УДК 151.8
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Рассматриваются особенности образной и вербальной креативности студентов естественного профиля обучения 1-3 курсов с учетом гендерной принадлежности. В результате анализа полученных результатов выявлены гендерные различия по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление гендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.
Ключевые слова: образная креативность, вербальная креативность, гендерная принадлежность, профессиональные наклонности.
Анализ публикаций [1, 2, 9, 13] посвященных проблеме творческих способностей ИНДИВИДОВ указывает на тесную связь решения этой проблемы с запросами общества. В условиях глобализации рынка, интенсификации науки, внедрения новых технологий, растущей конкуренции на рынке труда актуализировалась потребность в творческих личностях. Человек, обладающий достаточно высоким уровнем творческого потенциала, стал интересен для науки не только в связи с возможностью создания нового оригинального продукта, но и в связи со способностью совершенствовать процессы и средства, приводящие к высокой продуктивности, а также готовностью меняться, развиваться в соответствии с изменчивостью современного мира, неопределенностью современной окружающей среды.
Для характеристики творческих способностей индивидов часто используется понятие креативность, понимаемое как способность человека порождать новые, нетривиальные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов, быстро разрешать проблемные ситуации нетрадиционным способом [12].
Творческий потенциал личности находит свое отражение в сфере социальных контактов, межличностных взаимоотношений, при этом немаловажную роль играют гендерные особенности. Поэтому одним из важнейших направлений в изучении креативности является исследование гендерных особенностей в реализации творческого потенциала личности. Известно, что половые различия отчетливо проявляются в вербальной функции когнитивной деятельности [10]. В частности, показано, что в экспериментальных условиях женщины демонстрируют лучшие результаты, чем мужчины при выполнении заданий на вербальную креативность [8]. Установлены половые различия в паттерне интересов: большая ориентация женщин на людей, а мужчин - на объекты [11]. Гендерные
различия обнаружены в латерализации творческих функций и в полушарном взаимодействии [3, 14], а также в нейродинамических особенностях [7], влияющих на продуктивность творческой деятельности. Однако имеются данные [2, 5, 6, 9], свидетельствующие о том, что социальная обусловленность может смещать вектор гендерной предрасположенности в области вербального и образного мышления мужчин и женщин.
В связи с чем, целью настоящей работы явилась оценка уровня сформированное™ вербальной и образной креативности студентов естественного профиля обучения с учетом гендерной принадлежности.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 205 студентов 1-3 курсов (38 юношей и 167 девушек) естественнотехнологического факультета Челябинского государственного педагогического университета. Диагностика креативности проводилась небольшими группами по 10-12 человек, в отдельной аудитории, в первой половине дня.
Для определения невербальной креативности использовался субтест Е.П. Торренса - «Завершение картинок». Диагностика вербальной креативности проводилась на основе теста отдаленных ассоциаций С. Медника [4]. Для количественной оценки уровня сформированное™ образной креативности были использованы показатели «оригинальность», «гибкость»; вербальной креативности -показатели «оригинальность» и «беглость».
Параметр «оригинальность» - оценивает способность индивида формировать нетривиальные, нестандартные идеи, требующие творческой силы; «гибкость» - отражает способность субъекта применять различные стратегии при решении поставленной задачи, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; «беглость» - раскрывает способность человека
Интегративная физиология
генерировать большое количество осмысленных идей.
Интерпретация результатов тестирования по данным тестам достаточно сильно зависит от специфики выборки, в которой получены стандартизированные нормы, следовательно, перенос норм с выборки стандартизации на другую выборку дает большие ошибки [4]. В силу чего нами разработаны стандартные нормы и списки типичных ответов для группы студентов естественного профиля обучения педагогического вуза, что позволило сформировать адекватные и надежные выводы об уровне сформированное™ образной и вербальной креативности студентов.
Статистическая обработка результатов исследования произведена с использованием программного обеспечения Microsoft Excel 2007 и STATISTICA v.6.0. Для оценки значимости различий между группами по изучаемым показателям использовался параметрический t-критерий Стью-дента.
Результаты исследования и их обсуждения.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности динамики креативности студентов. Достоверных различий в изучаемых показателях образной и вербальной креативности между группами студентов первого, второго и третьего курсов не выявлено. Исключением является параметр «гибкость», значение которого достоверно ниже (р < 0,05) в группе студентов 1-го курса в сравнении с выборкой студентов 3-го курса. Выявленный факт свидетельствует о том, что в процессе социализации личности происходит расширение семантических областей знаний, позволяющее использовать разнообразные стратегии в решении репрезентативной когнитивной деятельности.
Результаты, полученные по тестам Е.П. Торренса и С. Медника, показывают, что у основной массы респондентов (70,7 % - по методике Е.П. Торренса, 69,6 % - по методике С. Медника) значения коэффициентов вербальной и образной креативности находятся на уровне средних величин. На уровне «выше среднего» процент испытуемых по показателю вербальной креативности (15,7 %) несколько
выше процента респондентов по показателю образной креативности (11,2%). Преобладание респондентов с выраженными показателями вербальной креативности может являться результатом профессиональной направленности, так как успешность деятельности представителей профессий социономической группы (учителей) обусловлена развитием вербальной сферы, что связано с рядом особенностей человека как «объекта» их деятельности.
Обобщенные результаты статастического анализа показателей образной и вербальной креативности представлены в таблице.
Из данных, представленных в таблице, видно, что достоверные различия между юношами и девушками наблюдаются только по показателю вербальной оригинальности. По этому показателю отмечается достоверное преобладание на высоком уровне значимости в группе юношей оригинальности ассоциативного вербального мышления, которое в свою очередь может быть обусловлено большим количеством уникальных ответов на предложенные стимулы. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий.
Выявленные гендерные различия в механизмах протекания творческих процессов при выполнении образных и вербальных заданий не соответствуют большинству исследований [3, 8 ,10, И, 14], в которых юноши отличаются большей образной креативностью, чем девушки. Однако ссылаясь на результаты исследования [5, 6], полученные данные можно объяснить смещением особенностей стилей мышления за счет социально обусловленной профессиональной направленности развития личности. То есть профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление гендерных различий в образной и вербальной креатавности студентов. И именно для студентов естественного профиля обучения была отмечена аналогичная картина проявления гендерных особенностей в решении вербальных и образных заданий [5].
Социальная среда, в которой превалирует искомо «женский» тип мышления (за счет преобла-
Среднегрупповые показатели образной и вербальной креативности студентов, (М ± о)
Категория п Методика Е.П. Торренса Методика С. Медника
Оригинальность Гибкость Оригинальность Беглость
Вся выборка (студенты 1-3 курса) 205 6,6 ±3,2 6,0 ±1,3 0,57 ±0,12 19,9 ±3,4
Юноши 38 6,6 ±3,0 6,0 ±1,2 0,61* ±0,12 19,5 ±2,4
Девушки 167 6,7 ± 3,3 6,0 ± 1,3 0,56 ±0,12 20,1 ± 3,3
Примечание: * - достоверные различия между соответствующими показателями, р < 0,001.
46
Вестник ЮУрГУ, № 39, 2009
Мальцев В. П., Шибкова Д.З.
Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности
дания женского контингента в профессорско-преподавательском составе, а также в коллективе обучающихся), предполагает выработку у юношей типичных в данной среде форм поведения, которые порой отличны от общепринятых в социальных группах с превалированием мужского контингента. Таким образом, изменения, происходящие в социальной среде общества способны привести к модификации гендерных стереотипов, которые возникают в результате усвоения как неосознаваемой социальной идеологии, так и референтных правил поведения.
Выводы:
1. Преобладающему большинству респондентов свойственен средний уровень выраженности развития образной и вербальной креативности (70,7 % и 69,6 % - соответственно).
2. Преобладание респондентов с выраженными показателями вербальной креативности в сравнении с показателями образной креативности может являться результатом профессиональной направленности.
3. На уровне высокой статистической значимости выявлены достоверные различия между юношами и девушками по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий.
4. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление гендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.
5. Трансформации гендерных стереотипов способны оказывать влияние на восприятие окружающей действительности, развитие когнитивных способностей (в частности креативности), и на отражение гендерной специфики креативного поведения.
Литература
1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002.
2. Виноградова, Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т.В. Виноградова, В.В. Семенов // Вопросы психологии. - 1993. —№2.—С. 63-71.
3. Вольф, Н.В. Половые различия межполу-шарных инретференционных взаимодействий при запоминании речевой информации / Н.В. Вольф // Журн. высш. нервн. деятельности. - 1998. - Т. 48. -М3.-С. 551-569.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.К Дружинин. - М., 1995.
5. Разумникова, О.В. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. В. Разумникова // Вопросы психологии. - 2002.- № 1. - С. 111-125.
6. Рожина, JI.H. Развитие креативности у студентов разных специальностей / Л. Н. Рожина, Т. С. Юрочкина // Психология обучения. -2007.-No 6.-С. 29-46.
7. Шибкова, Д.З. Гендерные особенности сен-сомоторного реагирования подростков 13-14 лет, влияющие на продуктивность творческой деятельности /Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев, М.В. Хай-кина // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, 2009. -No 4. -С 330-337.
8. DeMoss, К. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescents with high academic ability / K. DeMoss, R. Millch, S. DeMers // J. abnorm. Child Psychol - 1993. - V. 21, Nq 4. -P. 455-464.
9. Dudek, S.Z. Cumulative and proximal influence on the social environment and children's creative potential / S.Z. Dudek, V.G. Strobei, M.A. Runco // J. Genet. Psychol - 1993. - V. 154. -No 4.- P. 487-498.
10. Halpern, D.F. Sex differences in cognitive abilities / D.F. Halpern. N. Y., London: Lawrence Erl-baum Ass. Publ, 2000. - 234p.
11. Anatomy, circuitry and plasticity of word reading/M.I. Posner, Y.G. Abdullaev, B.D. McCaud-liss, S.C. Sereno //Neuroreport. -1999. -V. 10, № 3. -P. 512-519.
12. Torrance, E.P. Education and creative potential/Е.Р. Torrance - Minneapolis, 1963.
13. Urban, K.K. Recent trends in creativity research and theory in Western Europe / K.K. Urban // European Journal for High Ability. - 1990. - № 1. -P. 99-113.
14. Cortical language lateralization in right handed normal subjects using functional magnetic resonance imaging / E.M. Vilkingstad, K.R. George, A.F. Jons on, Y. Cao // J. Neurolog. Sci. - 2000. -V. 175. -P. 17-24.
Поступила в редакцию 17 марта 2009 г.