Научная статья на тему 'Особенности научной политики Франции: анализ опыта Национального центра научных исследований'

Особенности научной политики Франции: анализ опыта Национального центра научных исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1702
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / ФРАНЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SCIENCE POLICY / FRANCE / SCIENTIFIC AND RESEARCH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зиновьева Елена Сергеевна, Ширяева Гея Николаевна

Статья посвящена анализу деятельности Национального центра научных исследований, НЦНИ (Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS) – крупнейшей организации во Франции, которая финансирует и обеспечивает проведение фундаментальных и прикладных исследований по всему спектру наук. В статье исследованы особенности структурной организации, основные направления деятельности НЦНИ, специфика научной экспертизы финансируемых проектов. Авторы также рассматривают международные аспекты деятельности центра, с учетом того, что основными целями международного сотрудничества является распространение информации о нем за рубежом и привлечение иностранных ученых и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French Science Policy: Analysis of the Experience of the National Center of Scientific Research

This article analyzes the activities of the National Center for Scientific Research, CNRS (Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS), which is the largest organization in France financing and providing fundamental and applied research across the wide spectrum of scientific fields. The main activities of CNRS, its structure and peculiarities of the scientific expertise of funded projects are explored. The authors also examine the international aspects of the activities of the Center and come to the conclusion that the main objectives of the Center’s international cooperation include spreading information about its activities abroad and attracting foreign scientists and students.

Текст научной работы на тему «Особенности научной политики Франции: анализ опыта Национального центра научных исследований»

Проблемы управления: теория и практика

Зиновьева Е.С., Ширяева Г.Н.

Особенности научной политики Франции:

анализ опыта Национального центра научных исследований*

Франция уделяет значительное внимание государственной научной политике. В последние годы в стране расширяется государственная поддержка науки, увеличивается финансирование, ставится цель коммерциализации результатов научной деятельности. Эта политика находится в русле общемировых тенденций. Во всем мире приходит понимание того, что конкурентоспособность государства и его положение на международной арене в значительной степени определяются уровнем развития науки.

Управление и стратегическое ориентирование науки осуществляются во Франции министерством высшего образования и научных исследований. Определение политики является результатом сложного интерактивного процесса, в котором помимо самого министерства задействованы исследовательские структуры, крупнейшая среди которых — Национальный центр научных исследований, НЦНИ (Centre National de Recherche Scientifique, CNRS)1.

Национальный центр научных исследований — общественная организация, находящаяся в административном подчинении министерства высшего образования и науки. Официально провозглашенной целью деятельности центра является получение новых знаний и их использование на благо общества. В России аналогом НЦНИ является Российская академия наук (РАН), самоуправляемая некоммерческая организация, имеющая государственный статус. Однако в отличие от РАН, основной целью которой является организация и проведение фундаментальных исследований, французский НЦНИ обеспечивает проведение как фундаментальных, так и прикладных исследований. Ниже приведен перечень финансируемых НЦНИ научных направлений:

• математика,

• физика,

• информационные науки и технологии, а также передача информации,

• ядерная физика и физика высоких энергий,

• исследования Земли и Вселенной,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №12-06-00385 «Социально-политическая функция национальных научных фондов».

1 Руффини П.-Б. Научная и инновационная политика во Франции // Форсайт. 2008. № 2 (6). URL: http://foresight-ioumal.hse.ru/data/2010/12/31/1208183210/ruffini.pdf (17.05.2013).

• химия,

• науки о жизни,

• гуманитарные и общественные науки,

• науки об окружающей среде,

• инженерные науки.

Организационно НЦНИ представляет собой объединение десяти институтов, три из которых имеют статус национальных:

• Институт биологических наук,

• Институт химии,

• Институт экологии и окружающей среды,

• Институт гуманитарных и социальных наук,

• Институт информационных наук и их взаимодействия,

• Институт инженерных и системных наук,

• Национальный институт математических наук и их приложений,

• Институт физики,

• Национальный институт ядерной физики и физики элементарных частиц,

• Национальный институт наук о Вселенной.

Задачей, которой в НЦНИ придается особое значение, является поддержка междисциплинарных исследований, что подразумевает создание условий для взаимодействия ученых, ведущих работу в различных областях. Примерами междисциплинарных исследовательских работ являются проекты, объединяющие усилия нескольких институтов, такие как «Окружающая среда, энергия и стабильное развитие», «Нанонауки, нанотехнологии, материалы», «Астрочастицы: от частиц к Вселенной».

Институты НЦНИ объединяют порядка 11OO лабораторий, подавляющее большинство которых создано в партнерстве с университетами, национальными и международными исследовательскими организациями или частными компаниями. Среди других важных партнеров НЦНИ следует упомянуть высшие учебные заведения инженерного и экономического профиля и «научно-образовательные кластеры» (PRES).

Бюджет НЦНИ в 2O11 году составил 3,3 млрд евро, из них 766 млн евро — это собственные доходы центра. Можно сказать, что результативность исследований центра соответствует этой высокой цифре: в год публикуется 255OO статей в международных журналах2 {что сравнимо с общим количеством научных публикаций в

2 Там же.

РФ), при этом половина публикаций подготовлена в соавторстве с другими научными организациями.

Штат НЦНИ составляет 34000 сотрудников, из них 11400 исследователей, 14200 инженеров, а также технический и административный персонал. В НЦНИ работает 17 лауреатов Нобелевской и 11 лауреатов Филдсовской премий3.

Согласно принятым в НЦНИ критериям, основными задачами исследователя являются:

• публикации — статьи в рейтинговых журналах, монографии, тезисы докладов в трудах конференций и т. п.,

• коммерциализация и популяризация результатов,

• распространение научной информации,

• научно-образовательная деятельность — работа с аспирантами, стажерами.

Для выполнения этих задач исследователь принимает участие в различных

видах деятельности, зависящих от его научного направления, в частности:

• определяет предмет исследования,

• разрабатывает схему проведения экспериментов в сотрудничестве с инженерно-техническим составом лаборатории,

• проводит эксперименты, обрабатывает данные и интерпретирует результаты,

• готовит и публикует статьи,

• участвует в семинарах и в конференциях.

Помимо упомянутых выше научных задач, исследователь также принимает участие в обучении аспирантов и в преподавании в университетах. Исследователь может быть задействован в научно-организационной деятельности, заниматься патентованием, консультированием внешних организаций и, возможно, создавать собственные предприятия4.

Основными уровнями градации научных сотрудников в НЦНИ являются Charges de recherche второго и первого классов (некоторый аналог младшего научного сотрудника и научного сотрудника в российской системе) и Directeur de recherche двух классов (аналог — старший и ведущий научные сотрудники).

3 Presentation. Le CNRS en bref. [CRNS Official Site]. URL: http://www.cnrs.fr/fr/organisme/presentation.htm

(17.05.2013).

4 Les commissions interdisciplinaires du ComitO national. Les criteres devaluation. Mandat 2008-2012 //

Secretariat gOnOral du comitO national. Janvier 2010. URL:

http://www.cnrs.fr/comitenational/doc/criteres/ce CID 2008-12.pdf (17.05.2013).

Прикладной аспект деятельности НЦНИ включает поддержку разработок в лабораториях (НЦНИ имеет 4382 действующих патента, из которых 495 были получены в 2010 году), взаимодействие с промышленностью и трансфер технологий. При этом НЦНИ самостоятельно принимает участие в предпринимательстве: с 1999 года по настоящее время при его участии было основано 593 инновационных компании5. Во Франции на практике реализуется модель участия научных организаций в инновационной деятельности и в коммерциализации результатов науки, показавших свою эффективность.

Таким образом, НЦНИ является ключевой научно-технической организацией, ответственной за выработку направлений и реализацию научной и инновационной политики Франции, а также участвующей в последующей коммерциализации результатов научных исследований. При этом НЦНИ обладает значительными организационными и финансовыми ресурсами для достижения поставленных целей и задач.

Особенности организационной структуры НЦНИ

НЦНИ представляет собой сложную иерархически организованную структуру. Руководство НЦНИ осуществляется президентом (в настоящее время Алэн Фукс) и двумя заместителями (в настоящее время заместители: по науке — Жоэль Бертран и по ресурсам — Ксавье Инглеберт). Президент напрямую взаимодействует со своим аппаратом и несколькими основными отделами: административным советом,

управлением по связи, институтом наук о передаче информации, отделом внутреннего аудита, комитетом по этике, советом по европейской и международной политике, группой «Роль женщин». Президент НЦНИ выбирается из представителей научнотехнического сообщества и назначается сроком на 4 года указом президента Франции по представлению министра образования и науки. Президент НЦНИ определяет общую политику центра в рамках направлений, рекомендованных Научно-административным советом, и осуществляет научное, административное и финансовое управление. В его полномочия входит контроль за равновесной финансовой поддержкой различных научных областей. Он также обеспечивает взаимодействие с государственными и частными партнерами, с зарубежными вузами и исследовательскими институтами, а также международными организациями во всех областях деятельности НЦНИ.

5 Ibidem.

Заместитель президента по науке назначается президентом и отвечает за координацию деятельности десяти институтов НЦНИ, за междисциплинарные исследования и партнерские отношения с внешними организациями. Заместителю по науке подчиняется ряд комитетов, групп и управлений, основными среди которых являются управление поддержки территориальной структуры исследований, управление внутриевропейского и международного научного сотрудничества, управление инноваций и связей с промышленностью. Кроме того, в подчинении заместителя по науке находятся исследовательские установки коллективного пользования и крупные научные центры. Следующий организационный уровень составляют многочисленные лаборатории НЦНИ («исследовательские единицы»).

Заместитель президента по ресурсам назначается президентом и отвечает за координацию административной и финансовой деятельности НЦНИ, а также за действия региональных отделений6.

Научную политику центра осуществляют институты — директора институтов участвуют в ее разработке и определяют способы ее претворения в жизнь. Институты создаются по решению президента НЦНИ после консультаций с научным советом и одобрения административного совета. Каждый институт осуществляет и координирует действия в соответствующей области исследований. Решение по осуществлению программ междисциплинарных исследований, затрагивающее несколько институтов, выносится президентом также после обсуждения с научным советом и одобрения административным советом.

Основные научные исследования осуществляются в лабораториях — основных специализированных исследовательских подразделениях НЦНИ. Как правило, лаборатория объединяет несколько научных групп, ведущих собственные проекты. Подразделения такого рода создаются по решению президента НЦНИ после консультаций с национальным комитетом. Исследовательские группы, относящиеся к внешним учреждениям (например, университетам), могут быть ассоциированы с НЦНИ, и в таком случае лаборатории, в которые они входят, приобретают статус «смешанных» (UMR) или «ассоциированных» (иЕЛ), а научное руководство ими осуществляется совместно НЦНИ и внешней организацией. Цикл создания и обновления исследовательских подразделений составляет четыре года. Для смешанных или ассоциированных лабораторий данный цикл синхронизован с четырехлетним

6 Organigramme du CNRS. [CRNS official site]. URL: http://www.cnrs.fr/fr/organisme/organisation.htm

(17.05.2013).

планом соответствующих учреждений высшего образования и исследовательских организаций7. Коллективы лабораторий могут включать исследователей, инженеров, техников и администраторов, вузовских преподавателей, аспирантов («студентов третьего университетского цикла»), а также иностранных исследователей, работающих по временным контрактам.

Направления исследований разбиты на области науки, соответствующие секциям НЦНИ и междисциплинарным группам (комиссиям) комитета. Экспертные секции и междисциплинарные группы регулярно анализируют и оценивают деятельность исследовательских подразделений.

Структура НЦНИ также включает ряд вспомогательных подразделений. В частности, управление поддержки территориальной структуры исследований (БЛ8ТЕ) осуществляет поддержку учреждений высшего образования в проведении научных исследований, а также координирует программы НЦНИ, в которых участвуют органы местного самоуправления, и программы развития наукоградов.

Управление внутриевропейского и международного научного сотрудничества (ФЕЕСТ) координирует совокупность действий проводимых НЦНИ в рамках развития научных программ в Европейском Союзе.

Управление инноваций и связей с промышленностью (ФТЕЕ) осуществляет политику НЦНИ в области прикладных исследований, коммерциализации исследовательских результатов и передачи технологий, а также служит посредником между исследовательскими подразделениями и предприятиями. Оно отвечает за патентную деятельность, лицензирование и создание предприятий, а также за связи с крупными промышленными группами. Совместно с БЛ8ТЕ Ф1ЕР обеспечивает деятельность НЦНИ в технопарках.

Управление научно-технической информации (ФШТ) обеспечивает сбор, обработку и архивирование данных, а также распространение материалов и документов среди исследовательских организаций. В ведении управления находятся тематические и междисциплинарные интернет-порталы НЦНИ. Одновременно управление участвует в составлении национальных баз научных данных, в распространении результатов исследований как в охраняемых коммерческих формах, так и в виде открытых архивов.

7 Ibidem.

Управление связей с общественностью (Dircom) разрабатывает и осуществляет политику взаимодействия НЦНИ со СМИ, информирует общество об исследованиях и инновациях центра, организует конференции и встречи, а также издает журнал НЦНИ8.

Таким образом, организационно НЦНИ представляет собой разветвленную иерархическую структуру, объединяющую административные, научноисследовательские и вспомогательные подразделения и возглавляемую президентом, который определяет основные направления развития организации и координирует работу всех подразделений. Однако каждое из исследовательских подразделений обладает значительной свободой в выборе направлений научного поиска, что позволяет обеспечить разностороннюю и эффективную исследовательскую работу.

Экспертиза НЦНИ и оценка эффективности научной работы

Экспертиза деятельности Национальный центр научных исследований, как внутренняя, так и внешняя, проводится на регулярной основе и на уровне организации в целом и для отдельных исследователей. Особенностью аттестационных критериев является упор на сравнение качества исследовательской работы с мировым уровнем.

Национальный комитет по научным исследованиям — подразделение НЦНИ, имеющее автономный статус, — проводит внутреннюю оценку деятельности ученых и эффективности работы институтов НЦНИ, участвует в выработке научной политики. Комитет включает около 1000 французских и иностранных экспертов. В его структуру входят 41 секция и 5 междисциплинарных комиссий, покрывающие весь спектр исследований НЦНИ, а также научный совет НЦНИ и ученые советы институтов. Секции и междисциплинарные комиссии комитета участвуют в отборе и аттестации сотрудников НЦНИ, в обсуждении вопросов создания, обновления и роспуска исследовательских структур9. При вынесении своего решения секции опираются на оценки Национального агентства по оценке исследований и высшего образования (ЛЕЛЕУ), организации, осуществляющей внешнюю экспертизу работы НЦНИ10. Внешняя экспертиза позволяет исключить конфликт интересов и субъективизм в оценках и таким образом повысить объективность экспертизы.

8 Ibidem.

9 ComitO national de la recherche scientifique. [CRNS Official Site]. URL: http://www.cnrs.fr/comitenational/accueil.html (17.05.2013).

10 L’AERES publie le rapport devaluation du CNRS. [AERES official ste]. URL: http://www.aeres-evaluation.fr/Actualites/Communiques-dossiers-de-presse/L-AERES-publie-le-rapport-d-evaluation-du-CNRS

(17.05.2013).

Организационная экспертиза проводится в основном экспертными секциями Национального комитета по научным исследованиям. Каждые пять лет экспертные секции готовят заключения о целесообразности продолжения сотрудничества с ассоциированными исследовательскими структурами и оценивают перспективность создания новых единиц, претендующих на поддержку центра. В своей работе секции опираются на отчет ЛЕЕЕБ по деятельности исследовательских единиц за четырехлетний период и дают рекомендации о целесообразности продолжения связей между НЦНИ и оцениваемой исследовательской структурой, учитывая при этом приоритетные направления научного развития НЦНИ.

Остановимся более подробно на подходах к оценке эффективности отдельных ученых. Экспертные секции и междисциплинарные комиссии Национального комитета по научным исследованиям регулярно анализируют и оценивают деятельность научных сотрудников НЦНИ. Фактически от них зависят все этапы карьеры исследователей: запуск научных проектов и отчетность по ним, служебные повышения, смена места работы и т. д. Главными документами, подлежащими экспертной оценке, являются регулярные отчеты об исследованиях и списки публикаций в научных изданиях. При оценке деятельности ученых принимаются во внимание как чисто научные заслуги, так и другие аспекты: мобильность, контакты с промышленностью, преподавательская и просветительская деятельность и т. п.11 По результатам проведенной работы секции публикуют «Ежегодный отчет о деятельности».

В НЦНИ разработан списки критериев оценки эффективности исследователей для различных нужд: прием на работу, продвижение по карьерной лестнице, регулярная аттестация на соответствие занимаемой должности. Все научные направления разбиты на 40 групп (например, «математика», «физикохимия», «экономика и управление»). Для каждой группы применяются свои критерии, при этом их детализация и количество могут сильно различаться.

Для уже работающих сотрудников и для кандидатов на новые позиции наиболее важными аттестационными критериями являются публикационная активность, ее международное и национальное признание, оригинальность и научная самостоятельность. Оценивается уровень конференций, которые посещал ученый, и журналов, в которых он публикуется, регулярность публикаций и выступлений, количество приглашенных докладов. В областях, связанных с экспериментальной

11 Evaluation des chercheurs du CNRS. [CRNS Official Site]. URL: http://www.dgdr.cnrs.fr/drh/carriere/cherch/eval.htm (17.05.2013).

деятельностью, важным критерием является вовлеченность в работу лаборатории, то есть активное участие в общих исследованиях, проектах, семинарах. Если работа связана с исследованиями в рамках больших коллабораций (например, в физике элементарных частиц), то проводится оценка вклада ученого в общее дело.

Рассмотрим специфику оценки, применяемую для различных научных направлений. Для кандидатов на новые позиции нижнего уровня в ряде областей (например, науки о Земле) критерии количества и качества имеющихся публикаций могут быть мягче, чем для уже сформировавшихся ученых. Для некоторых научных направлений (преимущественно в области наук о Земле) принимается во внимание и мобильность исследователя (например, экспедиционная). Для гуманитарных и общественных наук публикационная активность также играет значительную роль, но сравнительно большее внимание уделяется преподавательской деятельности на разных уровнях. В частности, при приеме на работу на нижние уровни (Charges de recherche) значение имеет выполнимость проекта, над которым планирует работать соискатель.

Специфика оценки зависит не только от научного направления, но и от должности, на которую претендует исследователь. Критерии оценки исследователей высокого уровня (Directeur de recherche) отличаются в сторону увеличения требований к уровню публикационной активности, выступлений на конференциях и т. п. Большое значение придается достижениям мирового уровня. Для занятия этих позиций также желательно активное участие в административной и преподавательской деятельности, руководство аспирантами12.

В настоящее время параллельно с экспертными секциями действуют пять междисциплинарных комиссий: «Организация исследований», «Науки о связи», «Моделирование биологических систем, биоинформатика», «Атомы и молекулы; оптика и лазеры; горячая плазма», и «Динамика окружающей среды (природных систем), устойчивое развитие, здоровье и общество», которые ориентируются на собственные регламенты при приеме ученых на новые позиции и при регулярной аттестации. По содержанию они в значительной степени совпадают с теми правилами, которые применяют экспертные секции, — наибольшими отличиями обладают «Динамика окружающей среды» и «Организация исследований», которые применяют более детализированные критерии.

12 Les sections du ComitO national. Les criteres devaluation. Mandat 2008-2012 I Secretariat gOnOral du comitO national. Mars 2010. URL: http://www.cnrs.fr/comitenational/doc/criteres/ce sections 2008-12.pdf

(17.05.2013).

Для лучшего понимания экспертизы Национальный центр научных исследований необходимо подробнее рассмотреть особенности работы каждой из комиссий. Основной задачей комиссии «Организация исследований» является оценка деятельности ученых в области организации исследований и управления ими. В ряде документов данная группа упоминается как «трансдисциплинарная» — тем самым подчеркивается ее значение для всех научных областей. В сотрудничестве с подразделением «Профессиональное развитие кадров высокой квалификации» — кадровой службой НЦНИ — комиссия также участвует в поиске, приеме на работу и продвижении наиболее квалифицированных сотрудников.

Компетенция комиссии распространяется на региональных представителей НЦНИ, научных директоров институтов, на руководителей административных подразделений, а также на сотрудников, работающих во внешних организациях — в органах исполнительной власти, в европейских структурах, в посольствах за рубежом и т. д. Помимо этого, она рассматривает дела научных сотрудников, заявляющих, что в их работе преобладает организационная деятельность, что выбор в ее пользу сделан ими сознательно, и при этом готовых детально описать свой вклад в административную работу. Если такая деятельность осуществляется в сочетании с активной научной работой, то дело сотрудника рассматривается комиссей совместно с соответствующими секциями или другими комиссиями НЦНИ.

В случае рассмотрения вопросов о должностных повышениях комиссия требует от кандидата предоставить развернутое описание мотивов, подвигающих его к занятию новой должности, план работы на ней, описание уже осуществленных проектов, а также анализ собственной деятельности с точки зрения ее влияния на развитие науки в средне- и долгосрочной перспективе. Если заявитель совмещает научную и административную деятельность, то необходимо также представить результаты последней научной аттестации. При оценке представления комиссия исходит из следующих критериев:

• результаты в научно-организационной области;

• управленческие способности, способность мобилизовать коллектив для работы и поддерживать работоспособную структуру на протяжении длительного времени;

• способность осуществлять проекты;

• уровень ответственности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• способность к инновациям;

• способность использовать доступные средства для достижения поставленной цели;

• взаимодействие с подчиненными;

• способность к организации междисциплинарных работ;

• поддержка деятельности НЦНИ и исследовательского сектора в целом;

• качество представленного проекта управления исследованиями, его целей и реалистичности осуществления.

Также при оценке во внимание принимается, насколько продолжительным опытом совмещения научной и административной деятельности обладает соискатель.

Комиссия «Науки о связи» обеспечивает кадровую политику в области междисциплинарных исследований в данной сфере. При оценке акцент делается на два основных критерия: уровень интеграции знаний и подходов различных дисциплин, продемонстрированный кандидатом или представленный в проекте, и научная квалификация. В случае, если речь идет о занятии руководящих должностей, необходимо обосновать значение междисциплинарных новаций в мировом масштабе. Одновременно внимание уделяется преподавательскому и административному опыту, а также опыту работы в области прикладных исследований.

Междисциплинарная комиссия «Моделирование биологических систем, биоинформатика» рассматривает кандидатов и работы, относящиеся к полю теоретической или экспериментальной биологии и одновременно затрагивающие такие направления, как информатика, статистика, физика и математика. Главным квалификационным критерием является публикационная активность.

Междисциплинарная комиссия «Атомы и молекулы; оптика и лазеры; горячая плазма» использует в своей работе особую форму исследовательского резюме, предусматривающую специфический набор критериев как для оценки уровня исследователя, так и для предлагаемого им проекта. Кандидаты должны продемонстрировать высокий научный уровень, который определяется образованием, публикационной активностью и вовлеченностью в передовые междисциплинарные исследования. Особое внимание уделяется уровню опубликованных работ исследователя: отдельно учитываются работы, вышедшие в высокорейтинговых журналах, при оценке списка статей учитывается импакт-фактор журналов, значение имеет порядковое положение кандидата в списке авторов, а также приглашенные и простые устные доклады. В некоторых областях (например, математика, общественные

науки) труды отдельных конференций или коллективные монографии могут приравниваться к высокорейтинговым статьям.

При аттестации на руководящие должности существенным является международное признание исследователя, подтверждением чему может служить участие в международных проектах, выступления на престижных международных конференциях, совместные публикации, членство в международных научных обществах, комитетах, редакционных коллегиях журналов и т. п. При оценке проектов учитывается их проработанность, оригинальность и осуществимость, а также обоснование междисциплинарного характера.

Таким образом, описанные выше междисциплинарные комиссии в своей деятельности призваны учесть специфику исследовательского направления, объединяющего ученых из различных областей, опираясь при этом на общие критерии оценки НЦНИ.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества исследовательской работы, принятая в НЦНИ, включает в себя внутреннюю и внешнюю экспертизу работы отдельных исследователей и организации в целом. Критерии оценки отдельных исследователей отличаются в зависимости от научного направления, а также должностной позиции. Основная ориентация центра и, следовательно, требований, предъявляемых к ученым, — научные достижения мирового уровня. На основании оценок эффективности деятельности индивидуальных исследователей осуществляется прием на работу и карьерное продвижение. Организационная же экспертиза деятельности центра позволяет определить направления дальнейшего развития НЦНИ, а также внести необходимые корректировки в организацию текущей работы.

Международное сотрудничество НЦНИ

Международное сотрудничество традиционно играет важную роль для Национальный центр научных исследований, который имеет постоянные представительства в 11 странах (Россия, США, Япония, Китай, Индия, Вьетнам, Чили, Бразилия, ЮАР, Мальта — средиземноморский регион, Брюссель), распространяющие информацию об НЦНИ, а также оказывающие помощь в установлении научных связей. Представительства работают в тесном контакте с атташе по науке и культуре во французских посольствах.

НЦНИ является партнером министерства иностранных и европейских дел Франции в поддержке 27 смешанных единиц — зарубежных французских институтов. Эти институты заняты развитием исследований в области гуманитарных и

общественных наук. Совместно с европейскими и другими международными исследовательскими организациями НЦНИ участвует в 127 европейских и международных ассоциированных лабораториях и 57 международных научных объединениях, в том числе 27 — организованных при участии министерства иностранных и европейских дел Франции. В настоящее время подписано 85 двусторонних соглашений о сотрудничестве НЦНИ с 60 странами, а общее число программ международного сотрудничества составляет 34313.

В лабораториях НЦНИ на условиях срочного найма работает около 5000 иностранных аспирантов и исследователей. На постоянных позициях в лабораториях работает 1507 иностранных исследователей, 348 инженеров и техников. Более трети ежегодно принимаемых на работу исследователей являются иностранцами, а более 200 сотрудников НЦНИ работают за рубежом.

В структуру НЦНИ входит управление внутриевропейского и международного научного сотрудничества (ПЕЯСГ), основной задачей которого является осуществление и коммерциализация международной и внутриевропейской научной политики, проводимой в рамках 10 тематических институтов, входящих в состав НЦНИ. Международное сотрудничество НЦНИ затрагивает все научные направления и многие страны. Особенно важным является сотрудничество с промышленно-развитыми странами Европы, США, Японией и странами БРИКС.

Международная политика отделения общественных и гуманитарных наук НЦНИ опирается на широкую сеть французских научных центров, представленных в более чем 30 городах земного шара. После 2007 года центры были преобразованы в смешанные подразделения, подответственные министерству по иностранным и европейским делам Франции и НЦНИ. В настоящий момент на территории постсоветского пространства функционирует Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук в Москве, Французский институт исследований Центральной Азии в Ташкенте и Бакинский филиал Французского института анатолийских исследований.

На уровне исследователей НЦНИ поощряет участие в программах, осуществляемых министерством иностранных дел Франции, и программах Юбера Кюрьена для поддержания мобильности исследователей в Европе и за ее пределами, а также программах Национального агентства исследований Франции, направленных на международное сотрудничество с Китаем, Японией, Тайванем, Мексикой, Чили,

13 CNRS Presentation // Department of Communication. January, 2012. P. 10-11.

Канадой, США, Австрией и Венгрией14. НЦНИ особенно приветствует участие своих сотрудников и структурных единиц в программе «Кадры для исследований и технологического развития» и в программе Европейской комиссии «Координация» (ERA-Net) и «Идеи».

Помимо поддержки контактов и обменов на уровне индивидуальных ученых из разных стран, НЦНИ стремится к организации двух- и многосторонних структурных единиц, предоставляя для этого ряд возможностей, адаптированных к разным уровням развития совместных исследований. Для эффективного сотрудничества, а также для возможности получения дополнительного финансирования, НЦНИ предлагает французским ученым и их зарубежным партнерам широкий набор инструментов, соответствующих предполагаемому уровню сотрудничества. Первоочередным условием, позволяющим воспользоваться данным инструментарием, является

принадлежность французского партнера к подразделению НЦНИ (лаборатории, смешанной лаборатории совместно с университетом или другой научно-

исследовательской организацией Франции). На этапе инициирования партнерского сотрудничества вокруг определенного проекта НЦНИ финансирует научные обмены: командировки и кратковременный прием ученых в рамках соглашений о сотрудничестве, подписанных с зарубежными научными организациями. Для обеспечения координации научно-исследовательской работы, а также углубления и расширения сотрудничества Управление международных связей НЦНИ также оказывает поддержку в организации совместных семинаров во Франции и за ее пределами. В целях формализации двустороннего партнерства и привлечения дополнительных ресурсов, научные группы, уже имеющие совместные публикации могут подать заявку на участие в международной программе научного сотрудничества (PICS)15.

Для дальнейшего структурирования отношений между двумя или несколькими лабораториями в разных странах, уже обладающих достаточными совместными

научными наработками, НЦНИ инициирует создание европейской либо

международной ассоциированной лаборатории (ЕАЛ/МАЛ). МАЛ — это «лаборатория без стен», без образования юридического лица, которая включает одну из лабораторий НЦНИ и научную группу другой страны, действующие в рамках совместного проекта. Первоочередным условием создания МАЛ является уже существующее продуктивное сотрудничество между научными группами. Для успешной работы проекта возможно

14 Формы международного сотрудничества Национального центра научных исследований Франции. [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1285 (17.05.2013).

15 Международная программа научного сотрудничества (PICS). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1301 (17.05.2013).

сотрудничество сразу нескольких научных подразделений во Франции и за рубежом. МАЛ имеет общее руководство, ее работа координируется научным советом. Заявка на создание МАЛ может подаваться в любое время. Во Франции заявка подается в соответствующий научный департамент НЦНИ. В свою очередь зарубежный партнер одновременно подает заявку в соответствующую организацию в своей стране. Научная оценка производится одновременно экспертами с обеих сторон (НЦНИ и организацией-партнером). В НЦНИ экспертиза проводится соответствующими научными департаментами. После принятия положительного решения о создании МАЛ, генеральный директор НЦНИ и ответственные со стороны организаций-партнеров подписывают соглашение, включающее научную программу, предварительный бюджет и договор. Координаторы проекта обязаны представлять ежегодный научный и финансовый отчеты16.

В целях объединения нескольких французских и зарубежных лабораторий государственного либо частного сектора в многосторонний и гибкий партнерский союз вокруг определенной научной тематики существует возможность создания европейского либо международного научного объединения (ЕНО/МНО). Целью данного объединения является обеспечение координации научных исследований в определенной исследовательской области. МНО представляет собой структуру без образования юридического лица, объединяющую в научную сеть как государственные, так и негосударственные лаборатории сроком на 4 года с возможностью одноразового продления. В состав МНО входят несколько лабораторий во Франции и лаборатории одной или нескольких зарубежных стран с целью научной координации работы по определенной тематике. Упорядочивание взаимодействия в сети осуществляется правлением, включающим от одного до трех координаторов, представляющих лаборатории-участницы МНО. Правление регулярно отчитывается о проделанной работе МНО перед научным советом, состоящим из представителей организаций, в чьем подчинении находятся лаборатории-участницы, при этом они не могут являться сотрудниками лабораторий, входящих в состав МНО. Заявка на создание МНО может быть подана в любое время. Во Франции заявка подается в соответствующий научный департамент НЦНИ. В свою очередь зарубежный партнер одновременно подает заявку в соответствующие организации своей страны. Научная оценка производится одновременно экспертами с обеих сторон (НЦНИ и зарубежной организацией-партнером). В НЦНИ экспертиза проводится соответствующими научными

16 Международная ассоциированная лаборатория (МАЛ). [Официальный сайт НЦНИ]. иЯЬ: ЬИрв://^-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1302 (17.05.2013).

департаментами. После принятия положительного решения о создании МНО, генеральный директор НЦНИ и ответственные лица со стороны организаций-партнеров подписывают соглашение, включающее научную программу, предварительный бюджет и юридические положения. Координаторы проекта обязаны представлять ежегодный научный и финансовый отчет17.

Наиболее структурированной формой сотрудничества, используемой при наличии длительного положительного опыта совместной исследовательской работы на перспективном направлении, является создание на территории Франции либо за ее пределами международной научной лаборатории (МНЛ)18.

Международное сотрудничество НЦНИ характеризуется разнообразием форм и методов взаимодействия, что обеспечивает гибкость и эффективность при реализации проектов. Многие международные программы осуществляются при поддержке министерства иностранных и европейских дел Франции, что подчеркивает особую роль и статус НЦНИ в государственной научной политике Франции. Особый акцент НЦНИ делает на поощрение трансграничного сотрудничества ученых, что обеспечивает соответствие уровня научных разработок во Франции общемировому и включение сектора науки в глобальное научное и инновационное пространство.

Таким образом, Национальный центр научных исследований, будучи одной из ключевых общественных научно-технический организаций, оказывает существенное влияние на научную и инновационную политику Франции на современном этапе. Французская инновационная система, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), является второй в Европе, уступая лишь Германии19, и в этом, несомненно, заслуга НЦНИ.

Однако, в деятельности НЦНИ есть и слабые места. Так, несмотря на то, что значительное внимание уделяется связи научных исследований с промышленностью, исследователи ОЭСР отмечают, что во Франции недостаточно развиты инновационные средние и малые предприятия20, следовательно, в НЦНИ есть резерв повышения

17 Международное научное объединение {МНО). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1303 (17.05.2013).

18 Международная научная лаборатория {МНЛ). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1308 (17.05.2013).

19 OECD Science and Technology Outlook 2012. France. [OECD database]. URL: http://www. oecd. org/sti/sti-outlook-2012-france.pdf (17.05.2013).

20 Там же.

эффективности работы на указанном направлении, развития связей с промышленностью и коммерциализации исследований.

Во Франции достаточно высок уровень государственного регулирования в сфере науки и инноваций {по сравнению с другими странами ОЭСР) и важную роль в реализации научной политики на данном направлении играет НЦНИ. Его взаимодействие с бизнесом, университетами, а также иными общественными организациями научно-технического профиля позволяют ему выступать в роли эффективного инструмента государственной научно-технической политики. Регулярная экспертиза и оценка деятельности НЦНИ делает возможной своевременную корректировку направления деятельности организации и ее переориентацию в соответствии с динамично изменяющейся научно-технологической сферой и мировой экономической конъюнктурой.

Список литературы:

1. Международная ассоциированная лаборатория {МАЛ). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1302 (17.05.2013).

2. Международная научная лаборатория {МНЛ). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1308 (17.05.2013).

3. Международная программа научного сотрудничества {PICS). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1301 (17.05.2013).

4. Международное научное объединение {МНО). [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-dir.fr/spip.php7article1303 (17.05.2013).

5. Руффини П.-Б. Научная и инновационная политика во Франции // Форсайт. 2008. № 2 (6). http://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208183210/ruffini.pdf (17.05.2013).

6. Формы международного сотрудничества Национального центра научных

исследований Франции. [Официальный сайт НЦНИ]. URL: https://dri-dae.cnrs-

dir.fr/spip.php7article1285 (17.05.2013).

7. CNRS Presentation // Department of Communication. January, 2012. P. 10-11.

8. Comite national de la recherche scientifique. [CRNS Official Site]. URL: http://www.cnrs.fr/comitenational/accueil.html (17.05.2013).

9. Evaluation des chercheurs du CRNS Official Site]. URL: http://www.dgdr.cnrs.fr/drh/carriere/cherch/eval.htm (17.05.2013).

10. L’AERES publie le rapport d’evaluation du CNRS. [AERES official site]. URL: http://www.aeres-evaluation.fr/Actualites/Communiques-dossiers-de-presse/L-AERES-publie-le-rapport-d-evaluation-du-CNRS (17.05.2013).

11. Les commissions interdisciplinaires du Comite national. Les criteres d’evaluation. Mandat 2008-2012 / Secretariat general du comite national. Janvier 2010. URL: http://www.cnrs.fr/comitenational/doc/criteres/ce CID 2008-12.pdf (17.05.2013).

12. Les sections du Comite national. Les criteres d’evaluation. Mandat 2008-2012 // Secretariat general du comite national. Mars 2010. URL: http://www.cnrs.fr/comitenational/doc/criteres/ce sections 2008-12.pdf (17.05.2013).

13. OECD Science and Technology outlook 2012. France. [OECD database]. URL: http://www.oecd.org/sti/sti-outlook-2012-france.pdf (17.05.2013).

14. Organigramme du CNRS. [CRNS official site]. URL: http://www.cnrs.fr/fr/organisme/organisation.htm (17.05.2013).

15. Presentation. Le CNRS en bref. [CRNS Official Site]. URL:

http://www.cnrs.fr/fr/organisme/presentation.htm (17.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.