УДК 658.81
Е. В. Белякова, Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Показана необходимость совершенствования инструментов мониторинга сбытовой деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
С экономических позиций оборонные предприятия и организации имеют свою специфику, которая проявляется в монополии заказчика, обусловленной преобладанием государственного заказа над инициативными работами и особыми требованиями к качеству производимой продукции. Необходимыми условиями успешного функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре [1]. Снижение государственного оборонного заказа и его недофинансирование заставляют предприятия ОПК переориентироваться на производство гражданской продукции, учитывающее потребности рынка. Конкурентоспособность конверсионной продукции ОПК, по мнению А. Тихонова (URL: http://www.cast.ru/journal), определяется следующими основными факторами:
- наукоемкостью производимой продукции;
- ценой конверсионной продукции;
- сроками обновления модельного ряда и вывода новой продукции на рынок;
- качеством продукции;
- послепродажным сервисным обслуживанием.
Производство и сбыт конверсионной продукции на
предприятиях ОПК позволяет обеспечить их выживание в долгосрочной перспективе. Так, в 2007 г. объем реализации ОПК России составил около 20 млрд долл., из них более 10 млрд долл. приходилось на государственный заказ, 7 млрд долл. - на экспорт. С 2000 по 2007 гг. объем реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ - в 6,4 раза, экспорт - в 2,2 раза. По данным Минэкономразвития, рост промышленной продукции ОПК в январе-августе 2009 г. составил 105,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. (URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/avia/stat/15).
Предприятиям ОПК, осуществляющим конверсионную деятельность, необходимо уделять большое внимание сбытовой деятельности, так как привычная форма организации сбыта и управления производством, основанная на госзаказах и бюджетном финансировании, имеет место только при производстве продукции стратегического назначения. При сбыте продукции гражданского назначения необходимо учитывать требования рынка, иначе многие производства будут работать на склад, впустую расходуя колоссальные объемы дефицитного сырья и труд работников. Без осуществления мониторинга сбытовой дея-
тельности трудности сбыта произведенной конверсионной продукции со временем будут возрастать. Конверсионным предприятиям для преодоления кризисного состояния необходима продуманная сбытовая политика, научное изучение потребностей общества и согласованность интересов потребителей с эффективным использованием собственных капиталов и ресурсов.
Укрупненно содержание сбытовой деятельности на предприятии ОПК можно представить четырьмя этапами: изучение спроса на продукцию предприятия; преддоговорная работа с потребителями; заключение договоров поставки; выполнение договоров поставки.
На каждом этапе необходимо осуществлять мони -торинг основных показателей:
- объема заказа за анализируемый период;
- задержек в оплате заказов;
- сроков выполнения заказов;
- предполагаемых сроков востребования продукции;
- ассортимента;
- количества заказа;
- качества заказа;
- цен на продукцию;
- сроков поставки;
- условий предоплаты и оплаты продукции;
- сроков отгрузки продукции;
- объемов отгрузки продукции;
- поступления денежных средств на счет предприятия.
Число показателей сбытовой деятельности может меняться в зависимости от конкретных условий сбыта. Однако необходимо заранее уточнить, что нестандартные ситуации, например такие как возврат недоброкачественной продукции или получение претензий покупателя, в данном перечне показателей сбытовой деятельности не рассмотрены.
Мониторинг сбытовой деятельности позволит лучше контролировать эффективность отдельных элементов сбытовой политики и вносить в нее необходимые поправки, контролировать соответствие товарного ассортимента потребительскому спросу, а также принимать решения по упразднению нерентабельных видов изделий, их модификации или разработке новых.
Детально проработанная и документально закрепленная сбытовая политика становится эффективным инструментом текущего и последующего мониторинга сбытовой деятельности предприятий ОПК. Обос-
Решетневские чтения
нованное формирование и эффективный контроль сбытовой деятельности, оптимизация процедур планирования продаж, контроль за выполнением планов сбыта и за потребителями позволяют значительно усовершенствовать сбытовую деятельность предприятий ОПК в условиях ужесточающейся конкуренции.
Библиографическая ссылка
1. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск 2004.
E. V. Belyakova, N. E. Gilts Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
MONITORING FEATURES OF OIC ENTERPRISES' MARKETING ACTIVITY
The urgency of monitoring tools improvement for defence industry complex enterprises' marketing activity is shown.
© Белякова Е. В., Гильц Н. Е., 2010
УДК 658
А. С. Бутусин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГИСТИКИ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Показана роль космических технологий в развитии логистики, а также рассмотрены возможности использования логистики в космосе.
Несмотря на полвека активного развития логистики в хозяйственной деятельности, сфера ее применения продолжает расширяться. В настоящее время рождается еще одно направление - космическая логистика.
Современная логистика была бы немыслима без достижений ученых в космосе. Ярким примером тому может служить широко используемая спутниковая система слежения за движением грузов ГЛОНАСС, с помощью которой и владелец груза, и транспортная компания всегда имеют необходимую информацию. Не менее важны навигационная система GPS и мобильная связь. Космонавтика открыла новую эру и в области пассажирских перевозок. Конечно, речь о регулярных рейсах куда бы то ни было сегодня не идет, однако растущее число космических туристов наводит на мысль о том, что, возможно, рано или поздно и это станет достижимым [1].
Вместе с тем логистика сама влияет на развитие и изучение космоса. Ученые Массачусетского технологического института при содействии коллег из Лаборатории реактивного движения NASA разработали программное обеспечение SpaceNet, моделирующее цепочки снабжения лунной базы, которую США собираются построить к 2020 г. Программное обеспечение позволяет рассчитать маршруты доставки на Луну кислорода, пищи, топлива, исследовательского оборудования и запчастей для механизмов. Модель космической логистики предполагает наличие «перевалочных пунктов» на Земле, Луне, Марсе и на стационарных орбитах вокруг них, а также определенных точек в пространстве, где гравитация одного космического тела компенсирует гравитацию другого. Такая
логистика будет построена на тех же принципах, что и земная, однако при этом необходимо учитывать, что из-за объективных причин задержки между доставкой грузов могут составлять до девяти месяцев.
Развитие логистики в космической отрасли в будущем поможет сократить как финансовые ресурсы, так и время на подготовку и запуск кораблей (URL: http://science.compulenta.ru/).
Логистика также может использоваться при расчете орбит движения спутников и объектов двойного назначения. К примеру, китайская спутниковая навигационная система «Бэйдоу» по состоянию на август 2010 г. включала в себя 5 спутников, расположенных на геостационарной орбите, и обеспечивала определение географических координат в Китае и на соседних территориях. Планируется, что на орбиту будет выведено 30 спутников, сама система заработает уже в 2012 г., а на полную мощность выйдет к 2020 г. Для расчета эффективной работы системы планируется создать специальную логистическую программу.
Таким образом, космическая логистика является одним из самых перспективных направлений логистики. Развитие таких видов транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный и надводный, уже прошло апогей своего развития. В то же время космос - очень молодая и малоисследованная область, за которой будущее не только логистики, но и человечества в целом.
Библиографическая ссылка
1. Китаева Е., Хрылова Т. Ничто не заменит людям космос // Деловой Петербург. 2007. № 62. С. 12-13.