветов для представления разных частей речи [1, с.26].
Если произношение является источником трудностей, попросите учителя записать некоторые слова в МР3-файл, мобильный телефон или планшет, чтобы можно было тренироваться дома. Если же ребенок не воспринимает определенные звуки на слух, записать некоторые практические упражнения, которые можно практиковать дома.
Иногда, чтобы запомнить слово, можно найти ассоциацию с визуальным изображением. Попробуйте помещать изображения рядом со словами, и изображение может быть вызвано быстрее, чем фактическое слово. Ключевым моментом здесь является выяснение того, что работает для человека.
Работа над исправлением дисграфии должна проходить в комфортных для ребенка условиях. На занятиях он должен получать только позитивные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать на него голос и заставлять переписывать текст по несколько раз. Такой процесс может вызывать неприязнь и нежелание записывать что-либо. Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики. Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов - ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву. Адаптировать таких детей к зву-
кам иностранного языка - очень сложная задача. Особенно трудно сопоставить звуки и буквы. Так же фонологическое сознание ребенка настраивается на звуки родного языка, поэтому детям может быть трудно различать звуки нового языка. На практике показано, что при обучении иностранного языка, детям с дислексией помогает более структурированный подход [8, с.256].
Подводя итог, стоит отметить, что за последние годы значительно увеличилось количество исследований по дислексии, и новые данные далеко не окончательны. Исследователи обнаружили некоторые возможные причины возникновения дислексии, но не все они были полностью подтверждены. Несмотря на существование многих теорий, касающихся этиологии дислексии, факторы, ответственные за определенные трудности в обучении, включают в себя: генетические, экологические и неврологические (такие как нарушение головного мозга, деформация, дисфункция и отсталость, анатомические различия мозга и размер полушарий), расстройства, происходящие в пренатальном периоде, нарушения сенсорного восприятия и двигательных
функций и проблемы слуха в раннем детстве. Тем не менее, на сегодняшний день эта проблема является актуальной, и мы не должны закрывать глаза на ее решение. Чтобы обучение ребёнка было эффективным и приводило только к положительным результатам, нужно чтобы образовательный процесс соответствовал потребностям ребенка, важно видеть его или ее как целого человека с индивидуальными сильными и слабыми сторонами. Понимание специфических трудностей ученика и то, как они могут повлиять на производительность ученика в классе, может позволить учителю принять методы и стратегии обучения, чтобы помочь ребенку с дислексией успешно интегрироваться в классную среду. При работе с дислексиком, преподаватель должен использовать гибкий структурированный подход, который поможет конкретному ученику, а не ожидать, что все дети должны учиться одинаково. Их способности не должны измеряться исключительно на основе их трудностей с приобретением навыков грамотности. Дети с дислексией, как и все дети, преуспевают в одной области знаний и имеют проблемы в другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина М.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников: Обзор теоретических позиций // Иностранные языки в школе. 1990. № 1.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: КАРО, 2008.
3. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. 2002. № 3. С. 26.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991.
5. Конышева А.В., Английский язык. Современные методы обучения. 2007. 352 с.
6. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. 192 с.
7. Марченко А.В. Методические основы обучения фонетике английского языка [Текст]. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. С. 58-59.
8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.
9. Китаева Н.Н., Николаева И.А. Особенности преодоления дислексии у учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. URL: https://cybeHeninka.ru/artide/n/osobennosti-preodoleniya-disleksii-u-uchaschihsya-shkol-s-uglublennym-izucheniem-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 27.06.2018).
10. Митник Л. Обучение английскому языку детей с признаками дислексии в многоязычной среде: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. М., 2000. 194 с.
REFERENCES
1. Belkina M.Yu. Teaching a foreign language for preschool children: A review of theoretical positions. Foreign languages at school. 1990. no. 1. (in Russian)
2. Bystrova G.A., Sizova E.A., Shuiskaya T.A. Logopedic games and tasks. Saint-Petersburg, KARO Publ., 2008. (in Russian)
3. Vinnikova I.V. Games for the development of mental processes. Elementary School. 2002. No. 3. P. 26. (in Russian)
4. Winter I.A. Psychology of teaching a foreign language in school. Moscow, Education Publ., 1991. (in Russian)
5. Konysheva A.V. English. Modern methods of teaching. 2007. 352 p. (in Russian)
6. Konysheva A.V. Game method in teaching a foreign language. Saint-Petersburg, KARO Publ., Mn.: Publishing House "Four Quarters", 2006. 192 p. (in Russian)
7. Marchenko A.V. Methodical bases of teaching phonetics of English [Text]. Moscow, Moscow State Pedagogical University, 2016. pp. 58-59. (in Russian)
8. Seliverstov V.I. Speech games with children. Moscow, Vlados Publ., 1994. (in Russian)
9. Kitaeva N.N., Nikolaeva I.A. Features of overcoming dyslexia in schoolchildren with in-depth study of foreign languages // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2013. no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-preodoleniya-disleksii-u-uchaschihsya-shkol-s-uglublennym-izucheniem-inostrannyh-yazykov (date of circulation: June 27, 2013). (in Russian)
10. Mitnik L. English language teaching for children with signs of dyslexia in a multilingual environment: Dis. PhD Ped. Sci. 13.00.02. Moscow, 2000. 194 p. (in Russian)
Информация об авторах Майорова Анастасия Сергеевна
(Россия, Краснодар) Магистрант 2 курса Краснодарский государственный институт культуры E-mail: mayorovanastia@mail.ru
Синицына Юлия Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и английского языков и литературы Краснодарский государственный институт культуры E-mail: tiida07@yandex.ru
Information about the authors
Mayorova Anastasia Sergeevna
(Russia, Krasnodar) Secondary year master degree Krasnodar State Institute of Culture E-mail: mayorovanastia@mail.ru
Sinitsyna Yuliya Nikolaevna
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian and English Languages and Literature Krasnodar State Institute of Culture E-mail: tiida07@yandex.ru