50
Экономические науки
УДК 336.22
ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЕЗ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ
Савина Е. О., аспирант, ассистент кафедры налоги и налогообложение, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва E-mail: [email protected]
Мировая экономическая и политическая нестабильность, гражданская война на Украине, присоединение Крыма к России, волна референдумов по получению независимости, наложение санкций против России, проблемы с обслуживанием российских карт со стороны Visa и Mastercard, повышение ключевой ставки на 7 %, падение цены на нефть и обвал курса национальной валюты - это те события, которыми запомнятся 2013-2015 гг. В такой сложный период стратегически важным для государства становится создание условий для обеспечения налоговых поступлений в бюджетную систему государства. Крайне актуальным встает вопрос о повышении налоговых доходов без повышения налоговой нагрузки на экономику. Однако это требует целого комплекса мер. По мнению автора, это возможно по двум основным направлениям: повышение налогооблагаемой базы и улучшение собираемости налогов. В свою очередь, уплата налогов должна выступать выгодным вложением денежных средств в развитие государства.
Ключевые слова: налоговый маневр, налоговые доходы, налоговая политика, налоговая нагрузка, уплата налогов.
PRIORITIES FOR TAX POLICY AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY: GROWTH POTENTIAL TAX REVENUES OF BUDGETS WITHOUT INCREASING THE TAX BURDEN ON THE ECONOMY
Savina E. O., graduate student, assistant to department taxes and taxation, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow
World economic and political instability, civil war in Ukraine, joining of Crimea to Russia, the wave of referendums on independence, the imposition of sanctions against Russia, problems with servicing Russian cards by Visa and Mastercard, raising the key rate to 7 %, falling oil prices and the collapse of the national currency rate are those events that will be remembered for 2013-2015 timeframe. In such a difficult period for the State becomes strategically important to create conditions to ensure tax revenues in the budget system of the State. Highly relevant to the question of enhancing tax revenues without increasing the tax burden on the economy. However, this requires a whole set of measures. According to the author, this is possible in two main areas: improving the tax base and improving tax collection. In turn, the payment of taxes should be a good investment of funds in the development of the State. Key words: tax maneuver, tax revenues, tax policy, tax burden, paying taxes.
Налоговая политика реализуется органами власти, обладающими определенными полномочиями в области управления налоговыми платежами в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и страны в целом. В «Основных направлениях нало-
говой политики на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг.» одним из основных приоритетов на современном этапе выступает недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки на ближайшие три
года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования. При этом в главном документе, содержащим перспективные направления развития налоговой системы России, основной акцент сделан на том, что налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.
В условиях, когда федеральный бюджет столкнулся с резким снижением уровня доходов по причине внешних неблагоприятных факторов (прежде всего, падения цен на энергоносители), ключевое значение приобретает задача увеличения его налоговых доходов. Однако решить ее необходимо без серьезного повышения налоговой нагрузки на экономику, так как в совокупности с ростом стоимости заемных средств такое повышение может стать серьезным препятствием для экономического развития страны. Кроме того, повышение налоговой нагрузки может иметь далеко идущие социальные последствия, так как может негативно сказаться на уровне жизни наиболее уязвимых групп населения, которые и так столкнулись с проблемой значительного обесценивания своих доходов.
В основном рост налоговых доходов без повышения налоговой нагрузки возможен за счет увеличения базы налогообложения (например, путем легализации капиталов, применения мер по налоговому стимулированию или более эффективному распределению полномочий в сфере налоговых льгот между центром и регионами), а также повышения собираемости налогов, т. е. качества налогового администрирования.
Первое направление может включать в себя самые различные конкретные меры.
Значительный потенциал для повышения налогооблагаемой базы есть в сфере легализации
капиталов или возвращения капиталов из различных офшорных зон в Россию. Стимулировать владельцев капиталов к этому планируется за счет амнистии капиталов, которая дает возможность воспользоваться добровольным декларированием своих зарубежных счетов и активов, которые не были задекларированы ранее. Такая амнистия в конце декабря 2015 г. была продлена до 30 июня 2016 г., однако, по словам министра финансов РФ А. Силуанова, едва ли будет продлеваться в будущем.
Препятствованию уклонения от налогов с помощью выведения своих капиталов в зарубежные офшорные зоны, должно способствовать принятое 28 апреля 2016 г. решение правительства о присоединении к международному соглашению об обмене в автоматическом режиме информацией о финансовых операциях физических лиц и компаний.
На практике такой обмен в автоматическом режиме будет означать, что российские налоговые органы будут получать сведения о российских налогоплательщиках от зарубежных банков, депозитариев, брокеров, структур коллективных инвестиций и некоторых страховых компаний. При этом речь идет об операциях резидентов РФ, связанных с открытием и закрытием банковских и иных счетов, а также о получаемых ими доходах. Иными словами, это означает, что спрятать свои доходы от российских налоговых органов в зарубежных странах станет значительно сложнее.
Политика борьбы с использованием офшорных зон уже дала результаты. Так, в декабре 2015 г. было принято решение об изменении схемы владения холдинговой компанией ООО «Волга групп». Теперь ее владелец стал собственником 99,99 % долей, которые ранее принадлежали кипрской Volga Resources Ltd. и люксембургской VRN Sarl. В конце 2014 г. было решено реструктурировать активы USM Holdings, в результате принадлежавшие ей контрольные пакеты «Мегафона» и «Металлоинвеста» были переведены на российские дочерние компании. В феврале 2015 г. группа компаний «Мать и дитя» (MD Medical) объявила, что становится налоговым резидентом России, а до этого ее российскими
подразделениями владела кипрская MD Medical Group Investments. В декабре Андрей Молчанов стал напрямую владеть 57,6 % акций группы ЛСР, до этого они принадлежали AEM Asset Management Ltd.
Вместе с тем, очевидно, что на призывы властей к возвращению капиталов в Россию пока откликнулось лишь небольшое число компаний.
Одним из наиболее эффективных шагов в рамках налогового стимулирования представляются налоговые льготы для экспортоориентированных предприятий, налогооблагаемая база которых может значительно увеличиться после выхода на внешние рынки. В качестве конкретных мер здесь можно назвать освобождение наиболее крупных налогоплательщиков от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров, а также упрощение уже существующей процедуры возмещения НДС при экспорте.
Еще одним шагом на этом направлении является налоговое стимулирование для малых и средних предприятий. В дополнение к уже существующим мерам оно может включать распространение практики «налоговых каникул» на новые сферы.
Для более эффективного распределения полномочий в налоговой сфере целесообразным представляется повысить самостоятельность региональных властей в предоставлении налоговых льгот. С этой целью можно наделить субъекты правом самим снижать ставку налога на прибыль организаций в той части, которая поступает в бюджет региона для создаваемых новых предприятий, или предоставлять право на снижение других налогов по усмотрению региональных властей. При этом можно определить круг приоритетных важных для развития региона отраслей, предприятиям которых регионы смогут предоставлять такие льготы.
На втором направлении повышение эффективности налогового администрирования возможно за счет внедрения новых компьютерных технологий. Так, положительным можно признать опыт запуска в 2013 г. ФНС автоматизированной системы контроля (АСК), которая призвана бороться
с незаконным возмещением НДС из бюджета. В 2015 г. заработала АСК НДС-2, которая позволяет проверить уже законность вычетов; она охватывает все цепочки транзакций. Аналогичные системы можно внедрять и в других сферах налогообложения.
Также на этом направлении существует целый ряд других инструментов: повышение эффективности налоговых проверок, более активное информационное сотрудничество между различными государственными ведомствами (например, между ФНС и Росреестром в сфере недвижимости), повышения процента дел, которые в суде выигрывает ФНС, за счет процедуры досудебных разбирательств и другие меры.
Важную роль играет повышение качества налоговых проверок как камеральных, так и выездных. Что касается камеральных проверок как наиболее важного вида проверок в силу того, что под такие проверки попадают все налогоплательщики, представляющие налоговые декларации в налоговые органы, то необходимо определить подробные правила и процедуры проведения подобных проверок, так как на данный момент налоговым законодательством РФ определены лишь общие правила и процедуры.
Например, не прописаны подробно последствия проведения налоговыми органами камеральных налоговых проверок за пределами срока, установленного законом. Неопределенность в подобных вопросах на уровне законов приводит к тому, что налогоплательщику необходимо обращаться в судебные органы. При этом количество судебных дел, которые ежегодно рассматриваются арбитражными судами в России достаточно значительно. Решение данной проблемы с помощью формирования правоприменительной практики влечет за собой значительные затраты временных и трудовых ресурсов. Другой проблемой, которая мешает повышению эффективности налогового контроля, является законодательно закрепленный принцип участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Как орган финансового контроля налоговый орган
должен следить за соблюдением налогоплательщиками норм налогового законодательства, не вмешиваясь при этом в процесс исчисления и уплаты налогов. Исключениями в данном случае могут являться налогоплательщики, которые не имеют постоянного представительства в России (иностранные компании). Разумеется, неучастие налоговых органов в исчислении налогов возможно, скорее, в теории, чем на практике, так как традиционной проблемой в России остается низкий уровень налоговой культуры. Однако в перспективе необходимо постепенно уменьшать степень активности участия налоговых органов в этом процессе.
Более подробное описание процедур налоговых проверок, а также менее активное участие налоговых органов в процессе исчисления налогов позволит высвободить значительные трудовые и временные ресурсы, что будет способствовать повышению уровня налогового администрирования.
Таким образом, даже без повышения налоговой нагрузки на экономику, возможно в значительной мере повысить налоговые доходы бюджета. Однако это требует целого комплекса мер по двум основным направлениям: повышения налогооблагаемой базы и улучшение собираемости налогов. В свою очередь, уплата налогов должна выступать выгодным вложением денежных средств в развитие государства.
На первом направлении значительно способствовать решению поставленной задачи может легализации капиталов, которые ранее были выведены из России в офшорные зоны или просто за рубеж, а также меры налогового стимулирования в наиболее перспективных сферах национальной экономики (например, в отношении экс-портоориентированных компаний). На втором направлении к числу эффективных мер можно отнести внедрение новых технологий контроля над уплатой налогов, а также более подробное описание процедур налоговых проверок, что поможет разгрузить как налоговые органы, так и судебную систему.
Очевидно, что введение новых налогов, повышение ставок, отмена налоговых льгот и др.
недопустимо и невозможно в условиях финансовой нестабильности, поэтому актуально говорить о переносе акцента на разработку таких механизмов, которые позволили бы без увеличения налоговой нагрузки на экономику и налогоплательщиков влиять на увеличение (не снижение) налоговых доходов бюджетов [4, 6].
Разрабатывать механизмы развития доходной базы бюджетов следует в направлении систематизации налогов и сборов, совершенствования порядка их перераспределения, предполагающего создание такого механизма, который бы способствовал активизации деятельности уполномоченных органов по расширению налоговой базы на подведомственных им территориях.
Действующая система налогов и сборов Российской Федерации включает 14 налоговых платежей, формирующих налоговые доходы бюджетов всех уровней. Из неналоговых в бюджет поступают отдельные платежи, такие как утилизационный, инвестиционный, экологический сборы, платежи за загрязнение окружающей среды, сбор за парковку транспортных средств и другие. Зачастую для плательщиков их уплата является обязательной и ложится дополнительным бременем в совокупности с налоговыми платежами. В результате реальная нагрузка для плательщиков является значительно выше номинальной.
В условиях действующих норм права, сбор средств по таким платежам достаточно сложно поддается контролю со стороны государства. Придание им статуса налоговых способствовало бы улучшению качества их администрирования со стороны налоговых органов. Очевидно, что сбор таких платежей наилучшим образом контролируется и администрируется «на местах», поэтому придание им статуса «местных налогов» позволит увеличить налоговые доходы в бюджетах муниципальных образований.
Основной целью при установлении порядка закрепления налогов и сборов за бюджетами и последующее их распределение между уровнями бюджетной системы является повышение налоговой составляющей в доходах региональных и местных бюджетов и сбалансированности струк-
Таблица 1
Предлагаемое закрепление налогов и сборов за федеральными, региональными
и местными бюджетами
Совместные налоги (налоговые поступления распределяются между бюджетами разных уровней) Федеральные налоги и сборы (закреплены и поступают в федеральный бюджет) Региональные налоги (закреплены и поступают в бюджеты субъектов РФ) Местные налоги (закреплены и поступают в бюджеты муниципальных образований)
1 2 3 4
НДС Акцизы Налог на доходы физических лиц Земельный налог
Налог на прибыль организаций Налог на добычу полезных ископаемых Транспортный налог Налог на имущество физических лиц
Государственная пошлина Налог на имущество организаций Единый сельскохозяйственный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Водный налог Патентная система налогообложения
Система налогообложения при соглашении о разделе продукции Налог на игорный бизнес СНР упрощенная система налогообложения
Обязательные страховые взносы - придать статус налоговых платежей Прочие налоги и сборы (торговый сбор, сбор за парковку, сбор за уборку территорий, экологический сбор и др.) - придать статус налоговых платежей
Таможенные пошлины -придать статус налогового платежа
туры доходов и расходов (табл.). Основной мерой должно стать увеличение доли региональных и местных налогов, причитающейся бюджетам регионального и местного уровней, в федеральных налогах.
Порядок распределения налоговых платежей и полномочий между бюджетами разных уровней может основываться на следующих установленных критериях:
- экономическая эффективность, означающая, что для повышения заинтересованности в собираемости налогов за каждым уровнем власти должны закрепляться те налоги, которые получены в той или иной степени, благодаря усилиям этого уровня власти по разработке мероприятий, направленных на
увеличение или расширение налоговых баз на подведомственных им территориях;
- возможность влияния на налоговую базу, предполагающая, что за местным уровнем целесообразно закреплять те налоги, на которые могут реально влиять органы местного самоуправления и которые могут стимулировать увеличение налогового потенциала данной территории;
- группировка налогов и сборов по географии их бюджетного поступления и использования: к примеру, такие платежи, как торговый сбор, сбор за парковку, сбор за уборку территорий, экологический сбор админи-стрируются и контролируются наилучшим образом на местном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Ч. I. М.: Проспект, КноРус, 2014. - 848 с.
2. ГончаренкоЛ. И. Вопросы теории и практики налогообложения: Сборник научных статей. М., 2015. - 215 с.
3. Официальный сайт Министерства финансов / Структура и динамика доходов бюджета РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата обращения - 21.02. 2016).
4. Федеральная служба государственной статистики / НАЛОГОВАЯ СТАТИСТИКА [Электронный ресурс]. -Режим доступа. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/ (дата обращения - 20.01. 2016).
5. Электронное периодическое издание «Информационное агентство «Финмаркет»: статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://www.finmarket.ru/news/3638335 (дата обращения - 20.01. 2016).
6. Тютюрюков Н. Н., Тернопольская Г. Б. Налоговая система подает сигналы. Будут ли они услышаны? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 190. № 1. С. 303-308.