Научная статья на тему 'Особенности морфофизиологического статуса студенток 1-2 курсов в зависимости от применения биопрепарата «Cеленес+» и дополнительных физических упражнений'

Особенности морфофизиологического статуса студенток 1-2 курсов в зависимости от применения биопрепарата «Cеленес+» и дополнительных физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
172
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ МЛАДШИХ КУРСОВ / "СЕЛЕНЕС+" / АДАПТАЦИЯ / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Борцова Олеся Петровна, Привалова Тамара Анатольевна, Панихина Анна Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

Использование биогенного соединения «Селенес+» в сочетании с дополнительными физическими упражнениями оптимизирует морфофункциональное состояние студенток младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Борцова Олеся Петровна, Привалова Тамара Анатольевна, Панихина Анна Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности морфофизиологического статуса студенток 1-2 курсов в зависимости от применения биопрепарата «Cеленес+» и дополнительных физических упражнений»

УДК 612

ОСОБЕННОСТИ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОК 1-2 КУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»

И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

PECULIARITIES OF MORPHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF THE FIRST- AND SECOND-YEAR STUDENTS, DEPENDING ON APPLICATION OF BIOLOGICAL

PREPARATION «SELENES+» AND ADDITIONAL PHYSICAL EXERCISES

О. П. Борцова, Т. А. Привалова, А. В. Панихина, А. А. Шуканов O. P. Bortzova, T. A. Privalova, А. V. Panikhina, А. А. Shukanov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Использование биогенного соединения «Селенес+» в сочетании с дополнительными физическими упражнениями оптимизирует морфофункциональное состояние студенток младших курсов.

Abstract. The use of biological preparation «Selenes+» in combination with additional physical exercises optimizes morphophysiological condition of the first- and second-year students.

Ключевые слова: студентки младших курсов, «Селенес+», адаптация, морфофизиологическое состояние.

Keywords: 1- and 2-year students, «Selenes+», adaptation, morphophysiological state.

Актуальность исследуемой проблемы. Обучение в высшей школе требует от студентов значительного напряжения различных функциональных систем организма. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что у студентов переход к новым социальным условиям вызывает вначале активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [1], [3].

Двигательная активность является мощным оздоровительным фактором, расширяющим функциональные возможности различных физиологических систем. В настоящее время в студенческой среде наблюдается тенденция к снижению общей двигательной активности при увеличении объема движений локальных групп мышц, что негативно отражается на состоянии здоровья учащейся молодежи и предрасполагает к развитию многих заболеваний [2], [3].

Селен - эссенциальный микроэлемент, который входит в состав важнейших ферментов и гормонов и является одним из главных пищевых антиоксидантов. Проблема селенодефицита населения Российской Федерации, в том числе Чувашской Республики, с каждым годом приобретает все большую значимость. В связи с этим

актуальным является использование препаратов селена с целью коррекции его недостатка в рационе [4], [5].

Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы является исследованиие физиологического статуса студенток младших курсов в условиях применения органического соединения «Селенес+» и дополнительных физических упражнений.

Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с участием 30 студенток основной медицинской группы в возрасте 17-20 лет (по 10 человек в каждой группе) факультета естествознания и дизайна среды ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в течение 1-4 учебных семестров. Студенткам 1-2 курсов за 1 месяц до начала экзаменационных сессий (декабрь, май) назначали «Плацебо» (II группа) и «Селе-нес+» (III группа) перорально по 1 драже ежедневно согласно рекомендациям Минздрав-соцразвития РФ. Ровесницы I группы «Плацебо» и «Селенес+» не принимали (контроль). При этом девушки всех исследуемых групп дополнительно занимались оздоровительной аэробикой 2 раза в неделю по 90 минут.

В обеих сериях экспериментов у студенток сравниваемых групп оценивали физиологическое состояние. Для этого в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий 1-4 учебных семестров проводили оценку показателей антропометрии (рост, масса тела, индекс Кетле), биохимического профиля (концентрация селена в сыворотке крови) и сердечно-сосудистой системы (систолическое (САД), диастолическое (ДАД) артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС), пульсовое давление (ПД), индекс функциональных изменений (ИФИ), минутный объем кровотока (МОК)). В исследованиях применяли клинико-физиологические, биохимические и математические методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Данные, полученные в первой серии экспериментов, показали, что рост исследуемых студенток 1 курса увеличивался в возрастном аспекте от 161,45±3,05-162,40±2,07 до 162,57±2,49-163,26±1,10 см без достоверной разницы в межгрупповом сопоставлении. Масса тела у первокурсниц сравниваемых групп волнообразно менялась от 50,88±1,82 до 55,15±2,91 кг (Р>0,05).

Значения индекса Кетле (ИК) варьировали в пределах физиологической нормы (19,08±0,50 - 21,13±0,82 у. е.) для девушек 17-20 лет (Р>0,05).

Анализ параметров функционирования ССС показал, что САД у студенток сравниваемых групп имело тенденцию к росту от начала учебных семестров (сентябрь, февраль) к их концу (январь, июнь) от 110,20±2,28 - 112,80±1,87 до 118,30±0,97 - 119,50±0,64 мм рт. ст. (Р>0,05).

Динамика значений ДАД всецело соответствовала характеру колебаний таковых САД. При этом у исследуемых девушек относительно высокие параметры ДАД наблюдались в начале теоретического обучения 1 семестра и в периоды обеих экзаменационных сессий.

ЧСС первокурсниц волнообразно менялась в ходе первой серии наблюдений от 72,50±4,48 - 73,60±3,22 в сентябре и феврале с повышением до 75,00±4,21 - 80,50±1,15 уд./мин в период экзаменов (Р<0,05).

При изучении динамики значений ПД, отражающих функциональное состояние миокарда, у девушек сравниваемых групп была выявлена тенденция волнообразного увеличения показателей от 42,10±3,26 до 46,60±1,50 мм рт. ст. (Р>0,05). Причем макси-

мальные значения ПД имели место в периоды как зимней, так и летней экзаменационных сессий.

При изучении значений МОК, характеризующих общее количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту или легочную артерию в течение 1 мин, выявлено, что у исследуемых студенток они постепенно уменьшались в течение первого учебного года от 1682,71±283,17 - 2054,75±176,63 до 1084,88±140,76 - 1889,09±154,79 мл (Р>0,05).

Расчет ИФИ, отражающего адаптационный потенциал организма, показал, что у наблюдаемых студенток в течение 1 и 2 учебных семестров он был менее 3,50 у. е., что подтверждает отсутствие срыва адаптации.

0

Рис. 1. Динамика уровня селена в сыворотке крови первокурсниц

Биохимические исследования крови показали, что уровень селена в сыворотке крови первокурсниц I, II и III групп (рис. 1) в начале 1 учебного семестра (сентябрь) составил соответственно 60,70±3,83, 59,90±3,43 и 62,50±3,83 мкг/л. В период как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий у студенток III группы он был достоверно выше по сравнению с таковым у их сверстниц из I и II групп, что обусловлено применением биогенного препарата «Селенес+».

На протяжении второго года обучения (вторая серия исследований) рост студенток сравниваемых групп продолжал увеличиваться по мере их взросления от 163,29±2,66 - 163,86±2,13 до 164,12± 1,94 - 164,50±2,10 см (Р>0,05). Масса тела второкурсниц варьировалась в пределах от 50,20±1,61 до 53,90±1,88 кг без достоверного межгруппового различия.

Значения ИК у исследуемой учащейся молодежи колебались от начала экспериментов к их концу в пределах 18,69±0,39 - 20,07±0,44 у. е. (Р>0,05).

При изучении динамики артериального давления у второкурсниц выявлены повышенные значения САД и ДАД в периоды как зимней (январь), так и летней (июнь) экзаменационных сессий, что свидетельствует о напряженной деятельности ССС организма.

Аналогичная закономерность обнаружена в характере колебаний ЧСС. Значения этого параметра на втором году обучения достоверно менялись в диапазоне от 75,00±1,47 - 77,30±2,44 в межсессионные периоды до 79,80±1,11 - 80,30±1,32 уд./мин во время экзаменов.

Характер изменений ПД в целом соответствовал динамике ЧСС. При этом значения ПД в группе контроля в период как летней, так и зимней экзаменационных сессий превышали таковые у их сверстниц, принимающих «Селенес+» (Р>0,05).

Выявлено, что у наблюдаемых студенток значения МОК волнообразно увеличивались по мере их взросления от 1414,94±162,57 до 1694,37±263,12 мл в I и II группах, в то время как у их ровесниц из III группы они, наоборот, снижались (2095,07±149,31 против 1741,34±143,15 мл; Р>0,05).

Оценка колебаний значений ИФИ показала, что в периоды обеих экзаменационных сессий у девушек I и II групп они были более высокими (состояние напряжения механизмов адаптации) по сравнению с таковыми у ровесниц, принимавших «Селенес+».

120т

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебных семестров □ I; 3II; □ III групп

Рис. 2. Динамика уровня селена в сыворотке крови второкурсниц

Установлено, что концентрация селена в сыворотке крови наблюдаемых учащихся (рис. 2) колебалась в пределах 60,80±3,37 - 66,50±3,27 - 61,60±5,05 - 108,90±6,29 мкг/л. Причем студентки III группы на всех этапах исследований имели достоверное превосходство над сверстницами контрольной группы по данному параметру.

Средние значения по изучаемым антропометрическим показателям, биохимической картине крови, параметрам функционирования ССС между студентками I и III групп занимали сверстницы II группы, принимавшие «Плацебо».

Резюме. Выявлена положительная корреляция между морфофизиологическим состоянием студенток младших курсов и назначением биопрепарата «Селенес+» в комплексе с оздоровительной аэробикой. В моделируемых экспериментальных условиях студентки III группы достоверно превосходили контрольных сверстниц к концу 2 курса по уровню селена в сыворотке крови.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. - М. : Россия, 1997. - 300 с.

2. Архипова, О. А. Влияние физической нагрузки на секреторную функцию желудка и поджелудочной железы у студентов с различным тонусом вегетативной нервной системы : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.03.01 / О. А. Архипова. - Челябинск, 2010. - 23 с.

3. Николаева, Е. Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Е. Н. Николаева. - Якутск, 2006. - 27 с.

4. Решетник, Л. А. Биогеохимическое и клиническое значение селена для здоровья человека / Л. А. Решетник, Е. О. Парфенова // Микроэлементы в медицине. - 2001. - Т. 2. - Вып. 2. - С. 2-8.

5. Паршукова, О И. Селен и его функции у жителей Европейского Севера : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / О. И. Паршукова. - Сыктывкар, 2008. - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.