Особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов Features of matrimonial attitudes of students
1,if МОСКОВСКИМ ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 159.9.072 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14055 Наталья Евгеньевна Жданова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной социологии, Уральский государственный экономический университет Zhdanova N.E.
Аннотация: В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов. Для изучения особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов был организован сбор данных у 60 респондентов в возрасте от 30 до 50 лет. Обработка полученных результатов осуществлялась в статистическом пакете SPSS Statistics 19.0 посредством дескриптивной статистики и других видов анализа. Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов включает особые требованиям к его профессиональной компетентности. Summary: The article deals with the results of the study of the features of motivation of professional activity of teachers. To study the features of motivation of professional activity of teachers, data were collected from 60 respondents aged 30 to 50 years. The results were processed in the statistical package SPSS Statistics 19.0 by means of descriptive statistics and other types of analysis. The discovered regularities confirmed the assumption that the motivation of teachers ' professional activity includes special requirements to their professional competence. Ключевые слова: мотивация, особенности мотивации, профессиональная деятельность. Keywords: motivation, features of motivation, professional activity.
Современное российское общество и модернизированная система образования нуждаются в педагоге как опытном работнике. Данное обстоятельство вынуждает педагогов кардинально пересмотреть мотивацию своей профессиональной деятельности.
Мотивация педагогической деятельности является одной из фундаментальных проблем как для отечественной (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) [3,4], так и для зарубежной психологии (X. Мюррей, Г. Хеннинг). Теории мотивации педагогической деятельности дополняют друг друга. В работах Л.М. Митиной в определении мотивации педагогической деятельности рассматривается совокупность мотивов, которая имеет свою особую иерархическую структуру [5,6].
Проблема мотивации профессиональной деятельности педагога изучалась в работах широкого ряда исследователей, таких как Н.А. Аминов, В.Э. Арутюнян, Л.И. Божович, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.С. Лазарев, Т.В. Литвиненко, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.Н. Щербакова и других.
Анализ научных трудов по проблеме мотивации профессионально педагогической деятельности позволил рассмотреть мотивацию, вслед за В.Э. Арутюнян, как систему мотивов, иерархическую организацию общей совокупности побуждений, стержневое свойство личности, определяющее целостный облик человека, активность субъекта, осуществляющее побудительную и направляющую функции.
Мотивация педагогической деятельности рассматривается - как совокупность мотивов (Н.А. Аминов, Л.И. Божович, Л.М. Митина). Можно выделить два типа мотивации профессиональной деятельности (внешний и внутренний). Факторы формирования мотивации: внутренние (в том числе осмысленности жизни и стремление к самоактуализации) и внешние. Среди содержательных мотивов профессиональной педагогической деятельности заслуживают особого внимания мотив удовлетворенности профессиональной деятельностью.
В настоящее время становится востребованным перенацеливание с внешнего типа мотивации профессиональной деятельности педагогов на внутренний тип, ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Таким образом, актуальность изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов обусловлена тем, что мотивация педагога на сегодняшний день выступает как базовая составляющая его профессиональной компетентности, что отражено в Профессиональном стандарте педагога [7].
Цель работы: изучить особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов и их сравнительный анализ по уровню образования и стажу педагогической деятельности.
В исследовании использовались методы теоретического исследования (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ
по проблеме). Методы эмпирического исследования - опросный метод, диагностические методики.
Для реализации поставленной цели применялась диагностика методика К. Замфир в модификации А. Реана [8] и методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев) [2] на выборке 60 педагогов детских садов г. Екатеринбурга в возрасте от 30 до 50 лет, из них 26 педагогов имеют среднее специальное профессиональное образование, 34 педагога имеют высшее образование. 30 человек имеют стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет и столько же участниц исследования имеют стаж от 15 до 20 лет.
Анализируя результаты по методике «Мотивация профессиональной деятельности» можно сделать вывод, что оптимальный мотивационный комплекс с преобладанием внутренней мотивацией над внешней положительной и внешней отрицательной мотивацией выявлен у педагогов с педагогическим стажем от 5 до 10 лет (26,7%), у педагогов со стажем от 15 до 20 лет (30%). У этих педагогов, как правило, уровень
удовлетворенности работой выше, как отмечают авторы методики [8].
Другие мотивационные комплексы (а это могут быть тип с равной внешней и внутренней мотивацией, а также типы с преобладанием внешней положительной мотивацией над внутренней и внешней отрицательной мотивацией или типы с преобладанием внутренней мотивацией над одинаковой по своей значимости внешней положительной и отрицательной мотивацией) у педагогов со стажем педагогической деятельности от 5 до 10 лет выражены чуть сильнее и составляют 65,3%, а у педагогов с большим стажем 60%. Эти данные свидетельствуют о том, что нельзя однозначно
говорить о том, что все-таки определяет в личности занятие педагогической деятельностью, поскольку данный вопрос скорее носит индивидуальный характер, нежели статистический.
Результаты описательной статистики по методике «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев) у педагогов со стажем педагогической деятельности
от 5 до 10 лет представлены в виде гистограммы на рис. 2.
У педагогов со стажем педагогической деятельности от 5 до 10 лет выявлена незначительная доля педагогов с высоким уровнем удовлетворенности деятельностью (6,7%). У педагогов отмечена наибольшая выраженность таких мотивов трудовой деятельности, как взаимоотношения с коллегами (высокий уровень у 70% педагогов), потребность в общении и коллективной деятельности (высокий уровень у 66,7% педагогов), возможность творчества в процессе работы (высокий уровень у 63,3% педагогов), а также потребность в реализации индивидуальных особенностей и удовлетворенность санитарно-гигиеническими условиями (высокий уровень у 60% педагогов).
Наименьшую выраженность у педагогов со стажем педагогической деятельностью от 5 до 10 лет имеет мотив размера заработной платы (высокий уровень у 13,3% педагогов, низкий уровень у 36,7% педагогов), а также такие мотивы, как вид трудовой деятельности, престижность профессии и отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.
В результате сравнительного анализа в подгруппах педагогов с разным стажем педагогической деятельности по методике «Диагностика структуры мотивов трудовой
деятельности» мы видим, что по показателю внешней положительной мотивации педагоги со стажем педагогической деятельности от 5 до 10 лет опережают педагогов с большим стажем (U = 277; р = 0,010). Для педагогов 1 группы их деятельность становится скорее средством для достижения более глобальных целей, они более ориентированы на признание значимости их деятельности со стороны общества, уважения и престижа профессии. Педагоги с меньшим педагогическим стажем по сравнению с опытными педагогами в большей степени рассчитывают на продвижение по работе и денежный заработок. Полученные нами результаты согласуются с мотивами педагогической деятельности, представленными в исследовании Е.Н. Салтыкой, такими как, общение с коллегами, готовность изменить свой статус и сделать карьеру, желание повысить свой профессиональный уровень. Мотивы педагогической деятельности, связанные с самореализацией, также являются важными для педагогов [1].
У педагогов с педагогическим стажем от 15 до 20 лет большую степень выраженности по сравнению с начинающими педагогами имеют такие мотивы профессиональной деятельности, как организация труда (U = 325; р = 0,047), санитарно-гигиенические условия (U = 301; р = 0,018), возможность повышения квалификации (U = 301; р = 0,020), отношение администрации к труду, отдыху и быту работников (U = 328.5; р = 0,055), общий показатель удовлетворенности профессиональной педагогической деятельностью (U = 305; р = 0,032). Так, для более опытных педагогов скорее имеют особое значение внешние мотивы, связанные с комфортными условиями деятельности, отношением к ним руководства, помощью в организации труда и возможностью повышения квалификации с целью профессионального роста.
Сравнительный анализ показателей готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, мотивов профессиональной деятельности у педагогов с разным уровнем образования показал следующие результаты, представленные в табл. Таблица - Результаты сравнительного анализа в подгруппах педагогов
с разным уровнем образования
Средний ранг
Показатели U-крнтерий Уровень значимое тн Педагоги со средним профессиональным образованием Педагоги с высшим образованием
Взаимоотношения с коллегами 2S5=0 0:012 Зб:52 25,90
Выявлено достоверное отличие между педагогами со средним профессиональным образованием и высшим образованием по мотиву взаимоотношения с коллегами (С = 285;
р = 0,012). Педагоги со средним профессиональным образованием более нуждаются в поддержании оптимальных позитивных отношений с коллегами по сравнению с педагогами, имеющими высшее образование.
Выявленное единственное достоверное различие по своей сути стирает границы между педагогами с разным уровнем образования и свидетельствует о том, что готовность к профессионально-педагогическому саморазвитию педагогов и мотивация их деятельности схожа вне зависимости от образования.
Таким образом, результаты исследования подтверждают, что мотивация профессиональной деятельности педагогов включает особые требованиям к его профессиональной компетентности, согласно которым трудовые действия, знания и умения педагога должны быть ориентированы на непрерывное саморазвитие педагога, повышение его профессиональной компетентности, профессиональное самосовершенствование и как итог проявление профессиональных деформаций педагога, усиление «феномена профессионального выгорания», потеря психического и физического здоровья.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб. Питер. 2012. С. 344 -349.
2. Диагностика профессионального становления личности: учебно-методическое пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Часть 3. Ижевск. Удмуртский университет. 2012. 144 с.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. Изд-во ЛГУ. 1970. 114 с.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М. Просвещение. 1993. 192 с.
5. Митина Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии. М. НИИТ МГАФК. 1998. № 3. С. 3-16.
6. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии. М. НИИТ МГАФК. 1990. № 3. С. 10-14.
7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/.
8. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. Изд-во «Питер». 2000. 416 с.