Научная статья на тему 'Особенности налогообложения причастных сторон бизнес-деятельности организаций'

Особенности налогообложения причастных сторон бизнес-деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ОПЕРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ / ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ / ORGANIZATION-TAXPAYER / OPERATIVE AIMS / OPTIMIZATION OF BUSINESS-RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брянцева Л. В., Полозова А. Н.

В статье изложены инструменты оптимизации бизнес-отношений организации как налогоплательщика. Предложены мероприятия по оптимизации налогового бремени по налогу на прибыль и налогу на имущество.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the instruments of optimization of business-relations of organization are expounded as a taxpayer. Measures are offered on optimization of tax burden on an income tax and tax on property

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения причастных сторон бизнес-деятельности организаций»

ликвидности фирмы, что способствует возрастанию риска неплатежеспособности.

Список литературы

1. Грачев A.B. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике: -Учебное пособие; М.: Издательство «Дело и сервис», 2007.-358 с.

2. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров/ Т.И. Григорьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; и ДЮрайт, 2013. - 462 е.- 2.

3. Ендовицкий Д.А. Финансовый менеджмент: учебник / Ендовицкий Д.А., Щербакова Н.Ф., Исаенко А.Н. и др.; под общей ред. д-ра экон. наук, профессора Д.А. Ендовицкого. - М. : Рид Групп, 2011. - 800 с.

Брянцева JI.B., Полозова А.Н.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИЧАСТНЫХ СТОРОН БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I

Ключевые слова: организация-налогоплательщик, оперативные цели, оптимизация бизнес-отношений.

Keywords: organization-taxpayer, operative aims, optimization of business-relations

Аннотация: В статье изложены инструменты оптимизации бизнес-отношений организации как налогоплательщика. Предложены мероприятия по оптимизации налогового бремени по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Abstract: In the article the instruments of optimization of business-relations of organization are expounded as a taxpayer. Measures are offered on optimization of tax burden on an income tax and tax on property.

В ходе разработки инструментов управления развитием организаций необходимо учитывать их положение как налогоплательщиков, опираясь на мероприятия по достижению

оперативных целей.

Оперативные цели, которые находятся в сфере интересов собственников организации, прежде всего, связаны с финансовой составляющей деятельности организации. Уровень достижения отдельных целей зависит от результативности бизнес-процессов, осуществляемых персоналом организации. Организациям можно рекомендовать осуществлять следующие мероприятия для повышения стоимости чистых активов:

- ежегодно проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, так как из-за постоянного увеличения цен, результаты переоценки положительно влияют на увеличение добавочного капитала организации;

проводить списание безнадежной кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (при ее наличии), это приведет к сокращению текущих обязательств организации;

- в отдельных случаях, чтобы не допустить уменьшения уставного капитала (при величине чистых активов меньше размера уставного капитала и отсутствии других возможностей их увеличения), отказаться от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- пересмотреть используемые методы начисления амортизации для данных бухгалтерского учета (при выборе метода начисления амортизации необходимо максимизировать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов). Такой подход приведет, с одной стороны, к росту финансовых результатов, с другой - к возникновению временных разниц при расчете налога на прибыль организации. В тоже время это позволит несколько повысить величину чистых активов на срок 1-3 года;

- рассмотреть возможность получения безвозмездной помощи, в первую очередь от учредителей или акционеров, поскольку в соответствии с подпунктом 3.4, введенным в пункт 1 ст. 251 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2010 N 409-ФЗ имущество, полученное от акционеров в целях повышения величины чистых активов не признаются доходами для целей налогообложения;

- в кризисных ситуациях проводить оценку возможности реорганизации путем: слияния, присоединения (использование таких форм как разделение, выделение и преобразование не приводит к увеличению стоимости чистых активов). Данный способ наиболее сложный вариант увеличения стоимости чистых активов, однако, в отдельных случаях именно он может оказаться наиболее

результативным. Кроме того, в условиях, когда величина чистых активов больше уставного капитала, одним из мероприятий по увеличению собственного капитала организации может стать увеличение уставного капитала. При этом необходимо учитывать, что доходы в виде имущества, имущественных и неимущественных прав, полученных от акционеров (участников), а также в виде сумм дивидендов, не востребованных акционерами, освобождены от налогообложения в соответствии с подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Персонал организации. Для организации задолженность перед персоналом является бесплатным (кратковременным) источником финансирования, однако, задержка выплат доходов персоналу является нарушением действующего законодательства и может привести к штрафным санкциям. В соответствии с действующим законодательством доходы в виде оплаты труда должны выплачиваться работникам не реже, чем каждые полмесяца. С целью минимизации сумм авансов, а, следовательно, и текущих платежей, можно во внутренних организационных регламентах установить исчисление суммы аванса как установленного процента от оклада работников.

Поставщики. Среди основных мероприятий по оптимизации бизнес-отношений с поставщиками можно рекомендовать:

- провести корректировку договорных отношений, в частности, предусмотреть возможность отсрочки платежей, что даст возможность использовать преимущества товарного кредитования;

- расширить базу поставщиков по одноименным товарным группам, что позволит исключить возможность влияния отдельных групп стейкхолдеров на уровень закупочных цен.

Покупатели. В качестве основных мероприятий по совершенствованию бизнес-отношений с покупателями и заказчиками, можно рекомендовать:

- разработать и использовать внутренний регламент проверки надежности (платежеспособности) стейкхолдеров-покупателей, в том числе с проведением анализа судебной практики с участием проверяемых контрагентов;

- осуществлять постоянный мониторинг своевременности погашения покупателями своих обязательств;

- проводить корректировку схемы договорных отношений: разработать и внедрить в практику положение о системе бонусов и скидок для покупателей, осуществляющих полную предоплату; использовать на практике инструменты факторинга; в отношении

«недобросовестных» покупателей применять договоры цессии; в договорах купли-продажи заменить условие об авансах на условие о задатке, что позволит сократить сумму НДС, подлежащей уплате в бюджет при получении задатка.

Финансовые и кредитные организации. В качестве основных мероприятий при взаимодействии с финансово-кредитными учреждениями можно рекомендовать:

- осуществлять привлечение долгосрочных кредитов и займов, что способствует увеличению перманентного капитала организации, обеспечивает повышение уровня большинства показателей финансовой устойчивости и росту «кэш-флоу» в текущем периоде;

- в учетной политике организации предусмотреть, что перевод долгосрочных кредитов и займов в состав краткосрочных не осуществляется, что в краткосрочной перспективе позволит повысить массу перманентного капитала, а также уровень ликвидности;

- осуществлять строительство объектов основных средств за счет привлеченных заемных средств. В данном случае сумма дополнительных расходов(процентов), связанных с привлечением и использованием заемных средств будет включаться в стоимость инвестиционного актива, а в последствии- увеличивает первоначальную стоимость основных средств и величину чистых активов.

Государство. При расчетах с государством в целях оптимизации налогового бремени по налогу на прибыль и налогу на имущество можно рекомендовать следующие мероприятия:

- отражать в налоговом учете создание следующих резервов: по сомнительным долгам; на ремонт основных средств; на предстоящие отпуска; на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;

- не выделять расходы на доставку товарно-материальных ценностей из общих транспортных расходов, что позволить списывать данную сумму расходов в том периоде, в котором они были осуществлены, а не в том когда использованы запасы;

- установить (если не установлено) в учетной политике для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения единый критерий включения активов в состав основных средств на уровне 40000 р.;

- не включать суммы процентов по заемным средствам, суммы таможенных пошлин, комиссионного вознаграждения,

консультационных услуг в первоначальную стоимость основных средств;

- установить, что учредители осуществляют вклады в уставный капитал основными средствами, это позволит начислять амортизацию в размере более 50% в соответствии с письмом Минфина от 15 мая 2008 г. N03-03-06/1/318;

- применять амортизационные премии по объектам основных средств;

- признавать расходом выкупную стоимость лизингового имущества, если объект учитывается у лизингодателя, так как ст. 264 НК РФ не запрещает выкупные платежи относить на затраты;

- повышенные проценты при просрочке возврата займа оформлять как неустойку в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ;

- использовать лизинговые схемы для приобретения объектов основных средств, что позволит сократить платежи по налогу на имущество организаций.

- для привлечения государственных средств в виде целевого финансирования, а также в виде субсидий и дотаций оформлять документы и подавать в соответствующие органы для:

1) возмещения части процентной ставки по кредитам и займам (направление: «Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие сырьевой базы, переработки сырья, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции);

2) возмещения части процентной ставки по кредитам и займам (направление: «Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие сырьевой базы, переработки и реализации продукции»);

3) участия в аукционах по формированию госрезерва.

Таким образом, такой инструмент как оперативная карта, разрабатываемая в организации, позволяет:

- визуализировать и увязывать цели и задачи стратегического и оперативного уровней;

- количественно характеризовать индикаторы и использовать их значения для оценки уровня достижения оперативных и стратегических целей;

- осуществлять адресную разработку оперативных мероприятий с учетом интересов каждой группы причастных сторон бизнес-деятельности организаций.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Ч 1. От 31 июля 1998 г. № 146 ФЗ и 4.2 от 5 августа 2000 г. № 117 ФЗ.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли).

3. Письмо Минфина от 15 мая 2008 г. N 03-03-06/1/318.

Давыдова Е.Ю., Трофимова А.С.

ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Воронежский экономико-правовой институт, Филиал Воронежского экономико-правового института г. Старый Оскол

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный бизнес, общественная выгода, инновационный сектор.

Keywords: innovative development, innovative activity, innovative business, public benefit, innovative sector.

Аннотация: основным фактором повышения

конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и достижения качественного рывка в экономике являются инновации. Прорыв в инновационной сфере может быть обеспечен не столько масштабным вложением средств в инновационный сектор, сколько возможностями государства играть активную роль в инновационном процессе. В связи с этим государственными органами формируются комплекс правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, фонды поддержки инновационных предприятий.

Abstract: major factor of increase of competitiveness of the region, both on internal, and on external the markets, and achievements of high-quality breakthrough in economy are innovations. Break in the innovative sphere can be provided not so much with large-scale investment of capital in innovative sector, how many opportunities of the state play an active role in innovative process. In this regard government bodies form a complex of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.