Научная статья на тему 'Психофизиологические и психосоциальные особенности учащихся 9-11 классов средней школы'

Психофизиологические и психосоциальные особенности учащихся 9-11 классов средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
726
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГИГИЕНА / HYGIENE / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGY / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / COGNITIVE FUNCTIONS / ПСИХОМОТОРИКА / СОЦИОМЕТРИЯ / ФАКТОР РИСКА / SOCIAL METRICS / PSYCHO MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарева Л. М., Кучма В. Р., Надеждин Д. С.

Представлены результаты исследования возрастно-полового развития нервно-психической сферы учащихся 9-11 классов средней школы. Поставлены задачи изучения особенностей возрастного развития когнитивных функций подростков, развития психомоторики и формирования их социально-психологической адаптации. В 9-11 классах школьного обучения выявлено продолжение развития психофизиологических функций подростков в комплексе с их социально-психологической адаптацией. При этом проявились гендерные различия в виде достоверно большего развития у девушек логического мышления и того вида психомоторики, которая связана с координацией движения. Другой вид психомоторики, связанный со скоростью сенсомоторных реакций сильнее развит у юношей. Выявлены также особенности нервно-психической сферы у лиц, покидающих школу по окончании 9 класса. При исследовании социометрического статуса получено более негативные психосоциальные взаимоотношения одноклассников. Проведенное исследование имеет практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарева Л. М., Кучма В. Р., Надеждин Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the psychophysiological and psychosocial characteristics of learners in grades 9-11 high school

Presents results of a study of age-related sexual development of the neuro-psychiatric students in grades 9-11 of secondary school. The tasks of studying the peculiarities of age development of cognitive functions of adolescents, the development of psychomotor and formation of socio-psychological adaptation. In 9-11 grades of schooling identified the continued development of psychophysiological features of adolescents in a complex with their social and psychological adaptation. If this apparent gender difference in significantly greater development of the girls, logical thinking and psychomotor of the kind that is associated with coordination of movement. Other psychomotor associated with the speed of sensorimotor reactions is better developed in young men. The revealed peculiarities of the neuropsychiatric individuals leaving school after the 9th grade. In the study of sociometric status received more negative psychosocial relationships classmates. The study may have practical value for modern mental health and school psychology while working with high school students.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические и психосоциальные особенности учащихся 9-11 классов средней школы»

^ УДК 613.955

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, Д.С. Надеждин

ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

Представлены результаты исследования возрастно-полового развития нервно-психической сферы учащихся 9-11 классов средней школы. Поставлены задачи изучения особенностей возрастного развития когнитивных функций подростков, развития психомоторики и формирования их социально-психологической адаптации. В 9-11 классах школьного обучения выявлено продолжение развития психофизиологических функций подростков в комплексе с их социально-психологической адаптацией. При этом проявились гендерные различия в виде достоверно большего развития у девушек логического мышления и того вида психомоторики, которая связана с координацией движения. Другой вид психомоторики, связанный со скоростью сенсомоторных реакций сильнее развит у юношей. Выявлены также особенности нервно-психической сферы у лиц, покидающих школу по окончании 9 класса. При исследовании социометрического статуса получено более негативные психосоциальные взаимоотношения одноклассников. Проведенное исследование имеет практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.

Ключевые слова: психогигиена, психофизиология, когнитивные функции, психомоторика, социометрия, фактор риска.

L.M. Sukhareva, V.R. Kuchma, D.S. Nadezhdin □ THE STUDY OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS OF LEARNERS IN GRADES 9-11 HIGH SCHOOL □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Presents results of a study of age-related sexual development of the neuro-psychiatric students in grades 9-11 of secondary school. The tasks of studying the peculiarities of age development of cognitive functions of adolescents, the development of psychomotor and formation of socio-psychological adaptation. In 9-11 grades of schooling identified the continued development of psychophysiological features of adolescents in a complex with their social and psychological adaptation. If this apparent gender difference in significantly greater development of the girls, logical thinking and psychomotor of the kind that is associated with coordination of movement. Other psychomotor associated with the speed of sensorimotor reactions is better developed in young men. The revealed peculiarities of the neuro-psychiatric individuals leaving school after the 9th grade. In the study of sociometric status received more negative psychosocial relationships classmates. The study may have practical value for modern mental health and school psychology while working with high school students. Key words: hygiene, psychophysiology, cognitive functions, social metrics, psycho motor skills.

В соответствии с современными задачами психогигиены и охраны нервно-психического здоровья подростков большое значение имеет комплексный анализ закономерностей развития нервно-психической сферы современных школьников. Ее полноценное развитие является одним из существенных критериев их здоровья [2, 10].

Важной проблемой в современной мировой науке является изучение психофизиологических функций детей и подростков. Большое внимание уделяется целостному подходу к изучению процесса их развития с учетом комплекса биологических, социокультурных и психологических факторов [1, 8, 11].

В этом плане перспективным является комплексное исследование возрастного развития психофизиологических функций подростков в совокупности с особенностями социально-психологической адаптации. Ранее были исследованы особенности нервно-психической сферы учащихся при формировании вредных привычек [11].

Цель исследования - комплексное изучение динамики возрастно-полового развития нервно-психической сферы учащихся 9-11-х классов средней школы.

Для достижения цели были поставлены задачи изучения:

1) особенностей возрастного развития когнитивных функций подростков;

2) особенностей возрастного развития психомоторики;

3) формирования их социально-психологической адаптации;

Методы исследования. Для решения поставленных задач проведено комплексное психофизиологическое обследование подростков (когнитивных функций и психомоторики), а также их социально-психологической адаптации. Реализация методов осуществлялась на базе «Компьютерного психофизиологического комплекса» КПФК-99 «Психомат» [5], а также с помощью современной бланково-компьютер-ной технологии психологических и психогигиенических обследований [7].

Исследования проводились с учащимися 5 московских школ в процессе их обучения с 9-го по 11-й классы: по 100 девушек и юношей в 9-х классах, а после перехода ряда учащихся 9-х классов в другие учебные заведения - по 60 девушек и юношей в 10-х и столько же в 11-х классах.

Результаты исследования.

1. Особенностей когнитивного развития учащихся 9-11-х классов.

При исследовании психофизиологических функций подростков большое значение имеет изучение возрастных изменений когнитивных функций и психомоторики.

Одной из важных для подросткового возраста когнитивных функций является логическое мышление. Ее исследование проводилось методом «Сложные аналогии» [12]. Оценивалась точность логического мышления как доля верных ответов (%). Данные приведены в табл. 1. В разделе «Без градации на группы» (верхние строки) представлена возрастная динамика изменения показателя (величина изменений с 9-го по 11-й класс - в графе «Л(9-11)» и достоверность различий по критерию Стьюдента - в графе «Р(9-11)»), а также достоверность тендерных различий (в строке «Р(Д-Ю)»). Во всех классах проявились достоверные гендерные различия: успешность логического мышления более развита у девушек (Р < 0,001 в 9-м классе и Р < 0,01 в 10-м и 11-м классе).

При этом видны положительные и высоко достоверные изменения показателя от 9-го к 11-му классу (Р < 0,001), свидетельствующие о продолжении когнитивного развития в подростковом возрасте. Вместе с тем увеличение этой когнитивной функции в 10-м и 11-м классах может быть связано не только с возрастным развитием, а с изменением изучаемого состава учащихся в результате ухода из школы группы лиц по окончании 9-го класса.

Для проверки этой гипотезы в разделе таблицы «С градацией на группы после 9-го класса» (нижние строки) проведен дополнительный анализ показателя для 2 групп лиц: продолживших школьное образование (группа «Остались

в школе») и покинувших школу по окончании 9-го класса (группа «Ушли из школы»). Видно, что в группе «Остались в школе» также происходит увеличение показателя логического мышления, что может быть результатом именно возрастного развития. Об этом свидетельствуют положительные значения величин изменений с 9-го по 11-й класс «Л(11кл-9кл)» и статистическая достоверность этих изменений в графе «Р (9-11)» (Р < 0,001).

Следует отметить, что значения показателя в 9-м классе в группе «Ушли из школы» достоверно ниже, чем в группе «Остались в школе» (Р < 0,05). Логическое мышление у покинувших школу лиц развито слабее, чем у продолживших обучение школьников.

При исследовании когнитивных функций анализировалась также концентрация внимания, полученная методом корректурной пробы [12]. Показатель оценивался как доля верных ответов в единицу времени (%/с). Возрастная динамика развития этой функции представлена в табл. 2.

В разделе «Без градации на группы» видно достоверное увеличение концентрации внимания в процессе развития. Об этом свидетельствуют большие нуля величины изменений с 9-го по 11-й класс в графе «Л(11кл-9кл)» и статистическая достоверность этих изменений в графе «Р(9-11)» (Р < 0,05 и Р < 0,01 у девушек и юношей).

Таблица 1. Точность логического мышления (%)

Класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс Л(9-11) Р(9-11)

Без градации на группы

Девушки 82,3 ± 3,2 86,8 ± 2,5 89,9 ± 2,5 7,6 Р < 0,001

Юноши 74,9 ± 3,5 80,7 ± 4,1 83,5 ± 3,6 8,7 Р < 0,001

Р(Д-Ю) Р < 0,001 Р < 0,01 Р < 0,01

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 80,1 ± 2,9 83,9 ± 2,6 86,3 ± 2,5 6,3 Р < 0,001

Ушли из школы 75,4 ± 4,2

Р(Остались-Ушли) Р < 0,05

Примечание к табл. 1—6. В разделе «Без градации на группы» представлены средние значения показателя для всего состава обследуемых учащихся («Девушки» и «Юноши»), а также достоверность гендерного различия «Р(Д-Ю)». В разделе «С градацией на группы после 9-го класса» средние значения показателя представлены дифференцированно для 2 групп учащихся: для продолживших обучение в школе в 10-м и 11-м классах (строка «Остались в школе») и для покинувших школу лиц по окончании 9-го класса (строка «Ушли из школы») с достоверностью их различий в строке «Р(Остались-Ушли)». В столбцах «9-й класс» -«11-й класс» приведены средние значения показателя с доверительным интервалом для уровня значимости 0,05. В последних 2 столбцах приведены значения изменений показателя в процессе обучения с 9-го по 11-й класс «Л(9-11)» (большие 0, означают увеличение показателя в 11-м классе), а также достоверность этого изменения «Р(9-11)».

Таблица 2. Показатель концентрации внимания (%/с)

Класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс Л(9-11) Р(9-11)

Без градации на группы

Девушки 24,25 ± 1,46 25,92 ± 1,66 26,93 ± 2,04 2,7 Р < 0,05

Юноши 22,73 ± 1,39 24,32 ± 1,79 26,21 ± 2,10 3,5 Р < 0,01

Р(Д-Ю) - - -

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 23,89 ± 1,33 25,24 ± 1,28 26,74 ± 1,52 2,9 Р < 0,01

Ушли из школы 21,18 ± 1,77

Р(Остались-Ушли) Р < 0,05

Для проверки природы этих изменений в разделе «С градацией на группы после 9-го класса» проведен дополнительный анализ динамики возрастного изменения показателя у лиц, продолживших обучение в школе. Для этого в группе «Остались в школе» представлены те учащиеся, которые учились во всех 911-х классах. Видно, что в этой группе также происходит увеличение показателя концентрации внимания, что может быть результатом возрастного развития. Об этом свидетельствуют положительные значения величин изменений с 9-го по 11-й класс «Л(11кл-9кл)» и статистическая достоверность этих изменений в графе «Р(9-11кл)» (Р < 0,01). Следует отметить, что значение концентрации внимания в группе «Ушли из школы» достоверно ниже, чем в группе «Остались в школе» (Р < 0,05). Продолжившие обучение подростки проявили более развитую концентрацию внимания, чем те, кто покинул школу.

2. Особенности возрастного развития психомоторики учащихся 9-11-х классов.

В табл. 3 и 4 представлены два существенно отличающихся по природе показателя психомоторики. В табл. 3 приведено время выполнения простой сенсомоторной реакции (ПСМР) на световой раздражитель [9]. Показатель отражает скорость наиболее быстрого движения кисти руки после подачи сигнала (мс).

В отличие от него, в табл. 4 приведена погрешность зрительно-моторной координации (ЗМК) [5], связанная не со скоростью движения руки, а с точностью удержания металлического стержня внутри отверстия. Погрешность определялась как относительное время касаний стержня края отверстия (%). В разделе «Без градации на группы» в графах «Л(9-11)» и «Р(9-11)» приведены гендерные различия. Вре-

мя ПСМР (табл. 3) проявило достоверную во всех классах достоверно большую скорость моторики у юношей (Р < 0,001; Р < 0,001; Р < 0,05). Однако по показателю ЗМК (табл. 4) в 9-м классе достоверно большей точностью зрительно-моторной координации отличаются девушки (Р < 0,001). В 10-м и 11-м классах эта тенденция сохраняется. Полученные гендерные различия свидетельствуют о лучшем развитии у девушек когнитивных функций и той сферы психомоторики, которая связана с координацией движений, тогда как юноши отличаются большей скоростью моторики.

В разделе «Без градации на группы» этих таблиц в графах «Л(9-11)» и «Р(9-11)» видны отрицательные и высоко достоверные изменения показателей от 9-го к 11-му классу (Р < 0,001), что означает увеличение скорости ПСМР и снижение погрешности ЗМК при увеличении возраста.

Для проверки природы этих изменений в разделе «С градацией на группы после 9-го класса» в группе «Остались в школе» представлены те учащиеся, которые учились во всех 9-11-х классах. В этой группе также происходит снижение времени сенсомоторной реакции (табл. 3) и погрешности зрительно-моторной координации (табл. 4). Об этом свидетельствуют отрицательные значения величин изменений с 9-го по 11-й класс «Л(11кл-9кл)» и статистическая достоверность этих изменений в графе «Р(9-11)» (Р < 0,001), что может быть результатом возрастного развития. Следует отметить, что время сенсомоторной реакции (табл. 3) в группе «Ушли из школы» достоверно выше, чем в группе «Остались в школе» (Р < 0,05). Продолжившие обучение подростки проявили более развитую скорость моторики, чем те, кто покинул школу.

Таблица 3. Время простой сенсомоторной реакции на свет (мс)

Класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс Л(9-11) Р(9-11)

Без градации на группы

Девушки 145,2 ± 6,7 142,6 ± 11,5 114,7 ± 6,0 -30,5 Р < 0,001

Юноши 130,1 ± 6,6 118,5 ± 6,8 106,0 ± 7,1 -24,2 Р < 0,001

Р(Д-Ю) Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,05

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 132,8 ± 5,7 130,3 ± 7,3 109,4 ± 5,0 -23,4 Р < 0,001

Ушли из школы 144,2 ± 8,6

Р(Остались-Ушли) Р < 0,05

Таблица 4. Погрешность зрительно-моторной координации в статике (%)

Класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс Л(9-11) Р(9-11)

Без градации на группы

Девушки 9,22 ± 2,09 7,03 ± 3,35 6,41 ± 1,9 -2,8 Р < 0,05

Юноши 16,1 ± 2,76 8,32 ± 2,35 8,14 ± 2,67 -8,0 Р < 0,001

Р(Д-Ю) Р < 0,001 - -

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 11,81 ± 2,38 7,86 ± 2,2 7,14 ± 1,71 -4,7 Р < 0,001

Ушли из школы 13,58 ± 2,93

Р(Остались-Ушли) -

3. Формирование социально-психологической адаптации подростков.

Одним из важных и актуальных вопросов психогигиены, связанных с охраной здоровья подростков, является эффективность процессов адаптации [1], которая во многих исследованиях рассматривается как необходимое условие их полноценного развития [4]. Для организма подростка эффективность адаптации имеет особое значение, т. к. она находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [1]. Большой интерес представляет адаптация учащихся к школьной среде, которая может быть исследована методом социометрии.

Метод модифицирован для оценки индивидуальных характеристик социометрического статуса детей и подростков разного возраста [6]. В качестве критерия школьной дезадаптации учащихся принят их социометрический статус раздельно в средах лиц женского и мужского пола.

Результаты социометрического исследования представлены в табл. 5 и 6. Из табл. 5 видно, что индекс социометрического статуса в среде одноклассниц-девушек позитивен у лиц того же пола и негативен у юношей. Юноши в среде девушек в среднем имеют негативный социометрический статус, достоверно ниже, чем у девушек.

Напротив, в среде одноклассников-юношей (табл. 6) индекс социометрического статуса у девушек негативен, а у юношей высоко позитивен.

Различия этих статусов в однополой и разнополой среде одноклассников (табл. 5 и 6) оказались высоко достоверными (Р < 0,001). Девушки и юноши имеют позитивный социометрический статус в среде лиц своего пола и в то же время отрицательный в среде одноклассников противоположного пола. Полученные результаты свидетельствуют о проявлении бо-

лее негативных межполовых взаимоотношений одноклассников.

При анализе групп «Остались в школе» и «Ушли из школы» (раздел «С градацией на группы после 9-го класса») индексы социометрического статуса оказались достоверно различными (Р < 0,001). Индекс в группе «Остались в школе» позитивен, тогда как у покидающих школу учащихся 9-го класса индекс социометрического статуса отрицательный, что означает негативное отношение к ним одноклассников.

Создание благоприятной образовательной среды и соблюдение психогигиенических принципов, направленных на развитие личности и психосоциальных особенностей, являются важным звеном в формировании школьной адаптации в структуре социально-психологического здоровья учащихся.

По результатам исследований особенностей нервно-психической сферы учащихся на старшем этапе школьного онтогенеза выявлено их продолжающееся развитие в виде достоверного улучшения когнитивных функций и психомоторики, снижения школьной дезадаптации, означающее формирование психофизиологических функций в подростковом возрасте. По-видимому, процесс возрастного развития нервно-психической сферы завершается позже - в юношеском или в зрелом возрасте.

Полученное развитие проявило особенности: 1) у лиц разного пола, 2) в группах продолжающих и не продолжающих обучение в школе 9-классников, 3) у лиц с формированием вредных привычек.

1. Гендерные различия проявились в виде достоверно большего развития у девушек логического мышления и того вида психомоторики, которая связана с координацией движения. Другой вид психомоторики, связанный со скоростью сенсомоторных реакций, сильнее развит у юношей.

Таблица 5. Индекс социометрического статуса в среде девушек (%)

Класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс Д(9-11) Р(9-11)

Без градации на группы

Девушки 12,9 ± 4,3 11,8 ± 5,5 15,4 ± 6,4 2,5 -

Юноши -7,8 ± 5,4 -5,6 ± 5,4 -6,9 ± 5,5 0,9 -

Р(Д-Ю) Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 7,6 ± 4,1 3,3 ± 4,3 4,5 ± 4,8 -3,0 -

Ушли из школы -4,3 ± 6,7

Р(Остались-Ушли) Р < 0,01

Таблица 6. Индекс социометрического статуса в среде юношей (%)

Класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс Д(9-11) Р(9-11)

Без градации на группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девушки -6,7 ± 4,0 -2,5 ± 4,9 -7,7 ± 6,2 -1,0 -

Юноши 13,1 ± 5,5 13,0 ± 6,2 18,5 ± 6,3 5,4 -

Р(Д-Ю) Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001

Группировка С градацией на группы после 9-го класса

Остались в школе 9,6 ± 4,1 5,1 ± 4,2 5,4 ± 5,0 -4,2 -

Ушли из школы -5,1 ± 6,4

Р(Остались-Ушли) Р < 0,001

Существенные гендерные различия получены по анализу социометрического статуса. Девушки и юноши имеют позитивный социометрический статус в среде лиц своего пола и в то же время отрицательный в среде одноклассников противоположного пола. Эти гендерные различия свидетельствуют об актуальности анализа психосоциальной межполовой несовместимости учащихся старших классов. По-видимому, школа должна обеспечивать не только образовательный процесс, но и умение социально адаптироваться, понимать себя и других, находить состояние равновесия между своей личностью и одноклассниками разного пола. Образовательный процесс, в который погружены подростки, является сложной средой, адаптация к которой обучающихся лиц должна быть под контролем учителей и психологов.

2. Важным результатом является выявление особенностей нервно-психической сферы у лиц, покидающих школу по окончании 9-го класса. Уходящие из школы 9-классники имеют менее развитые когнитивные функции и психомоторику, более выраженную дезадаптацию в школьной среде и высоко достоверный отрицательный индекс социометрического статуса, означающий негативное отношение к ним одноклассников. Такой результат вызывает удивление, т. к. современная школа не должна допускать повышение психосоциальной дезадаптации в отдельных группах своих учащихся. По-видимому, выявленная дезадаптация уходящих из школы подростков существенно определяется условиями процесса обучения. Возможно, одной из основных причин является многолетнее проявление со стороны учителей отрицательного отношения к слабо успевающим учащимся без выявления их позитивных свойств и способностей. В этом направлении необходимы дополнительные совершенствования технологии образования для решения задач профилактики социально значимых отклонений у подростков.

3. Полученные данные позволили разработать возрастно-половые нормативы совокупности характеристик психофизиологического развития школьников 9-11-х классов [3]. Нормативы могут иметь практическое применение при проведении школьными психологами психологических обследований учащихся для контроля эффективности их развития, а также для своевременного проведения адекватных коррекци-онных мероприятий и профилактики психосоциальной дезадаптации, что может иметь не только медицинское, но и социальное значение.

Выводы:

1. У подростков при их обучении в 9-11-х классах продолжается процесс возрастного развития когнитивных функций и психомоторики. Это развитие происходит на всем этапе обучения школьников. По-видимому, возрастное развитие нервно-психической сферы завершается позже, в юношеском или в зрелом возрасте.

2. Психофизиологические функции проявили гендерные различия в виде большего развития у девушек когнитивных функций и координации движений. Другой вид психомоторики,

связанный с движением при сенсомоторном реагировании, оказался более развитым у юношей.

3. При исследовании социометрического статуса выявлено более негативные психосоциальные межполовые взаимоотношения одноклассников.

4. Группа учащихся, переходящих по окончании 9-го класса в другое учебное заведение, существенно отличается от лиц, продолжающих обучение в школе, сниженным развитием психофизиологических функций и выраженной социально-психологической дезадаптацией в школьной среде.

5. Проведенное исследование может иметь практическое значение для современной психогигиены и школьной психологии при работе с учащимися старших классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. и др. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева М.: Изд. группа ГЭОТАР-Медиа, 2006. 352 с.

2. Баранов А.А. и др. Особенности состояния здоровья современных школьников / А.А. Баранов, Л.М. Сухарева // Вопросы современной педиатрии, 2006. Т. 5. № 5. Приложение 1 «Школа и здоровье». 2006. С. 14-21.

3. Баранов А.А. и др. База данных «Нормативы показателей когнитивных функций учащихся средней школы в процессе возрастного развития с 7-8 до 17-18 лет» / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Д.С. На-деждин. Свидетельство о государственной регистрации базы данных RU 2015620880 от 8.06.2015.

4. Крылов Д.Н. Критические периоды формирования личности // В.сб. «Здоровье, развитие, личность». М.: Медицина, 1990. С. 210-221.

5. Матвеев Е.В. и др. Развитие инструментальных технологий оценки высших психических функций в норме и патологии / Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин // Медицинская техника. 1999. № 1. С. 15-19.

6. Надеждин Д.С. и др. Применение «метода социометрии» в мониторинге психо-социального развития учащихся / Д.С. Надеждин, В.Г. Сахаров, Г.И. Квасов // Школа здоровья. 2010. № 4. С. 11-13.

7. Надеждин Д.С. и др. Способ бланково-компьютерных психологических и психогигиенических исследований: Патент на изобретение RU № 2 492 802 C1 A61B 5/00, 18.05.2012 / Д.С. Надеждин, В.Г. Сахаров, Г.А. Гончарова, Г. И. Квасов, М. А. Гринина.

8. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 128 с.: илл.

9. Сухарева Л.М. и др. Автоматизированный комплекс для психофизиологических исследований детей и подростков в целях профориентации и профотбора / Л.М. Сухарева, К.Э. Павлович, О.Я. Боксер // В сб. «Время экстренной реакции человека-оператора и вопросы безопасности: теория, методы, приборы»: Симпозиум, Иваново, 1990.

10. Сухарева Л.М. и др. «Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. ФГОС» / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт. М.: Просвещение, 2012. 253 с.

11. Сухарева Л.М. и др. Особенности нервно-психической сферы учащихся при формировании вредных привычек на среднем этапе школьного онтогенеза / Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин, Г.А. Гончарова, В.Г. Сахаров // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 8-12.

12. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 256 с.

Контактная информация:

Надеждин Дмитрий Серафимович, тел.: +7 (916) 854-37-88, e-mail: [email protected] Contact information: Nadezhdin Dmitry, рИопе: +7 (916) 854-37-88, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.