Решетневские чтения
нованное формирование и эффективный контроль сбытовой деятельности, оптимизация процедур планирования продаж, контроль за выполнением планов сбыта и за потребителями позволяют значительно усовершенствовать сбытовую деятельность предприятий ОПК в условиях ужесточающейся конкуренции.
Библиографическая ссылка
1. Ерыгин Ю. В., Лобков К. Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск 2004.
E. V. Belyakova, N. E. Gilts Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
MONITORING FEATURES OF OIC ENTERPRISES' MARKETING ACTIVITY
The urgency of monitoring tools improvement for defence industry complex enterprises' marketing activity is shown.
© Белякова Е. В., Гильц Н. Е., 2010
УДК 658
А. С. Бутусин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГИСТИКИ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Показана роль космических технологий в развитии логистики, а также рассмотрены возможности использования логистики в космосе.
Несмотря на полвека активного развития логистики в хозяйственной деятельности, сфера ее применения продолжает расширяться. В настоящее время рождается еще одно направление - космическая логистика.
Современная логистика была бы немыслима без достижений ученых в космосе. Ярким примером тому может служить широко используемая спутниковая система слежения за движением грузов ГЛОНАСС, с помощью которой и владелец груза, и транспортная компания всегда имеют необходимую информацию. Не менее важны навигационная система GPS и мобильная связь. Космонавтика открыла новую эру и в области пассажирских перевозок. Конечно, речь о регулярных рейсах куда бы то ни было сегодня не идет, однако растущее число космических туристов наводит на мысль о том, что, возможно, рано или поздно и это станет достижимым [1].
Вместе с тем логистика сама влияет на развитие и изучение космоса. Ученые Массачусетского технологического института при содействии коллег из Лаборатории реактивного движения NASA разработали программное обеспечение SpaceNet, моделирующее цепочки снабжения лунной базы, которую США собираются построить к 2020 г. Программное обеспечение позволяет рассчитать маршруты доставки на Луну кислорода, пищи, топлива, исследовательского оборудования и запчастей для механизмов. Модель космической логистики предполагает наличие «перевалочных пунктов» на Земле, Луне, Марсе и на стационарных орбитах вокруг них, а также определенных точек в пространстве, где гравитация одного космического тела компенсирует гравитацию другого. Такая
логистика будет построена на тех же принципах, что и земная, однако при этом необходимо учитывать, что из-за объективных причин задержки между доставкой грузов могут составлять до девяти месяцев.
Развитие логистики в космической отрасли в будущем поможет сократить как финансовые ресурсы, так и время на подготовку и запуск кораблей (URL: http://science.compulenta.ru/).
Логистика также может использоваться при расчете орбит движения спутников и объектов двойного назначения. К примеру, китайская спутниковая навигационная система «Бэйдоу» по состоянию на август 2010 г. включала в себя 5 спутников, расположенных на геостационарной орбите, и обеспечивала определение географических координат в Китае и на соседних территориях. Планируется, что на орбиту будет выведено 30 спутников, сама система заработает уже в 2012 г., а на полную мощность выйдет к 2020 г. Для расчета эффективной работы системы планируется создать специальную логистическую программу.
Таким образом, космическая логистика является одним из самых перспективных направлений логистики. Развитие таких видов транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный и надводный, уже прошло апогей своего развития. В то же время космос - очень молодая и малоисследованная область, за которой будущее не только логистики, но и человечества в целом.
Библиографическая ссылка
1. Китаева Е., Хрылова Т. Ничто не заменит людям космос // Деловой Петербург. 2007. № 62. С. 12-13.
Логистика в аэрокосмической отрасли
A. S. Butusin
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk OPPORTUNITIES OF LOGISTICS IN SPACE BRANCH
The role of space technologies in development of logistics is shown, and the opportunities of logistics use in space are considered.
© EyrycHH A. C., 2010
УДК 339.543
Ю. В. Кипчук, И. В. Полухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ВЛИЯНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА ЭКСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ (ТОВАРНАЯ ПОЗИЦИЯ 4403 ТНВЭД ТС)
Дана краткая характеристика места Красноярского края на международном рынке по вывозу необработанной древесины; приведены конкурентные преимущества перед другими экспортерами данной продукции; представлены основные направления деятельности, а также динамика экспорта пиловочника по различным периодам времени (в денежном и натуральном выражении); проведен анализ зависимости объемов экспорта лесопродукции товарной позиции 4403 ТНВЭД ТС от размера ставки вывозной таможенной пошлины.
Красноярский край является крупнейшим лесным регионом Российской Федерации. Текущие лесные запасы края оцениваются в 7,8 млрд м3 (9,4 % от общероссийских запасов и 2,5 % от мировых). Расчетная лесосека по рубкам главного пользования составляет 59,7 млн м3, в том числе в лесах Министерства природных ресурсов России 55,2 млн м3, из них по хвойному хозяйству 33,1 млн м3.
В 2002-2004 гг. общий объем рубок по главному пользованию составлял около 9 млн м3, или 15 %, в том числе по хвойному хозяйству 24 %. Таким образом, в Красноярском крае имеется значительный резерв по использованию лесных ресурсов.
Помимо больших запасов леса Красноярский край обладает рядом других преимуществ по сравнению с другими регионами Сибири и Дальнего Востока: Иркутской, Читинской, Хабаровской областями, Республикой Саха (Якутия), Республикой Бурятией и Приморским краем:
- в Красноярском крае, в отличие от других регионов, имеется достаточное количество свободных сырьевых ресурсов;
- конкуренция среди лесных компаний края за ресурсы ниже, чем в других регионах;
- качество древесины в Красноярском крае приблизительно соответствует качеству древесины в Иркутской области и значительно лучше, чем у Читинской области, Хабаровского края, Республики Бурятии и Приморского края.
Экспорт круглого леса из края ведется по четырем основным направлениям: в Китай - 50 %; Японию - 39 %; Корею - 6 %; Турцию - 5 %.
Лес является одной из основных статей российского экспорта в Китай, наряду с нефтью, газом, рыбой. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по объему экспорта в Китай не только по пиловочнику, но и по пиломатериалам. А учитывая устойчивую экономическую обстановку в Китае, многие специалисты прогнозируют, что спрос на пиловочник из России будет стабильным, так как Россия является наиболее близким и доступным источником качественной хвойной древесины для китайской экономики.
Одним из факторов, существенно влияющих на объем и вид экспортируемой лесопродукции, является ставка таможенной пошлины. Для стимулирования внутреннего рынка к переработке сырьевых ресурсов Правительство РФ издало Постановление № 795 от 23.12.2006 г., в котором было предусмотрено постепенное повышение экспортных пошлин на круглый пиловочник, но в связи с мировым экономическим кризисом действие этого постановления приостановлено Постановлением № 1071 от 23.12.2009 г. В связи с этим были установлены следующие ставки вывозных таможенных пошлин в отношении необработанных лесоматериалов (товарная позиция 4403 ТНВЭД ТС): с 1 января 2010 г. эта ставка составляет 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3 (см. таблицу), а с 1 января 2011 г. она увеличится до 80 % от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за 1 м3.
Проведя анализ таблицы, можно отметить, что объем экспорта круглого леса обратно пропорционален ставке таможенной пошлины (рост ставки таможенной пошлины сопровождает снижение объемов экспорта). Это подтверждается таможенной статистикой Федеральной таможенной службы России.