Деятельность сервисной организации направлена на удовлетворение потребностей производственного предприятия, но планы деятельности такой организации устанавливаются головной компанией. Следовательно, в условиях растущего спроса целями сервисной организации может стать и удовлетворение потребностей других предприятий холдинга (при удовлетворении большого числа потребностей), а в условиях дефицита ресурсов данная форма организации деятельности обеспечивает экономию ресурсов за счет диверсификации деятельности.
Закупочная организация внутри холдингового образования занимается снабженческой деятельностью предприятий холдинга. При дефиците ресурсов в деятельности организации и застое в развитии рынка в отношениях между этой организацией и производственными предприятиями холдинга могут применяться трансфертные цены, что дает такие преимущества, как качественное выполнение отдельных функций холдинга специализированными компаниями; улучшение планируемых издержек, снижение затрат; использование упрощенных схем налогообложения - снижение налогов, что в конечном итоге способствует экономии ресурсов.
«Смешенная» форма подразумевает в себе разделений функций сбыта между головной холдинговой компанией и непосредственной самой организацией. Такая форма облегчает структурному подразделению поиск новых рынков сбыта, так как головная компания может помогать в развитии сбытовой сети путем налаживания договорных отношений как внутри холдинга, так и за его пределами; холдинговая компания может непосредственно контролировать ее деятельность, и в случае необходимости, производить корректирующее воздействие.
Таблица 1. Матрица соотношения критериев выбора для определения структуры сбыта Внешние факторы
Растущий рынок (растущий спрос)
Стагнация
Падающий рынок (падающий спрос)
Таким образом, учет рассмотренных выше критериев выбора поможет грамотно определить структуру сбыта для организаций, входящих в структуру холдинговой компании. Возможное применение данного подхода представлено в таблице 1.
УДК 657.2.016
Л.В. Ашихмина, Е.Н. Ноздрина
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В статье рассмотрены основные тенденции развития национальных систем бухгалтерского учета на современном этапе развития. Определены модели бухгалтерского учета (британо-американская, континентальная, южноамериканская, исламская, интернациональная) и предпосылки для эффективного функционирования процесса международной стандартизации.
Сервисная организация «Смешенная» форма Закупочная организация/Сервисная организация
Закупочная организация Сервисная организация «Смешенная» форма
«Смешенная» форма Г оловная компания Г оловная компания
Ускоренный рост Застой Спад (дефицит ресурсов)
Внутренние факторы
Система бухгалтерского учета изначально предназначена для регулирования учета и отчетности в отдельных странах. В каждой из стран разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства, уровень развития национальной экономики. Национальные системы бухгалтерского учета различных стран существенно отличаются. Это связано с общим уровнем образования в каждой стране, политическими и экономическими связями ее в мире, различием законодательных систем. Очень большую роль здесь играют и способ производства, и уровень инфляции, и темпы экономического развития, и многие экономические факторы. Поэтому системы учета и контроля в экономике складываются специфически и в основном оптимально для каждой страны.
Особенности системы бухгалтерского учета определяются уровнем развития национальной экономики. В развитых странах учетные системы достаточно сложны, но вместе с тем точно отражают существующую экономическую реальность. В развивающихся странах, наоборот, учетные системы относительно просты.
Национальные бухгалтерские стандарты складываются постепенно и исторически неизбежно впитывают в себя все особенности развития государства. Поэтому каждой сформировавшейся системе национальных стандартов присущи свои отличительные черты. Ключевой фактор - на какой круг пользователей в первую очередь ориентирована информационная система бухгалтерского учета.
Так в США и Великобритании широкое развитие получили фондовые и финансовые рынки. Частные инвесторы и кредиторы выступают в качестве главных участников этих рынков и формируют основные информационные запросы о деятельности фирм (объектов инвестирования и кредитования). В Г ермании и Японии финансирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется через банковскую систему. Специфика бухгалтерских стандартов определяется потребителями группы пользователей - баками. Во Франции и Швеции большую роль в экономике и финансировании компаний играет государство, что предполагает ориентацию системы учета на удовлетворение требований государственных органов.
Высокая инфляция, имевшая место в разное время во многих странах мира, также определила особенности снижения учета. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, сосредотачивающаяся в финансовой отчетности, будет полезна пользователю в случае ее корректировки на индексы инфляции.
В каждой стране существуют свои стандарты учета, которые в каждом конкретном случае отражают общественные и национальные особенности страны. Такие стандарты обычно включают концептуальную основу (перечень общих принципов) и собственно стандарты, в которых излагаются определенные процедуры бухгалтерского учета.
Можно выделить несколько моделей бухгалтерского учета: британо-американскую, континентальную, южноамериканскую, исламскую, интернациональную.
Британо-американская модель. Основные принципы этой модели разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому ее называют еще британо-американо-голландской. Для этой модели не характерна жесткая регламентация учета. Основная идея - ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. (Австралия. Великобритания, Зимбабве, Израиль, Индия, Ирландия, Канада, Кипр. Мексика, Новая Зеландия, США и т.д.)
Континентальная модель. Эта модель характерна для стран Европы. Здесь бизнес имеет тесные связи с банками, с государством, которые в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний. В этой системе бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. Учетная прак-
тика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства особенно в отношении налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом. Ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. (Австрия, Бельгия, Греция, Дания Египет. Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Япония)
Южноамериканская модель. Основным отличием этой модели является перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции. В целом же учет ориентирован на потребности государственных плановых органов, а методики учета унифицированы. Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговых предписаний, хорошо отражается в учете и отчетности. Южноамериканскую модель используют: Аргентина Боливия, Бразилия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Исламская модель. Эта модель развивается под огромным влиянием богословских идей и имеет ряд особенностей. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компаний.
Интернациональная модель. Необходимость развития этой модели вытекает из потребности в международной согласованности учета, прежде всего в интересах МНК и иностранных участников международных валютных рынков.
Международные принципы и правила бухгалтерского учета не могут существовать порознь. Для того, чтобы они представляли собой элемент нормативного регулирования бухгалтерского учета, необходима их формализация и синтезация на соответствующей основе в виде системы, которую часто называют стандартами.
Среди главных мотивов, влияющих на содержание национальных стандартов в области учета и отчетности стоит привести: - тип потребителей учетной информации (это могут быть физические лица, банки или правительственные структуры); - авторство стандартов; - количество физических и юридических лиц, являющихся источниками капитала в бизнесе; - степень участия инвесторов в управлении этим бизнесом; - уровень развития рынка ценных бумаг.
К числу современных тенденций развития бухучета можно отнести разработку международной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Необходимость в названной деятельности вызвана расширяющимися международным сотрудничеством в экономической сфере и соответствующими информационными запросами различных групп пользователей финансовой отчетности. Современная мировая экономика все в большей степени приобретает черты интернациональной среды. Бухгалтерский учет не случайно называется «языком бизнеса». Очевидно, что для эффективного взаимодействия он должен быть понятным всем участникам. Интернационализация бизнеса проявляется в создании совместных производств продукции, деятельности.
Основные предпосылки, создавшие основу для эффективного функционирования всего процесса международной стандартизации бухгалтерского учета: 1. Формирование в большинстве развитых стран мира систем национальных стандартов. На сегодняшний день в мире насчитывается более 10 национальных систем бухгалтерского учета. 2. Отличия национальных систем друг от друга. Любая учетная система может быть охарактеризована базовыми признаками: методами учета и оценки производственных запасов, начисления износа и его отражения в финансовой отчетности, составом отчетных форм и их содержанием. Степенью законодательного регулирования бухгалтерского учета и т.п. Как свидетельствуют результаты исследований, определенные отличия в национальных системах можно обнаружить практически по всем признакам.
3. Создание, функционирование и поступательное развитие транснациональных корпораций (ТНК), сконцентрировавших в себе значительные финансовые ресурсы и частично выступающих (явно или неявно) в лице международного инвестора или кредитора.
Организационная структура ТНК основывается на контроле головной компанией всех входящих в ТНК структурных подразделений, имеющих статус независимых юридических лиц. Контроль строится по системе участия. В международной системе правил со всей очевидностью проявляется необходимость составления консолидирования финансовой отчетности. 4. Создание во многих системах мира профессиональных бухгалтерских организаций. Так, в США разработка стандартов осуществляется целой системой организаций, из которых к настоящему времени наиболее видное положение занимает комитет по стандартизации бухгалтерского учета (FASB). В Великобритании существует институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). В России с недавнего времени функционирует Институт профессиональных бухгалтеров (ИНЬ), среди перспективных задач которого также ставится разработка стандартов бухгалтерского учета и отчетности. 5. Создание международных финансовых институтов. К их числу можно отнести Международную финансовую корпорацию (МФК), международный банк реконструкции и развития (МБРР), международную федерацию фондовых бирж (МФФБ) и др.
Список литературы
1. Международные стандарты финансовой отчетности 2005: Пер. с англ. - М.; Аскери, 2005.-1064 с.
2. Национальное счетоводство: Учебник / под ред. Б.И. Башкатова - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003
3. Рябушкин, Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: практикум: учебное пособие/ Б.Т.Рябушкин. - М.: Финансы и статистика, 2004
УДК 657
Л.В. Ашихмина, А.В. Овчаров, К.В. Филиппов
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье последовательно доказывается, что эффективное управление издержками является одной из составляющих экономической эффективности современного предприятия. Разработаны основные принципы, которых нужно придерживаться при выработке стратегии управления издержками.
В современной экономике проблема издержек производства требует повышенного внимания. Это объясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Все большее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение к издержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.
Политика фирмы в отношении издержек, как правило, сводится к их снижению. В связи с этим говорится о факторах, резервах, значении сокращения издержек. При характеристике конкурентных стратегий называется стратегия снижения производственных издержек. Конечно, издержки важно снижать, добиваясь за счёт этого более высоких результатов. Однако такой подход упрощает проблему издержек и является односторонним. Во-первых, низкие издержки не могут быть самоцелью, поскольку спо-