Научная статья на тему 'Коррекция физиологического состояния студенток младших курсов использованием биопрепарата «Селенес+»∗'

Коррекция физиологического состояния студенток младших курсов использованием биопрепарата «Селенес+»∗ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
158
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: СТУДЕНТКИ 1-2 КУРСОВ / "СЕЛЕНЕС+" / АДАПТАЦИЯ / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Борцова Олеся Петровна, Привалова Тамара Анатольевна, Панихина Анна Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

Прием биогенного соединения «Селенес+» оказывает корригирующее влияние на морфофизиологический статус студенток 1-2 курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Борцова Олеся Петровна, Привалова Тамара Анатольевна, Панихина Анна Витальевна, Шуканов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция физиологического состояния студенток младших курсов использованием биопрепарата «Селенес+»∗»

УДК 612.017.2:378

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК МЛАДШИХ КУРСОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»*

THE CORRECTION OF THE PHYSIOLOGICAL STATE OF THE FIRST-AND SECOND-YEAR FEMALE STUDENTS BY TAKING BIOPREPARATION «SELENES+»

О. П. Борцова, Т. А. Привалова, А. В. Панихина, А. А. Шуканов O. P. Bortzova, T. A. Privalova, А. V. Panikhina, А. А. Shukanov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Прием биогенного соединения «Селенес+» оказывает корригирующее влияние на морфофизиологический статус студенток 1-2 курсов.

Abstract. Taking the biogenicd compound «Selenes+» produces corrective effect on the morpho-physiological status of the first-and second-year female students.

Ключевые слова: студентки 1-2 курсов, «Селенес+», адаптация, морфофизиологическое состояние.

Keywords: female, students of the first- and second-year, «Selenes+», adaptation, morphophysi-ological state.

Актуальность исследуемой проблемы. На состояние здоровья студенческой молодежи оказывает влияние сложный комплекс разнообразных факторов, среди которых особое место принадлежит учебной нагрузке, связанной с интенсивной умственной деятельностью, нарушением режима труда и отдыха, гиподинамией, стрессовыми ситуациями. В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях отмечается ухудшение функционального состояния организма подростков в процессе адаптации к учебной деятельности в вузах. В связи с этим изучение состояния здоровья учащихся и разработка мер по его укреплению является одной из важнейших государственных задач [1], [4], [5].

Селен чрезвычайно важен для нормальной работы иммунной и антиоксидантной систем организма человека, поскольку является необходимым компонентом ряда ферментных и детоксицирующих систем клеток. Важнейшими функциями селена являются подавление процессов свободнорадикального окисления клеточных структур с последующим иммуностимулирующим действием. Коррекция селенодефицитного состояния большей части российского населения использованием биогенных соединений селена является актуальной проблемой здравоохранения [2], [3], [6].

* Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-22606 а/В.

В этой связи целью нашей работы явилось исследование особенностей физиологического статуса у студенток 1-2 курсов в условиях применения биогенного вещества «Селенес+».

Материал и методика исследований. Проведены две серии экспериментов и лабораторных исследований с участием 30 студенток основной медицинской группы в возрасте 1720 лет (по 10 чел. в каждой группе) факультета естествознания и дизайна среды ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в течение 1, 2, 3, 4 учебных семестров. Студенткам 1-2 курсов за 1 месяц до начала зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий назначали «Селенес+» (III группа) и плацебо (II группа) согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ перорально по 1 драже ежедневно. Ровесницы I группы плацебо и «Селенес+» не принимали (контроль).

В обеих сериях экспериментов у студенток сравниваемых групп изучали морфофи-зиологический статус организма. Для этого в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения, в периоды зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий 1-4 учебных семестров проводили оценку состояния антропометрии, биохимического и гематологического профилей, сердечно-сосудистой системы (ССС) с применением клинико-физиологических и математических методов исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. Полученные в первой серии экспериментов результаты показали, что рост исследуемых студенток 1 курса увеличивался по мере их взросления от 161,45±3,05-162,40±2,07 до 162,57±2,49-163,26±1,10 см без достоверной разницы в межгрупповом сопоставлении. Изменения массы тела у первокурсниц сравниваемых групп носили волнообразный характер и варьировались от 50,88±1,82 до 55,15±2,91 кг (Р>0,05).

Значения индекса Кетле (ИК), характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, находились в пределах физиологической нормы (19,08±0,50-21,13±0,82 у. е.) для данной возрастной категории исследуемых девушек (1720 лет) (Р>0,05).

При анализе полученных гематологических данных установлено, что у первокурсниц I и II групп имела место тенденция к снижению числа эритроцитов в крови от начала теоретического обучения (сентябрь, февраль) к периодам экзаменационных сессий (январь, июнь) от 4,44±0,13-4,53±0,13 и 4,54±0,10-4,51±0,12 до 4,19±0,13-4,18±0,05 и 4,26±0,18-4,45±0,07 млн/мкл соответственно. У студенток III группы, наоборот, наблюдалось повышение значений данного параметра в указанные сроки от 4,43±0,09-4,41±0,13 до 4,59±0,13-4,51±0,08 млн/мкл. При этом разница с контрольной группой в феврале и июне оказалась достоверной (Р<0,01-0,05). Колебания уровня гемоглобина в крови девушек сравниваемых групп имели аналогичный характер.

Количество лейкоцитов у исследуемых студенток волнообразно менялось в течение первого года обучения: в конце теоретического обучения и в период зимней экзаменационной сессии в III группе было выше по отношению к изучаемому гематологическому показателю в I и II группах.

Установлено, что если активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) у первокурсниц I (контроль) и II (плацебо) групп имела тенденцию к нарастанию от начала теоретического обучения к периодам экзаменационных сессий от 3,49±0,36-4,11±0,25 и 3,88±0,23-4,28±0,31 до 4,40±0,14-4,45±0,14 и 4,39±0,17-4,40±0,27 МУ соответственно, то у сверстниц III группы («Селенес+») она повышалась (4,17±0,19-4,34±0,21 против 4,37±0,12-4,45±0,18) с последующим снижением до 4,13±0,16-4,16±0,05 тУ к экзаменационным периодам (Р>0,05).

Изменение активности антиоксидантной системы (АОС) представлено на рис. 1.

сентябрь декабрь январь февраль май июнь

Периоды учебных сесместров

ВI группа □[[ группа □[[[ группа

Рис. 1. Динамика активности АОС в сыворотке крови первокурсниц

АОС у девушек I и II групп волнообразно повышалась в возрастном аспекте с дальнейшим снижением в периоды экзаменационных сессий. Иная закономерность выявлена в динамике активности АОС у студенток III группы: она медленно возрастала на протяжении всего периода исследований. Причем в июне она были выше таковой у контрольных сверстниц на 24,6 % (Р<0,001).

В течение 2 курса (вторая серия исследований) рост студенток сравниваемых групп постепенно увеличивался от 163,29±2,66-163,86±2,13 до 164,12±1,94-164,50±2,10 см. Динамика массы тела исследуемых второкурсниц в целом соответствовала характеру изменений их ростовых показателей и находилась в диапазоне от 50,20±1,61 до 53,90±1,88 кг (Р>0,05).

Аналогичная закономерность обнаружена в динамике значений ИК (18,69±0,39-20,07±0,44 против 18,82±0,29-20,07±0,44 у. е.).

Из анализа характера колебаний количества эритроцитов следует, что если у второкурсниц I (контроль) и II (плацебо) групп оно уменьшалось от начала обоих учебных семестров к их завершению, то у ровесниц III группы («Селенес+») отмечен постепенный рост значения этого показателя по мере взросления. При этом число эритроцитов у девушек этой группы было достоверно выше, чем у их сверстниц I и II групп в предэкзаменационные (декабрь, май) и экзаменационные (январь, июнь) периоды (Р<0,01-0,05).

Характер изменений концентрации гемоглобина в крови студенток 2 курса всецело соответствовал динамике количества эритроцитов. Причем у сверстниц III группы, принимавших «Селенес+», в конце 4 учебного семестра (июнь) концентрация гемоглобина была выше по сравнению с таковой в I и II группах на 8,4-10,0 % (Р<0,01-0,05).

Установлено, что число лейкоцитов у студенток I и II групп волнообразно повышалось от начала теоретического обучения к периодам экзаменов (7,45±0,49-7,63±0,70 и 6,08±0,29-5,93±0,36 против 7,70±0,41-7,74±0,40 и 6,53±0,30-6,75±0,29 тыс./мкл соответственно). У ровесниц III группы в условиях применения биогенного соединения «Селе-нес+», напротив, имела место тенденция к снижению в возрастном аспекте от 7,91±0,21-7,44±0,45 до 7,44±0,45-6,78±0,50 тыс./мкл с достоверным преимуществом по отношению к значениям в I и II группах на конец 4 учебного семестра (Р<0,01-0,05).

Разница в активности ПОЛ у исследуемых второкурсниц во все сроки наблюдений была незначительной (Р>0,05).

сентябрь декабрь январь февраль май июнь Периоды учебных семестров

□ I группа Sil группа Gill группа

Рис. 2. Динамика активности АОС в сыворотке крови второкурсниц

Установлено, что если активность АОС (рис. 2) у девушек I (контроль) и II (плацебо) групп в течение обоих учебных семестров снижалась, то у их сверстниц III группы, принимавших биопрепарат «Селенес+», наоборот, повышалась. При этом в периоды и зимней, и летней экзаменационных сессий она значительно превосходила таковую у сверстниц контрольной и II групп (Р<0,01-0,05).

Резюме. Научно обоснована целесообразность корригирования физиологического состояния студенток младших курсов применением биогенного соединения «Селенес+».

Экспериментально доказано, что студентки III группы («Селенес+») превосходили сверстниц I (контроль) и II (плацебо) групп 1-2 курсов по количеству эритроцитов, уровню гемоглобина в крови, активности антиоксидантной системы в кровяной сыворотке на 5,0-24,6 % и одновременно уступали по числу лейкоцитов и активности перекисного окисления липидов в сыворотке крови на 0,7-30,1 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, А. Б. Информационно-аналитическая система мониторинга здоровья, оценки адаптационного потенциала и риска развития артериальной гипертензии у студентов вуза : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.33 / А. Б. Александров. - Екатеринбург, 2008. - 22 с.

2. Гмошинский, И. В. Микроэлемент селен: роль в процессах жизнедеятельности / И. В. Гмошинский, Е. К. Мазо, В. А. Тутельян, С. Л. Хотимченко // Экология моря : сб. науч. тр. - 2005. - Вып. 54. - С. 5-19.

3. Голубкина, Н. А. Оценка селенового статуса организма при приеме селенопирана / Н. А. Голубкина, Я. А. Соколов, С. Л. Хотимченко, В. П. Тихонов, А. Ф. Цыб // Микроэлементы в медицине. - 2005. - № 6. -С. 33-36.

4. Казин, Э. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина, Е. С. Гольдшмидт, А. М. Прохорова // Физиология человека. - 2002. - № 3. - Т. 28. - С. 23-29.

5. Статуева, Л. М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Л. М. Статуева. - Н. Новгород, 2008. - 22 с.

6. Тутельян, В. А. Селен в организме человека / В. А. Тутельян, В. А. Княжев, С. Л. Хотимченко и соавт. - М. : Изд-во РАМН, 2002. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.