ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3(I)
1579
УДК 482 (03)
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
© Г. Н. Хайбулина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 67 78.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные способы образования психологической терминологии, в частности, терминологии тревожной личности. Основное внимание уделяется анализу активных процессов в системе терминообразования в области психологии, роли словообразования в процессе обновления лексики данной науки, а также выявлению основных традиционных продуктивных, непродуктивных и не свойственных русскому языку способов образования.
Ключевые слова: словообразование, процесс, вания, научная терминология, продуктивность.
Строго отработанная терминологическая система любой научной дисциплины является инструментом ее успешного развития. Овладение терминологией своей специальности является основным условием становления мировоззрения и свободной профессиональной коммуникации любого специалиста. Знание особенностей образования терминов и специфики их употребления способствует быстрому и успешному овладению профессиональной терминологией.
Анализ основных способов образования психологических терминов позволил охарактеризовать современное состояние системы терминообразова-ния, прогнозировать тенденции в ее развитии, также выявить уровень соответствия основных терминообразовательных способов требованиям словообразовательной системы русского языка.
Начало развития отечественного терминоведения относится к концу ХУІІІ века, когда в России вышел первый терминологический словарь. Новый этап в развитии науки о терминах связан с именами Д. С. Лотте и Э. К. Дрезена, которые в 1931 году опубликовали первые статьи по терминологии. На Западе развитие терминоведения связано с именем О. Вюстера.
Традиции изучения словопроизводства и словообразования нашли свое отражение в трудах М.
В. Ломоносова, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Л. В. Щербы. Важная роль в развитии словообразования отводится В. В. Виноградову. Несмотря на пристальное изучение словообразования на современном этапе, в ней остается еще много нерешенных проблем. Как утверждает Е. С. Кубрякова, «...постановка и решение многих проблем словообразования важны не только для теории и практики работы в этой области, но и для целого ряда проблем общего языкознания» [1, с. 112, 123].
Словообразование - это раздел науки о языке, лингвистическое учение о создании новых слов, самостоятельный структурный уровень языка, обеспечивающий полноценность словаря. Представляя анализ словообразовательной системы пси-
язык, новое слово, термин, способ образо-
хологической терминологии, мы попытались выяснить, какими способами образованы термины, каковы специфические особенности образования, каковы тенденции в развитии терминообразовании.
Как известно, в середине прошлого столетия В. В. Виноградов впервые разработал научную классификацию способов словообразования, четко выделил при этом морфологический способ. По определению Виноградова, морфологический способ словообразования - это «образование новых слов с помощью аффиксов» [2, с. 3, 17].
В современном словообразовании к чисто аффиксальным способам образования новых слов относятся префиксация, суффиксация, постфиксация. Данные способы применяются и в образовании терминов. Префиксация - способ образования новых слов с помощью префиксов. Приставки присоединяются к исходному слову в целом, образуя слова той же части речи, что и исходное слово (анализ-самоанализ, фрейдизм-неофрейдизм, пси-хология-нейропсихология-парапсихологтя).
Суффиксация - способ словообразования, когда новое слово образуется посредством присоединения к образующей основе какого-нибудь суффикса (психика-психология-психический, мотива-ция-мотивационный, фрустрация-фрустратор-
фрустрировать). Постфиксация - способ образования нового слова с помощью постфикса, который, присоединяясь к слову, сохраняет его лексикограмматические свойства (ассоциация-
ассоциируется, идентификация-
идентифицируется). К комбинированным аффиксальным способам словообразования относятся:
1) префиксально-суффиксальный - слова при этом способе образуются путем одновременного присоединения как приставки, так и суффикса (нонконформизм, неофрейдизм, деперсонализация). К этому способу словообразования Н. М. Шанский [3, с. 368; 4, с. 336] относит и способ образования новых слов путем суффиксации предложнопадежной формы или сочетания с отрицанием, в которых предлог и отрицательная частица превра-
1580
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
щаются в приставку (невоздержанность, невозмутимость);
2) префиксально-постфиксальный (раздваиваться, распадаться, расстраиваться);
3) суффиксально-постфиксальный (ассоциироваться, чувствоваться);
4) префиксально-суффиксально-постфиксальный (сфокусироваться, рассекаться);
5) сложносуффиксальный (наркотизация, конфабуляция);
6) сложнопрефиксальный (самооправдание, опосредствование (межличностных отношений);
7) префиксально-сложносуффиксальный (посттравматический (синдром).
К морфологическим способам словообразования в современном русском языке относятся и без-аффиксные способы образования новых слов:
1) сложение; 2) сращение; 3) аббревиация; 4) усечение; 5) субстантивация [4, с. 480].
Сложение - образование нового слова путем объединения в одно слово двух и более основ. С помощью соединительных о/е, и/а происходит сложение полных основ (гомосексуализм, педофилия, паранойя, самоуничижение).
В указанном способе выделяются несколько разновидностей:
1) сложносоставной способ - сложение самостоятельных слов без интерфикса. Высокая степень автономности иногда позволяет компонентам нового слова самостоятельно изменяться по падежам (копинг-механизм (механизм совладания), Суперэго, мини-интервенции, гипноз-отдых) При сложносоставном способе образования слова строятся по модели «определяемое + определяющее»;
2) образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, часто греческого и латинского
происхождения (сублимация, субмодальность,
контрпроекция, конфронтация, гиперактивность).
Сращение - способ образования новых слов путем объединения самостоятельных слов, связанных подчинительными отношениями. Для сращения характерно объединение наречия или имени существительного с прилагательным или причастием (образно-концептуальная модель).
В число неморфологических способов словообразования входят:
1) лексико-синтаксический способ - это способ образования нового слова на базе словосочетания (межгрупповые отношения, внутригрупповая экспертная взаимооценка);
2) лексико-семантический способ - способ образования нового слова в результате изменения значения уже существующего слова (картина болезни, ключи доступа, механизмы совладания);
3) морфолого-синтаксический способ - это «все факты перехода слов из одной части речи в другую» (определение В. В. Виноградова). Например: якорение, бессознательное и т.п.
Таким образом, способы образования психологических терминов не противоречат законам развития общего языка, а специфические способы терминообразования способствуют обогащению словарного состава русского языка и подчеркивают его потенциальные возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование? М.: Изд.
«Наука», 1965. 78с.
2. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях //
Вопросы языкознания, 1960. №5. С. 3-17.
3. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию.
М.: КомКнига, 2005. 336с.
4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых
единиц. / Под ред. Е. И. Дибровой. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 480 с.
Поступила в редакции. 06.09.2012 г.