Научная статья на тему 'Особенности нервно-психической сферы учащихся при формировании вредных привычек на среднем этапе школьного онтогенеза'

Особенности нервно-психической сферы учащихся при формировании вредных привычек на среднем этапе школьного онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ADOLESCENTS / THE FORMATION OF BAD HABITS / SCHOOL DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Гончарова Г. А., Сахаров В. Г.

Проведен сравнительный анализ психологических особенностей учащихся на среднем этапе школьного онтогенеза при формировании у них вредных привычек. Существенная особенность таких подростков проявилась в достоверной выраженности экстраверсии, повышенной школьной дезадаптации и в снижении когнитивных функций. На этой основе предлагается применение данных характеристик нервно-психической сферы для своевременного выявления учащихся, расположенных к формированию вредных привычек при решении задач их профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Гончарова Г. А., Сахаров В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of neuropsychiatric sphere of students during the formation of bad habits at the middle stage of school ontogenesis

There is a task of the comparative analysis of the psychological features of students at the middle stage of school ontogenesis during the formation of bad habits in these students. The essential feature of the teenagers appeared in significantly higher extraversion, increased school anxiety, decrease in cognitive functions. On this basis it is offered the use of these features of neuro-psychological area for early detection of students who are prone to the formation of bad habits in solving their prevention.

Текст научной работы на тему «Особенности нервно-психической сферы учащихся при формировании вредных привычек на среднем этапе школьного онтогенеза»

0

ЗНиСО АВГУСТ №0 (2И)

17. Стратегия «Здоровье и развитие подростков Рос- В.Р. Кучма //Вопросы школьной и универ-сии» (гармонизация европейских и российских ситетской медицины и здоровья. 2013. № 2. подходов к теории и практике охраны и укре- С. 4—12.

пления здоровья подростков). М.: Издательство 23. Куликов А.М. Клиники, дружественные к мо-

«ПедиатрЪ», 2014. 112 с. лодежи — новая форма медико-социальной

18. Бейс Г. и др. Школы здоровья в Европе и России помощи подросткам //Вопросы школьной и / Г. Бейс, В.Р. Кучма. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, университетской медицины и здоровья. 2014. 2009. 83 с. № 2. С. 14—17.

19. Соколова С.Б. и др. Формирование здорового 24. Оказание медицинской помощи в образователь-образа жизни российских школьников / С.Б. Со- ных организациях: [Электронный ресурс]. Режим колова, В.Р. Кучма //Вопросы школьной и доступа: http://niigd.ru/okazanie-medicinskoj-университетской медицины и здоровья. 2013. pomoshhi-v-obrazovatelnyx-organizaciyax.html. № 3. С. 27—33. 25. Приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 г.

20. Яковлева Т.В. и др. Проблемы формирования № 822н «Об утверждении Порядка оказания здорового образа жизни у детей и учащейся мо- медицинской помощи несовершеннолетним, лодёжи / Т.В. Яковлева, А.А. Иванова, Р.Н. Тер- в том числе в период обучения и воспитания в лецкая //Казанский медицинский журнал. 2012. образовательных организациях» (Зарегистриро-Т. XLIII. № 5. С. 792—795. ван в Минюсте России 17.01.2014 № 31045).

21. Кучма В.Р. и др. Основные направления взаи-

моде^твия образавателъных у^евдений с Контактная информация: ==

центрами здсротм для детеипо^^овт Кучма Владислав Ремирович,

здорового образа жизни / В.Р. Кучма, Л.М. Су- . й /¿скч сл 7 ¿я w

И-р. „ . .-р. ТС.П.: 8 (495) 91/ 48 31<!

. , В. Звездина //В°пp°сы га^нсш и e-mail: [email protected] университетской медицины и здоровья. 2012.

№ 1. С. 5—13. Contact information:

22. Куликов А.М. и др. Роль волонтерского движе- Kuchma Vladislav,

ния в формировании здорового образа жизни р^пс: 8 (495) 917-48-31,

подростков-школьников / А.М. Куликов, e-mail: [email protected]

-♦+♦-

УДК 613.955 ^

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА

Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин, Г.А. Гончарова, В.Г. Сахаров

ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия

Проведен сравнительный анализ психологических особенностей учащихся на среднем этапе школьного онтогенеза при формировании у них вредных привычек. Существенная особенность таких подростков проявилась в достоверной выраженности экстраверсии, повышенной школьной дезадаптации и в снижении когнитивных функций. На этой основе предлагается применение данных характеристик нервно-психической сферы для своевременного выявления учащихся, расположенных к формированию вредных привычек при решении задач их профилактики.

Ключевые слова: подростки; формирование вредных привычек; школьная дезадаптация.

L.M. Sukhareva, D.S. Nadezhdin, G.A. Goncharova, V.G. Sakharov □ FEATURES OF NEUROPSYCHIATRY SPHERE OF STUDENTS DURING THE FORMATION OF BAD HABITS AT THE MIDDLE STAGE OF SCHOOL ONTOGENESIS

□ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.

There is a task of the comparative analysis of the psychological features of students at the middle stage of school ontogenesis during the formation of bad habits in these students. The essential feature of the teenagers appeared in significantly higher extraversion, increased school anxiety, decrease in cognitive functions. On this basis it is offered the use of these features of neuro-psychological area for early detection of students who are prone to the formation of bad habits in solving their prevention.

Key words: adolescents; the formation of bad habits; the school disadaptation.

Актуальной задачей современной пси- факторов риска, влияющих на состояние хогигиены является выявление и контроль здоровья и развитие нервно-психической основных биологических и социальных сферы подростков. Высокая распространен-

АВГУСТ №8 (269)

9

ность факторов риска требует обоснования и внедрения современной единой системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний подрастающего поколения [7].

Один из факторов состоит в высокой распространенности вредных привычек, формирование которых начинается на среднем этапе школьного онтогенеза. Решение этой важной медико-социальной проблемы зависит от национальной политики в отношении профилактики зависимостей и включает комплекс таких мер, как санитарное просвещение, подготовка медицинских кадров, распространение социальной рекламы на здоровый образ жизни, ограничение рекламы табака и алкогольной продукции [5, 8, 12].

Существующие в обществе ритуалы и стереотипы употребления табака и алкоголя выступают в качестве социального принуждения, подталкивающего подростков к повторению и закреплению наркотического поведения. Поведенческие установки сегодняшних подростков создают угрозу дальнейшего распространения употребления табака, алкоголя и наркотиков. Современные социальные стереотипы затрудняют также реабилитацию курильщиков, алкоголиков, наркоманов [3, 9, 12].

В данном исследовании поставлена задача сравнительного анализа психологических особенностей учащихся на среднем этапе школьного онтогенеза при формировании у них вредных привычек.

Методы исследования. Проведено лон-гитудинальное исследование учащихся 5—7 классов в пяти школах г. Москвы (по 220 человек на каждом образовательном этапе). Для выявления у подростков вредных привычек осуществлялся опрос родителей учащихся с выявлением у детей таких негативных поступков, как «пробовал курить», «несколько раз пил пиво», «несколько раз употреблял вино», «несколько раз употреблял водку», «нюхал клей или тому подобное», «ноявилось подозрение на употребление наркотиков». У всех учащихся оценивались также показатели школьной дезадаптации, когнитивных функций, личностных свойств.

Для определения школьной дезадаптации применялся разработанный в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков метод [2] опроса учителей о типичных формах поведения каждого ученика с оценкой показателей нарушения школьной адаптации в сфере учебной деятельности, поведенческой и коммуникативной сферах, а также в сферах эмоционального неблагополучия, стрессо-

вого напряжения, нарушения нравственных норм поведения. По средним значениям этих данных оценивался показатель общей школьной дезадаптации.

При оценке когнитивных функций применялись психофизиологические методы изучения оперативной памяти и функций внимания. Исследование оперативной памяти осуществлялось методом «Образная зрительная память», состоявшим из совокупности тестовых заданий, в каждом из которых на экране монитора предъявлялся зрительный матричный образ в виде таблицы из 8 строк и 6 столбцов. В каждой строке одна из 6 клеток являлась значимой, помеченной белым цветом, остальные клетки — темного цвета. Задача испытуемого — в течение времени экспозиции (16 секунд) запомнить расположение белого квадратика в каждой строке, а по окончании экспозиции — вспомнить и как можно точнее восстановить их расположение. Оценивался объем кратковременной образной памяти как среднее число правильных ответов по совокупности тестовых заданий. Метод является компьютерной модификацией средств оценки образной зрительной памяти [12].

При изучении функций внимания применялась методика Горбова «Красно-черные таблицы», модифицированная для обследования детей и подростков [12]. Процедура обследования состояла из трех этапов, на каждом из которых испытуемый выполнял задание с одной из трех красно-черных таблиц 7 х 7 клеток с псевдослучайно размещенными числами от 1 до 25 черного цвета и числами от 1 до 24 красного цвета. На первом этапе испытуемый выявлял черные числа в порядке их возрастания, на втором — находил красные числа в порядке убывания, на третьем этапе находил и те, и другие поочередно. Модификация состояла в сокращении числа ответов с поиском черных чисел от 1 до 9 и красных от 24 до 16. В инструкции указывалось, что задания необходимо выполнять быстро и без ошибок. По точности и скорости выполнения заданий на первых двух этапах оценивался интегральный показатель концентрация внимания, а на третьем этапе — показатель распределения внимания как доля правильных ответов в единицу времени (% / с).

У учащихся оценивалось также такое свойство личности, как интро/экстравер-сия с помощью подросткового опросника Г. Айзенка [1, 11].

Результаты исследования. Возрастная динамика формирования вредных привычек

10

ЗНиСО АВГУСТ №8 (269)

(ФВП) приведена в табл. 1. Видно, что частота их проявления возрастала по мере обучения в 5—7-х классах. В 7-м классе уже 13,9 % девочек и 17,1 % мальчиков, как отметили родители, являются с признаками ФВП

Таблица 1. Динамика формирования вредных привычек

Д М Все

5 класс 5,0% 10,8% 8,2%

6 класс 13,2% 10,6% 11,8%

7 класс 13,9% 17,1% 15,5%

Наибольшее проявление вредных привычек выявлено в 7-м классе, поэтому именно для учащихся данного этапа обучения проводилось дальнейшее исследование особенностей нервно-психической сферы. Для этого все исследуемые школьники 7-х классов были поделены на две группы: родители которых не отметили ФВП (группа 1), родители которых выявили поступки своих детей в направлении ФВП (группа 2). По статистическому сравнению этих групп выявлена взаимосвязь приема вредных веществ с показателями нервно-психической сферы.

В табл. 2 приведена сравнительная оценка показателей школьной дезадаптации подростков. Видно, что в группе 2 по сравнению с группой 1 все показатели дезадаптации достоверно выше во всех сферах школьной жизни: в сферах учебной деятельности, поведенческой и коммуникативной, в сферах эмоционального неблагополучия, стрессового напряжения, нарушения нравственных норм поведения.

По всему комплексу этих показателей подростки, начавшие прием вредных веществ, проявили более выраженную дезадаптацию в школьной жизни. Наиболее сильно у лиц 2-й группы она проявилась в коммуникативной сфере (Р < 0,001), что свидетельствует о нарушениях межличностных отношений в среде одноклассников. Неудачи, конфликты, непонимание со стороны сверстников могут усугублять стрессовое напряжение и приводить к нарушению адаптационных ме-

ханизмов и различных нервно-психических расстройств.

Для уточнения возрастных изменений в таблице 3 приведена динамика показателя общей школьной дезадаптации при обучении с 5-го по 7-й классы. По мере взросления показатель в группе 1 был примерно на одном уровне, однако в группе 2 он существенно возрастал. Усилилась и достоверность межгрупповых различий, что свидетельствует об усилении школьной дезадаптации учащихся по мере формирования у них вредных привычек.

Таблица 3. Динамика общей школьной дезадаптации

Класс 5 Класс 6 Класс 7

Группа 1 3,07 3,44 3,35

Группа 2 4,17 4,47 5,51

Достоверность различий Р<0,05 Р<0,01 Р<0,001

Сравнительная оценка психологических особенностей подростков представлена в таблице 4. Группа 2 статистически достоверно отличается менее развитыми когнитивными функциями: меньшим объемом оперативной памяти, меньшими показателями концентрации и распределения внимания.

В табл. 4 приведена также сравнительная оценка проявления в группах 1 и 2 интро/ экстраверсии. Видно, что школьники из группы 2 статистически достоверно отличаются высоким показателем свойства личности (Р<0,001), значение которого означает большее проявление экстраверсии.

Заключение. Проведенное исследование показало рост приобщения учащихся к вредным привычкам в начале пубертатного периода (табл. 1): от 8,2 % в 5-м классе до 15,5 % в 7-м классе, что соответствует полученным ранее данным по проявлениям табакокурения [12].

Сравнительный анализ групп подростков с ФВП и без ФВП установил их существенные различия по характеристикам нервно-

Таблица 2. Сравнительная оценка показателей дезадаптации в школьной жизни

Показатели дезадаптации Группа 1 Группа 2 Р < Заключение

В сфере учебной деятельности 0,77 1,21 Р < 0,05 В группе 2 достоверно выше

В поведенческой сфере 0,63 0,99 Р < 0,05 В группе 2 достоверно выше

В коммуникативной сфере 0,36 0,92 Р < 0,001 В группе 2 достоверно выше

В сфере эмоционального неблагополучия 0,89 1,14 Р < 0,05 В группе 2 достоверно выше

В сфере стрессового напряжения 0,51 0,73 Р < 0,05 В группе 2 достоверно выше

В сфере нарушения нравственности поведения 0,21 0,53 Р < 0,01 В группе 2 достоверно выше

АВГУСТ №8 (269)

11

Таблица 4. Сравнительная оценка психологических особенностей подростков

Показатель Группа 1 Группа 2 Р < Заключение

Объем образной памяти 3,6 2,6 Р < 0,001 В группе 2 достоверно ниже

Интегральный показатель концентрации внимания (%/с) 19,8 16,0 Р < 0,001 В группе 2 достоверно ниже

Интегральный показатель распределения внимания (%/с) 10,18 8,45 Р < 0,05 В группе 2 достоверно слабее

Интро/экстраверсия (балл) 15,8 19,0 Р < 0,001 Экстраверсия достоверно выше

психической сферы. Так, все показатели школьной дезадаптации (табл. 2) оказались статистически достоверно взаимосвязанными с приемом вредных веществ. Учащиеся с ФВП проявили более выраженную школьную дезадаптацию в сферах учебной деятельности, поведенческой и коммуникативной, в сферах эмоционального неблагополучия, стрессового напряжения, нарушения нравственных норм поведения. При этом общая школьная дезадаптация по мере взросления в группе 2 существенно возрастала, тогда как в группе 1 оставалась на постоянном низком уровне (табл. 3). Имело место достоверно большее проявление и постепенное усиление школьной дезадаптации учащихся по мере формирования у них вредных привычек. По-видимому, в данном случае происходило негативное взаимодействие процессов ФВП и проявления школьной дезадаптации учащихся: влияние приема вредных веществ на дезадаптацию в учебном процессе и, напротив, влияние сложившейся адаптации на ФВП.

Подростки 2-й группы отличались также снижением когнитивных функций (табл. 4). Память и внимание у них были достоверно ниже, чем у лиц без ФВП, что также может означать негативное взаимодействие приема вредных веществ с затруднением развития высших психических функций учащихся.

Существенная особенность подростков с ФВП проявилась в достоверно большей экстраверсии (табл. 4). Согласно существующим ориентирам, значения интро-экстраверсии большие 12 баллов означают выраженность экстраверсии, а лица с показателем 19 баллов являются «яркими экстравертами». Именно это значение «ярких экстравертов» имеет средне-групповой показатель для учащихся с ФВП.

Следует отметить, что, по мнению С. Ай-зенка, экстраверты отличаются сниженным уровнем активности коры головного мозга, что требует поиска внешних раздражителей для поддержания оптимальной активации [1, 11]. Такое свойство личности проявляется в склонности к широким разнообразным социальным контактам, к ориентации на

внешний мир. Выраженный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Чувства и эмоции могут не иметь строгого контроля, в результате чего он склонен к рискованным поступкам. Его общительность связана со склонностью к широким, мало избирательным контактам, что обеспечивает легкое вхождение в новые коллективы.

Полученные данные по отличию психологических особенностей учащихся в группе 2 могут означать один из возможных механизмов развития неадекватных и вредных для здоровья привычек. По-видимому, ярко выраженная экстраверсия может оказывать существенное влияние на склонность подростков к приобретению таких форм общения, которые обеспечивают поиск внешних раздражителей для поддержания активации коры головного мозга, в том числе и негативных форм поведения, которые способствует приобретению вредных привычек. При этом дезадаптация в школьной среде и снижение когнитивных функций могут взаимодействовать с формированием вредных привычек. Они могут негативно зависеть от этого образа жизни и, в тоже время, способствовать их формированию.

Следует учитывать, что в этом возрасте начинается процесс формирования жизненных целей и ценностей, подросток стремится чувствовать себя более свободным, взрослым и независимым от родителей. Многие сферы своей жизни он может скрывать от родителей, в том числе прием вредных веществ. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости выявлять учащихся на начальной стадии ФВП, что чрезвычайно сложно делать на основе опроса родителей. Ситуация усугубляется тем, что родители и сами подростки, боясь огласки, не обращаются за помощью к врачам или психологам, в результате чего упускается время, благоприятное для коррекции, происходит дополнительное социальное отягощение, и в дальнейшем формируются не только тяжелые формы алкоголизма и наркомании, но и делинквентное поведение [4, 6, 12].

12

ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)

Вместе с тем в современной школе отсутствует четкая система по оказанию необходимой консультативной помощи учащимся с ФВП, в том числе курящим подросткам [10]. Эффективную работу по недопущению и устранению формирования у школьников вредных привычек могут выполнять школьные психологи, социологи, медработники с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся. При профилактике вредных привычек в образовательных учреждениях необходимо иметь информацию о тех учащихся, которые становятся на этот путь. Вместе с тем наблюдение учителей и родителей за приемом вредных веществ не всегда может быть информативным из-за недостаточной откровенности подростка, поэтому для повышения эффективности необходимо прогнозировать социальные и психологические потребности учащегося, располагающие его встать на путь отклоняющегося поведения с формированием вредных привычек. Прогноз возможен на основе учета тех особенностей нервно-психической сферы учащихся, которые связаны с процессом ФВП.

Вышеуказанное обстоятельство должны учитывать гигиенисты, медицинские работники и психологи школ для повышения эффективности профилактической работы. По выявлению учащихся с высокой экстраверсией, со сниженными когнитивными функциями и отличающимися повышенной школьной дезадаптацией возможно своевременное выявление лиц, расположенных к формированию вредных привычек. Практическая значимость полученных результатов состоит в дополнительном совершенствовании технологии образования для решения задач прогноза случаев формирования у школьников вредных привычек с целью их снижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. С. 229.

2. Баранов А.А. и др. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Пособие для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, В.В. Чубаровский [и др.]. М., 2005.

3. Дедух Е.Л. и др. Факторы, влияющие на табакокурение учащихся среднего школьного

возраста Москвы / Е.Л. Дедух, Н.А. Ручкина, Н.Б. Мирская //Гигиена и санитария. 2011. № 3. С. 58—62.

4. Дёмин А.А. Оценка роли средовых и генетических факторов в развитии зависимости от психоактивных веществ у молодых мужчин в психогигиенических исследованиях: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.: НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина, 2012.

5. Ильенкова Н.А. и др. Распространенность потребления табачных изделий среди детей и подростков: анализ влияния табакокурения на состояние здоровья подрастающего поколения / Н.А. Ильенкова, Ю.Е. Мазур //Вопросы современной педиатрии. 2011. Т. 10. № 5. С. 5—9.

6. Копытов А.В. Психомоторное функционирование и алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола //Наркология. 2013. № 3. С. 53—59.

7. Кучма В.Р. Межсекторальное взаимодействие при формировании здорового образа жизни детей и подростков: проблемы и пути решения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 4—8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мазур Ю.Е. и др. Анализ факторов, мотивирующих к началу потребления табака среди детей и подростков в городе Красноярске / Ю.Е. Мазур, Н.А. Ильенкова, В.В. Чикунов [и др.] //Сибирское медицинское обозрение. 2012. № 4. С. 56—59.

9. Маркова А.И. и др. Отношение школьников к здоровью в аспекте табакокурения: социально-гигиеническое исследование / А.И. Маркова,

A.В. Ляхович, А.С. Лозовская //Гигиена и санитария. 2011. № 3. С. 69—74.

10. Полька Н.С. и др. Табакокурение подростков в Украине — результаты глобального исследования (2011 г.) / Н.С. Полька, О.В. Добрянская, Е.Н. Юрчук // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 34—39.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2001.

12. Баранов А.А. и др. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов,

B.Р. Кучма, И.В. Звездина [и др.]. М.: Литтерра, 2007. 216 с.

Контактная информация:

Сухарева Людмила Михайловна, тел.: 8 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]

Contact information:

Sukhareva Lyudmila, phone: 8 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.