А. В. Рыжкова
ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА СЕМЬИ» У РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа представлена кафедрой психологии развития и образования.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, профессор А. А. Алексеев
Анализируются особенности «образа семьи» у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Показано восприятие семейной ситуации родителями. Проанализированы знания и представления о семье, «образы родителей».
Ключевые слова: семейная ситуация, «образ семьи», дошкольный возраст, родители, взаимодействие родителей и детей.
Features of the «family image» among parents of preschool children are analysed in the paper. The author shows the perception of a family situation by parents and examines knowledge and ideas about family and «figures of parents».
Keywords: family situation, «family image», under-school age, parents, interaction between parents and children.
Появление новых ценностных ориентаций в обществе привело к поиску людьми новых моделей образа жизни, альтернативных моделей совместной жизни и к появлению новых моделей и образов семьи. Само понятие «образ семьи» описательное, в исследованиях отражен лишь его когнитивный аспект. Изучением «образа семьи» занимались следующие современные исследователи: О. Г. Кулиш [1], Е. Ю. Макарова [2], Н. А. Круглова [3],
Н. В. Панкова [4], Л. Г. Попова [5], Е. В. Левицкая [5], Т. И. Пухова [6]. «Образ семьи»
влияет на построение определенных детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Актуальность темы «образ семьи» обусловлена ее непосредственным влиянием на становление и развитие личности. В связи с этим первоочередной задачей является изучение «образа семьи» у родителей, так как именно данный образ оказывает существенное влияние на становление взглядов и установок на семью у детей. Проблема неудовлетворенности дет-
скими впечатлениями существовала всегда, поэтому нами был выделен для исследования не только актуальный, но и ретроспективный «образ семьи» у родителей. В нашем случае ретроспективный образ представлен в виде «образа прародительской семьи». Цель исследования - изучить «образ семьи» у родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие родители дошкольников: 110 матерей и 93 отца. В качестве методов эмпирического исследования были избраны следующие методики: «Цветовой тест отношений», опросники «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES - 3) и «Семейные роли». Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики, представленные в пакетах SPSS и STADIA.
Из проведенного эмпирического исследования «образа семьи» у родителей, имеющих детей дошкольного возраста, было выявлено, что главные роли в семье выполняют в основном отец и мать вместе. Выявлены различия в восприятии роли женщины и мужчины, что может послужить почвой для конфликтной ситуации и обид.
Мужчины и женщины едины во мнении, что организатором домашнего хозяйства является в основном жена. Но женщины недооценивают в данной функции роль совместной деятельности. Муж и жена в равной мере являются членами семьи, зарабатывающими деньги. Но 8% женщин склонны преувеличивать роль мужчин, считая, что данная функция и роль - это прерогатива лишь их мужа. Возможно, на восприятие здесь влияет стереотип «Мужчина - добытчик в семье». Сами же мужья данный стереотип не поддерживают. Различно восприятие роли казначея. 52% женщин считают, что эту роль они выполняют исключительно одни. С этим согласны лишь 33% мужчин. Лишь 13% женщин уверены, что это прерогатива мужей. Дан-
ного мнения придерживается 33% мужчин. 44% мужчин считают себя сторонниками строгой дисциплины, с этим согласны лишь 32% женщин. Различия между супругами касаются ролей «уклоняющийся от обсуждения» и «семейный вулкан». В восприятии женщин мужчины чаще выполняют данные роли, с чем последние не согласны.
Количество женщин, которые выделили основные роли мужчин в семье, незначительно. 45% женщин выделяют в качестве главной роли мужчин зарабатывание денег. Мужчины также не выделяют свои основные функции, они делают упор на совместную деятельность и равномерное распределение обязанностей. Но все же и в их восприятии существуют типичные женские роли: организатор домашнего хозяйства, повар.
Были изучены роли ребенка, в данных списках перечислены функции, которые дети, по мнению взрослых, выполняют чаще, чем их родители. Мужчины склонны видеть в ребенке «маленького взрослого», поскольку последний часто выполняет функции сторонника строгой дисциплины и главного обвинителя. Вероятно, здесь имеет место парентификация, перевернутая семейная иерархия. Наличие функции «посредник в конфликте» у детей может указывать на то, что родители возлагают ответственность на ребенка в решении своих супружеских конфликтов. Дети также могут выступать у родителей и как средство манипуляции.
40% женщин и 61% мужчин характеризуют свою реальную семью как разобщенную систему. В разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует слишком много центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанность друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно ока-
зывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. 53% женщин и 48% мужчин характеризуют свою реальную семью как хаотическую систему. Хаотическое состояние система часто обретает в момент кризиса, например при потере источников дохода и т. д. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе. Половина семей переносят «образ родительской семьи» в свою реальную семью. Образ матери характеризуется эмоциональным принятием. Образ отца характеризуется эмоциональной нейтральностью, меньшей контактностью. Большинством мужчин отец рассматривается как вялый, неуверенный, пассивный человек. Образ «Я» у супругов неоднороден и неоднозначен. У женщин чаще в два раза, чем у мужчин, выражен положительный образ своего ребенка. «Образ отца» взаимосвязан с актуальным «образом семьи» (р = 0,711; р = 0,000). Взаимоотношения с родителями в прошлом в высокой степени связаны с ее отношением к работе (р = 0,933; р = 0,000) и «образом супруга» (р = 0,825; р = 0,000). У женщин положительно связаны «образ супруга» и «образ ребенка» (р = 0,716; р = 0,000).
Рассмотрим данные отцов. Между «образом матери» и актуальным «образом семьи» существует статистически значимая сильная положительная связь (р = = 0,819; р = 0,002). Отношения между родителями в детстве мужчины связаны с его отношением к себе (р = 0,940; р =
= 0,000). Отношения с отцом в высокой степени влияет на «образ дома» (р = 0,931; р = 0,000) и «образ супруги» (р = 0,945; р = = 0,000). А «образ супруги» в умеренной степени зависит от отношения к себе (р = = 0,643; р = 0,003). Чем лучше мужчина относится к себе, тем положительнее его отношение к жене, и наоборот. Также была установлена положительная корреляционная связь между типом семейной системы у родителей и чувством неполноценности у ребенка, при этом тип семейной структуры отца оказывает наибольшее влияние (р = 0,620; р = 0,005).
Из проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Мужчины чаще женщин (40% женщин и 61% мужчин) характеризуют свою реальную семью как разобщенную систему. 56% женщин и 30% мужчин характеризуют свою реальную семью как разделенную систему.
2. Образ супруга у женщин более позитивный, чем образ супруги у мужчин (у 55% женщин встречаются положительные выборы к понятию «мой супруг», данные выборы у мужчин характерны для 33% случаев).
3. Большинством мужчин отец рассматривается как вялый, неуверенный, пассивный человек. Мужчины чаще, чем женщины, рассматривают взаимоотношения родителей в детстве как менее удовлетворительные.
4. У женщин чаще в два раза, чем у мужчин, выражен положительный образ своего ребенка.
5. Выявлены различия в восприятии роли женщины и мужчины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулиш О. Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у детей разного психологического возраста: Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: В 2-х ч. / Под общ. ред. д-ра псих. наук В. К. Шабельникова и канд. псих. наук А. Г. Лидерса. М., 2003. Ч. 1. 328 с.
2. Макарова Е. Ю. Семейные мифы как отражение проблемы созависимости в семье: Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х ч. / Под общ. ред. д-ра псих. наук В. К. Шабельникова и канд. псих. наук
A. Г. Лидерса. М., 2003. Ч. 2. 256 с.
3. Круглова Н. А. Трансляция образа идеальной семьи от матери к ребенку как условие развития просоциального поведения: Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. / Под общ. ред. д-ра псих. наук
B. К. Шабельникова и канд. псих. наук А. Г. Лидерса. М., 2003. Ч. 1. 328 с.
4. Панкова Н. В. Образ семьи у детей-дошкольников из семей «группы риска» // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2.
5. Попова Л. Г., Левицкая Е. В. «Детское» и «взрослое» восприятие семейной ситуации // Психологический вестник Уральского государственного университета: Вып. 3. / М-во образования РФ: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
6. Пухова Т. И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. М.; Обнинск: Принтер, 2000.