УДК 33
Москалева К.В.
студентка 3 курса по направлению «Рекламы и связей с общественностью» Новосибирский государственный университет экономики и управления
(г. Новосибирск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕКЛАМНЫХ НОСИТЕЛЕЙ
Аннотация: в работе исследуются особенности использования человека как нестандартного рекламного носителя. Рассматриваются преимущества данного направления, его влияние на восприятие аудитории и эффективность в коммуникации с потребителями. Также, внимание уделено креативным возможностям и перспективам развития использования человека в качестве живого рекламного носителя.
Ключевые слова: человек-реклама, рекламные татуировки, нестандартные носители, креативная реклама.
Современный рекламный рынок требует постоянного поиска новых, оригинальных способов коммуникации с аудиторией. В условиях высокой конкуренции традиционные носители рекламы уступают место нестандартным форматам, привлекающим внимание и вызывающим эмоциональный отклик. Одним из таких носителей является сам человек: временные татуировки, аквагримм, одежда с рекламными принтами, и другие методы использования тела в рекламе.
Использование тела человека в рекламе не ново: еще в Древнем Риме гладиаторов использовали для продвижения товаров. В современной практике известны кейсы, когда компании платили людям за нанесение временных или даже постоянных татуировок с логотипами брендов.
Рассмотрим первый яркий случай. Тенденции на рекламные татуировки появились в начале 2000х годов. Онлайн-казино Golden Palace решило продвинуть свой бренд необычным способом — нанести временную татуировку на спину боксера Бернарда Хопкинса, чемпиона мира в среднем весе [5]. Такой подход оказался крайне эффективным: после боя, состоявшегося 13 марта, число посетителей сайта казино выросло вдвое (200%), а саму рекламу увидели 15,5 миллиона человек. За участие в этой кампании Хопкинс получил 100 тысяч долларов [10], [5].
Последовавшую тенденцию в 2003 году подхватил Джим Нельсон, разместивший рекламную площадь в 5 дюймов своей головы на eBay. Этим заинтересовался Техасский хостинг-провайдер CI Host. Они заключили 5-ти летний контракт, стоимостью 7 тысяч долларов. Нельсон активно путешествовал, демонстрируя свой затылок и раздавая окружающим рекламные материалы, а компания получила около 500 новых клиентов [6].
Рассматривая более свежие примеры, нельзя упустить Анну Румак из Тюмени. В 2023 году Анна у себя в Instagram*(* запрещено в РФ) разместила 10 лотов мест на своем теле для различной рекламы [1]. Цена лотов варьировалась от 4000 тысяч рублей до 120 000 тысяч рублей. Таким образом, Анна хотела обозначить значение личных брендов и способность их раскрутки в социальных сетях. Анна на тот момент уже имела 12 татуировок различных брендов на своем теле и не собиралась останавливаться или сводить их.
Рассмотрим подробнее нестандартные виды рекламных сообщений с использованием человеческого тела. Использование человека как носителя рекламы можно разделить на несколько категорий:
1. Рекламные татуировки используются как краткосрочные (переводные или временные с красками, смывающимися через несколько дней), так и долгосрочные (настоящие татуировки с логотипами или слоганами брендов). Например, данная технология использовалась компанией «220 Вольт»
2. Одежда и аксессуары с рекламными элементами. Например, данная технология использовалась компанией «Calvin Klein» [6].
3. Грим, боди-арт. Например, данная технология использовалась компанией «AT&T» [2].
Рассмотрим преимущества использования рекламных татуировок:
Первое, о чем необходимо сказать - это долгосрочный эффект. Татуировки могут быть стираемыми, но они оказывают более сильный эффект за счет нестандартности своего размещения. Компании часто предоставляют скидки на использование своих продуктов или услуг тем, кто согласился набить татуировку и активно демонстрирует ее общественности.
Вторым важным аспектом является связь человека с брендом. Возможно тот, кто нанес татуировку ассоциирует себя с этим брендом или самоидентифицирует бренд как «второе я». Эмоциональная связь с брендом помогает самовыражаться, находить единомышленников. Для рекламы это выгодно тем, что возможно собрать наибольшее количество человек для данной технологии [8].
Третье, что необходимо обозначить - это вирусный эффект от рекламных татуировок. Татуировки с логотипами и слоганами вызывают общественный резонанс и быстро привлекают внимание окружающих и СМИ.
Четвертое и последнее - это гибкость размещения рекламы. Человек, который будет носить татуировку способен сам решить куда ее размещать. Но самым важным является то, что пространство для татуировки должно быть открытым, чтобы его было видно в одежде. Наиболее популярными местами для размещения татуировок считаются: голова, затылок, шея, руки, бедра, колени, голень и щиколотки. Татуировка может помешать только в том случае, если человек разместил на себе рисунок или символ, который имеет конкретное значение в определенных социальных кругах [3].
Поговорим о влиянии использования человека как рекламного носителя на восприятие аудитории и эффективность в коммуникации с потребителями.
Люди склонны реагировать на живых людей сильнее, чем на абстрактные или неживые рекламные объекты, поэтому именно человек способен оказать наиболее сильное влияние на группу людей или общество. Когда реклама используется через человека, это создает иллюзию личного контакта с брендом, что повышает уровень доверия к компании. Потребители чаще ассоциируют личное участие с искренностью и подлинностью, что может усилить эмоциональную связь с брендом. Особенно, если это человек за чьей жизнью они наблюдают довольно давно.
Люди, видя рекламные элементы на теле, могут заинтересоваться: что это за логотип или фраза? Почему человек носит это? Это вызывает вопросы и побуждает к взаимодействию [9]. В некоторых случаях носители рекламы могут вступать в прямое общение с окружающими, что создает дополнительную вовлеченность и запоминаемость.
Когда человек становится носителем рекламы, особенно если это публичная личность или человек с большим количеством подписчиков в социальных сетях, это может привести к вирусному распространению. Люди начинают обсуждать, фотографировать и делиться этими изображениями, что значительно расширяет охват аудитории и усиливает эффект рекламы. В социальных сетях такой формат особенно эффективен, поскольку он привлекает внимание не только в оффлайн-пространстве, но и в цифровом.
Потенциал креативных возможностей тут огромен - начиная от размещения рЯ-кодов, которые могут быть частью рисунка, действовать не один год. И заканчивая использованием краски, которая способна светиться в темноте или переливаться от солнца.
Перспективы развития использования человека как рекламного носителя связаны с поиском новых форм взаимодействия с аудиторией и усилением персонализации. В будущем такие методы станут еще более интегрированными в повседневную жизнь. Социальные тренды, связанные с самовыражением, позволят использовать рекламу не только как инструмент продвижения, но и как способ заявить о себе. Люди смогут выбирать, какие бренды представлять,
и делать это осмысленно, демонстрируя свою позицию. Реклама станет не просто способом распространения информации, а средством создания идентичности, влияя на культуру и общественные ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. 72.ru Новости Тюмени и Тюменской области // URL: https://72.ru/text/entertainment/2023/03/16/72137879/;
2. Peopletalk Новости о звездах URL: https://peopletalk.ru/article/seks-prodaet-10-samyh-provokatsionnyh-reklamnyh-kampanij -fashion-brendov/;
3. Sostav.ru Новости рекламы и маркетинга [Электронный ресурс]. https://w.sostav.ru/publication/bonton-moveton-tatu-30290.html;
4. Sostav.ru Новости рекламы и маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://wsostav.ru/blogs/58463/8050;
5. Sostav.ru Новости рекламы и маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://wsostav.ru/news/2002/04/05/r5/;
6. Sostav.ru Новости рекламы и маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://w. sostav.ru/news/2003/12/10/16/;
7. Triza Media Рекламное агентство полного цикла [Электронный ресурс]. URL: https://triza-media.ru/blog/obzory-reklamy/74/;
8. Аверина М.В. Тату-тело в рекламной коммуникации // Управление коммуникациями: Сборник конференции. Московский государственный лингвистический университет, 2022. - С. 12-16;
9. Степченко Т.С. "Внедрение в тело" как один из инструментов нетрадиционных маркетинговых коммуникаций // Практический маркетинг. 2015. №1 (215). URL: https://cyberleninka.rn/article/nvnedrenie-v-telo-kak-odin-iz-instrumentov-netraditsionnyh-marketingovyh-kommunikatsiy;
10. Уроки экстраординарного маркетинга от интернет-казино GoldenPalace.com URL: https://lpgenerator.ru/blog/2015/01/13/uroki-ekstraordinarnogo-marketinga-ot-internet-kazino-goldenpalacecom/
Moskaleva K.V.
3rd year student in the field of "Advertising and public relations" Novosibirsk State University of Economics and Management
(Novosibirsk, Russia)
THE SPECIFICS OF THE DIRECTION USAGE AND DEVELOPMENT PROSPECTS NON-STANDARD ADVERTISING MEDIA
Abstract: the paper examines the features of using humans as non-standard advertising media. The advantages of this direction, its impact on audience perception and effectiveness in communication with consumers are considered. Attention is also paid to the creative possibilities and development prospects of using humans as a live advertising medium.
Keywords: man-ads, advertising tattoos, body advertising, creative.