Управление процессом общения путем использования педагогических и психологических коммуникативных приемов для формирования ценностно-нравственных ориентиров, моральных и психологических качеств, положительных поведенческих реакций детей становится основной педагогической задачей воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель, сам обладая высокой степенью коммуникативной компетентности, с учетом полученных профессиональных педагогических знаний, готов был эффективно, качественно и творчески реализовывать их с учетом всех личностных и психологических особенностей детей, а также возможных внешних и внутренних социальных, информационных и иных факторов в процессе проведения дошкольного воспитания: раннего развития, различий в умственном и физическом развитии, национальности и вероисповедании, влияния семьи, неоднородности социальных категорий. В этом случае даже процесс раннего детского развития с учетом несовершенного восприятия окружающей действительности, информации, негативно влияющей на формирование личности ребенка, может быть направлен в правильное русло его развития и становления как будущего образованного, трудолюбивого, общительного, социально активного, морально и физически крепкого человека и гражданина. Таким образом, возрастает актуальность и значимость вопросов формирования методических подходов к созданию комплексной регулируемой системы организации процесса развития общения ребенка, как важнейшего фактора формирования его личности. Проведенные исследования тематики
общения дошкольников, анализ и оценка полученных результатов обследований лягут в основу методики формирования профессиональной компетенции будущих воспитателей в области развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, разрабатываемой в рамках диссертационного исследования автором настоящей статьи.
Библиографический список
1. Богданов Е.Н. Психологическая основа СМИ. - СПб.: Питер, 2003. - 174 с.
2. Горемычкин А.И. Агрессивность информационного пространства как фактор современной экологии // 12 Всероссийская экологическая конференция молодежи «ЭКО-2006»: Сб. работ / под общей ред. В.А. Мясникова. - М.: Изд-во «Ладога-100»,
2006. - С. 316-323.
3. Дети и проблемы толерантности: Сб. науч.-метод. материалов / отв. ред. Т.З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2003. - 435 с.
4. Дубровина И.В. Возрастные особенности психологии детей. - М.: Просвещение, 2005. - 182 с.
5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 567 с.
6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психики. - М., 2006. - 130 с.
7. Теряева С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители». - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 654 с.
УДК 159.9.07
Латышева Юлия Александровна
Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва
ullat@yandex.ru
ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ*
В статье представлен литературный обзор по проблеме отцовства. В данном исследовании сопоставляются разные точки зрения на определение и структуру отцовства. Представлены отечественные и зарубежные исследования в рамках двух подходов к изучению отцовства. Первый подход изучает отцовство применительно к развитию ребенка, в рамках второго подхода отцовство рассматривается через призму личности родителя.
Ключевые слова: определение отцовства, структура отцовства, «новое отцовство».
Психология отцовства - одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. История не знает аналогов столь высоких ожиданий относительно вклада отца в жизнь ребенка, причем не экономического или статусного обеспечения его жизни, а именно эмоционально-психологического участия в детских проблемах.
Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии, показал: единого мнения относительно структуры отцовства не существует.
И.С. Кон определяет родительство как систему взаимосвязанных явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания [8].
Р.В. Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеж-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-00301а).
дений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства [11].
Т. А. Гурко обращает внимание на то, что в англоязычной литературе существует два термина, определяющих родительство: термин «parenthood» используется в анализе институциональных характеристик родительства, термин «parenting» - для раскрытия родительских ролей, одобряемых конкретной культурой моделей обращения с детьми [4].
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в теоретическом плане нет концепции отцовства, а также очень мало эмпирических фактов, позволяющих делать какие-либо заключения в данной области знаний. В целом, психология, как отечественная, так и зарубежная, долгое время не изучала феномен отцовства. Одной из причин такого положения на Западе являлась точка зрения, что отцы менее важны, чем матери, для развития детей. Основные теории - психоанализ, теория привязанности, соответствовали традиционному представлению об отстраненном отце. Большое влияние на западных психологов оказала теория раннего социального развития З. Фрейда, где он говорит о главной роли матери в развитии младенца, а отцы имеют значение только в более поздний период детства. Сходные идеи о роли отца были представлены и в более поздних работах основоположников теории привязанности - Дж. Боулби и М. Эйнсворт, утверждавших, что для нормального развития ребенка необходима сформированная безопасная привязанность к одному человеку, матери или лицу, ее заменяющему.
Р.В. Овчарова подчеркивает, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру и функции [11]. По мнению Т.В. Архи-реевой отцовство - открытая система, имеющая свою достаточно устойчивую организацию, компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, в результате чего возможно развитие данной системы [2]. Для дальнейшего изучения отцовства необходимо четкое определение данного феномена, обосновывающее специфические особенности явления.
Можно предложить одно из следующих определений отцовства: это категория психологии личности, отражающая основные этапы развития личности, характеризующая комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека: эмотивно-аксеологическом, когнитивном и операциональном; включающая в себя оценочный компонент и необходимость выполнения следующих функций: защитной - отец как кормилец и защитник; презентативной - отец как персонификация власти, воспитатель и высший дисциплинизатор; ментальной - как пример для подражания; социализирующей - как наставник во
внесемейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений [3].
Сегодня проблемами отношений между отцом и ребенком, а также изучением роли отца занимаются в основном в теоретическом аспекте. Например, И.С. Кон изучал данную проблему в историческом и филогенетическом контекстах [8], Е.П. Ильин - в рамках изучения психофизиологического статуса родителя [5], ГС. Абрамова - в рамках возрастной психологии [1], Т.А. Гурко, изучая вариативность представлений в сфере родительства [4].
Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения - ребенок или родитель.
Первый, наиболее распространенный, подход рассматривает родительство применительно к развитию ребенка. В рамках этого подхода ведутся исследования в области детско-родительских отношений [9]. Изучаются области взаимодействия отца с ребенком внутри и вне дома [24]. Рассматривается проблема становления гендерной идентичности ребенка в семье [13]. Исследуется роль отца в формировании у ребенка ответственности [5]. Известны данные исследований о влиянии вовлеченности отца в воспитание на достижения их сыновей [15] и на улучшение физического самочувствия годовалых малышей [16]. Мужчины, воспитанные в семьях, где существовала модель заботы, сочувствия и близости родителей с детьми, способны отражать настроение младенцев [27]. Большое влияние на степень принятия и проявления заботы оказывает удовлетворение браком, а на качество взаимодействия в игре с ребенком - профессиональный статус и компетентность мужчины [25]. Отцы обладают уникальным, биологически обусловленным принятием собственных детей, которое не зависит от принятия детей супругой [26]. Исследование важности отцовской любви для ребенка, охватывающее столетний период развития и формирования отцовства, показало значительное влияние отцовской любви на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей. В целом, высокие показатели отцовской любви говорят о психологическом благополучии, хорошем здоровье и низком уровне поведенческих проблем [29].
Особое место среди подобных исследований занимают исследования влияния негативных факторов воспитания. Вызывает интерес исследование эмоционального состояния детей из неполных семей. Показано, что эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей [6]. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению про-
цесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья [7]. Также ведутся исследования особенностей патернальной депривации в условиях семейного воспитания, которые свидетельствуют о том, что если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее действие из-за потери эмоционального контакта с ним, то для мальчиков возникает отсутствие возможности для идентификации с мужской ролью. Как следствие, у девочек существует большая вероятность появления эмоциональных расстройств, преимущественно истерического круга, а у мальчиков - неуверенность в себе, страхи, тревожность, протестные формы поведения и проблемы в общении со сверстниками того же пола [12]. Изучаются культурные, личные и юридические барьеры, мешающие присутствию отца в жизни ребенка, если родители разведены [23]. Рассматриваются проблемы разведенных семей с точки зрения влияния неблагоприятной атмосферы в семье на психику и поведение ребенка, формирования неврозов и других отклонений в психическом и социальном развитии ребенка в условиях патернальной депривации [4]. Определяются сложности в решении конфликтов, когнитивных задач, а также сложности, возникающие в области половой идентификации детей в разведенной семье [20]. Мужчина, готовый взять ответственность и обязательства по отношению к ребенку в период подготовки к отцовству, более вероятно будет поддерживать тесный контакт с его матерью, что влияет на установление связи с ребенком и на высокую степень ежедневной вовлеченности отца в его жизнь [18].
Результаты анализа данных, полученных в ходе исследований, проведенных в рамках первого подхода изучения родительства, показывают, что дети, отцы которых ответственно относятся к своей роли, проявляют участие и заботу, занимаются воспитанием, вовлечены в жизнь своих детей, отличаются более гармоничным развитием, они легче адаптируются в социуме, у них возникает меньше сложностей, связанных с поведением, гендерной идентификацией и в других сферах внутренней и внешней жизни.
Напротив, в семьях, где отец отсутствует или не принимает участия в воспитании ребенка, демонстрирует девиантное поведение, дети испытывают определенное влияние негативных факторов воспитания. Это отражается на пихоэмоциональ-ном и когнитивном развитии ребенка, вплоть до формирования серьезных отклонений от нормы.
С точки зрения второго подхода выполнение родительской роли рассматривается через призму личности родителя. Исследуется самореализация личности в родительстве, вводятся понятия «социальная роль», «статус», «социальные нормы», «стереотипы и требования», исследуется феномен ро-
дительского «инстинкта» (материнского и отцовского), исследуются чувства, образы-Я, Я-концеп-ция и другие личностные характеристики.
В рамках второго подхода изучаются психологические особенности отцовства, в частности, такие, как удовлетворенность собственной ролью, отношениями с ребенком, супругой и окружающими [19]. Исследуется процесс становления отца, его психологических характеристик, принятие роли, изменение Я-концепции в отцовстве, возрастные закономерности данного феномена [30]. Определяется специфика психологического сопровождения родительства [11], а также социальные и демографические проблемы отцовства [19; 14]. Рассматриваются проблемы отцов, имеющих низкий доход, не состоящих в браке, и отцов, принадлежащих к сексуальным меньшинствам [17]. Проводятся исследования представлений о семейных гендерных ролях у различных поколений [28]. Изучаются стереотипы современного отцовства и их исторические и культурные предпосылки [22].
Исследуются различные аспекты феномена отцовства: статус отца и его поведение по выполнению отцовской роли [20], удовлетворенность мужчины отцовством, в том числе и выполнением роли отца [19], удовлетворенность отношениями с собственным отцом и перенос паттернов поведения по выполнению роли, общения и отношений к ребенку и с ребенком [22]. Показана важность того, как мужчина рассматривает себя до и после рождения первого ребенка, для побуждения его к изменению родительской роли, для собственного психологического благополучия мужчины и его связи с младенцем [31]. Рассматривается влияние отношений с собственным отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей [2]. Выявлено, что основными особенностями психологического состояния будущих отцов являются: общая позитивная эмоциональная окрашенность восприятия ситуации будущего отцовства, связь представлений о ситуации будущего отцовства с повышением ответственности за обеспечение материального уровня жизни, а также с представлениями о будущем взаимодействии с ребенком [10]. Обнаружено, что переход к статусу родителя отрицательно коррелирует с чувством одиночества мужчины и удовлетворенностью партнерскими отношениями с супругой [21].
Отцы, постоянно присутствующие дома, показывают высокий уровень социальной поддержки, самоэффективности воспитания и низкий уровень соответствия традиционным нормам мужской роли в семье [19]. Освещаются проблемы социального изменения отцовства, трансформации ролей в обществе, изменения социальных стереотипов и установок относительно того, каким должен быть отец [14].
Данные исследований, проведенных в рамках второго подхода к изучению родительства, где от-
правной точкой является личность отца, говорят о том, что на удовлетворенность выполнением роли отца мужчин серьезное влияние оказывают удовлетворенность отношениями с собственным отцом и перенос его паттернов поведения по выполнению отцовской роли, обязанностей и отношения к своему ребенку.
На основании анализа современных исследований можно сделать вывод о существовании определенных отличий между традиционным и новым отцовством; изменяются взгляды на статус и социальную роль мужчины-отца, на влияние отцовской фигуры, его поведения, паттернов взаимодействия, качества выполнения роли отца на формирование личности, физическое и психоэмоциональное самочувствие, поведение и в целом на развитие ребенка. С другой стороны отцовство влияет на развитие личности самого мужчины, это связано с удовлетворенностью ролью отца, чувством родительской компетентности, ответственности за воспитание и психоэмоциональное состояние ребенка.
Сегодня можно говорить о растущем числе мужчин, принимающих и адаптирующихся к требованиям нового времени, что согласуется с общецивилизационными тенденциями в области семейных и детско-родительских отношений.
Библиографический список
1. Абрамова Г С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 1998.
2. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 1 / под общ. ред. В.К. Шабель-никова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
3. БорисенкоЮ.В. Психология отцовства. - М.; Обнинск: «ИГ СОЦИН», 2007.
4. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - № 10.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.
6. Казарян М.Ю., Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
7. Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч.
Ч. 2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
8. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988.
9. Минияров В.М. Проблемы детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г Лидерса. -М., 2005.
10. Неумоина Е.С. Исследование психологической готовности к отцовству // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
11. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
12. Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного восприятия // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
13. Целуйко В.М., Толстых М.А. Проблема становления гендерной идентичности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
14. Barth S. Vaterchaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.
15. Becker G.S. A treatise on the family. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.
16. Camus J. Vater. Die Bedeutung des Vaters fur die psychische Tntwicklung des Kindes. - Beltz, 2001.
17. Coley, Rebekah Levine (In)visible men: Emerging research on low-income, unmarried, and minority fathers // American Psychologist. - 2001. -Vol 56(9). - Sep.
18. Fagan Jay, Palkovitz Rob, Roy Kevin, Farrie Danielle. Pathways to paternal engagement: Longitudinal effects of risk and resilience on nonresident fathers // Developmental Psychology. -2009. - Vol. 45(5). - Sep.
19. Fthenakis W.E. Engagierte Vatershaft - Die sanfte Revolution in der Familie / Hrsg. LBS -Initiative Junge Familie. - Opladen: Leske & Budrich, 1999.
20. Horst P. Das Drama der Vaterentbehrung. Chaos der Gefuhle-Krafte der Heilung. - Freiburg: Herder, 1999.
21. Keizer Renske, Dykstra Pearl A., Poortman Anne-Rigt. The transition to parenthood and wellbeing: The impact of partner status and work hour transitions // Journal of Family Psychology. - 2010. -Vol. 24(4). - Aug.
22. Lenzen В Vaterschaft. Vom Patriarchat zur Alimentation. - Reinbek bei Hamburg, 1991.
23. Lerman R.I. A national profile of young unwed fathers // Young unwed fathers: Changing roles and
emerging policies / Eds. R.I. Lerman, TJ. Ooms. -Philadelfia: Temple University Press, 1993.
24. Levine J.A., Pitt E.W. New expectations: Community strategies for responsible fatherhood. -N.-Y.: Families and work institute, 1995.
25. Levy-Shiff Rachel, Israelashvili Ruth. Antecedents of fathering: Some further exploration // Developmental Psychology. - 1988. - Vol. 24(3). -May.
26. Mackey Wade C. Support for the existence of an independent man-to-child affiliative bond: Fatherhood as a biocultural invention // Psychology of Men & Masculinity. - 2001. - Vol. 2(1). - Jan.
27. Madsen Svend Aage, Lind Dennis, Munck Hanne. Men's abilities to reflect their infants' states
of mind: Interviews with 41 new fathers on experiences of parenthood // Nordic Psychology. -
2007. - Vol. 59(2). - Jul.
28. Olivier C. Die Sohne des Orest. Ein Plädoyer fur Vater. - München, 1997.
29. Rohner Ronald P., Veneziano Robert A. The importance of father love: History and contemporary evidence // Review of General Psychology. - 2001. -Vol. 5(4). - Dec.
30. Schneider W. Die neuen Vater - Chancen und Risiken. Zum Wandel der Vaterrole in Familie und Gesellschaft. - Augsburg, 1989.
31. Strauss Rachelle, Goldberg Wendy A. Self and possible selves during the transition to fatherhood // Journal of Family Psychology. - 1999. - Vol. 13(2). - Jun.
УДК 159.98
Шеронов Евгений Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
sheronof@mail.ru
РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИГОДНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
В данной работе обосновывается необходимость и показан ход разработки психологического инструментария направленного на диагностику способностей, необходимых для успешного обучения в медицинском вузе.
Ключевые слова: психологический тест, конструирование психологического теста, классическая теория тестового конструирования, пригодность к обучению, КТМС.
Обучение в медицинском высшем учебном заведении предполагает наличие неких специальных качеств и способностей [16]. Однако, система приёма студентов в медицинские вузы не предполагает замер этих характеристик. В условиях превосходства числа абитуриентов над числом бюджетных мест возможна и необходима качественная система отбора. В США и в некоторых странах Европы для этих целей используется Тест для медицинских специальностей (ТМС) [15].
ТМС был разработан в Германии Г. Тростом и его коллегами на основе американской батареи тестов «Медицинские Университетские Вступительные Испытания» (МСАТ) [15]. Параллельно с ТМС в период с 1981 по 1995 Х.-В. Гессманном был разработан Т-ТМС (тренировочный тест для медицинских специальностей), который предназначался для подготовки к ТМС [10]. В результате длительных исследований американских учёных было выявлено, что именно измеряемые тестом показатели имеют высокие корреляционные показатели с успешностью при обучении на медицинских специальностях [16]. Далее, по поручению Постоянной конференции министров образования Германии (1978) ТМС был сконструирован заново для того, чтобы охватить все возможные показатели пригодности к обучению и применяться в дополнение к экзаменационной оценке в качестве
критерия к допуску в рамках ограниченного набора на специальности в Германии [11]. Цель заключалась в том, чтобы как можно более объективно и надежно оценить индивидуальную пригодность к обучению с помощью специального психологического теста. Важно отметить, что прогноза относительно успешности в профессиональной деятельности посредством данного теста не производится.
В период между 1986 и 1996 годами ТМС применялся для отбора претендентов на учебные места медицинских специальностей университетов. При этом с течением времени он обновлялся, каждый год появлялась новая редакция теста. Применение теста прекратилось тогда, когда количество претендентов на медицинские специальности больше не превышало количество учебных мест, и высокие затраты, связанные с применением этого теста, оказались уже неоправданными [17].
Так как количество претендентов на учебные места по данной специальности в последнее время снова возросло, медицинский тест снова был введен. Однако, каждый претендент на учебное место может принять участие в этом тесте только один раз. В итоге, в расчет принимаются как результат теста, так и экзаменационные показатели. Каким точно является это соотношение, решает каждый университет самостоятельно. Но в любом случае, тест обладает меньшим значением по сравнению с оценкой за экзамен [17].