Научная статья на тему 'Национальная стратегия научных исследований Франции'

Национальная стратегия научных исследований Франции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / STRATEGY / SCIENTIFI C RESEARCH / SCIENCE / FUNDING / PRIORITY RESEARCH AREAS / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Г. А., Ницевич В. Ф., Тагирова Ш. В.

Статья посвящена анализу национальной стратегии научных исследований Франции. В ходе исследования было выявлено, что каждое из приоритетных направлений стратегии представляет собой собственно исследования, разработку и обеспечение коммерциализации результатов исследований и разработок. Практически во всех национальных научных организациях Франции имеются подразделения, ответственные за валоризацию и коммерциализацию полученных результатов от научно-исследовательской деятельности. Подчеркивается, что эффективность реализациинациональной стратегии научных исследований Франциизависит от соблюдения принципа междисциплинарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL STRATEGY FOR SCIENTIFIC RESEARCH OF FRANCE

The purpose of this research is to analyze the National Research Strategy of France. The aspects explored are the research and development as well astheir commercialization. Almost all the national research organizations of France have units responsible for valorisation and commercialization of the results of the research activities. Upon examination of the Strategy, it becomes clear that its effective implementation depends on respect for the principle of good interdisciplinary team work.

Текст научной работы на тему «Национальная стратегия научных исследований Франции»

УДК 378.147.88(44)+001.891.3(44) Г.А. КРАСНОВА

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: [email protected] В.Ф. НИЦЕВИЧ

доктор политических наук, профессор, и.о. ректора, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] Ш.В. ТАГИРОВА

кандидат политических наук, директор по международным связям, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» E-mail: [email protected]

UDC 378.147.88(44)+001.891.3(44) G.A. KRASNOVA

Doctor of Philosophy, Professor, Leading researcher of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the RF E-mail: [email protected] V.F. NITSEVICH

Doctor of Political Sciences, Professor, Acting Rector,Orel

State University E-mail: [email protected] SH.V. TAGIROVA

Candidate of Political Sciences, Director of International Relations, National Research University, Higher School of

Economics E-mail: [email protected]

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФРАНЦИИ THE NATIONAL STRATEGY FOR SCIENTIFIC RESEARCH OF FRANCE

Статья посвящена анализу национальной стратегии научных исследований Франции. В ходе исследования было выявлено, что каждое из приоритетных направлений стратегии представляет собой собственно исследования, разработку и обеспечение коммерциализации результатов исследований и разработок. Практически во всех национальных научных организациях Франции имеются подразделения, ответственные за валоризацию и коммерциализацию полученных результатов от научно-исследовательской деятельности. Подчеркивается, что эффективность реализациинациональной стратегии научных исследований Франциизависит от соблюдения принципа междисциплинарности.

Ключевые слова: стратегия, научные исследования, наука, финансирование, приоритетные научные направления, технологии.

The purpose of this research is to analyze the National Research Strategy of France. The aspects explored are the research and development as well astheir commercialization. Almost all the national research organizations of France have units responsible for valorisation and commercialization of the results of the research activities. Upon examination of the Strategy, it becomes clear that its effective implementation depends on respect for the principle of good interdisciplinary team work.

Keywords: strategy, scientific research, science, funding, priority research areas, technologies.

В 2015 г. расходы на развитие высшего образования и науки во Франции составили 23,05 млрд. евро, что на 45 млн. евро больше, чем в 2014 г. Из 23,05 млрд. евро на науку выделено 7,77 млрд. евро, что на 6 млн. евро больше по сравнению с предыдущим годом. В 20142015 гг. Франция занимает 28 место (из 140) по уровню развития системы высшего образования.

Во Франции исследовательская деятельность осуществляется либо в высших учебных заведениях, научно-исследовательских организациях (государственные научные исследования), либо в компаниях (частные исследования). В общей сложности в них работают 543,5 тыс. человек, включая 249 086 научных исследователей.

Разработка национальной стратегии Франции В соответствии со статьей 15 Раздела II «Закона

© Г.А. Краснова, В.Ф. Ницевич, Ш.В. Тагирова © G.A. Krasnova, V.F. Nitsevich, Sh.V. Tagirova

о высшем образовании и исследованиях» Франции от 22.07.2013 г. № 2013-660(франц. LOI n° 2013-660 du 22 juillet 2013 relative à l'enseignement supérieur et à la recherche) национальная стратегия исследований Франции направлена на реализацию научных, технологических, экологических и социальных задач страны путем поддержки фундаментальных исследований и внедрения их результатов на благо общества. Приоритеты национальной стратегии исследований определяются после согласования с научным и университетским сообществами, социальными партнерами, экспертами, представителями органов управления образованием и науки всех уровней. Национальная стратегия исследований пересматривается каждые пять лет. Планирование распределения финансовых средств предусматривается в Стратегии на долгосрочную пер-

спективу. Парламентские слушания о результатах реализации Стратегии проходят раз в два года.

Первая национальная стратегия Франции: основные приоритетные направления

Первая пятилетняя Национальная стратегия исследований Франция - Европа 2020 (франц. La stratégie nationale de recherché France - Europe 2020), разработанная в соответствии с «Законом о высшем образовании и исследованиях», опубликована в марте 2014 г. (далее - Стратегия). В ней были определены четыре укрупненных направления: «Большие данные, или метаданные», «Энергия, окружающая среда и устойчивое развитие», «Жизнь и здоровье», «Человек и общество», в рамках которых обозначены следующие приоритетные исследования.

1. Разумное управление ресурсами и адаптация к изменению климата (франц. La gestion sobre des resources et adaptation au changement climatique).

2. Чистая, безопасная и эффективная энергия (франц. L'énergie propre, sure et efficace).

3. Промышленная модернизация (франц. Le renouveau industriel).

4. Здоровье и благополучие (франц. Santé et bien-être).

5. Продовольственная безопасность и демографические проблемы (франц. Sécurité alimentaire et défi démographique).

6. Надежные транспортные и городские системы (франц. Transports et systèmes urbains durables).

7. Информационно-коммуникационные технологии в обществе (франц. - Société de l'information et de la communication).

8. Инновационные, интегративные и адаптивные общества (франц. Sociétés innovantes, integratives et adaptives).

9. Развитие космических технологий в Европе (франц. Une ambition spatiale pour l'Europe).

10. Свобода и общественная безопасность (франц.

Liberté et sécurité de l'Europe, de ses citoyens et de ses residents).

11. Программа к действию «Массивы данных» (англ. BigData).

12. Программа к действию «Системная биология и сферы ее применения» (франц. Biologie des systèmes et application).

13. Человек и культуры (франц.^omme et Cultures).

14. Система Земля: наблюдение, прогнозирование, адаптация (франц. Système terre: observation, prévision, adaptation) (программа к действию).

15. «От лаборатории к пациенту» (франц. Du laboratoire au patient) (программа к действию).

Рассмотрим их более подробно.

1. В области разумного управления ресурсами и адаптации к изменению климата Франция обладает всемирно признанным научным авторитетом, а именно: она занимает четвертое место в мире по числу публикаций в области наук об атмосфере и пятое место - по нау-

кам о Земле. Французские ученые и эксперты являются участниками Межправительственной группы экспертов по изменению климата (англ. Intergovernmental panel on climate change; IPCC) и Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемных услуг (англ. Intergovernmental Science-Policy Platform on Biodiversity and ecosystem Services). Франция участвует в работе Глобального информационного фонда по биоразнообразию (англ. Global Biodiversity information Facility) и других европейских программах по изменению климата.

В Стратегии отмечается, что контроль за климатическими рисками требует разработки особого подхода к мониторингу и моделированию климата, для того чтобы усовершенствовать методы долгосрочного прогнозирования, оценивать потенциальное воздействие изменения климата и выстраивать стратегии адаптации различных обществ и экономик к местным и глобальным изменениям.

2. Научные исследования в области получения чистой, безопасной и эффективной энергии лежат в основе новой национальной научно-исследовательской стратегии в области энергетики Франции (франц. Stratégie nationale de la recherche énergétique; SNRE) в соответствии с «Законом об энергетическом переходе на «зеленый рост» экономики» (франц. La loi relatif à la transition énergétique pour la croissance verte), который в мае 2015 г. был принят во втором слушании Национальным Собранием Франции.

3. Особое значение для развития французской экономики имеет «промышленная модернизация». Доля французской промышленности в производстве в настоящее время составляет около 10% ВВП. Данный показатель ниже аналогичного в Великобритании и Германии, где на долю промышленности приходится 22% ВВП. А за последние 15 лет во Франции произошло сокращение одного миллиона рабочих мест. Предполагается, что благодаря промышленной модернизации Франция создаст новые сектора экономики, расширит ассортимент товаров и услуг. Помимо научно-исследовательской деятельности, уникальной для каждой отрасли промышленности, в рамках модернизации будут внедрены перспективные технологии и инновационные методы проектирования производства.

4. Исследовательское направление «Здоровье и благополучие» охватывает комплекс наук: биологию, физиологию, медицину. Исследования в области здоровья являются главным приоритетом государственной политики. А тема здоровья и благополучия представлена более чем в трети всех французских научных публикаций.

5. Научное развитие в области обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, чтобы обеспечить население земного шара здоровой, питательной и высококачественной пищей в контексте уменьшения воздействия на окружающую среду со стороны аграрных и рыболовецких хозяйств. Продовольственная безопасность находится под угрозой в результате изме-

нения климата, роста населения планеты, которое, как ожидается, достигнет 9 млрд. человек в 2050 г. Особый акцент в развитии исследований по этому направлению уделяется исследованиям в области питания, производства и биоэкономики с применением междисциплинарного подхода. В Стратегии указывается, что Франция, чье сельское хозяйство является одним из ведущих в Европе, должна опираться на исследования, пользующиеся широкой научной репутацией и глубоко интегрированные в европейские и мировые научно-исследовательские проекты (совместные европейские инициативы по разработке программ в сфере сельского хозяйства, продовольственной безопасности, изменения климата). Совместные исследования проводятся десятью кластерами в рамках многочисленных проектов государственного и частного партнерства.

6. Города и их транспортная инфраструктура являются сложными системами. Французские исследования о надежных транспортных и городских системах в основном сконцентрировались в Институте возобновляемых источников энергии (франц. Institut pour la Transition Energétique «Efficacity») и Институте по изучению стабильного города (франц. Projet d'Institut de la ville durable). Процесс обновления и развития устойчивого города в рамках реализации проекта « Продвинутый город» только запущен, но уже показал свою эффективность за счет использования технологий, признанных во всем мире, в области услуг обеспечения мобильности и управления водными ресурсами, а также интеграции цифровых технологий.

Поиск сбалансированных и надежных решений предполагается на основе междисциплинарного подхода не только новых технологий, но и новых цифровых решений и видов эксплуатации, социологии и экономики, архитектуры, дизайна, исследования поведения. Поиск решений проводится как на уровне материалов, так и зданий, районов, города и региона, а также в различных временных масштабах: ежедневно, на уровне поколений и столетий. Многосторонний подход позволит задействовать жителей городов и застройщиков, в результате чего предложенные решения станут наиболее оптимальными и приспособленными к региональному уровню, обеспечат социальную сплоченность граждан. Предполагается, что исследования и разработки будут учитывать безопасность и надежность всей системы и обеспечивать эффективное восстановление (стойкость) ее функционирования в случае аварий, а также непроизвольных или преднамеренных повреждений.

7. Успешное развитие информационно-коммуникационных технологий в настоящее время имеет важное значение для эффективного функционирования предприятий, учреждений, больших общественных инфраструктур (транспорта, водо- и энергоснабжения) и затрагивает информационную безопасность и суверенитет Франции. В связи с этим управление аппаратными и программными технологиями, сетями обозначено в качестве одного из наиболее важных стратегических направлений развития французской науки.

В этой области Франция обладает сетью научно-исследовательских центров высокого качества, объединенных в рамках Национального альянса цифровых наук и технологий, который координирует действия участников исследований в этой области.

Наконец, в цифровой отрасли Франция имеет производственную базу и предоставляет высокотехнологичные услуги совместно с международными группами и тысячами малых и средних предприятий.

8. Тесно связано с предыдущим научным направлением развитие французской науки в области «Инновационных, интегративных и адаптивных обществ», которое предполагает определение источников эволюции общества - это и инновационные процессы, динамика интеграции или в более общем смысле адаптацию к глобальным изменениям и международным кризисам. Цель развития исследований в этой области состоит в анализе социальных, образовательных и культурных эволюционных изменений, имеющих большой потенциал для адаптации и интеграции общества к изменениям, сложных взаимосвязей между информацией и принятием решений в информационном обществе, которое демократизировало знания и создало новую форму взаимодействия групп населения. Особое внимание планируется уделять научным работам, направленным на понимание элементов, способствующих созданию наилучших условий для интеграции, борьбы с социальным неравенством, успешного экономического развития общества. Достижение этих целей предполагает использование многостороннего подхода как качественного в аналитической работе, так и количественного путем сбора и предоставления данных гуманитарных и социальных наук, в том числе данных об общих сферах взаимодействия с другими науками, в частности, науки о жизни и технологии, связанные с информацией и коммуникациями.

9. Франция является космической державой. Сохранение ведущих позиций французской космической отрасли в условиях мировой конкуренции является одним из приоритетных исследований Стратегии. Космическая стратегия Франции (франц. Stratégie spatiale française) зафиксирована в программном документе «Космические амбиции в Европе: видение Франции на перспективу до 2030» (франц. «Une ambition spatiale pour l'Europe : vision française à l'horizon 2030»).

С целью эффективного развития данного направления в Государственно-промышленном космическом координационном комитете (франц. Le Comité de concertation Etat-Industrie sur l'Espace; CoSpace) в настоящее время ведется обсуждение Французской технологической дорожной карты по телекоммуникационным спутникам и разведывательным спутникам (франц. La feuille de route technologique française sur les satellites de télécommunications et les satellites d'observation).

10. Необходимость выделения научных исследований в области свободы и безопасности жителей Европы связана с усиливающимися антропогенными рисками и природными катаклизмами. Исследования касаются

кибербезопасности, защиты жизненно важных инфраструктур и сетей, мониторинга моря, земли и воздушного пространства, антикризисного управления любого типа (халатность или злой умысел, стихийные бедствия или несчастные случаи) и личной безопасности граждан, терроризма и криминала. Предполагается, что исследования будут объединены в рамках таких научных направлений, как естественные науки, информатика, инженерные науки, гуманитарные и социальные науки (исследования, связанные с поведением, правами и свободами человека, уважением к частной жизни) при сотрудничестве с французскими органами безопасности.

11. Технологии передачи больших данных сегодня представляют собой вызов для многих отраслей экономики и большинства наук (биологии и медицины, климатологии и наук об окружающей среде, физики элементарных частиц, гуманитарных и социальных наук и др.). Цель исследований заключается в содействии реализации всего потенциала Франции в области передачи данных путем создания научно-исследовательских групп из числа исследователей в области цифровых наук и технологий, математики, гуманитарных и социальных наук и экспертов в области транспорта, здравоохранения, окружающей среды, маркетинга, интернет-услуг.

12. Развитие научных исследований в области системной биологии имеет целью поддерживать прогресс в изучении системной биологии и синтетической биологии, их применение в медицине (красные биотехнологии, новые терапевтические подходы, профилактическая токсикология, персонализированная медицина и др.)и в промышленности (белые и зеленые биотехнологии, преобразование биомассы, разработка материалов и продуктов на основе биоисточников). В частности, цели в области медицины: обеспечить развитие медицинской практики, так называемой персонализированной медицины, на основе анализа клинических, биологических и визуальных данных пациента; цели в области биоэкономики: решить проблему дефицита невозобновляемых природных ресурсов и создать устойчивую модель производства, дружелюбную по отношению к окружающей среде. Исследования и их результаты окажут влияние в будущем на целый ряд экономических отраслей, от сельского хозяйства до химической промышленности (фармацевтики). Предполагается задействовать научные коллективы в проектах по системной биологии, синтетической биологии и ее применения, поддерживая взаимодействие между биологами, врачами, учеными, специализирующимися в цифровых науках и технологиях, а также исследователями в гуманитарных и социальных науках.

13. Изучение разнообразия культур и их исторических корней, языков, религий, социальных и институциональных структур является серьезной задачей в области внешней политики Франции и понимания динамичных процессов, которые идут в обществе под влиянием глобализации, урбанизации. Существует необходимость дальнейшего анализа структурных факторов интеграции или разделения социальных групп

населения, процессов маргинализации в пригородах, школах, а также в среде молодежи. Анализ этих процессов, которые связаны с жизнью отдельных людей или небольших групп, связан с исследованиями основных индивидуальных и коллективных механизмов принятия решений в различных ситуациях и социальных средах, поведенческих механизмов индивидуума в его частной, социальной и культурной жизни для реализации государственной политики по интеграции, социальной сплоченности и демократической стабильности в обществе. Ожидается, что в этих исследованиях примут участие представители гуманитарных и социальных наук (история, геополитика, лингвистика, экономика и др.), когнитивных наук (психология, нейронауки и др.), цифровых отраслей экономики (моделирование, испытание устройств, базы данных и др.), что поможет понять весь спектр человеческого поведения и процессов, которые лежат в его основе.

14. Приоритетное направление исследований «Система Земля: наблюдение, прогнозирование, адаптация» предполагает объединение усилий ученых по оценке последствий изменения климата для общества и экономики на локальном и глобальном уровнях. В частности, предполагается представить и оценить новые устойчивые системы производства и переработки на основе разумного использования природных и энергетических ресурсов.

Цель исследований в данной области заключается в разработке технологий, необходимых для сбора информации (датчики, корабли, самолеты, спутники), моделирования системы Земля и прогнозирования ее развития. В настоящее время спутники уже обеспечивают комплексный и последовательный мониторинг в течение длительного периода, охватывая масштабы от короткого до длительного срока и от местного до глобального уровня, а также объединяя средства для локальных наблюдений на земле, на море, в воздухе и космосе. Исследования должны придать новый импульс развитию наук о жизни и земле, физике, химии, математике и информатике, гуманитарным и социальным наукам.

15. Приоритетное направление «От лаборатории к пациенту» предполагает фундаментальные и клинические исследования многофакторных, хронических и инфекционных заболеваний, патологий, редких заболеваний, инвалидности, диагностики заболеваний и их внедрение в медицинскую сферу.

В 2014 г. 10% международных клинических исследований приходилось на Францию. Франция занимает 5 место в мире по проведению фундаментальных исследований в области биологии.

Создание новой модели медицины «от лаборатории к пациенту» будет основано на инновационных терапевтических подходах, новых схемах медицинского обслуживания и на внедрении более персонализированных методов ухода за пациентами. Это предполагает объединение усилий исследователей, врачей, представителей промышленности, консолидации экспериментальных и клинических исследований.

Управление и финансирование наукой во Франции

Ответственным за разработку и реализацию научно-исследовательской политики Франции является Министерство национального образования, высшего образования и исследований Франции (франц. Ministère de l'éducation nationale, l'enseignement supérieur et de la recherche). Ежегодно им предоставляется отчет Правительству и Парламенту Франции о реализации национальной стратегии исследований.

Стратегический научный совет (франц. le Conseil stratégique de la recherche) был создан 19.12.2013 г. Его членами являются всемирно признанные французские и международные эксперты в области социально-экономических и политических наук, депутат и сенатор, назначенные Управлением по оценке научно-технического развития Парламента Франции (франц. L'office parlementaire d'évaluation des choix scientifiques et technologiques), представителей регионов Франции. Стратегический научный совет подчиняется непосредственно премьер-министру Франции. Стратегический научный совет определяет приоритетные исследовательские направления и осуществляет контроль за качеством их реализации.

Основные задачи Стратегического научного совета:

• поиск решения социальных проблем Франции;

• реформирование механизма координации научных исследований;

• продвижение технологических исследований;

• развитие информационного образования и информационной структуры;

• усиление развития инноваций и трансфера технологий;

• развитие научной культуры;

• разработка средств программирования приоритетных научных и инновационных областей;

• создание сайтов с когерентной системой памяти;

• усиление конкурентных преимуществ французских исследований на европейском и международном рынках.

Финансирование исследований во Франции осуществляется из следующих источников:

- государственное финансирование, которое осуществляется через государственный бюджет, специальные государственные фонды;

- финансирование промышленными предприятиями за счет собственных средств;

- финансирование высшими учебными заведениями за счет собственных средств;

- финансирование некоммерческими организациями (исследовательские подразделения при университетах, исследовательские корпорации бизнеса, профессиональные научно-технические общества, частные благотворительные фонды, независимые исследовательские институты);

- зарубежные финансовые средства.

Научно-исследовательская деятельность во

Франции осуществляется в двух основных группах организаций и учреждений: исследовательских организа-

циях и высших учебных заведениях.

Приблизительно 56% всех исследователей работает в частном секторе, на долю которого приходится приблизительно 60% валовых расходов на научно-исследовательскую деятельность во Франции.

- Исследовательские организации, в том числе государственные научно-технические учреждения, например Национальный центр научных исследований, занимающийся фундаментальными исследованиями, включает 1200 подразделений, в большинстве случаев лабораторий, создаваемых совместно с университетами, в котором работают 26 тыс. чел.; Национальный институт исследований в области здравоохранения и медицины (франц. Institut national de la santé et de la recherche médicale, Inserm), Национальный институт агрономических наук (франц. Institut national de la recherche agronomique, INRA), а также государственные учреждения промышленного и коммерческого характера (франц. Établissements publics à caractère industriel et commercial, EPIC), это: Комиссариат по атомной энергии и альтернативным источникам энергии (франц. Commissariat à l'énergie atomique et aux énergies alternatives, CEA) и Национальный центр космических исследований (франц. Centre National d'Études Spatiales, CNES).

- Высшие учебные заведения, обладающие исключительным правом присуждения докторских степеней. В данную группу организаций входят 86 университетов, Коллеж де Франс (франц. Collège de France), политехнические институты, высшие школы (франц. Ecoles Normales supérieures), а также французские школы зарубежной археологии (франц. Ecoles françaises d'archéologies à l'étranger). В целом в этих учреждениях работает около трех тысяч исследовательских групп/ лабораторий, в том числе 1,5 тыс. смешанных групп или групп с участием представителей федеральных исследовательских институтов.

Взаимодействие Министерства национального образования, высшего образования и научных исследований Франции и научно-исследовательских организаций осуществляется на основе пятилетнего договора. Договор определяет общие научные и исследовательские приоритеты развития научно-исследовательской организации социального партнерства и приоритетных направлений национальной стратегии исследований. В нем прописываются цели, планируемые количественные показатели, в качестве которых могут выступать как показатели эффективности, так и индикаторы мониторинга. Результаты реализации договора ежегодно рассматриваются на Административном совете организации, и затем промежуточный отчет направляется в Министерство национального образования, высшего образования и исследований Франции. В случае несоблюдения условий договора, нарушений, его действие может быть приостановлено до момента устранения выявленных нарушений.

Финансирование приоритетных направлений научных исследований во Франции осуществляется через 45 организаций, так называемых операторов: 33 оператора

действуют в рамках реализации государственной программы «Многопрофильные научно-технологические исследования» (франц. Recherches scientifiques et technologiques pluridisciplinaires) и 12 аграрных и ветеринарных вузов на правах операторов действуют в рамках государственной программы «Высшее образование и исследования в области агрономии» (франц. Enseignement supérieur et recherche agricoles).

Важным фактором, определяющим уровень и динамику расходов на исследования, является их четкое разделение на два взаимосвязанных направления: собственно исследования и разработку, а также обеспечение коммерциализации результатов исследований и разработок. Практически во всех пяти национальных научных альянсах Франции имеются подразделения, ответственные за валоризацию и коммерциализацию полученных результатов от научно-исследовательской деятельности.

Государственные или частные учреждения во Франции могут организовывать собственные научные фонды, в том числе с участием предприятий, местных органов власти и ассоциаций. В таких научных фондах участвуют преподаватели и исследователи, квалифицированные эксперты и представителей местных органов власти или делового мира. Управляются они административными советами, состоящими из представителей

учредителей (статья 6 «Закона о высшем образовании и исследованиях» Франции от 22.07.2013 г. № 2013-660). Одним из ключевых условий функционирования научных фондов является проведение регулярных проверок их деятельности со стороны соответствующих государственных органов.

Государственные учреждения науки и высшего образования, юридические лица, созданные для управления организациями в сфере исследований или сети научно-исследовательских центров; фонды, созданные в общественных целях, некоммерческие организации с незаинтересованным управлением могут быть освобождены от налогов при ведении своей деятельности в области научных исследований, коммерциализации и распространении их результатов при условии, что эта деятельность соответствует общественной миссии в области образования и науки в соответствии со ст. L 123-5 Кодекса образования (франц. Code de l'éducation). Научные и технические исследования, а также внедрение результатов этих исследований определяются как коммерциализация результатов фундаментальных, прикладных и технологических исследований. К этим видам деятельности, освобождаемым от налога на прибыль, относятся:

- получение патентов и лицензий;

- коммерциализация результатов научных исследований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1.

Распределение финансирования по приоритетным направлениям на 2014-2015 гг.

Наименование государственной программы Всего в 2014 г. (тыс., евро) Всего предусмотрено в 2015 г. (тыс., евро) Развитие в период 2014 -2015 гг. (тыс., евро) Развитие в период 20142015 гг. (%)

«Многопрофильные научно-технологические исследования» (франц. Recherches scientifiques et technologiques pluridisciplinaires) 5 932 618 5 936 049 3 431 0,1

Исследования в области энергетического развития и устойчивой мобильности (франц. - Recherche dans les domains de l'énergie, du développement et de la mobilité durables) 1 271 294 1 297 565 26 271 2,1

Исследования двойного назначения: гражданского и военного (франц. Recherche duale (civile et militaire) 192 069 192 075 6 0,0

Высшее образования и исследования в экономической и промышленной областях (франц. Recherche et enseignement supérieur en matière économique et industrielle) 218 916 229 540 10 624 4,9

Исследования в области космического развития (франц. - Recherche spatiale) 1 429 109 1 434 502 5 393 0,4

Исследования в области культуры и научной культуры (франц. Recherche culturelle et culture scientifique) 108 754 111 588 2 834 2,6

Высшее образование и исследования в области агрономии (франц. Enseignement supérieur et recherché agricoles) 90 885 102 326 11 441 12,6

Итого: 9 243 645 9 303 645 60 000 0,6

Источник: Mission «Recherche et enseignementsupérieur». MM. Philippe ADNOT et Michel BERSON, rapporteursspéciaux. Chapitre II. Le poids des opérateurs :unatoutpour la recherche, la nécessitéd'unecoordination. URL: http://www.senat.fr/commission/fin/ pjlf2015/np/np21/np217.html

- оказание услуг, относящихся к собственному ноу-хау (франц. savoir-fairepropre) организации, ведущей деятельность в областях, указанных выше.

Особый вклад в успешную реализацию национальной стратегии исследований вносят французские «полюсы конкурентоспособности», которые объединяют в пределах какой-либо территории предприятия любых размеров, исследовательские лаборатории и учебные заведения для развития синергетики и отношений сотрудничества. Могут привлекаться и другие партнеры, например государственные органы, как национальные, так и местные, а также компании, предоставляющие предприятиям услуги. На региональном уровне функционируют пять специализированных «полюсов конкурентоспособности», которые строят свою деятельность в тесном сотрудничестве с международными промышленными партнерами в энергетическом секторе, предприятиями малого и среднего бизнеса и компаниями-посредниками. Целью их создания является развитие благоприятной среды для инновационных предприятий, предоставление финансовых субсидий лучшим проектам НИОКР, поддержка исследований и разработок через различные государственные гранто-вые фонды, в частности, через Единый межведомственный фонд (франц. Fonds Unique Interministériel, FUI).

Каждый полюс конкурентоспособности вырабатывает свою стратегию на пять лет, исходя из мнения его участников из числа представителей науки и бизнеса (включая малые и средние предприятия), что позволяет:

• конкретизировать партнерские отношения между различными участниками, обладающими признанными и дополняющими друг друга компетенциями;

• выстраивать в сотрудничестве проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и такие структурирующие проекты как инновационные платформы, которые могут пользоваться государственным финансированием;

• поддерживать глобальную среду, способствующую развитию инноваций и росту участников полюса, мерами по направлению, сопровождению участников в таких вопросах, как частное финансирование предприятий, промышленная собственность, прогнозное управление рабочими местами и потребностями в новых компетенциях и квалификациях, развитие международных партнерств в области технологий, территориальная синергетика и т. д.

Это пример реализации кластерной политики, действующая модель которой во Франции сложилась

после проведения в 2005 г. конкурсного отбора «полюсов конкурентоспособности». В рамках конкурса Правительство Франции предполагало определить около 15 кластерных инициатив. Но по итогам конкурса, на который подали более 100 заявок, был определен 71 кластер. К 2014 г. во Франции действовало уже 170 официальных кластеров.

Кластерные инициативы во Франции развиваются уже более 15 лет. Этот формат взаимодействия изначально шел «снизу вверх» через выстраивание горизонтальных связей между отраслевыми и межотраслевыми ассоциациями. Их эффективное и системное развитие обычно затруднено при лидирующей и исключительной роли центральных органов власти.

Развитие исследований в регионах Франции определяется долгосрочными региональными программами в соответствии с приоритетами национальной стратегии исследований. Региональные власти координируют местные инициативы, направления науки и инноваций, а также предоставляют финансирование. Правительство предоставляет регионам субсидии, которые регионы распределяют для реализации вышеуказанных инициатив. На региональном уровне в соответствии с государственной политикой в области высшего образования и исследований разрабатывается региональная дорожная карта развития высшего образования, исследования и инноваций, в которой определяются принципы и приоритеты мероприятий. В разработке региональной дорожной карты принимают участие представители административно-территориальных образований и государственных учреждений, исследовательских институтов.

Национальная стратегия исследований Франции ставит человека и общество в центр исследований. В национальной стратегии исследований Франции особо подчеркивается, что ее успешная реализация может быть осуществлена только при условии тесного взаимодействия ученых, представляющих разные науки на основе принципа междисциплинарности. При этом каждое приоритетное направление представляет собой собственно исследования и разработку, обеспечение коммерциализации результатов исследований и разработок. Практически во всех национальных научных организациях Франции имеются подразделения, ответственные за валоризацию и коммерциализацию полученных результатов от научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.