УДК 336.2
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КИВИКО ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, первый заместитель Министра финансов Республики Крым E-mail: ikivi@rambler. ru
Статья посвящена бюджетно-налоговым отношениям Республики Крым в условиях действия российского и украинского налоговых законодательств. С момента вхождения Республики Крым в Российскую Федерацию проделана огромная работа по адаптации финансового и налогового законодательств к российским условиям. В результате этой работы принято более 30 нормативных актов, в том числе регулирующих налоговые правоотношения. В результате исследования и в процессе сравнения российского и украинского налогового законодательств сделан вывод о том, что налоговое бремя налогоплательщиков изменилось, причем по разным налогам и параметрам. Проблемы применения налогового законодательства в Республике Крым в настоящее время связаны с отсутствием законов, без которых невозможно определить налоговую базу по ряду налогов, чаще всего имущественных, некоторые из которых вообще не использовались в налоговом законодательстве Украины. Сделан вывод о том, что налогоплательщики Республики Крым постепенно адаптируются к российскому законодательству, о чем свидетельствует как последовательный рост налоговых доходов, так и увеличение числа зарегистрированных налогоплательщиков, в том числе налогоплательщиков малого бизнеса.
Ключевые слова: Республика Крым; Украина; налоговое законодательство; налог на прибыль; налог на доходы физических лиц; акцизы; имущественные налоги; транспортный налог; налоговые доходы.
Specifics of the Tax Legislation in the Republic of Crimea
IRINA V. KIVIKO, First Deputy Minister of Finance of the Republic of Crimea
The paper deals with the budget and tax relations of the Republic of Crimea when both the Russian and Ukrainian tax Legislations are effective. Since the Republic of Crimea entered the Russian Federation a great deal of work has been done to adjust the financial and tax legislation to the Russian standards. As a result of this work, more than 30 legislative tools have been adopted including those governing the tax relations. Based on the research findings and the comparison of the Russian and Ukrainian tax legislations it was concluded that the tax burden of taxpayers had changed with respect to different taxes and parameters. Problems of the tax law application in the Republic of Crimea are currently caused by the lack of respective laws thereby making it impossible to determine the tax base for a number of taxes, mostly property-related, some of which were not used in the tax legislation of Ukraine. It is concluded that the Crimean taxpayers are gradually adjusting themselves to the Russian legislation as evidenced by both the consistent growth of tax revenues and the increased number of registered taxpayers including small business taxpayers.
Keywords: Republic of Crimea; Ukraine; tax law; profit tax; personal income tax; excise taxes; property taxes; transport tax; tax revenues.
От украинского к российскому налоговому законодател ьству
Минувший 2014 г. был ознаменован важнейшим для Крыма историческим событием — воссоединением Крыма и России. Это был сложный период. За очень короткое по историческим
меркам время произошли колоссальные изменения, которые не могли не коснуться бюджетно-налоговой сферы.
Можно сказать, что была поставлена точка в одном историческом периоде и начат с нуля новый этап экономического развития Крыма в составе Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и до 1 января 2015 г. был установлен переходный период, в течение которого регулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.
Несмотря на огромную поддержку со стороны федеральных органов Российской Федерации, специалистам Республики Крым необходимо было исполнять республиканский и местные бюджеты в двух стандартах (законодательства переходного периода и российского законодательства), а также подготовить законодательную базу для интеграции республики с января 2015 г. в законодательное поле Российской Федерации.
С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации была проведена большая работа по сохранению налогоплательщиков Республики Крым и обеспечению в полном объеме поступлений платежей в бюджет. Были разработаны и представлены на утверждение Государственного Совета Республики Крым более 30 нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период.
Следует отметить, что основные бюджетообразующие налоги (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добавленную стоимость) имеют в России и Украине одинаковую сущность и почти идентичные ставки.
Как в условиях действия украинского законодательства, так и в условиях российского законодательства наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов местных бюджетов занимает налог на доходы физических лиц (до 50%).
Налоговым законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вхождения в состав Российской Федерации и в
переходный период (табл. 1), основная ставка налога была установлена на уровне 15%, а в случае превышения размера дохода за отчетный налоговый месяц 10-кратного размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года, к сумме такого превышения применялась ставка 17%.
Как известно, законодательством Российской Федерации установлена основная ставка НДФЛ в размере 13%, но при этом отсутствует необлагаемый минимум, который предусмотрен в налоговом законодательстве Украины.
Несмотря на снижение ставок НДФЛ по сравнению со ставками, установленными украинским законодательством, увеличение заработной платы до стандартов Российской Федерации позволило обеспечить рост поступления этого налога. Так, по итогам 9 месяцев 2015 г. в бюджет было мобилизовано около 10 млрд руб., что на 45,9 % больше поступлений аналогичного периода прошлого года.
Согласно законодательству, действовавшему на территории Республики Крым до вхождения в состав Российской Федерации, налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость относились к доходам государственного бюджета. В переходный период доходы от поступления этих налогов зачислялись в бюджет Республики Крым.
Основная ставка по налогу на прибыль организаций составляла в 2014 г. 18%, в 2015 г. согласно российскому законодательству она увеличилась до 20% (бюджет Республики Крым — 18 %, федеральный бюджет — 2%) (табл. 2).
В 1-м полугодии 2015 г. в промышленности Республики Крым был отмечен рост производства на 8,8%, что обусловлено увеличением объемов продукции добывающей промышленности на 4,8%, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 26,2%. Организации Республики Крым выполнили также строительных работ в 1-м полугодии 2015 г. на сумму 621 млн руб., что в сопоставимых ценах в 2,5 раза выше уровня 2014 г.
В результате по итогам 1-го полугодия 2015 г. поступления налога на прибыль организаций превзошли первоначально прогнозируемые показатели в два раза.
Таблица 1
Сравнение налогового законодательства по ставкам НДФЛ
Субъекты налогообложения Законодательство Российской Федерации Законодательство Республики Крым до вхождения в состав РФ и переходного периода
Резиденты Основная ставка - 13%; дивиденды - 9%; по отдельным видам доходов - 9; 30; 35 % Основная ставка - 15%. В случае превышения размера дохода за отчетный период 10-кратного размера минимальной заработной платы к сумме превышения - 17%
Нерезиденты Основная ставка - 30%; дивиденды - 15%; в отдельных случаях - 13% При выплате дивидендов, процентов - 5% (кроме привилегированных акций). По отдельным видам доходов - 10; 30%
С целью укрепления экономики Республики Крым, возрождения и модернизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развития транспортной инфраструктуры и стимулирования предпринимательской деятельности к расширению производств и в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были внесены изменения в НК РФ, которые дали право субъекту Российской Федерации — Республике Крым принимать пониженные ставки по отдельным налогам. На этом основании Государственный Совет Республики Крым принял закон, согласно которому доходы от деятельности, производимой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне с
момента внесения организации в единый реестр участников свободной экономической зоны, облагаются по следующим ставкам:
• 2% — в течение трех лет;
• 6% — с четвертого по восьмой годы;
• 13,5% — с девятого года.
Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников свободной экономической зоны, существуют риски, что поступлений налога на прибыль организаций будет меньше, чем в прошлом году, поскольку налоговая ставка будет снижена в девять раз. В то же время введение инструментов инновационного развития экономики, в том числе крупного бизнеса, удельный вес которого на территории Республики пока крайне незначителен, дает основание предполагать потенциальный рост налоговых поступлений за счет развития не только малого бизнеса, но и крупных
Таблица 2
Сравнение законодательства по ставкам налога на прибыль организаций
Законодательство Российской Федерации Законодательство Республики Крым до присоединения и переходного периода
Для российских организаций: основная ставка - 20%; дивиденды - 0, 9%; по отдельным видам доходов - 0; 9; 15; 30%. Для иностранных организаций: основная ставка - 20%; дивиденды - 15%; по отдельным видам доходов - 10%. По деятельности, осуществляемой согласно договору в свободной экономической зоне с момента внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны: 2 % - в течение трех лет; 6 % - с четвертого по восьмой годы; 13,5 % - с девятого года Основная ставка - 18%; резиденты (от страховой деятельности) - 0; 3%; нерезиденты - 0; 4; 6; 12; 15; 20%
промышленных, сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Самым проблемным в переходном периоде был налог на добавленную стоимость (табл. 3). До вхождения Крыма в состав Российской Федерации на территории Республики Крым применялась основная ставка налога, равная 20%. Согласно НК РФ ставка НДС установлена в размере 18%. С целью снижения налоговой нагрузки на первом этапе переходного периода был утвержден нормативный правовой акт, согласно которому ставка НДС устанавливалась в размере 18 и 10% для отдельных видов операций по поставке товаров (услуг). Но возникли трудности с формированием налоговых вычетов (кредитов) и их возмещением, когда товары и услуги приобретались у поставщиков, уплачивающих НДС на других территориях.
С 1 мая 2014 г. были внесены изменения в налоговое законодательство переходного периода и установлены ставки НДС на уровне 4 и 2% для отдельных видов операций. При этом плательщики НДС не имели права на формирование налогового кредита по всем операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), в том числе у плательщиков налога, зарегистрированных в соответствии с НК РФ. Данные суммы учитывались в расходах при исчислении налога на прибыль организаций, а также при исчислении чистого налогооблагаемого дохода физического лица — предпринимателя на дату возникновения права на налоговый кредит.
До вхождения Крыма в состав Российской Федерации акцизный налог был основным бюджетообразующим налогом республиканского бюджета, поступления которого составляли 56 % от общего объема налоговых и неналоговых поступлений бюджета Республики Крым. Интеграция производителей подакцизной
продукции в законодательное поле Российской Федерации была очень сложной, и проблемы еще не до конца решены. Так, еще существует проблема с обеспечением крымских предприятий-производителей подакцизной продукции спиртом в полном объеме. Имеются сложности в логистике, не налажены рынки сбыта на материковой части Российской Федерации. Существуют серьезные проблемы с банковским кредитованием.
Согласно законодательству Российской Федерации ставки акцизов значительно выше, чем ставки, которые действовали ранее на территории Республики Крым. Особенно это коснулось вин натуральных и пива, когда ставки акцизов возросли практически в 10 раз. В результате самый крупный производитель пива АО «Пивобезалкогольный комбинат „Крым"» оказался неконкурентоспособным и прогнозировал сокращение производства.
Однако курортный сезон 2015 г. показал, что крымское пиво было востребовано, и по итогам 9 месяцев 2015 г. предприятие вошло в число лидеров по уплате акцизов в бюджет Республики Крым.
Относительно переходного периода следует отметить нестандартную ситуацию, при которой на территории Республики Крым использовались два вида акцизных марок: республиканские марки для реализации продукции на территории Республики Крым и акцизные марки Российской Федерации. При этом уже в переходном периоде было определено, что исчисление и уплата акциза в отношении подакцизных товаров осуществляется в порядке, установленном главой 22 «Акцизы» НК РФ, с учетом отдельных особенностей.
Налог на имущество организаций стал новым в системе налогообложения крымских организаций и значительно усилил налоговое
Таблица 3
Сравнение законодательства по ставкам НДС
Законодательство Российской Федерации Законодательство Крыма до вхождения в состав Российской Федерации Законодательство переходного периода
Основные — 18; 10; 0% Основная — 20 % [0 % для отдельных случаев экспорта и поставки товаров (услуг)] 1-й этап — 20; 18; 10; 0 %; 2-й этап - 4; 2; 0%
бремя на них. Следует отметить, что Законом № 6-ФКЗ переходный период по урегулированию имущественных и земельных отношений определен до 1 января 2017 г. Таким образом, регистрация объектов капитального строительства и земельных участков будет осуществляться постепенно, в течение переходного периода. К сожалению, на территории Республики Крым отсутствует кадастровая стоимость объектов недвижимости и земельных участков, что затрудняет взыскание в полном объеме всех имущественных налогов.
В текущем году уплата налога на имущество организаций осуществляется исходя из балансовой стоимости объекта недвижимости. Учитывая нестабильное финансовое положение большинства предприятий, организаций, учреждений на территории Республики Крым, законом Республики Крым установлена пониженная ставка налога на имущество в размере 1 % для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств; налоговая ставка установлена в размере 0,5% при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции от основной деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции.
Существует еще много вопросов, которые требуют урегулирования для максимальной мобилизации в бюджет данного налога. Это и регистрация прав на объекты недвижимости, передаваемые в оперативное управление из казны, и проведение кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, которая была бы объективной и учитывающей многие критерии оценки, чтобы в дальнейшем не столкнуться с негативным опытом других субъектов Российской Федерации, когда налогоплательщики оспаривают кадастровую оценку.
Налог на имущество физических лиц на территории муниципальных образований Республики Крым не взимается в связи с отсутствием базы налогообложения (реестра недвижимости и кадастровой стоимости).
До вхождения Крыма в состав Российской Федерации на его территории был введен налог на недвижимое имущество, отличное от
земельного участка. Плательщиками данного налога были физические лица и организации, которые являлись собственниками объектов жилой недвижимости. Учитывая, что электронные базы жилой недвижимости в БТИ отсутствовали, было начато формирование единого реестра недвижимости органами регистрации.
При этом для физических лиц были установлены льготы. Так, необлагаемыми признавались квартиры площадью до 120 кв. м и жилые дома площадью до 250 кв. м.
Ставки этого налога были установлены в следующих размерах:
• 1% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. м, и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. м);
• 2,7% от минимальной заработной платы (для квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. м, и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. м).
Налогообложение малого и среднего предпринимательства
В последние годы основу экономики Республики Крым составляет малое и среднее предпринимательство. Специальные налоговые режимы очень привлекательны для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым, особенно в курортный период. Такими видами предпринимательской деятельности являются торговля, общественное питание, сдача жилья внаем, предоставление гостиничных услуг и пассажирские перевозки.
С целью развития Крымского федерального округа и в связи с созданием на территории Республики Крым свободной экономической зоны федеральным законодательством предоставлено право Республике Крым принимать пониженные ставки по специальным налоговым режимам. Воспользовавшись этим правом, Государственный Совет Республики Крым принял законодательные акты, согласно которым налоговая ставка по патентной системе налогообложения была снижена в шесть раз, а по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, — в два раза.
Принятие региональных законов обеспечило рост числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, избравших данные системы налогообложения.
Так, если до принятия вышеуказанных законов:
• на упрощенной системе налогообложения находилось 14 736 субъектов предпринимательской деятельности (5 707 юридических лиц и 9 029 индивидуальных предпринимателей), то уже по состоянию на 1 октября 2015 г. эту систему налогообложения избрали 40 973 субъектов предпринимательской деятельности (12 028 юридических лиц и 28 945 индивидуальных предпринимателей), т.е. их количество увеличилось в 2,8 раза;
• на патентной системе находилось 3 604 индивидуальных предпринимателей, то уже по состоянию на 1 октября 2015 г. патентной системой воспользовались 27 712 человек, т.е. рост составил 7,7 раз.
В связи с выходом из тени малого бизнеса увеличиваются поступления в бюджет: за январь — сентябрь 2015 г. в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 929,3 млн руб., или 4,5% от налоговых и неналоговых доходов (общая сумма 20 774,9 млн руб.).
До вхождения Крыма в состав Российской Федерации и в переходный период также действовали специальные налоговые режимы — это упрощенная система налогообложения и фиксированный сельскохозяйственный налог.
Налогоплательщики, избравшие упрощенную систему налогообложения, уплачивали единый налог и были разделены на шесть групп:
•1-я группа — физические лица — предприниматели, которые не используют наемных работников, осуществляют исключительно розничную торговлю, и объем их дохода на протяжении календарного года не превышает 570,0 тыс. руб.;
• 2-я группа — физические лица — предприниматели, которые не используют наемных работников или используют труд не более 10 лиц, предоставляют услуги плательщикам единого налога, и объем их дохода на протяжении календарного года не превышает 3,8 млн руб.;
• 3-я группа — физические лица — предприниматели, которые не используют наемных работников или используют труд не более 20 лиц, и объем их дохода на протяжении календарного года не превышает 11,4 млн руб.;
• 4-я группа — юридические лица, среднесписочная численность работников которых не превышает 50 лиц, и объем их дохода не выше 19 млн руб.;
• 5-я группа — физические лица — предприниматели, которые не используют наемных работников или используют труд неограниченного числа лиц, и объем дохода на протяжении календарного года не превышает 76 млн руб.;
• 6-я группа — юридические лица, объем дохода которых не превышает 76 млн руб.
Поскольку единый налог относился к местным налогам, ставки устанавливались органами местного самоуправления.
Фиксированные ставки в расчете на месяц:
• для 1-й группы — от 1 до 10% размера минимальной заработной платы;
• для 2-й группы — от 2 до 20% минимальной заработной платы.
Процентные ставки:
• для 3-й и 4-й групп — 3% от дохода в случае уплаты НДС и 5% от дохода без уплаты НДС;
• для 5-й и 6-й групп — 5% от дохода в случае уплаты НДС и 7% от дохода без уплаты НДС.
Плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога могли быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых часть сельскохозяйственного производства за предыдущий налоговый год был равен или превышал 75%.
Была установлена ставка налога в процентах к нормативной денежной оценке 1 гектара сельскохозяйственных угодий, и объектом налогообложения была площадь сельскохозяйственных угодий, что коренным образом отличается от элементов налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, где объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход стал также новым налогом, аналогичного налога в
системе налогообложения Республики Крым ранее не было.
Отличаются также элементы налогообложения в случае применения патентной системы налогообложения. Так, в российском законодательстве перечень видов деятельности более конкретизирован.
Согласно НК РФ объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. Ставка установлена в процентах к объему дохода. Ранее действующее на территории Республики Крым законодательство предусматривало уплату сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности при получении патента. Ставка
сбора имела фиксированную сумму. Ставки устанавливались органами местного самоуправления в расчете на месяц в пределах от 0,02 до 1,2 размера минимальной заработной платы и могли дифференцироваться по видам деятельности.
Выводы
Несмотря на то что с января 2015 г. на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, интеграция этого субъекта Российской Федерации в российское финансовое и правовое поле продолжается. Органы власти и исполнительные органы республики активно решают проблемные вопросы с целью увеличения налогового потенциала, обеспечения развития экономики и становления самодостаточного региона. И ресурсы для этого есть.
Литература
1. Гришина О.П. Крымский полуостров — свободная экономическая зона // Бухгалтер Крыма. 2015. № 1.
2. Иванов М. Налоговые льготы, которые действуют для крымских компаний в 2015 г. // Российский налоговый курьер. 2015. № 1-2.
3. Малис Н.И., Гончаренко Л.И. Интеграция республики Крым и г. Севастополя в налоговую систему России //Финансы. 2015. № 1.
4. Федотова М.А., Пинская М.Р., Горохова Н.А. Развитие бюджетно-налоговых отношений в Крыму. М.: Финуниверситет, 2015.
5. Малис Н.И., Кивико И.В., Горохова Н.А. Проблемы и перспективы бюджетной и налоговой политики Республики Крым // Финансы. 2015. № 10.
References
1. Grishina O.P. Krymsky the peninsula — free economic zone [Krymskij poluostrov — svobodnaja jekonomicheskaja zona]. Accountant of the Crimea, 2015, No. 1.
2. Ivanov M. Tax privileges which work for the Crimean companies in 2015 [Nalogovye l'goty, kotorye dejstvujut dlja krymskih kompanij v 2015 g.]. Russian tax courier, 2015, No. 1-2.
3. Malis N.I., Goncharenko L.I. Integration of the Republic of Crimea and, Sevastopol in tax system of Russia [Integracija respubliki Krym i g, Sevastopolja v nalogovuju sistemu Rossii]. Finance, 2015, No. 1.
4. Malis N.I., Fedotova M.A., Pinskaya M.R., Gorokhova N.A. Development of the budgetary and tax relations in the Crimea [Razvitie bjudzhetno-nalogovyh otnoshenij v Krymu]. Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation, 2015.
5. Malis N.I., Kiviko I.V., Gorokhova N.A. Problems and prospects of the budgetary and tax policy to the Republic of Crimea [Problemy i perspektivy bjudzhetnoj i nalogovoj politiki Respublike Krym]. Finance, 2015, No. 10.